Урока эрзянского языка по теме "Творчество С. М. Люлякиной" (5 класс)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Вельдяскина Татьяна Петровна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tvorchestvo_s.m.lyulyakinoy.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2»

Чамзинского района Республики Мордовия

Учитель: Вельдяскина Т. П.

 5 класс

 Тема урока «Творчество   С. М. Люлякиной»

Цели: 

1.систематизация и углубление знаний по теме;

2.создать условия для формирования УУД.

Задачи:

-учебные: совершенствование навыков чтения и монологической речи;  

- развивающие: развитие умения логически выстраивать учебный материал,

-воспитательные: формирование навыков коллективной деятельности; уважительного  отношения к традициям  мордовского  народа.

-личностные: развитие  умения высказывать своё  отношение

-познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; чтение  произведений мордовских авторов;

-коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

- регулятивные: оценивать учебные  действия в  соответствии с  поставленными  задачами.

- продолжить работу над составлением простых речевых фраз на эрзянском языке;

Тип урока: комбинированный,

Оборудование: эрзянско-русский словарь,  учебник, презентация

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

1. Перед началом урока контроль готовности кабинета, оборудования, наличие всего необходимого к уроку у учащихся, рассадка по группам .       Слайд№ 1 . 

 2.Приветствие: - Шумбратадо, эйкакшт. Течи минек  кедьсэ инжеть. Шумбракстнеде мартост.– Ушодтано минь урок?  -  Мон мизолдан  тынянк, тынь мизолдадо монень. Арсян тенк  паро  важодема.- Классо  кие  дежурноесь?

3. Ютавтано  кортамонь ливчакавтомка:       (проводят  ученики).

- Кода лемезэ республиканть? –Зяро  республикасо  ошт?

3.Налксетяно налксемасо «Ош – веле». Апраксино,Алексеевка, Ардатов, Саранск, Мачкассы, Медаево, Инсар, Краснослободск, Альза, Киржеманы, Ковылкино, Торбеево, Б.Ремезёнки, Б.Маресево, Рузаевка.

4. Лецтясынек ютазенть.  (работа  у  доски)

-Какое задание можно выполнить , используя эти слова..

5.Арседе  валрисьметь  кадовикс валтнэнь марто.

Ответы  детей

- Кода  леметь?  - Зяроце классо тонавтнят? – Зяро иеть?  -Косо эрят?

7 ошт

-озяз, пиже  озяз, тынгай, ёвкс

-куз, пиче, ёвтнема, килей .

-сёрмадыця, верьгиз, ривезь, сярдо.

  1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи (проблемы). Определение темы, целей урока, плана.

                     3.Основная  часть.

         

5.Проверка      домашнего     задания.

-Ёвтынк содавикс рузонь   сёрмадыцятнень.

-Ёвтынк содавикс    мокшэрзянь  сёрмадыцятнень .

-Что объединяет их?

Мордовские поэты и писатели писали и пишут красивые произведения.

-Кодамо мазый эрзянь келесь. Сон прок  чудикерькс  чуди. Те кельсэнть кортнесть покштянок,  бабанок. Те  кельсэнть  кортнетяно минь тынк марто. слайд №2

- Эрзянь кель, эрзянь кель.

  Ашо килей, чуди лей.

  Чольдердиця горнипов,

   Гайсэ морыця цёков.

На эрзянском языке  разговаривала и раскрывала свою душу  эрзянская женщина – поэтесса, сказительница, композитор.

-Догодались, о ком я говарю?   Слайд №3

   Уроконть темась «С.М. Люлякинань эрямозо ды   сёрмадовксонзо» Слайд №4

-Давайте спланируем наш урок.- Какую  цель  поставим  перед  собой?А оценку  нашей  деятельности  выразим  через цвета  светофора. Слайд №5

Со стихотворениями С.М.Люлякиной  знакомились  в начальных классах. Слайд №6

С.М . Люлякина родилась  29 июня 1922 года в селе Ягодное  Похвистневского района  Самарской области. В многодетной крестьянской семье. Девочка росла любознательной и  озорной. Окончила начальные классы. На себя нечего было одеть, обуть, т.к.  жили очень бедно. С 10 лет начала работать в колхозе Нужно было заботиться о младших  братьях и сёстрах, а затем и о своих детях. Серафима  Марковна вырастила 7- х, но был и 8 ребёнок, мальчик, которого в войну подбросили к ней на крыльцо мимо проходившие люди.  Большое творческое влияние  на Серафиму оказала её бабушка, прожившая 105 лет. От неё Люлякина  переняла весь репертуар, умение петь и складывать песни. .Охотно участвовала  в смотрах худож самодеятельности.

Люлякина писала как на  эрзянском, так  и на русском языке. Писала стихи, сочиняла частушки, сказки, песни.1 сборник её произведений «Моронь гайть». Слайд №7. Сюда вошли  её стихи и песни.  Всего же сложено  около 200 произведений.

 На прошлом уроке  разделились на группы.  Каждая  получила задание: прочитать выр – но стих.,  озаглавить его и  нарисовать к  нему рисунок.

ПОКАЖИТЕ  ГОТОВНОСТЬ  ГРУПП.   Слайд №8

1 группа.

- Нумолнэ, нумолнэ,

Нурька пулыне,

Кувака пильгине,

Ашо Шубине.

Ков, ашине, тон якить?

- Якинь инжекс чеернень,

Весе максынь пинемень.

- Тонсь мезде кармат ярснеме?

- Карман пойде порнеме.

  - Как озаглавили?

- Догадались о чём стихотворение?

 2 группа.

Олда баба мольсь ульцява,

Понгсь каршонзо цёрка – Слава.

Сонзэ сисем иензэ,

Снарты содамс виензэ:

- Пек сизить, бабай, мон ванса,

Максык канстонть,

Кудос кандса.

- Покш пасиба теть, ойминем,

Покшсто каст,седей сяткинем.

Паро ломань лиси эйстэть,

Бути валот лиссть седейстэ.

Учитель: Чему можно поучиться ? (ответ).

3 группа

Апак учо ловось прась –

Нумолкаесь абунгадсь:

Эзь кенере шержевне

Стамо оршамопельне.

Мольсь оянстэнь – сеельнень:

- Стак тень шуба теленень.

Сеель кавто веть котьмась:

Шубине нумолнень стась.

4 группа

 Вай, луга, луга!

Пиже лугине

Луганть куншкасо

Касы килейне

Аволь алкине

Сон пек мазыйне.

5 группа

Мон  ды  Шарик- ялгатано:

Вейсэ вирев якатано,

Вейсэ  кундсетяно калт,

Налксетяно- моли шалт.

Сонзэ мартом он а пелян,

Ков сы мелем –тов эскелян.

Пек вечкса эсень ялгинем,

Крендель пулыне кискинем.

6 группа

 Собрались однажды дети,

Оля вдруг спросила Петю:

«Что красивее на свете?»

«Всех красивее цветы .  Возражать не станешь ты?-

«Нет,- сказала тут Олеся,- Ничего нет краше леса».

Миша молвил: «Я не скрою;

Люблю небо голубое-

Звёзды блещут сквозь века…»

«Всех красивее река,-

Откровенничал Лука.

Не согласна с этим Маша:

«Всех красивей мамы наши».

- О чём беседуют дети?    

-Ребята, а кто автор этих замечательных стих- ий.

     

о С.М. Люлякиной

познакомиться с биографией и творчеством поэтессы, сказительницы.

Карта Р М.

.      

НУРЬКА ПУЛЫНЕ

ЧЕВТЕ СЕДЕЙ

Оят

Ашо килей

Монь ялгам

Что красивее на свете?

С. М . Люлякина

6.Основная  часть.

 7. Закрепление.

8.Конец урока.

 

         9.Домашнее        задание.

            10.Рефлексия.

   Познакомимся ещё с одним стихотворением Серафимы Марковны.

Работа  с учебником.  Слайд №9

Стр 30 упр 2. Зная название стихот – я, скажите о чём оно?

Перевод на рус языке (слайд№ 10

-Работа в тетрадях. Выписать сущ –ые.

В стих-ях изменить порядок слов, восстановить  ритмический рисунок. (слайд№ 11,12)

Умарина озавтынь,

Сонзэ кандтнинь ведь  валномс .

Кандтнезь карминь сиземе.

Сась пиземе идемень.

-Закончите стих-ые строчки, вспомнив произведение и подобрав правильную рифму. (слайд№ 13)

Нумолнэ, нумолнэ,

Нурька пулыне,

  Кувака   пильгине,

  Ашо   шубине

-Что общего в этих словах?

Апак учо  ловось  прась-

Нумолкаесь абунгадсь:

Физкультминутка.   Слайд №14

- Серафима Марковна писала не только замечательные стихи, но и песни и сама очень хорошо пела.  Время было тяжёлое и прожила  она не лёгкую жизнь .Послушайте песню в её исполнении.   слайд №  15 (песня-голос.)

-Любила детям загадывать загадки. Работа с учебником. Стр 31 . слайд №  16  групповая работа Она известна как поэтесса, сказительница.  Кто такие «сказители»? 

В Древние времена на Руси почитали сказителей. Эти люди ходили по стране и рассказывали сказки и былины.  Прочитайте как в словаре Ожигова  толкуется это слово.

Читать сказки С. М. Люлякиной."-Бедный зайчик заболел.», проанализировать и нарисовать  к нему рисунок.слайд № 17

- Кому  был посвящён урок?

-Что делали для достижения поставленной цели в начале урока?

-Подведём итоги.  С.М. Люлякина  прожила 71 год. Произведения её читали, читают, будут читать и звучать со сцены. А стих- ие «Моро эрзянь кельде»-

Эрзянь кель,эрзянь кель –стало гимном эрзянского языка.

-Ребята, а теперь попрошу вас выбрать цвета светофора: слайд № 18

2. Какого цвета больше ? .ОЦЕНКИ

Вастомазонок. Уледе  шумбрат. Слайд№18

Записывают  число, классную  работу.

-

Отгадывают загадки.

 

ЛюлякинойС. М.

Знакомились со сти-ми, песнями, загадками.

Монень вечкевсть стихотворения

Монень вечкевсть моронзо, .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок эрзянского языка в 3 классе по теме «Телень кеняркст» («Зимние забавы»)

Тема урока: «Телень кеняркст»       («Зимние забавы»). Цели урока: 1. Обучение элементарной разговорной эрзянской речи....

Разработка урока эрзянского языка во 2 классе

Разработка урока эрзянского языка по теме "Весна" во 2 классе с русскоязычным составом учащихся...

Урок эрзянского языка во 2 классе

Урок эрзянского языка...

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Урок эрзянского языка по теме "Полезные продукты" (2 класс)

Конспект урока по эрзянскому языку во 2 классе...

Урок эрзянского языка по теме «Монь мастором» (6 класс)

Конспект урока+ презентация к уроку...

Урок эрзянского языка по теме "Зимние забавы" (5 класс)

Конспект урока+ презентация к уроку...