Урок "Тема творчества в лирике А.С.Пушкина" 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Бокова Наталья Владимировна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

                  Тема: Тема творчества в лирике А.С.Пушкина.

           Цели урока:

1.Упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве А.С.Пушкина тем - предназначение поэта и поэзии.

2.Закрепить навыки анализа стихотворного текста.

3.Воспитывать средствами предмета нравственно-этические принципы учащихся. Развивать высокие эстетические чувства учащихся, идеалы красоты и гармонии.

            Задачи:

-  Используя эпиграф к уроку ,определить тональность дальнейшего разговора в классе, ввести учащихся в тему урока, нацелить на определённый итог.

-  Анализируя предложенные стихотворения и соотнося время их создания с соответствующим периодом в жизни А.С.Пушкина, выявить и осмыслить  авторское отношение к роли  поэта и поэзии в обществе.  

-  Сопоставить творческое и человеческое кредо А.С.Пушкина.    

-  Помочь учащимся  увидеть  философские проблемы, над которыми размышляет поэт.

-  Осмыслить факт поэтического бессмертия поэта.  

-  Помочь увидеть своеобразие пушкинского  понимания роли поэта и назначения поэзии.

     Оборудование : доска, иллюстрации , портрет А.С.Пушкина, медиа-проектор, компьютер, графические схемы, хронологические таблицы.

     Тип урока: Урок-презентация творческих проектов.

                                                 Ход урока.

                 Действия учителя

               Действия учеников

1.Слово учителя.

Ребята, сегодня мы будем говорить о теме творчества в лирике А.С.Пушкина. Тема творчества привлекала многих поэтов. Она занимает значительное место и в лирике Пушкина. О высоком предназначении поэзии, её особой роли говорит он не в одном стихотворении.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока.

Это цитата самого поэта. Давайте проверим правильность этого суждения и  попытаемся осмыслить  мысль А. С. Пушкина о роли поэта и поэзии в обществе.

Для этого мы создали с вами группы, которые представят свои творческие проекты. Каждая группа анализировала стихотворения определённого периода творчества поэта. Такая система организации работы позволит нам упорядочить взгляды Пушкина по данному вопросу.

2.Представление групп.

3.А теперь я хочу предоставить слово группе «Знатоки Пушкина».

4.Свой проект вашему вниманию представляет группа «Исследователи».

5. «Творческая группа» .

6.Группа «Аналитики» представляет свой проект.

7.Результат работы «Проектной группы» и «Группы компьютерного обеспечения» мы увидим в творческой презентации, которую они сейчас продемонстрируют.

8.Итоги урока.

Вывод по теме творчества в лирике А.С.Пушкина.

Поэзия для А.С.Пушкина - служение гуманистическим идеалам.

Подведение результатов .

Оценивание работы на уроке.

            Анализируют эпиграф:

«Цель поэзии – идеал ,а не нравоучение»

                                А.С.Пушкин.

-Знатоки Пушкина.

-Исследователи.

-Творческая группа.

-Аналитики.

-Проектная группа.

-Группа компьютерного обеспечения.

Выступление группы «Знатоки Пушкина».

Учащиеся представляют свой творческий проект .

В основе проекта –анализ раннего творчества поэта.

Стихотворение «Дельвигу» ( 1817 ): божественная  природа творчества, необходимость уединения, уязвимость поэта.

Стихотворение «Послание цензору» (1822):стремление творить по законам, установленным самим поэтом.

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…» (1823): разочарование в служении народу, не желающему понять идеи поэта.

Выступление группы «Исследователи».

Исследовательский проект по творчеству А.С.Пушкина 20-х годов.

В основе проекта анализ стихотворения «Пророк»,1826 года.

Тезис о божественной сути искусства , о пророческом назначении поэта.

Выступление  «Творческой группы».

Проект продолжает рассматривать творчество поэта 20-х годов.

Стихотворение «Арион»,1827 год:  особая роль поэта в обществе.

Стихотворение «Поэт»,1827 год : высшее предназначение миссии поэта.

Стихотворение «Поэт и толпа»,1828 год : цель поэзии - приобщить людей к духовной работе.

Выступление группы «Аналитики».

Проект рассматривает творчество А. С. Пушкина 30-х годов.

Стихотворение « Поэту»,1830 год : поэт вне людского суда, суда толпы.

Стихотворение «Эхо»,1831 год : отзывчивость поэта как неотъемлемое его качество.

Выступление «Проектной группы», «Группы компьютерного обеспечения».

Группа представляет медиа -презентацию.

В основе презентации –анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»,1836 год.

«Исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта»                  

                          (В.Виноградов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Любовная лирика Маяковского" в 11 классе

Этот урок относится к категории уроков с постановкой проблемы и постепенным ее решением....

Урок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова.

Урок по теме творчества поэта "Технология исследования поэтического материала"....

А.А. ФЕт. Жизнь и творчество. Особенности лирики.

Данная презентация содержит наглядный материал для уроков литературы в 11 класссе , связанный с жизнью и творчеством А.А.Фета. Представлены тексты стихотворений, вопросы к ним, выводы из наблюдений. В...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....

С.Есенин. Жизнь и творчество. Философская лирика

Конспект урока по теме "С.Есенин. Жизнь и творчество. Философская лирика" с видео презентацией...