способы изображения героев в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Сергеева Галина Алексеевна

  Итоговый урок после знакомства со сказкой. Формировать навыки характеристики героев

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Урок литературы в 5-ом классе   по сказке

А.С. Пушкина  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

ТЕМА  УРОКА:    СПОСОБЫ  ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ
                            В »СКАЗКЕ  О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА.

 ЦЕЛИ:                    1. Предметные: знать основные способы изображения героев; учиться отвечать на поставленные вопросы по содержанию сказки;   уметь оценивать поступки, поведение героев; готовить презентацию иллюстраций к сказке.

2. Метапредметные  УУД : уметь находить в тексте нужную информацию, составлять характеристику героя, давать оценку, уметь анализировать текст, уметь работать в группе, уметь высказать свое мнение и обосновать его.

3. Личностные УУД : формирование навыков исследовательской деятельности, навыков сопоставления героев, навыков монологического высказывания.

                                         ХОД УРОКА

(Класс разделен на 5 групп, в каждой группе по 5-6 человек. У каждой группы будет свое задание, ребята выберут старшего группы – помощника учителя

1 этап. Учитель: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?(Речь шла об отличительных особенностях сказки литературной , в чем сходство народной сказки и литературной. В литературной сказке явно ощущается присутствие автора)

Учитель: Ребята обращаемся к теме урока. Что в формулировке  темы урока вам хорошо понятно? Что вызывает затруднения?

Уч : Подберите синоним к слову» Способы» - приемы создания образов., средства создания образов.

Уч. : Каких героев вы отнесете к положительным, каких – к отрицательным? Почему?

Уч.: Сегодня мы будем говорить о царице и молодой царевне. Вы внимательно прочитали сказку, поделитесь ,пожалуйста, вашими впечатлениями об этих героях.

(Выслушиваем выступление 2-3 учеников, не прерывая их)

 2 этап Уч.:Это очень неполное впечатление о героях. А чтобы оно было полным, с доказательствами из текста, мы и займемся способами изображения  царицы и царевны.

Уч.: С чего начинает наше знакомство с героями автор? ( с описания их внешности и характера)( характер героев проявляется в их поступках, поведении –Какие поступки совершают героини?

Уч. 1-ая группа находит в тексте сказки авторскую характеристику царицы, отмечает карандашом и делает вывод. Какой прием использует автор? Какие поступки совершает царица и как это её характеризует

Уч. : 2-ая группа ищет в тексте материалы о молодой царевне и делает выводы.

Уч. Важным способом создания образа является его речь. Проследим за тем , как говорят царица и царевна. Это задание для 3 –ей и 4 –ой  группы. Делаем выводы

   (учащимся 3-ей группы было дано задание на дом: инсценировать разговор царицы с зеркальцем и первый, и второй; инсценирование эпизода сватовства -4 группа), (затем одноклассники оценят их выступление)

Учитель:  Чтобы полнее изобразить героев, автор показывает отношение к ним других персонажей сказки. Учащиеся 5-ой группы рассматривают этот способ и делают вывод.  ( Один ученик этой группы готовил презентацию иллюстраций сказки)   Почему царица показана в одиночестве? А молодая царевна в окружени других персонажей?

Учитель:  В литературной сказке, тем более стихотворной, ярко выражено отношение автора к героям.  Учащиеся 6-ой группы делают вывод об отношении автора к героям, найдя доказательства в тексте.

Прежде, чем учащиеся приступят к работе с текстом, предоставляем слово одному ученику  с толкованием сложных для пятиклассников слов. ( Смотри презентацию!)

3-ий этап урока. В течение 10 – 15 минут  учащиеся работаю над полученным заданием.  Учитель, подходя к группе , оказывает  консультативную помощь.

4-ый этап   Выступление  одного участника  1-ой группы.( приводя цитаты из текста, учащиеся должны сделать вывод о прекрасной внешности царицы и её непривлекательном характере. Отметить приём антитезы, несоответствия. Своенравный ,злобный, ревнивый характер царицы проявляется в её поступках. Царица задумала избавиться от молодой царевны, которая невольно стала соперницей по красоте. Финал печален: царица»умерла от злости», от зависти.)  (выступление одноклассника может быть дополнено другим учеником)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ОДНОГО УЧЕНИКА 2-й ГРУППЫ. (остальные слушают и по необходимости дополняют)(говоря о внешности молодой царевны, необходимо подчеркнуть её красоту сравнением с цветком Душа. Характер царевны так же прекрасен , как и её внешность. Кроткий нрав царевны проявляется и в разговоре с чернавкой, и в тереме семи богатырей. Необходимо подчеркнуть трудолюбие , тактичность, скромность царевны, уважительное отношение к богатырям.

ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ  УЧАСТНИКОВ 1 и 2 ГРУПП  НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ  ДЕЛАЕТСЯ  ЗАПИСЬ  ПОСЛЕ ТЕМЫ  УРОКА:

  1. ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ И ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ.
  2. ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОСТУПКАХ.

 УЧАЩИЕСЯ 3-ей ГРУППЫ  ИНСЦЕНИРУЮТ  2  ЭПИЗОДА ИЗ СКАЗКИ.( разговор царицы с зеркальцем . Одноклассники оценивают выступление группы, сумели ли ребята мимикой, жестами передать характер царицы. То она весела и приветлива, то зла и груба. Почему? Самовлюбленная  царица не может смириться с тем , что царевна «её милей».

УЧАЩИЕСЯ  4-ой ГРУППЫ ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ  ЭПИЗОДА СВАТОВСТВА.

( Один из группы делает вывод.  Царевна так пришлась по душе богатырям ,что каждый хотел бы жениться на ней .В речи царевны проявляются чуткость, тактичность , сердечность, верность, честность, что особенно ценил А.С. Пушкин  в невестах.)  Одноклассники оценивают чтение.

В ТЕТРАДЯХ ДЕЛАЕМ ЗАПИСЬ:

  1. РЕЧЬ ГЕРОЕВ.  

УЧИТЕЛЬ : Чтобы полнее изобразить  героев, автор показывает отношение к ним окружающих людей.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ.  Почему царица  показана в полном одиночестве? ( жестокий, злой, завистливый человек обречен на одиночество)   Почему царевна в окружении других персонажей сказки? ( к доброму,  чуткому человеку тянутся люди0

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ:

  1. ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ.

УЧИТЕЛЬ: Мы имеем дело с литературной сказкой, более того - со стихотворной. Мы должны  проследить отношение автора к героям.

ЦИИ.

РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ  2 УЧЕНИКА В ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.( найдя слова, которые явно выражают отношение автора к героиням, учащиеся делают вывод. Автор осуждает злобный характер царицы, к молодой царевне питает нежные чувства)

В ТЕТРАДЯХ И НА ДОСКЕ ДЕЛАЕМ ЗАПИСЬ:

  1. ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЯМ.

УЧИТЕЛЬ.  ВЫВОД. Ребята, мы с вами занимались исследовательской работой. Как вы думаете, при изучении литературных произведений нужна такая работа? Поговорим и о том, чьи ответы ученикам особенно понравились, как оценим работу групп.

   

           ДОМАШНЕЕ задание:   Написать характеристику или Елисея,или Царицы – матери. Помните, что не все пункты плана могут быть раскрыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе

Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...

Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»

Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...

Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...

Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Тема урока:  Царевна – главная героиня  в  «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.Класс: 5Предмет: литература.Тип урока: открытие нового знания.Обору...