Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.
план-конспект по русскому языку на тему
Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе;
2) способствовать развитию мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
3) формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.
Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.
Эпиграф: … И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе;
2) способствовать развитию мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
3) формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.
Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).
Ход урока
- Организационный момент: оформление рабочей карты урока.
- Мотивация учебной деятельности:
- объявление темы урока (слайд 1);
- анализ эпиграфа (слайд 2);
- создание проблемной ситуации (слайд 3):
Почему поэма «Цыганы» является не только переходным периодом в творчестве А.С.Пушкина, но и началом новой эпохи в русской литературе?
- постановка цели (слайды 4, 5);
- актуализация: основные черты романтизма как художественного метода
- Все ли готовы к изучению нового материала? (заполнение первой графы рабочей карты)
- Объяснение нового материала
- Кризис романтического мировоззрения (сообщение ученика, слайд 6).
Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. В эпилоге к поэме «Руслан и Людмила» он писал:
На крыльях вымысла носимый,
Ум улетал за край земной;
И между тем грозы незримой
Сбиралась туча надо мной!..
6 мая 1820 года за вольнолюбивые стихи Пушкина отправляют в ссылку, в южные губернии под начало генерала Инзова.
Путешествие увлекло поэта. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. Этот период жизни нашел отражение в поэмах «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник».
В 1824 году Пушкин был принужден покинуть южные края. В ответ на просьбу об отставке он получил высочайшее повеление отправиться в свое имение Михайловское и оставаться там безвыездно.
Поэму «Цыганы» Пушкин пишет в Михайловском в 1824 году. Это был эпилог его южной ссылки, завершение его романтического цикла, прощание с молодостью и первое слово новой, зрелой и суровой поры.
А.С.Пушкин в эту пору переживает сильнейший кризис романтического мировоззрения: он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.
Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению):
- «Сеятель»;
- «Демон»;
- «Разговор книгопродавца с поэтом».
ВЫВОД: Пушкин переживает кризис романтического мировоззрения.
- Анализ поэмы «Цыганы» (слайд 7):
А) черты романтизма в поэме (обсуждение в группе)
ВЫВОД: несмотря на кризис, поэма имеет романтическую окраску (экзотическое место действия, пейзаж и т.д.)
Б) герои поэмы (групповая работа)
В) идейное содержание поэмы
ВЫВОД: Критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.
- Оценка поэмы в русской критике (слайд 8)
Первые сто стихов поэмы были напечатаны в «Полярной звезде» у Рылеева и Бестужева в 1825 году. «Песня цыганки» с нотами появилась в «Московском телеграфе». А вся поэма оставалась в рукописи до 1827 года. Почему? Потому что она встретила холодный прием у романтиков, которые видели, что Пушкин уходит от них на какие-то другие дороги.
Поэма в целом вызывала возражения не только у Вяземского, принявшего на себя роль истолкователя тайн романтической поэзии, но и у Рылеева, который считал, что «характер Алеко несколько унижен».
«Рылеев негодовал, зачем Алеко водит медведя и еще собирает деньги с глазеющей публики. Вяземский повторил то же замечание», — пишет Пушкин.
И лишь в «Московском телеграфе», где поэму Пушкина называли «повестью», все же признавали, что это, «без сомнения, лучшее создание Пушкина, по крайней мере, из напечатанного».
Странно, что именно с поэмы «Цыганы», которая впоследствии вызывала такое пристальное внимание Льва Толстого и Достоевского, которая стала началом новой эпохи в русской поэзии, начинается охлаждение к Пушкину со стороны современной ему критики.
- Значение поэмы в развитии русской литературы XIX века (слайд 9).
(ответ на проблемный вопрос, проверка, заполнение рабочей карты).
Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
- Итоги урока (слайд 10, 11):
А) тестирование;
Б) выставление оценки за работу на уроке (таблица);
В) рефлексия (самооценка по критериям).
- Домашнее задание (слайд 12):
Р: работа над ошибками (по тесту)
К: найти цитаты в произведениях А.С.Пушкина, подтверждающие кризис романтического мировоззрения
П: написать рассуждение о том, как кризис романтического мировоззрения отразился в творчестве Пушкина и в русской литературе XIX века.
Список использованных источников
Lib.Ru/Классика: Пушкин Александр Сергеевич: Сочинения
Критика / Пушкин А.С. / Разное / Сочинения Александра Пушкина
- Литература: Справ.шк./Науч. Разработка и сост. Н.Г.Быковой; Науч. Ред. В.Я.Линков. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО «АСТ», Центр гуманитар, наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1995. – С. 530-532
- Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина, - М.: РОСТ, 1999. – С. 89-107
- Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы. Сказки. Драматические произведения. – Иваново: Фирма «Фора», 1995. – С. 70-89
- Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества - Л.: Дет. Лит., , 1990. – С. 109-147
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дружба и любовь в творчестве А.С.Пушкина ( сценарий литературно-музыкального вечера)
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого творчеству А.С.Пушкина. Проводился в 10 классе школы-интерната 5 вида после изучения лирики поэта. В сценарии использованы стихотворения А.С.Пушк...
Особенности литературного процесса рубежа веков.
Цель.Дать учащимся общее представление о своеобразии литературного процесса на рубеже веков....
Тема свободы, воли и рока в поэме «Цыганы» А. С. Пушкина
Урок русской литературы...
Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап.
Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап....
Урок в музее на тему:"Творчество Ю.В. Жадовской в литературном процессе XIX века." 8 класс
Цель: духовное и нравственное воспитание у учащихся любви к Костромской земле на материале лирических произведений Юлии Жадовской.Задачи:Образовательные:познакомить с жизнью костромской поэтессы Юлии ...
План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения....
Тема: «Поэма «Цыганы». Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы».
Цель урока: показать мастерство А.С.Пушкина в изображении характера цыган...