Особенности литературного процесса рубежа веков.
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс) по теме
Цель.
Дать учащимся общее представление о своеобразии литературного процесса на рубеже веков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модифицированная программа по литературе 10 класс | 130 КБ |
Тематическое планирование по литературе 10 класс | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Томская область
Кожевниковский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
«Утверждаю»
Директор МОУ КСОШ №1
__________/Костырева Л.А./
Приказ №__от «__»_____2008 г.
Модифицированная программа.
ЛИТЕРАТУРА.
10 класс.
Составитель: Безвинная Татьяна Александровна,
учитель русского языка
и литературы.
КОЖЕВНИКОВО- 2008
Пояснительная записка.
Введение
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности, в целом программа ориентированна на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5 – 9 классы и 10 – 11 классы)., что предусматривается Законом об образовании. За основу взят государственный стандарт среднего (полного) общего образования по и программа А.Г. Кутузова. Под редакцией А.Г. Кутузова Е.С. Романичевой.
Под литературным образованием подразумевается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, культурно-языковое явление, эстетическое преображение реальности.
Необходимость разработки программы связана с внедрением компетентностного подхода в образовательный процесс.
Актуальность программы объясняется необходимостью обновления содержания образования согласно процессам модернизации образования. Новизна программы заключается в том, что в ней изменено содержание образования: учащиеся в процессе освоения учебного материала создают и защищают учебные проекты, работают в творческих группах. Кроме того, предметом модификации являются средства, способы, формы, методики реализации цели и задач программы.
Цель программы: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова через организацию исследовательской работы на уроках и в процессе подготовки к урокам.
Задачи:
1. Сформировать навыки проведения учебного исследования
2. Сформировать представления о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни наци и народа.
3. Осмыслить литературу как особую форму освоения культурной традиции.
4. Сформировать систему гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства.
5. Формировать эстетический вкус как ориентир самостоятельной читательской деятельности.
6. Формировать эмоциональную культуру личности и социально-значимого отношения к миру, искусству.
7. Формировать развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речи.
8. Формировать основные эстетические и теоретико-литературные понятия как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Темы, предложенные программой, не соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника. «Очарованный странник “ Лескова заменён на «Леди Макбет Мценского уезда» так как стандартом это разрешено, а для изучения темы власти денег, греха и покаяния, веры и безверия данное произведение в контексте изучения «Грозы» Островского является яркой иллюстрацией. Изучение творчества А. Островского и Н. Лескова перенесено в первое полугодие после изучения творчества И Гончарова. Таким образом, знакомя обучающихся с купеческой средой, разрушением патриархального быта и появлением новых отношений, основанных на власти денег, введено изучение творчества Салтыкова-Щедрина, без которого невозможно полное представление о литературе XIX века, предусмотренное стандартом. Изучение творчества К. Толстого, предусмотренное стандартом отдаётся на самостоятельную работу. Изучение романа Чернышевского «Что делать?» стандартом не предусмотрено. Изучение творчества А.Чехова перенесено из 11 класса в 10. Так, заканчивая курс 10 класса изучением произведений Чехова, чьё творчество предшествовало переходной эпохе и пришлось на время общественно-политических изменений начавшихся в России на рубеже веков, происходит подготовка обучающихся к дальнейшему самостоятельному восприятию произведений за курс 11 класса (чтение на лето).
Содержание программы.
Теоретический раздел.
Особое место в программе уделяется теории литературы и литературному процессу. Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. 10-11 класс – литературный процесс.
Критический пафос литературы, художественные поиски положительной философии жизни, жизнеутверждающих идеалов. Утопические представления об идеальных путях развития общества и личности, утверждение абсолютных духовных ценностей. философские и нравственные искания, воссоздание национального характера. Художественный психологизм и проблема самосознания личности.
Стилевые процессы русской литературы ХIХ века. Своеобразие русского сентиментализма, приоритет чувства. Наследование идей просвещения. Стилистическая экспрессия в обрисовке персонажей, интерес к экстремальной ситуации готического романа.
Сентиментализм и романтизм. Истоки русского романтизма, его национальное своеобразие, ориентация на фольклор. Критическое отношение к эстетическим принципам просветительского классицизма. «Романтика и метафизика», «Русских ночей» В. Ф. Одоевского, философско-эстетическая идея всеобщего единства. и космическая символика. Философско-музыкальное единство трех композиционных слоев романа. Романтический универсализм Одоевского. Тема сопряженности духа микрокосма (человека) с землей и небом макрокосма. Иррационалистическое обоснование проблемы сущности художественного творчества.
Вопрос о народности художественного творчества. Романтизм и проблема народности. Художественно-эстетические идеи как органическая часть духовной культуры и структуры самосознания народа (творчество Веневитинова).
Пропаганда идеи гражданского служения искусства. В. К. Кюхельбекер о подражательности в литературе (статья О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие). Жанр высокого и героического как отражение идеи гражданского служения (творчество К. Ф. Рылеева и А. А. Бестужева).
Н. М. Карамзин.
Литературная и теоретическая деятельность. Призыв отвлечься от несправедливостей общественного бытия и обратиться к созерцанию гармонии Вселенной. Сенсуализм и рационализм. Отказ от жанровой иерархии классицизма. Камерный характер первых поэтических опытов. «Бедная Лиза» художественное воплощение «естественного человека. Антитеза: цивилизация и патриархальные устои. Жанр исповеди. Авторское присутствие в повествовании. Образ рассказчика, чувствительного просвещенного человека. Усиление социальной проблематики конфликта между воображением и реальностью. Обращение к отдаленной эпохе — поиск гармонии, временная дистанция, призванная снять трагическое противоречие между вымыслом и ре «Письма русского путешественника». Проблема взаимоотношения литературы и жизни. Создание устойчивого культурного образа русского путешественника. Вопрос о соотношении России и Запада. Связь с традицией древнерусской литературы. Прием имитации писем частного лица. Автор и чувствительный путешественник.
«История государства Российского» (избранные главы «Предания веков»). Размышления о возможности единения творческой фантазии художника и аналитической мысли историка статья «О случаях и характерах в Российской истории», которые могут быть предметом художеств. Синтез двух повествовательных принципов: летописного, предполагающего на явность и простодушие в описании, и исторического, комментирующего взгляд на историческое событие. Отказ от стилизации при пересказе летописей. Историзм художественного мышления автора. Психологическая мотивированность действий исторических персонажей.
Русский романтизм
Истоки русского романтизма, его национальное своеобразие, ориентация на фольклор. Сентиментализм и романтизм. Эстетическая полемика по проблемам романтизма.
Романтическая личность. Художественный мир романтического произведения, концепция двуединого мира и ее воплощение, принципы типизации и способ разрешения романтического конфликта, романтическая ирония. Система романтических жанров. Течения в русском романтизме.
В. А. Жуковский
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Иррациональный характер романтического мышления. Соотношение лирического и эпического начал. Романтическая мотивировка фантастических событий. Стилистический колорит пейзажных описаний. Особенности использования народнопоэтической и разговорной лексики.
Художественный мир русской романтической поэзии.
Оригинальность и самобытность русской романтической поэзии, основные течения. «Созерцательный романтизм» К, Ф. Батюшкова и В. А. Жуковского, глубина проблематики и гуманистический пафос творчества, Разработка жанров баллады, послания и элегии,
Гражданское течение романтизма (декабристская поэзия К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского). Героический пафос и патриотические идеи.
Традиции классицизма в романтическом произведении. «Философское течение русского романтизма, Разработка жанра элегии в творчестве Е. А. Баратынского,
Д. В. Веневитинова, А. А. Дельвига.
И. А. Крылов.
Выбор жанра басни и проблема народности. Басня как художественный аналог «мнения народного». Скептическое отношение к попыткам революционного переустройства мира. Своеобразие языка басен, торжество стихии просторечных выражений, Нравственно-психологическая дифференциация речи басенных персонажей,
А. С. Грибоедов
Художественный мир комедии «Горе от ума». 4 Горе от ума и комедии Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста. Основная проблематика комедии. Чацкий: проповедь личной и общественной независимости. Барская Москва. Безумие Чацкого в контексте идеологической борьбы эпохи. Чацкий и образ странного человека в русской литературе. Софья как отражение морали фамусовской среды и жертва собственных заблуждений. Чацкий и Молчалин: образное постижение двух перспектив русских героев. Стилевые особенности комедии: романтический пафос монологов Чацкого, тема одиночества («Чайльд Гарольд» Байрона, «Кавказский пленник» Пушкина и Чацкий), Ослабление причинно-следственных отношений в комедии классицизма. Своеобразие компози-
ции: две сюжетные линии. Проповедническая функция главного героя как отражение эстетики классицизма и Просвещения.
Творчество А. С. Грибоедова в восприятии читателей разных эпох.
А. С. Пушкин. «Письмо...».
И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
К. А. Полевой. «Горе от ума». Сочинение А. С. Грибоедова» .
А. С. Пушкин
«Евгений Онегин». Роман в стихах и традиции романтической поэмы и прозаического романа. Сочетание событийной открытости и композиционной завершенности. Принцип симметрии. Пересечение многообразных точек зрения как основа построения сюжета. Характер взаимоотношений главных героев как модель основных исторических и национальных коллизий русского общества. Татьяна — воплощение авторского идеала. Онегин как образ, связанный с современностью и способный трансформироваться в последующих исторических эпохах (Онегин — Рудин — Обломов). Соотношение сюжета-автора и сюжета-героя. Функция открытого финала. Создание принципов новой эстетики, объединение высокой и низкой лексики, вариативность речи. Система ассоциаций, реминисценций и цитат. Авторское тематическое интонирование и ирония.
Творчество Пушкина в восприятии читателей разных эпох.
В. Г. Белинский. Сочинения А. С. Пушкина.
А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».
Н. В. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность».
В. О. Ключевский. «Евгений Онегин и его предки».
Ф. М. Достоевский. «Пушкин». Очерк (произнесено 8 июня 1880 г.).
Художественный мир А. С. Пушкина.
Русская поэтическая традиция и лирика Пушкина. Опыты синтеза художественных систем. Влияние Жуковского и Батюшкова. «Воспоминания о Царском Селе» . Следование традициям исторических элегий Батюшкова и одической поэзии Державина. Личные интонации в гражданственно-патриотической поэзии «Ариона».
Связь с декабристским движением. Поиски новых художественных решений в сфере политической лирики. Ода «Вольность», «Деревня». Переосмысление классического жанра элегии, объединение высокого пафоса с интимными интонациями «К Чаадаеву». Поэтическое слово Пушкина как самовыражение и самопознание. «К морю». Философское осмысление темы свободы.
М. Ю. Лермонтов.
Художественный мир М. Ю. Лермонтова.
Общая характеристика творчества. Типологическая общность поэзии Лермонтова с русским романтизмом (трагические мотивы лирики Баратынского). Ораторский характер лирики (восклицания, риторические вопросы, торжественность интонаций). Совмещение конкретно-социального и обобщенно-философского. Биографизм любовной лирики, портретность стихотворений, посвященных женщинам, обобщающее нравственное значение интимного чувства.
«Герой нашего времени»
Отказ от традиционного повествования романного типа; объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Нарушение хронологической последовательности изложения. Композиция как средство устранения дистанции между героем и читателем. Отказ от моралистического осуждения и оправдания героя. Рефлектирующее сознание Печорина, скептицизм и самоанализ. Система «двойников» как основной принцип построения системы образов романа, роль этого принципа в создании типического «портрета поколения».
Творчество Лермонтова в восприятии читателей разных эпох.
В. Г. Белинский. Стихотворения М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова.
В. О. Ключевский. «Грусть» (памяти М. Ю, Лермонтова, умер 15 июля 1841 г.).
д. С. Мережковский. М. Ю. Лермонтов — поэт сверхчеловечества.
Н. В. Гоголь.
Художественный мир писателя.
«Мертвые души».
История создания и эволюция замысла поэмы. Ориентация Гоголя на архитектонику «Божественной комедии» Данте. Проблема жанра: роман и меньший род эпопеи (Гоголь о повествовательных жанрах в «Учебной книге словесности...»). Композиция поэмы. Образ дороги. Лирические отступления. Способы создания характеров в поэме. Своеобразие типизации. Сатирическое изображение мира «Мертвых душ». Смысл названия. Плюшкин и Чичиков — идейная установка Гоголя как эволюцию героев от первого ко второму тому. Неоднозначная трактовка темы народа,
Творчество Гоголя в восприятии читателей разных эпох.
Литературная и общественно-политическая борьба вокруг творчества.
В. Г. Белинский. «Мертвые души Н. В. Гоголя». Письмо Гоголю.
К. С.Аксаков. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души».
В. В. Розанов. О Гоголе (Приложение двух этюдов),
Художественный мир русской литературы 40—50-х годов.
Новые литературные направления
Романтическая литература.
Мир духовных переживаний личности, 4вечные вопросы жизни и смерти, восприятие природы в романтической лирике А. С. Хомякова, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского. Своеобразие отражения русской истории в стихах и балладах А. К. Толстого.
Натуральная школа.
40—50-е годы — время новой волны в русском реализме. Гоголь и натуральная школа, формирование нового направления в литературе. Альманах «Физиология Петербурга» и его участники.
Эстетическая полемика по проблемам художественного творчества.
Формирование русской литературной критики. Литературно-критическая деятельность Белинского. Эстетическая полемика. Проблемы искусства для искусства. Идейное и творческое размежевание в русской критике. Революционно-демократическая критика 50—60-х годов. Критика и публицистика славянофилов. Эстетическая критика в России середины ХIХ века.
Религиозные искания русских писателей
Русские писатели и православие.
И. А. Гончаров
Художественный мир писателя
Общая характеристика творчества.
«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» как своеобразная трилогия о судьбах родины и русского человека.
«Обломов».
Место романа в трилогии писателя. Функция экспозиции. Художественное время и пространство в романе. Обломов и Захар — удвоение темы духовного омертвения. Принцип сюжетной антитезы (Обломов — Штольц, Обломов — Ольга). Переосмысление проблемы любви в романе. Образ Ольги Ильинской как воплощение авторской точки зрения на проблему женской эмансипации. Символика в произведении. Авторский приговор идеалам Обломова. Русское прочтение классического конфликта сон — смерть. Наследование Гончаровым повествовательной манеры Пушкина и Лермонтова. Объективность повествовательной манеры Гончарова. Монографический характер повествования. Разностильность частей. Материализация психологического состояния героев. Функция пейзажа. Авторский лиризм.
Творчество И. А. Гончарова в восприятии читателей разных эпох.
Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»
Д. И. Писарев. «Обломов». Роман Гончарова.
А. В. Дружинин. «Обломов». Роман И. А. Гончарова.
В. О. Ключевский. Мысли о русских писателях. И. А. Гончаров.
А. Н. Островский
Художественный мир писателя.
Театр Островского. Комедии и водевили. Островский и традиции русской классической драматургии. Природа комического. Становление метода и стиля комедиографа.
Особенности типизации, нарицательность образов, мастерство драматически напряженной композиции, живописность языка. Отказ от традиционного обозначения жанров пьес: картины из московской жизни, сцены из жизни захолустья — предмет изображения не история одного героя, а эпизод жизни целой социальной среды («Без вины виноватые», «На всякого мудреца довольно простоты»).
«Гроза».
Смысл названия (символико-мифологический подтекст), диалектика соотношений «дома» — «город в композиции произведения». Прием антитезы (Катерина — Кабаниха, Кулигин — Дикой). Поругание красоты, порабощение мысли. Оценка события с точки зрения на- родных представлений о нравственности. Социально-этическая, дифференциация персонажей.
«Бесприданница»
Драматическое столкновение романтического отношения к жизни с прагматической философией. Типологическая общность характеров Катерины («Гроза») и Ларисы («Бесприданница» ). Символика имени.
Творчество А. Н. Островского в восприятия читателей разных эпох.
Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»,
Д. И. Писарев. «Мотивы русской драмы».
А. А. Григорьев. «После «Грозы» Островского».
А. В.Дружинин. «Гроза» Островского».
Н. С. Лесков.
Художественный мир писателя.
Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа. Н. С. Лесков и православие.
«Леди Макбет Мценского уезда»
Русский национальный характер в произведениях Лескова. Образ греха, свободы, веры,
И. С. Тургенев.
Художественный мир писателя.
Особенности реализма писателя. Эстетические и этические позиции И. С. Тургенева, его участие в журнальной полемике.
«Отцы и дети».
Споры о путях спасения России. Смысл названия романа. Полемический пафос произведения. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Идейно-эстетическая позиция автора. Своеобразие композиции и функция природы в романе. Эстетизация пейзажа. Прозаизация стиля. Следование пушкинской традиции. Романтический субъективизм. Портретные характеристики персонажей.
Творчество И. С. Тургенева в восприятии читателей разных эпох.
Д. И. Писарев. «Базаров».
Н. Н. Страхов. «Отцы и дети».И. С. Тургенев.
М. А. Антонович. Асмодей нашего времени.
Художественный мир русской поэзии ХIХ века.
А. А. Фет.
Полемика Фета с «гражданской поэзией». Игнорирование истории, погруженность в природу. Поэзия как выражение красоты и идеала («Шепот, робкое дыханье», «В лунном сиянии»). Космизм поэзии, мотив взаимоотражения неба и земли («Какое счастье и ночь, и мы одни…»). Создание символической картины живого единства мира. Тяготение к романсу («Н а заре ты ее не буди...»). Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике Фета. Идея непреходящей значимости искусства («Венера Милосская»).
Ф. И. Тютчев.
Пушкинские темы в поэзии Тютчева: неприятие пушкинского отрицания, восхищение поэтическим гением предшественника («2 9 - е января 1837»). Философское откровение как поэтическая формула («Видение»). Идея постижения божества в момент его разрушения («Я лютеран люблю богослуженье...»). Антитеза поэта-созерцателя и романтического бунтаря («Лебедь»). Космическая тема, восходящая к натурфилософам любомудрам («Не то, что мните вы, природа...»). Любовь и мотивы разрушения целостности личности («Silenium»). Драматизм конфликтов любви и гибельность страстей («О, как убийственно мы любим»). Гипертрофия собственного я. Нарушение гармонии между лирическим героем и природой («Наш век», «Певучесть есть в морских волнах...»). Преодоление трагического миросозерцания, мотив воскрешения («Умом Россию не понять…»).
Н. А. Некрасов
Соотношение гражданственности и искусства («Поэт и гражданин»). Гимны русской революционной молодежи («Памяти Добролюбова», «Современники») — поэтизация жертвенности. Поэтические декларации Некрасова («Элегия», «Поэту», «Памяти Шиллера»), драматизация гражданской позиции. Полемика с фетовской радостью страдания. Гиперболизм и обличительно-сатирические тенденции в «Песне Еремушке». Формы народного мышления и элементы народнопоэтической стилистики («Коробейники», «Кому па Руси жить хорошо»).
«Кому па Руси жить хорошо».
Использование предметно-наглядных эпитетов, органичное сочетание фольклорно-сказочных сюжетов с реалистическими образами, сказовый стиль, фольклорная безусловность. Проблема счастья и её разрешение.
Творчество поэтов середины века в восприятии современников.
А. В. ,Цружинин. «Стихотворения Н. Некрасова. Москва, 1856».
И, С. Аксаков. «Федор Иванович Тютчев».
М. Е.Салтыков-Щедрин.
Обличение самодурства, произвола, обывательщины. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина. Ирония, сатира, гротеск.
«История одного города». Смысл названия, споры о жанровой природе произведения, трактовки финала. Образы градоначальника.
Ф. М. Достоевский.
Художественный мир писателя.
Особенности творческой манеры писателя. Достоевский и христианство.
«Преступление и наказание».
Русская действительность в художественном мире романа. Нравственно-философская проблематика. Утверждение самоценности человеческой личности. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова, Трагические противоречия характера главного героя. Преступления и наказания в романе. Аллегорическая функция снов (сны Раскольникова, Свидригайлова). Идейные и психологические двойники Раскольникова. Этико-эстетический идеал Достоевского (образ Сони). Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Петербург Достоевского — город униженных и оскорбленных. Символическая структура романа.
Творчество Ф. М. Достоевского в восприятия читателей разных эпох.
Д. И. Писарев. «Погибшие и погибающие».
Н. А. Добролюбов. «Забитые люди».
В. В. Розанов. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария.
Л. Н. Толстой
Художественный мир писателя
Своеобразие творческой манеры. Религиозно-нравственные испытания.
«Война и мир»
Особенности художественной структуры романа. Жанровая специфика. Философско-художественная интерпретация вечных проблем. Символическое значение понятий «война» и «мир». Внутренние пробуждения героев и объективный результат их поступков. Поиски «мира и своего места в мире Андрея Волконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Толстовский идеал семьи. Идея целительной силы «общей жизни «. Значение образа Платона Каратаева. Выход за пределы обособленного бытия — «мысль народная«. Образы героев, бедных человеческим содержанием (Элен, Анатоль, Берг, Шерер). Утверждения Толстого о фатальном законе, определяющем судьбы людей и народов. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона. Толстовский закон «текучести« человека. «диалектика души« и проблема свободной воли в романе.
Творчество Л. Н. Толстого в восприятия читателей разных эпох.
Д. И. Писарев. «Старое барство».
П. В. Анненков. «Исторические и эстетические вопросы в романе графа Л. Н. Толстого «Война и мир».
Н. В. Шелгунов. «Философия застоя».
Н. Н. Страхов. «Война и мир» Л. Н. Толстого (две статьи).
А.П. Чехов.
Жанровое своеобразие прозы Чехова. Трансформация традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Толстый и тонкий», «Попрыгунья», «Смерть чиновника»). Тема разрушающих личность социальных условностей и предрассудков, мотив «узнавания» и «прозрения» («Учитель словесности»). Проблема человеческого счастья («Ионыч», «Душечка»). Композиция и образная структура рассказов, сочетание реального и художественно-обобщённого. Идея всеобщей любви («Степь»). Вопрос о назначении человека и общественные иллюзии («Дом с мезонином», «Дама с собачкой»). Трагизм социального бытия («Палата №6»).Поэтизация творчества и утверждение красоты человеческих отношений («Моя жизнь», «Красавицы»).
Художественное исследование духовного мира личности.
Чеховская деталь, формы выражения авторской позиции, сценический диалог, приём пародирования. Принцип объективности письма, лиризм и экспрессивность – средства их создания.
Русский театр Чехова. Новаторство чеховской драматургии. «Децентрализация» системы персонажей. Распределение действия на слабо связанные между собой эпизоды, «бессюжетность пьес», роль авторских ремарок, отсутствие борьбы-интриги. Символическая функция пейзажа. Время и пространство в пьесах. Своеобразие комедий и споры о жанровой природе драм писателя. Лиризм пьес.
«Три сестры». Жизненная драма трёх сестёр. Образ Москвы как синоним семейного счастья. Функция пейзажа и символика детали. Противоестественность господствующей моральной нормы (Солёный, Чебыкин). Торжествующая пошлость (Наташа). Тема ожидания счастья (Ирина – Тузенбах).
«Вишнёвый сад». Своеобразие жанра. Драматическая направленность внутреннего действия. Лирико-психологический подтекст. Своеобразие чеховской драматургической условности. Интерпретация разрушения «дворянских гнёзд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Функция символики. Образ сада. Трагизм социального бытия и поэтизация творческого труда. «Случайные герои» в «случайной» жизни. Глубокий смысл малозначительных эпизодов и реплик.
Практический раздел.
Практическая направленность в 10 – 11 классах изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.
Виды практической деятельности:
- Проблемно-реферативные творческие работы;
- Экспериментальные творческие работы;
- Натуралистические и описательные творческие работы;
- Исследовательские творческие работы.
Формы, методы, способы и средства реализации программы.
Формы проведения уроков:
- игры,
- экскурсии,
- конкурсы,
- викторины,
- турниры,
- фестивали,
- семинары и т.п.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- индивидуально-групповая работа;
- работа по звеньям;
- представление докладов;
- презентация результатов проектной деятельности 9исследовательской деятельности);
- проектные режимы индивидуальной и групповой работы,
- индивидуальные консультации,
- составление индивидуальных учебных планов,
Методы:
- Словесные.
- Наглядные.
- Практические.
- Репродуктивные.
- Частично-поисковые.
- Исследовательские.
- Проектные.
- Игровые.
- Проблемно-эвристические
Формы диагностики уровня знаний, умений, навыков:
- тестирование;
- защита творческих работ;
- защита учебных проектов.
Особенности работы учителя на уроках литературы разных типов.
В 10 классе учащиеся приступают к изучению историко-литературного курса. Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в проведении уроков-лекций. Лекция - это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам. Для качественной лекции необходимы:
- индивидуальность и глубокие знания лектора, умение нести четко организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;
- строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;
- живой литературный слог, свободное владение устной речью, т. к. лекция - это не диктант.
Школьная лекция по литературе отличается от вузовской, т.к. психологически даже старшие школьники не готовы слушать лекцию в течение целого урока. Поэтому после 30 - 35 минут лекции необходима перемена деятельности. Лекционный материал может сопровождаться показом видеофильмов, слайдов, презентаций, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п. Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с материалами лекции. Заранее планируются сообщения учащихся по индивидуальным заданиям, а в течение лекции целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов или проблемных эпиграфов.
При подготовке семинарских занятий важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания.
На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведения для текстуального изучения на уроке-практикуме не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения будет находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент должен быть сделан на выявление поэтики текста, определение специфики его художественной формы, жанра, стиля.
При изучении лирики - и на особенности ритма, рифм, слов в субъективно-авторском значении, строфику, условность описаний, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте.
При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке будут звучать цитаты, детали, авторские оценки. Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации.
Методическое обеспечение.
1.Как войти в мир литературы. 10 класс А.Г. Кутузов М., «Дрофа» 2006г.
2. Е. А. Кудимова. Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова часть 1,2. 10 класс. И. «Учитель» 2008 г.
3. Л.Н. Селинская. Поурочное планирование по литературе к учебнику «В мире литературы». 10 класс. И. «Экзамен» 2006 г.
4 .Н.Н. Оглоблина. Тесты по литературе 5- 11 кл. М., «Олимп». 2003г
5.Научно - методический журнал «Литература в школе». Под ред. Н.Л.Крупина. 2003-2007гг.
6. Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». Под ред. Н.Л.Крупина. 2003 – 2007гг.
7. Поурочные разработки по русской литературе 10 кл. 2 части И.В Золотарева, М.,
«ВАКО» 2007г.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10 класса.
Учащиеся должны знать:
- основные положения критических статей,
- характерные особенности второго периода русского освободительного движения, отражённые в литературе;
- важнейшие биографические сведения о писателях и поэтах;
- тексты художественных произведений;
- конкретно – историческое и общечеловеческое значение характеров главных действующих лиц изученных произведений;
- характерные особенности индивидуального стиля писателя;
- мировое значение русской классической литературы;
- существенные признаки литературных понятий.
Учащиеся должны уметь:
- определять идейно – художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно – выразительных средств языка в их единстве;
- выявлять авторское отношение к героям и событиям произведения и обосновывать свою оценку прочитанного произведения;
- выяснять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе изученных произведений);
- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть;
- составлять план, тезисы, конспект, литературно-критических и публицистических статей, лекций учителя;
- готовить доклад или реферат на литературную тему ( по нескольким источникам);
- пользоваться различными типами справочной литературы (словари, энциклопедические справочники, библиографические указатели).
Учащиеся должны владеть:
- навыками монологической и диалогической речи;
- навыками создания устных и письменных сочинений, разных по объёму, характеру, жанру.
Учащиеся должны иметь представление:
- о реферативных, проектных и исследовательских методах работы по изучению литературных произведений.
Программа может быть реализована в общеобразовательных классах.
Сроки реализации: 15 часов в год, 3 часа в неделю.
Логически данная дисциплина связана с изучением русского языка, МХК, истории.
Предварительный просмотр:
МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Костырева Л.А.
«_____»__________200__г.
Календарно-тематический план работы преподавателя
На I, II, III, IV четверти 2008/2009 учебного года.
Класс 10 Профиль общеобразовательный
Наименование дисциплины литература
Преподаватель Безвинная Татьяна Александровна
фамилия, имя, отчество
Количество часов по учебному плану группы (нагрузки) 105_____
Составлен в соответствии с примерной программой для средних общеобразовательных учреждений
Рассмотрен на заседании НМС________________________________________________________________
Протокол №_______ от «______»___________________200__г.
Руководитель НМС _________________________Адаменко О.А.
№ п/п | наименование разделов и тем | время | количество часов | вид занятия | средства обучения | внеаудиторная самостоятельная работа | ||
всего | В т.ч. практических (развитие речи) | Самостоятельные, Контрольные работы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I. | Введение. | 2 | ||||||
1. | Введение. Художественный мир и его творцы. | 1 | Урок - лекция с элементами беседы. | ИКТ | ||||
2. | Русская литература 18 века. Классицизм, романтизм, сентиментализм. | 1 | Исследование. | ИКТ | ||||
II. | Повторение. | 15 | ||||||
1. | Н.М. Карамзин. Литературная и творческая деятельность. | 1 | Урок-портрет. | ИКТ | ||||
2-3. | В.А. Жуковский.Герои и сюжеты баллады «Светлана». Романтизм. Художественный мир поэзии. | 2 | Урок-анализ | ИКТ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4. | Реализм как литературное направление. | 1 | Лекция. | ИКТ | Устное сообщение по писателям и поэтам начала 19в. | |||
5. | Жанр басни в творчестве И.А. Крылова-реалиста. | 1 | Исследование. | ИКТ | ||||
6. | А. Грибоедов и его комедия «Горе от ума». | 1 | Комплексное применение знаний и действий | ИКТ | ||||
7. | Система персонажей комедии. | 1 | Урок-портрет. | ИКТ | ||||
8. | А. Пушкин: личность и судьба. | 1 | Урок-очерк. | ИКТ | ||||
9. | События, которые изменили Онегина. Онегин и Татьяна. | 1 | Комплексное применение знаний и действий | ИКТ | ||||
10. | Мотивы лирики Лермонтова. | 1 | Комплексное применение знаний и действий | |||||
11. | Эпический идеал поэта. В чём суть конфликта романа. Кто такой Печорин? | 1 | Комплексное применение знаний и действий | х/ф «Герой нашего времени». | ||||
12. | Н.Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» | 1 | Лекция. | |||||
13. | История афёры Чичикова. | 1 | Эвристическая беседа. | х/ф «Мёртвые души». | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
14-15. | Сочинение по произведениям А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя. | 2 | Развитие речи. Текущий контроль | |||||
III. | И.А. Гончаров | 6 | ||||||
1-2. | Гончаров. Жизнь и творчество. Секреты понимания И.А. Гончарова. Читая первую часть романа «Обломов» Гончарова. | 2 | Изучение нового материала | ИКТ | ||||
3-4. | В каждом из нас сидит Обломов. Сон Обломова. | 2 | Комплексное применение знаний и действий | х/ф «Один день из жизни Обломова». | ||||
5. | Кто разбудит Обломова? | 1 | Урок-анализ | |||||
6. | Испытание любовью: Обломов и Ольга Ильинская | 1 | Коррекция знаний и способов действий | Домашнее сочинение по произведению Гончарова «Обломов» | ||||
IV. | А.Н. Островский | 6 | ||||||
1. | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. | 1 | Лекция | ИКТ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2. | Смысл названия. Символика в пьесе. Образ города Калинова. | 1 | Урок-анализ | Аудиозапись. ИКТ | ||||
3. | Семейный и социальный конфликт в драме. | 1 | Исследование | х/ф «Гроза» ИКТ | ||||
4. | Тема греха и покаяния. Современная их интерпретация. | 1 | Эвристическая беседа | х/ф «Гроза» ИКТ | ||||
5. | Кто виноват в гибели Катерины?". Творческий урок по пьесе А.Н. Островского "Гроза" | 1 | Ролевая игра | ИКТ х/ф «Гроза» | ||||
6. | Изображение мира лжи и чистогана в драме А.Н. Островского «Бесприданница». | 1 | Исследование | ИКТ х/ «Жестокий романс». Аудиозапись. | «Система персонажей в пьесе островского «Беспреданница» | |||
V. | Н.С.Лесков | 5 | ||||||
1. | Жизнь и творчество Н.С. Лескова. | 1 | Изучение нового материала. | ИКТ | «Иван Флягин - один из правдоискателей земли русской. (По произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник»)» | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2-3. | Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Загадка женской души. Две Катерины. | 2 | Урок-анализ | ИКТ х/ф «Леди Макбет Мценского уезда» | ||||
4-5. | Сочинение по произведениям А.Н. Островского, Н.С.Лескова. | 2 | Развитие речи, контроль | |||||
VI. | И.С.Тургенев | 8 | ||||||
1. | И.С.Тургенев. этапы биографии. Творчес кая история романа «Отцы и дети». | 1 | Урок-портрет. | х/ф «Отцы и дети» | ||||
2. | Взаимоотношения Базарова и П.П. Кирсанова. гл.5-11 | 1 | Анализ текста | х /ф «Отцы и дети» ИКТ | ||||
3. | Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой. | 1 | Урок диспут | |||||
4. | Базаров и родители. | 1 | Анализ текста | ИКТ | ||||
5-6. | Базаров-нигилист Базаров перед лицом смерти. | 2 | Урок новых знаний, исследование. | х /ф «Отцы и дети» ИКТ | ||||
7-8. | Сочинение по творчеству И.С.Тургенева | 2 | Развития речи. Текущий контроль | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
VII. | Ф.И.Тютчев | 3 | ||||||
1. | Ф.И. Тютчев. Основные темы и идеи творчества. Лирика природы, России | 1 | Урок-очерк | ИКТ | А.К. Толстой Три произведения по выбору. (обзор) | |||
2. | Любовная лирика Ф. Тютчева. | 1 | Урок-анализ лирических произведений | ИКТ Аудиозапись | ||||
3. | Анализ лирического произведения ( по выбору учащихся) | 1 | Текущий контроль | |||||
VIII. | А.А.Фет | 3 | ||||||
1. | А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы творчества А. Фета. | 1 | Урок-портрет | ИКТ | ||||
2. | «Культ мгновения» в творчестве поэта, поэтичность любовной лирики А.Фета. | 1 | Исследование | |||||
3. | Письменная работа по творчеству А.А.Фета. | 1 | Текущий контроль | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
IX. | Н.А.Некрасов | 6 | ||||||
1. | Этапы жизни и творчества поэта-гражданина. Основные мотивы лирики Некрасова. | 1 | Урок-очерк | ИКТ Аудиозапись. | Творчество поэтов в восприятии современников. | |||
2. | Гражданские мотивы в некрасовской лирике | 1 | Анализ поэтических произведений | ИКТ | ||||
3. | «Кому на Руси жить хорошо». Представители помещичьей Руси в поэме . | 1 | Лекция Комментированное чтение | ИКТ | ||||
4-5. | Стихия народной жизни и ее яркие представители. (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский). Образ Гриши Добросклонова | 2 | Урок анализа глав | |||||
6. | Контрольный тест. | 1 | ||||||
X. | М.Е. Салтыков-Щедрин | 3 | ||||||
1. | Салтыков –Щедрин и его творчество. «История одного города». | 1 | Урок-презентация | ИКТ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2-3. | Обличение самодурства, обывательщины. Современное звучание произведений. Ирония, сатира, гротеск. Образы градоначальника. | 1 | 1 | Эвристическая беседа. Творческий практикум. | ИКТ | Анализ сказки через опорный конспект. | ||
XI | Ф.М. Достоевский | 11 | ||||||
1. | Встреча с Достоевским, мыслителем, художником и человеком | 1 | Урок-портрет | ИКТ | ||||
2. | "Всё сердце моё с кровью положится в этот роман". (История создания романа "Преступление и наказание".) Анализ содержания I,II глав | 1 | Эвристическая беседа с анализом глав. | ИКТ х/ф «Преступление и наказание» | ||||
3. | Петербург Достоевского. I часть романа. | 1 | Заочная экскурсия. | ИКТ | ||||
4. | Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова. | 1 | Исследование художественно го текста. | ИКТ х/ф «Преступление и наказание» | ||||
5. | Крушение теории Раскольникова | 1 | Урок- размышление. | ИКТ | ||||
6-7. | Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" | 2 | Комплексное применение знаний и действий | ИКТ х/ф «Преступление и наказание» | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
8-9. | Родион Раскольников и «сильные мира сего» | 2 | Комплексное применение знаний и действий | ИКТ х/ф «Преступление и наказание» | ||||
10-11. | Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского | 2 | Развитие речи, контроль | |||||
XII. | Л. Н. Толстой | 20 | ||||||
1. | "Толстой - это целый мир". (М. Горький.) Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. Духовные искания писателя | 1 | Лекция. | ИКТ | Новаторство Толстого в изображении войны (реферат) | |||
2. | Правда войны". (Изображение войны, героизма русских солдат и офицеров в "Севастопольских рассказах") | 1 | . | . | Эвристическая беседа | ИКТ | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
3. | Трагедия семьи Карениных (Урок - обзор по роману Толстого | 1 | Урок-обзор. | ИКТ | ||||
4. | . "Я старался писать историю народа". (История создания романа | 1 | Урок – зашита проекта | ИКТ | Проектная работа. | |||
5. | "Вечер Анны Павловны был пущен". (Великосветское общество в "Войне и мире".) Анализ сцен из I и II ч. 1 тома | 1 | . | Анализ текста | ИКТ х/ф «Война и мир» | |||
6. | "История семейств". (Усвоение содержание 1 тома.) | 1 | Комплексное применение знаний и действий | ИКТ х/ф «Война и мир» | ||||
7. | .Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений | 1 | . | Исследование | ИКТ х/ф «Война и мир» | |||
8-9. | Усвоение содержания II тома "Войны и мира" | 1 | . | . Анализ художественного текста | ИКТ х/ф «Война и мир» | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10-11. | Война - "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". Обзор содержания III тома | 2 | . | . | Обзор с элементами исследования | ИКТ х/ф «Война и мир» | Натуралистические и описательные творческие работы. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Опорный конспект. | |
12-13. | "Дубина народной войны поднялась со всею своей грозною... силой". Л. Толстой (Партизанская война. Платон Каратаев и Т. Щербатый) | 1 | . | 1 | Обзор с элементами исследования. Самостоятельная работа с текстом | ИКТ х/ф «Война и мир» | Опорный конспект «Дубина народной войны» | |
14. | Противопоставление: Кутузов - Наполеон | 1 | . | Урок-наблюдение | ИКТ х/ф «Война и мир» | |||
15-16. | Путь исканий главных героев Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов | 2 | . | Эвристическая беседа | ИКТ х/ф «Война и мир» | |||
17. | В чем истинная красота человека? (Наташа Ростова и княжна Марья) | 1 | Комплексное применение знаний и действий | ИКТ х/ф «Война и мир» | Таблица сравнения.»Женские образы» | |||
18. | Последняя встреча с героями Л. Н. Толстого. (Судьба героев в"эпилоге") | 1 | Семинар. | ИКТ х/ф «Война и мир» | ||||
19-20. | Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого. | 2 | Развитие речи. Текущий контроль. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
XIII. | А.П. Чехов | 7 | ||||||
1. | Тайна личности А. П. Чехова. "Его врагом была пошлость" | 1 | Проект. | |||||
2-3. | Путь от Старцева к Ионычу. (Чтение и анализ рассказа Чехова "Ионыч" ) | 1 | Исследование. | |||||
4. | Чеховский театр. «Три сестры». | 1 | . | Обзор | ||||
5. | "Пусть на сцене всё будет... как в жизни". А. П. Чехов "Вишнёвый сад". | 1 | . | Эвристическая беседа | ||||
6. | Вся Россия - наш сад!" Отношение к вишнёвому саду Раневской, Гаева, Лопахина, Пети Трофимова и Ани Раневской | 1 | Комплексное применение знаний и действий. | |||||
7. | Тест по творчеству А.П. Чехова. | 1 | Текущий контроль. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
XIV. | Зарубежная литература. | 3 | ||||||
1-3 | Читательская конференция по зарубежной литературе. О. Бальзак, Ги Мопассан, В.Гюго, Гёте. | 1 | 2 | Обзор. Читательская конференция | ||||
XV. | Заключительные уроки. | 3 | ||||||
1-2. | Итоговое сочинение за курс литературы 10 кл. | 2 | Развитие речи. Итоговый контроль | |||||
3. | Заключительный урок. | 2 | Конференция. |
Итого:____85_____ ауд часов, ____15_______развитияя речи, ___5____часов самостоятельной, контрольной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны
Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами)....
"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...
Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"
Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" ...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Урок в музее на тему:"Творчество Ю.В. Жадовской в литературном процессе XIX века." 8 класс
Цель: духовное и нравственное воспитание у учащихся любви к Костромской земле на материале лирических произведений Юлии Жадовской.Задачи:Образовательные:познакомить с жизнью костромской поэтессы Юлии ...
Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.
Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе; 2) способствовать развитию мысл...
Особенности литературного процесса второй половины XIX века
Урок работы с информационным текстом с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...