Современные технологии в образовательном процессе
статья по литературе на тему
В данной статье представлен опыт использования приемов мотивацииучащихся на уроках русского языка и литературы через использование современных технологий в образовательном пространстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в образовательном процессе
На основании Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации» и “Концепции модернизации российского образования» основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования являются:
1. Формирование у обучающихся ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;
2. Формирование информационной культуры личности.
В соответствии с основными направлениями федеральной и региональной политики в сфере образования учитель русского языка и литературы внедряет в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.
Перед школой стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно информационно-коммуникационных.
Современные школьники в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и педагоги повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся, мотивирует их к реализации своего творческого потенциала.
Очень важную роль в обучении играет выбор учителем современных педагогических технологий. В течение нескольких лет работаю над темой «Уроки русского языка и литературы и современные образовательные технологии».
Считаю, что активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Достижение поставленной цели вижу также в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; развития критического мышления; метода проектов. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования в наших школах. Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся.
В основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который служит формированию мотивации познания у учащихся. Технология предполагает деление урока на три фазы: вызов, реализация и рефлексия – и разнообразные приемы, которые
направлены на развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельность. Использование технологии развития критического мышления развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Использую методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создаю ситуацию успеха.
Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Это процесс продуктивный, создающий новые знания. Источник творческого мышления – это проблемная ситуация. Она вызывает познавательную потребность как внутреннее условие. Через познавательную потребность учитель может управлять процессом усвоения учащимися новых знаний. Цель технологии проблемного обучения – это стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем, также формирование творческого, нестандартного мышления.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую последние выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Я применяю данную технологию для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко изучили тему учащиеся группы, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс-группа-учитель. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:
- научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности являются исследовательские работы, представленные моими учениками на школьной научно-творческой конференции «Надежда науки». Метод проектов позволяет учащимся научиться планировать собственную работу, с помощью компьютерной презентации представить и оценить результат своей деятельности, составление проекта с использованием ИКТ предполагает у школьников наличие информационной культуры. Поэтому я использую проектирование и в урочной деятельности. Выбираем учебный проект, потому что он дает возможность делать что-то интересное самостоятельно, в паре или в группе, позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Темы для исследований выбираю интересные с точки зрения учащихся и в то же время значимые с точки зрения повышения их интеллектуального уровня, то есть темы, позволяющие заглянуть за рамки школьной программы.
На уроках литературы часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии писателя или поэта. При подготовке таких уроков школьникам дается задание коллективное или индивидуальное: собрать необходимый биографический материал, обработать в определенной программе фотографии или иллюстрации, продумать анимацию, выбрать необходимый шрифт, цветовую гамму и т.д. По отзывам учеников, им нравится работать с программой PowerPoint. Учащиеся с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с созданием презентаций по литературе поискового характера.
Интересен приём инсерт. В дословном переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
I этап. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V («галочкой») помечается то, что уже известно учащимся; - (знаком «минус») помечается то, что противоречит их представлению; + (знаком «плюс») помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? («вопросительный знак») ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
II этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
III этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V «галочка» (то, что уже известно) | знак «минус» (то, что противоречит представлению) | + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) | ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) |
IV этап: последовательное обсуждение таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Результативность использования:
- данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе;
- развивает критическое и творческое мышления.
Современные образовательные технологии помогают проводить интересные уроки, на которых учащиеся овладевают не только знаниями, умениями и навыками, но и общеучебными умениями и навыками, формируют и развивают компетенции, необходимые выпускнику современной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"
В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...
Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...
Использование современных технологий в образовательном процессе
Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель....
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики
Представлена тема самообразования над которой проводилась работа, план по реализации. Основные виды деятельности.Перечень вопросов по самообразованию1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми...
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики.
Внедрение современных технологий в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики....
Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»
Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...