Урок в музее на тему:"Творчество Ю.В. Жадовской в литературном процессе XIX века." 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Меньшикова Марина Леонидовна

Цель: духовное и нравственное воспитание у учащихся любви к Костромской земле на материале лирических произведений Юлии Жадовской.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с жизнью костромской поэтессы Юлии Жадовской; формировать интерес к литературе родного края, к творчеству поэтессы

Воспитательные:

воспитывать любовь к Родине, родному краю

Развивающие:

отрабатывать навыки анализа лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения стихотворения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

8

ФИО учителя

Меньшикова Марина Леонидовна

Тема

Творчество Ю.В. Жадовской в литературном процессе XIX века.

«…Я в мире промелькну падучею звездой,

Которую, поверь, не многие заметят»

Цель

Духовное и нравственное воспитание у учащихся любви к Костромской земле на материале лирических произведений Юлии Жадовской.

Задачи

Образовательные:

познакомить с жизнью костромской поэтессы Юлии Жадовской; формировать интерес к литературе родного края, к творчеству поэтессы

Воспитательные:

воспитывать любовь к Родине, родному краю

Развивающие:

отрабатывать навыки анализа лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения стихотворения

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Ресурсное обеспечение

Произведения Ю.В. Жадовской «Ранним утром», «Нет никогда поклонничеством низким…», «Я, всё ещё его, безумная люблю» А.С. Даргомыжского, «Молитва».

Фонозапись романса «Я, всё ещё его, безумная люблю» А.С. Даргомыжского, «Молитва»

Экспонаты Буйского краеведческого музея имени Тамары Васильевны Ольховик.

Ноутбук учителя


Организационная структура урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы обучения/

технология обучения/

формы организации деятельности учащихся

Этап

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок

Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок

Словесные

коллективная

Этап

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала

Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока

Дети, сегодня у нас не простой обычный урок литературы, а урок в Буйском краеведческом музее имени Тамары Васильевны Ольховик.

Все в этом мире преходяще…

Людскою памятью согрета,

Витает среди нас звенящая,

Бессмертная душа поэта.

В душистых зарослях сиреневых

Живут божественные строки,

На костромской земле взлелеяны,

В раздолье русском их истоки.

Любовью чистой, восхитительной,

Простою красотой неброской

Они нежны и удивительны –

Творенья Юлии Жадовской.

Пусть время мчится быстротечное,

Жизнь суетна и бестолкова.

Не проходящее только вечное,

Рождённое душою слово.

(Памяти Ю. Жадовской И. Скородумова)

Как большие реки иссякают без лесных родничков и мелких речек, так и большая литература не может существовать без писателей скромного литературного дарования. В плеяде одарённых писателей и поэтов середины 19 столетия есть свой голос и у костромской поэтессы Юлии Валериановны Жадовской. Её творчество - скромный полевой цветок Костромского края. Буй- Кострома - Ярославль-Кострома - Буй - такова нехитрая «география» жизненных странствий поэтессы.

И сегодня мы приоткроем самые интересные страницы её биографии и познакомимся с её творчеством.

Слушают

Этап

Усвоение новых знаний

Анализ стихотворения

Новые знания

Знакомство с биографией и творчеством Юлии Жадовской

Природа в стихах Ю.В. Жадовской проникнута метким лирическим чувством грусти. К природе поэтесса обращается со своими думами, с ней делится своими горестями. С задушевностью, искренностью рисовала она в своих стихотворениях картины нашей северной природы, которую самозабвенно любила.

Послушаем стихотворение «Ранним утром» в исполнении …

Учитель раздаёт детям тексты стихотворения «Ранним утром»

- О каком времени суток идёт речь в этом стихотворении?

- Как поэтесса рисует утро?

Какие образы утра она создаёт?

- Где она это видит?

- Только ли на небо смотрит человек?

- А что там?

- А где находится человек?

- Какие звуки слышит наша героиня?

- А если пофантазировать, то какие ещё можно звуки услышать?

- Каким одним словом объединяются слова: волна, Волга, луна, пароход? (найти в тексте)

- А какая она Родина? (см. в тексте)

- Чем поэтесса связана с Родиной (см. в тексте)

- Что в стихотворении сказано о сердце? Что с ним происходит?

Сердце слышит. Как называется этот приём в литературе?

- Как между собой называются слова: Родина, родную?

Как вы понимание выражение жизни глубина?

- Почему в стихотворении используется многоточие?

- А почему же не хочется писать?

- Чем полна душа человека?

Вывод: стихотворение о природе, Родине, чувствах, мыслях.

Долго залечивалась огромная душевная рана Юлии. Ее переживания нашли широкое отражение в лирическом цикле о любви.

Стихотворения «Ты скоро меня позабудешь», «Я, все еще его, безумная, люблю» обращены к Перевлесскому. Они положены на музыку нашими известными композиторами: Михаилом Ивановичем Глинкой и Александром Сергеевичем Даргомыжским и стали известными романсами. Послушаем романс «Я, всё ещё его, безумная люблю» А.С. Даргомыжского.

В 1846 г. Юлия Валериановна решилась на издание первого сборника своих стихотворений. Этот сборник явился итогом первого этапа творчества поэтессы. Поэтесса, сама пережившая за свою жизнь много потрясений и душевных страданий, не роптала на свою судьбу, а с особым сочувствием, милосердием откликалась на чужую скорбь и помогала людям своими делами, своим творчеством, своей молитвой. Среди философских размышлений,раздумий о смене поколений, стихов о природе и любви есть и религиозные стихи. Послушаем одно из них.

В 1858 году выходит второй сборник стихов Жадовской. Под влиянием поэзии Некрасова в творчестве Жадовской начинают звучать ноты протеста против социальной несправедливости. С большой сердечностью  поэтесса  писала о бедности и нужде  народа. Поэтессу всегда тянуло к людям, думавшим о народном благе и стремившимся послужить народу верой и правдой.

Послушаем в исполнении …… стихотворение «Нет никогда поклонничествомнизким…»

Ученик рассказывает биографию Жадовской, используя экспонаты музея, остальные слушают

Родилась Юлия Валериановна (портрет) 29 июня (11 июля) 1824 г. в селе Субботино, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье, принадлежащей древнему дворянскому роду.

Отец Валериан НикандровичЖадовский (фото)- воспитанник Морского кадетского корпуса, служил на флоте. А затем, выйдя в отставку, был сначала чиновником особых поручений при Ярославском губернаторе, потом председателем Ярославской гражданской палаты.

Мать, Александра Ивановна Готовцева, воспитанница Смольного института, показала блестящие успехи и была записана на почётной доске.

Судьба жестоко отнеслась к Юлии Валериановне ёщё до её появления на свет. Девочка родилась с серьёзными физическими недостатками: без левой руки и лишь с тремя пальцами на правой. Мать мужественно перенесла беду и отдавала дочери лучшие силы души. Но жизнь Юлии складывалась по пословице: «Горе по горю, беды по бедам». Не успев окрепнуть, девочка лишилась матери, скончавшейся в возрасте 22 лет от скоротечной чахотки. Александра Ивановна (фото) сама привезла дочь  на воспитание к матери в усадьбу Панфилово Буйского уезда Костромской губернии и спустя несколько месяцев умерла.

У бабушки была хорошая библиотека, и Юлия очень рано научилась читать. Детство сыграло большую роль в жизни поэтессы, так как после бабушкиных сказок  у неё появилась потребность  сочинять. Детские годы Юлии Валериановны прошли в деревенской тиши, в просторах буйских полей. Буйские впечатления потом будут питать лучшие страницы поэзии  Жадовской.

Ученица читает наизусть стихотворение «Ранним утром»

Отворить окно; уж солнце всходит,

И, бледнея, кроется луна,

И шумящий пароход отходит,

И сверкает быстрая волна...

Волга так раскинулась широко,

И такой кругом могучий жизни хор,

Силу родины так чувствуешь глубоко;

В безграничности теряется мой взор.

Сердце будто весть родную слышит, -

В ней такая жизни глубина...

Оттого перо лениво пишет -

Оттого, что так душа полна.

Выполняют анализ стихотворения «Ранним утром»

Ответы детей

Ученик продолжает знакомить учащихся с биографией Жадовской

Когда девочке исполнилось 8 лет, бабушка, несмотря на свою привязанность к внучке, решила расстаться с ней и увезла на обучение в Кострому к своей дочери, Анне Ивановне Корниловой-Готовцевой.

Анна Ивановна Готовцева была довольно известной в то время провинциальной писательницей. Она деятельно принялась за образование своей племянницы. Обладая незаурядными педагогическими способностями, она сама преподавала ей языки, географию, историю. Именно в Костроме появились первые литературные опыты Жадовской.

Затем Юлию отдали учиться в частный Костромской пансион для дочерей дворян. Никто из преподавателей не понял, что девочка никогда нигде не училась систематически, она показалась всем знающим ребенком. Но учение там было недолгим. В 1840 г. она вернулась в Ярославль к отцу, который решил дать ей хорошее домашнее образование.

Для продолжения образования дочери он пригласил молодого учителя Ярославской гимназии Петра МироновичаПеревлесского, который сразу же обнаружил и попытался развить в своей воспитаннице очевидные задатки художественного таланта. В течение трёх лет он посещает в роли учителя дом Жадовских. Дружба молодых людей незаметно для них самих перерастает в сердечную привязанность.

Но когда вопрос встал о браке, отец Юлии, гордившийся своим древним дворянским происхождением, и слушать не захотел, чтоб его дочь стала женой сына рязанского дьячка. У Юлии не хватило сил противостоять воле отца. Вскоре Перевлесский уехал из Ярославля навсегда.

Слушают романс

«Я, всё ещё его, безумная люблю» А.С. Даргомыжского.

Ученик продолжает свой рассказ:

В трудные годы личных несчастий и неудач Юлия Валериановна делает ещё одну попытку зацепиться за жизнь. В 19 лет она берёт на воспитание свою восьмилетнюю двоюродную сестру, которая осталась сиротой. «Юлия Валериановна  посвятила мне всю свою жизнь, заменила мне мать», - вспоминала Настасья Петровна Фёдорова(фото). В воспитании девочки она проявила блестящие педагогические и артистические способности.

Слушают «Молитва»

Чтение ученицей стихотворения «Нет никогда поклонничествомнизким…»

Нет, никогда поклонничеством низким

Я покровительства и славы не куплю,

И лести я не дальним и не близким

Из уст моих постыдно не пролью.

Пред тем, что я всегда глубоко презирала,

Пред чем, порой, дрожат достойные, - увы! -

Пред знатью гордою, пред роскошью нахала

Я не склоню свободной головы.

Пройду своим путём, хоть горестно, но честно

Любя свою страну, любя родной народ!

И, может быть, к моей могиле неизвестной

Бедняк иль друг со вздохом подойдет.

На то, что скажет он, на то, о чем помыслит,

Я, верно, отзовусь бессмертною душой ...

Нет, верьте, лживый свет не знает и не мыслит,

Какое счастье быть всегда самим собой!

Ученица продолжает рассказ оЮ. Жадовской

С 1862 г. Жадовская отказывается от литературной деятельности: она выходит замуж за пожилого доктора К.Б.Севена, овдовевшего и оставшегося с большой семьей, и всецело отдается воспитанию детей. С этого времени она полностью посвящает себя мужу и разбитому параличом отцу.

Пять лет самоотверженно ухаживает она за ним.превыше всех горестных обид ставит Юлия Валериановна высокое чувство долга, святое чувство дочерней любви.

После смерти отца в 1870 году Юлия Валериановна с мужем переезжает в Буй, а затем в 1873 году она осуществляет свою давнюю мечту – приобретает небольшую усадьбу Толстиково,(фото) что недалеко от города.

Ученик продолжает рассказ о  Ю.Жадовской.

Последние годы жизни  поэтессы подробно описаны в воспоминаниях её воспитанницы, двоюродной сестры Настасьи  Петровны  Фёдоровой. Остаток дней своих Жадовская провела в заботах о хозяйстве, в занятиях цветоводством. В 1881 году она потеряла мужа, которого нежно любила. Потеря эта ещё больше подорвала её слабое здоровье.

В 1883 году после тяжёлой болезни Юлия Валериановна ушла из жизни. Похоронена она рядом с мужем в приходе Воскресенье Буйского уезда, Костромской области. Церемония погребения происходила в деревенской церкви, без лавровых венков, но гроб Юлии Валериановны был покрыт живыми цветами, а вокруг лились непритворные слёзы родных, друзей, простого народа.

Этап

Рефлексия деятельности (итог урока)

Нельзя сказать, что творчество Юлии Валериановны Жадовской было ровным. Были у нее и подъёмы, и спады. Её муза, простая и скромная, была правдивой и искренней. Да и сама Жадовская никогда не пыталась преувеличивать значения своего таланта. Она признавалась:

«Я в мире промелькну падучею звездой,

Которую, поверь, немногие заметят…»

Итак, сегодня на уроке мы многое узнали, но многое нам предстоит узнать ещё. Давайте подведем итоги. У каждого из вас есть цветные карточки. С их помощью покажите  чувства, ощущения, которые вы испытали во время урока: красная – узнал много нового, чувствую себя хорошо; зелёная – узнал много нового, но к поэзии равнодушен, нейтрально; серый – эта тема мне неинтересна, дискомфортно.

А теперь расскажите, насколько урок был полезным для вас. Выберите одну из записанных на карточках фразу и закончите её.

  •  сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

В заключение нашего урока мне хотелось бы поблагодарить всех за активную работу, все были большие молодцы.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ю.В. Жадовской наизусть (на выбор).

Оценивают свою деятельнось

Отвечают на вопросы

Контроля и самоконтроля


Список использованной литературы:

  • Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с. (В помощь школьному учителю). ISBN 978-5-408-00634-2

  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. С приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А.Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.: ил. – (Школа России). – ISB 978-5-09-0246583.N

  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь в 2-х ч. Ч. 2 М.»Просвещение» 2011

  • А.А.ПлешаковН.Н.ГараЗ.Д.Назарова Окружающий мир. Тесты. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.»Просвещение» 2013.

  • Электронное приложение к учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...

Особенности литературного процесса рубежа веков.

Цель.Дать учащимся общее представление о своеобразии литературного процесса на рубеже веков....

Урок в музее по теме "Архитектурная школа Древней Руси"

1)Презентация "Архитектурная школа Древней Руси":https://yadi.sk/i/ouabcLYErSfbg2)Рабочий листок по теме "Архитектурная школа Древней Руси"https://yadi.sk/i/4G6pUKKrrEcnG3)Методическая разработка урок...

Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.

Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе;         2) способствовать развитию мысл...

Фрагмент урока немецкого языка по теме Творчество И.В. Гёте

Фрагмент урока демонстрирует метапредметные связи на уроках немецкого языка в 9 классе.Путешествие в мир немецкой классической литературы...