Урока эрзянского языка по теме "Творчество С. М. Люлякиной" (5 класс)
план-конспект урока (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»
Чамзинского района Республики Мордовия
Учитель: Вельдяскина Т. П.
5 класс
Тема урока «Творчество С. М. Люлякиной»
Цели:
1.систематизация и углубление знаний по теме;
2.создать условия для формирования УУД.
Задачи:
-учебные: совершенствование навыков чтения и монологической речи;
- развивающие: развитие умения логически выстраивать учебный материал,
-воспитательные: формирование навыков коллективной деятельности; уважительного отношения к традициям мордовского народа.
-личностные: развитие умения высказывать своё отношение
-познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; чтение произведений мордовских авторов;
-коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
- регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
- продолжить работу над составлением простых речевых фраз на эрзянском языке;
Тип урока: комбинированный,
Оборудование: эрзянско-русский словарь, учебник, презентация
Этапы урока | Ход урока Деятельность учителя | Деятельность обучающего |
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | 1. Перед началом урока контроль готовности кабинета, оборудования, наличие всего необходимого к уроку у учащихся, рассадка по группам . Слайд№ 1 . 2.Приветствие: - Шумбратадо, эйкакшт. Течи минек кедьсэ инжеть. Шумбракстнеде мартост.– Ушодтано минь урок? - Мон мизолдан тынянк, тынь мизолдадо монень. Арсян тенк паро важодема.- Классо кие дежурноесь? 3. Ютавтано кортамонь ливчакавтомка: (проводят ученики). - Кода лемезэ республиканть? –Зяро республикасо ошт? 3.Налксетяно налксемасо «Ош – веле». Апраксино,Алексеевка, Ардатов, Саранск, Мачкассы, Медаево, Инсар, Краснослободск, Альза, Киржеманы, Ковылкино, Торбеево, Б.Ремезёнки, Б.Маресево, Рузаевка. 4. Лецтясынек ютазенть. (работа у доски) -Какое задание можно выполнить , используя эти слова.. 5.Арседе валрисьметь кадовикс валтнэнь марто. | Ответы детей - Кода леметь? - Зяроце классо тонавтнят? – Зяро иеть? -Косо эрят? 7 ошт -озяз, пиже озяз, тынгай, ёвкс -куз, пиче, ёвтнема, килей . -сёрмадыця, верьгиз, ривезь, сярдо. |
3.Основная часть.
5.Проверка домашнего задания. | -Ёвтынк содавикс рузонь сёрмадыцятнень. -Ёвтынк содавикс мокшэрзянь сёрмадыцятнень . -Что объединяет их? Мордовские поэты и писатели писали и пишут красивые произведения. -Кодамо мазый эрзянь келесь. Сон прок чудикерькс чуди. Те кельсэнть кортнесть покштянок, бабанок. Те кельсэнть кортнетяно минь тынк марто. слайд №2 - Эрзянь кель, эрзянь кель. Ашо килей, чуди лей. Чольдердиця горнипов, Гайсэ морыця цёков. На эрзянском языке разговаривала и раскрывала свою душу эрзянская женщина – поэтесса, сказительница, композитор. -Догодались, о ком я говарю? Слайд №3 Уроконть темась «С.М. Люлякинань эрямозо ды сёрмадовксонзо» Слайд №4 -Давайте спланируем наш урок.- Какую цель поставим перед собой?А оценку нашей деятельности выразим через цвета светофора. Слайд №5 Со стихотворениями С.М.Люлякиной знакомились в начальных классах. Слайд №6 С.М . Люлякина родилась 29 июня 1922 года в селе Ягодное Похвистневского района Самарской области. В многодетной крестьянской семье. Девочка росла любознательной и озорной. Окончила начальные классы. На себя нечего было одеть, обуть, т.к. жили очень бедно. С 10 лет начала работать в колхозе Нужно было заботиться о младших братьях и сёстрах, а затем и о своих детях. Серафима Марковна вырастила 7- х, но был и 8 ребёнок, мальчик, которого в войну подбросили к ней на крыльцо мимо проходившие люди. Большое творческое влияние на Серафиму оказала её бабушка, прожившая 105 лет. От неё Люлякина переняла весь репертуар, умение петь и складывать песни. .Охотно участвовала в смотрах худож самодеятельности. Люлякина писала как на эрзянском, так и на русском языке. Писала стихи, сочиняла частушки, сказки, песни.1 сборник её произведений «Моронь гайть». Слайд №7. Сюда вошли её стихи и песни. Всего же сложено около 200 произведений. На прошлом уроке разделились на группы. Каждая получила задание: прочитать выр – но стих., озаглавить его и нарисовать к нему рисунок. ПОКАЖИТЕ ГОТОВНОСТЬ ГРУПП. Слайд №8 1 группа. - Нумолнэ, нумолнэ, Нурька пулыне, Кувака пильгине, Ашо Шубине. Ков, ашине, тон якить? - Якинь инжекс чеернень, Весе максынь пинемень. - Тонсь мезде кармат ярснеме? - Карман пойде порнеме. - Как озаглавили? - Догадались о чём стихотворение? 2 группа. Олда баба мольсь ульцява, Понгсь каршонзо цёрка – Слава. Сонзэ сисем иензэ, Снарты содамс виензэ: - Пек сизить, бабай, мон ванса, Максык канстонть, Кудос кандса. - Покш пасиба теть, ойминем, Покшсто каст,седей сяткинем. Паро ломань лиси эйстэть, Бути валот лиссть седейстэ. Учитель: Чему можно поучиться ? (ответ). 3 группа Апак учо ловось прась – Нумолкаесь абунгадсь: Эзь кенере шержевне Стамо оршамопельне. Мольсь оянстэнь – сеельнень: - Стак тень шуба теленень. Сеель кавто веть котьмась: Шубине нумолнень стась. 4 группа Вай, луга, луга! Пиже лугине Луганть куншкасо Касы килейне Аволь алкине Сон пек мазыйне. 5 группа Мон ды Шарик- ялгатано: Вейсэ вирев якатано, Вейсэ кундсетяно калт, Налксетяно- моли шалт. Сонзэ мартом он а пелян, Ков сы мелем –тов эскелян. Пек вечкса эсень ялгинем, Крендель пулыне кискинем. 6 группа Собрались однажды дети, Оля вдруг спросила Петю: «Что красивее на свете?» «Всех красивее цветы . Возражать не станешь ты?- «Нет,- сказала тут Олеся,- Ничего нет краше леса». Миша молвил: «Я не скрою; Люблю небо голубое- Звёзды блещут сквозь века…» «Всех красивее река,- Откровенничал Лука. Не согласна с этим Маша: «Всех красивей мамы наши». - О чём беседуют дети? -Ребята, а кто автор этих замечательных стих- ий. |
о С.М. Люлякиной познакомиться с биографией и творчеством поэтессы, сказительницы. Карта Р М. . НУРЬКА ПУЛЫНЕ ЧЕВТЕ СЕДЕЙ Оят Ашо килей Монь ялгам Что красивее на свете? С. М . Люлякина |
6.Основная часть. 7. Закрепление. 8.Конец урока.
9.Домашнее задание. 10.Рефлексия. | Познакомимся ещё с одним стихотворением Серафимы Марковны. Работа с учебником. Слайд №9 Стр 30 упр 2. Зная название стихот – я, скажите о чём оно? Перевод на рус языке (слайд№ 10 -Работа в тетрадях. Выписать сущ –ые. В стих-ях изменить порядок слов, восстановить ритмический рисунок. (слайд№ 11,12) Умарина озавтынь, Сонзэ кандтнинь ведь валномс . Кандтнезь карминь сиземе. Сась пиземе идемень. -Закончите стих-ые строчки, вспомнив произведение и подобрав правильную рифму. (слайд№ 13) Нумолнэ, нумолнэ, Нурька пулыне, Кувака пильгине, Ашо шубине -Что общего в этих словах? Апак учо ловось прась- Нумолкаесь абунгадсь: Физкультминутка. Слайд №14 - Серафима Марковна писала не только замечательные стихи, но и песни и сама очень хорошо пела. Время было тяжёлое и прожила она не лёгкую жизнь .Послушайте песню в её исполнении. слайд № 15 (песня-голос.) -Любила детям загадывать загадки. Работа с учебником. Стр 31 . слайд № 16 групповая работа Она известна как поэтесса, сказительница. Кто такие «сказители»? В Древние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и рассказывали сказки и былины. Прочитайте как в словаре Ожигова толкуется это слово. Читать сказки С. М. Люлякиной."-Бедный зайчик заболел.», проанализировать и нарисовать к нему рисунок.слайд № 17 - Кому был посвящён урок? -Что делали для достижения поставленной цели в начале урока? -Подведём итоги. С.М. Люлякина прожила 71 год. Произведения её читали, читают, будут читать и звучать со сцены. А стих- ие «Моро эрзянь кельде»- Эрзянь кель,эрзянь кель –стало гимном эрзянского языка. -Ребята, а теперь попрошу вас выбрать цвета светофора: слайд № 18 2. Какого цвета больше ? .ОЦЕНКИ Вастомазонок. Уледе шумбрат. Слайд№18 | Записывают число, классную работу. - Отгадывают загадки.
ЛюлякинойС. М. Знакомились со сти-ми, песнями, загадками. Монень вечкевсть стихотворения Монень вечкевсть моронзо, . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок эрзянского языка в 3 классе по теме «Телень кеняркст» («Зимние забавы»)
Тема урока: «Телень кеняркст» («Зимние забавы»). Цели урока: 1. Обучение элементарной разговорной эрзянской речи....
Разработка урока эрзянского языка во 2 классе
Разработка урока эрзянского языка по теме "Весна" во 2 классе с русскоязычным составом учащихся...
Урок эрзянского языка во 2 классе
Урок эрзянского языка...
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс
Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...
Урок эрзянского языка по теме "Полезные продукты" (2 класс)
Конспект урока по эрзянскому языку во 2 классе...
Урок эрзянского языка по теме «Монь мастором» (6 класс)
Конспект урока+ презентация к уроку...
Урок эрзянского языка по теме "Зимние забавы" (5 класс)
Конспект урока+ презентация к уроку...