способы изображения героев в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Итоговый урок после знакомства со сказкой. Формировать навыки характеристики героев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
способы создания характеристики героев | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5-ом классе по сказке
А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
ТЕМА УРОКА: СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГЕРОЕВ
В »СКАЗКЕ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А. С. ПУШКИНА.
ЦЕЛИ: 1. Предметные: знать основные способы изображения героев; учиться отвечать на поставленные вопросы по содержанию сказки; уметь оценивать поступки, поведение героев; готовить презентацию иллюстраций к сказке.
2. Метапредметные УУД : уметь находить в тексте нужную информацию, составлять характеристику героя, давать оценку, уметь анализировать текст, уметь работать в группе, уметь высказать свое мнение и обосновать его.
3. Личностные УУД : формирование навыков исследовательской деятельности, навыков сопоставления героев, навыков монологического высказывания.
ХОД УРОКА
(Класс разделен на 5 групп, в каждой группе по 5-6 человек. У каждой группы будет свое задание, ребята выберут старшего группы – помощника учителя
1 этап. Учитель: Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?(Речь шла об отличительных особенностях сказки литературной , в чем сходство народной сказки и литературной. В литературной сказке явно ощущается присутствие автора)
Учитель: Ребята обращаемся к теме урока. Что в формулировке темы урока вам хорошо понятно? Что вызывает затруднения?
Уч : Подберите синоним к слову» Способы» - приемы создания образов., средства создания образов.
Уч. : Каких героев вы отнесете к положительным, каких – к отрицательным? Почему?
Уч.: Сегодня мы будем говорить о царице и молодой царевне. Вы внимательно прочитали сказку, поделитесь ,пожалуйста, вашими впечатлениями об этих героях.
(Выслушиваем выступление 2-3 учеников, не прерывая их)
2 этап Уч.:Это очень неполное впечатление о героях. А чтобы оно было полным, с доказательствами из текста, мы и займемся способами изображения царицы и царевны.
Уч.: С чего начинает наше знакомство с героями автор? ( с описания их внешности и характера)( характер героев проявляется в их поступках, поведении –Какие поступки совершают героини?
Уч. 1-ая группа находит в тексте сказки авторскую характеристику царицы, отмечает карандашом и делает вывод. Какой прием использует автор? Какие поступки совершает царица и как это её характеризует
Уч. : 2-ая группа ищет в тексте материалы о молодой царевне и делает выводы.
Уч. Важным способом создания образа является его речь. Проследим за тем , как говорят царица и царевна. Это задание для 3 –ей и 4 –ой группы. Делаем выводы
(учащимся 3-ей группы было дано задание на дом: инсценировать разговор царицы с зеркальцем и первый, и второй; инсценирование эпизода сватовства -4 группа), (затем одноклассники оценят их выступление)
Учитель: Чтобы полнее изобразить героев, автор показывает отношение к ним других персонажей сказки. Учащиеся 5-ой группы рассматривают этот способ и делают вывод. ( Один ученик этой группы готовил презентацию иллюстраций сказки) Почему царица показана в одиночестве? А молодая царевна в окружени других персонажей?
Учитель: В литературной сказке, тем более стихотворной, ярко выражено отношение автора к героям. Учащиеся 6-ой группы делают вывод об отношении автора к героям, найдя доказательства в тексте.
Прежде, чем учащиеся приступят к работе с текстом, предоставляем слово одному ученику с толкованием сложных для пятиклассников слов. ( Смотри презентацию!)
3-ий этап урока. В течение 10 – 15 минут учащиеся работаю над полученным заданием. Учитель, подходя к группе , оказывает консультативную помощь.
4-ый этап Выступление одного участника 1-ой группы.( приводя цитаты из текста, учащиеся должны сделать вывод о прекрасной внешности царицы и её непривлекательном характере. Отметить приём антитезы, несоответствия. Своенравный ,злобный, ревнивый характер царицы проявляется в её поступках. Царица задумала избавиться от молодой царевны, которая невольно стала соперницей по красоте. Финал печален: царица»умерла от злости», от зависти.) (выступление одноклассника может быть дополнено другим учеником)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ОДНОГО УЧЕНИКА 2-й ГРУППЫ. (остальные слушают и по необходимости дополняют)(говоря о внешности молодой царевны, необходимо подчеркнуть её красоту сравнением с цветком Душа. Характер царевны так же прекрасен , как и её внешность. Кроткий нрав царевны проявляется и в разговоре с чернавкой, и в тереме семи богатырей. Необходимо подчеркнуть трудолюбие , тактичность, скромность царевны, уважительное отношение к богатырям.
ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ 1 и 2 ГРУПП НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДЯХ ДЕЛАЕТСЯ ЗАПИСЬ ПОСЛЕ ТЕМЫ УРОКА:
- ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ И ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ.
- ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОСТУПКАХ.
УЧАЩИЕСЯ 3-ей ГРУППЫ ИНСЦЕНИРУЮТ 2 ЭПИЗОДА ИЗ СКАЗКИ.( разговор царицы с зеркальцем . Одноклассники оценивают выступление группы, сумели ли ребята мимикой, жестами передать характер царицы. То она весела и приветлива, то зла и груба. Почему? Самовлюбленная царица не может смириться с тем , что царевна «её милей».
УЧАЩИЕСЯ 4-ой ГРУППЫ ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ЭПИЗОДА СВАТОВСТВА.
( Один из группы делает вывод. Царевна так пришлась по душе богатырям ,что каждый хотел бы жениться на ней .В речи царевны проявляются чуткость, тактичность , сердечность, верность, честность, что особенно ценил А.С. Пушкин в невестах.) Одноклассники оценивают чтение.
В ТЕТРАДЯХ ДЕЛАЕМ ЗАПИСЬ:
- РЕЧЬ ГЕРОЕВ.
УЧИТЕЛЬ : Чтобы полнее изобразить героев, автор показывает отношение к ним окружающих людей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ. Почему царица показана в полном одиночестве? ( жестокий, злой, завистливый человек обречен на одиночество) Почему царевна в окружении других персонажей сказки? ( к доброму, чуткому человеку тянутся люди0
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ:
- ОТНОШЕНИЕ К ГЕРОЮ ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ.
УЧИТЕЛЬ: Мы имеем дело с литературной сказкой, более того - со стихотворной. Мы должны проследить отношение автора к героям.
ЦИИ.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ 2 УЧЕНИКА В ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ.( найдя слова, которые явно выражают отношение автора к героиням, учащиеся делают вывод. Автор осуждает злобный характер царицы, к молодой царевне питает нежные чувства)
В ТЕТРАДЯХ И НА ДОСКЕ ДЕЛАЕМ ЗАПИСЬ:
- ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ГЕРОЯМ.
УЧИТЕЛЬ. ВЫВОД. Ребята, мы с вами занимались исследовательской работой. Как вы думаете, при изучении литературных произведений нужна такая работа? Поговорим и о том, чьи ответы ученикам особенно понравились, как оценим работу групп.
ДОМАШНЕЕ задание: Написать характеристику или Елисея,или Царицы – матери. Помните, что не все пункты плана могут быть раскрыты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского» в 5 классе
Этот урок даёт возможность учителю обобщить, повторить и закрепить изученный материал по двум изученным сказкам - "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина и сказке "Спящая царевна" В.А...
Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе....
Технологическая карта урока «Сопоставление «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского»
Данная технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС и позволяет организовать деятельность детей по исследовательской работе, анализу и сравнению полученных знаний о фольклорных ...
Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...
Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Тема урока: Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.Класс: 5Предмет: литература.Тип урока: открытие нового знания.Обору...