Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тема урока:  Царевна – главная героиня  в  «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Класс: 5

Предмет: литература.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока:  учебник « Литература 5 класс» под редакцией И.Н.Сухих .Издательский центр « Академия» 2020 год, иллюстрации к сказке, толковые словари, презентация.

Цель урока: Работа над характеристикой литературного героя.

Задачи:

·        Обучающие: закрепить знания пятиклассников о художественном образе и эпитете.

·        Развивающие: развивать навыки работы с текстом художественного произведения,  устного высказывания о литературном герое, умения давать сравнительную характеристику персонажей.

Воспитательные: воспитание доброго отношения к людям, к окружающему миру, осознания ответственности за собственные поступки, интереса к художественной литературе и русскому слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Урок литературы в 5 классе (ФГОС).

ГБОУ школа № 464  г. Санкт-Петербург,  Пушкинский район.

                         
     Учитель   Дубровина И.А.                              

Тема урока:  Царевна – главная героиня  в  «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Класс: 5

Предмет: литература.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока:  учебник « Литература 5 класс» под редакцией И.Н.Сухих .Издательский центр « Академия» 2020 год, иллюстрации к сказке, толковые словари, презентация.

Цель урока: Работа над характеристикой литературного героя.

Задачи:

  • Обучающие: закрепить знания пятиклассников о художественном образе и эпитете.
  • Развивающие: развивать навыки работы с текстом художественного произведения,  устного высказывания о литературном герое, умения давать сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательные: воспитание доброго отношения к людям, к окружающему миру, осознания ответственности за собственные поступки, интереса к художественной литературе и русскому слову.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Время

  1. Организационный момент                ( Мотивация к учебной деятельности).

      Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

 3мин.

 Звучит музыка. Показ  слайдов  к сказке.
Слайд  №2- 27.

Рассматривают иллюстрации.

Познавательные.

  1. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала (понятие образа), необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в деятельности отдельного ученика.

3мин.

 - Ребята, вы узнали сказку?
- Кто ее автор?
- Кого из героев вы помните?
- О ком автор говорит: «Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела…»?
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание   (П).
Выполнение пробного учебного действия; саморегуляция в ситуации затруднения (
Р).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет мнений других (
К).

3.Проблемное объяснение нового материала.
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое эпитет в сказке.

10мин.

Письменная работа

Эпитеты в «Сказке о мертвой царевне…»

- Найдите в тексте сказки прилагательные, которые помогут нам представить образ царевны. Запишите их.  Слайд № 28.


-Как называется художественный прием, используемый автором в сказке для характеристики героини и других образов.  Слайд №29.


- Данный прием помогает нам ярче представить себе царевну.
-Ребята, а теперь узнаем, что означают слова «красная», «кроткая». Прочитайте словарные статьи.

Работа с текстом. Запись в тетрадь.


Ответы обучающихся.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений (К).

4.Первичное закрепление.
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, возможных неверных представлений учащихся; проведение коррекции знаний.

20мин.

- Чтобы лучше представить себе главную героиню сказки, обратимся к тексту и плану, который поможет нам в работе. Выполнять задание будем группами.
Слайд №30.
План.

1. Кто такая героиня?

2. Описание внешности.

3. Внутренние качества (черты характера).

4. Царевна и окружающие ее персонажи (Чернавка, богатыри, Елисей, пес Соколко).

5.  Отношение других героев к царевне (Царя,Чернавки, богатырей, Елисея, мачехи, пса ).

- Ребята, как вы думаете, почему Пушкин, знакомя нас с царевной, начинает повествование с союза
НО ?
Слайд № 31. 

Кому противопоставлена героиня? Предлагаю сравнить царицу – мачеху и царевну по таблице. Слайд № 32.
   
 Царица.

      1. Происходит из царской семьи.

      2. Умна.

  1. Красива.
  2. Молода.
  3. Горда.
  4. Ломлива (капризна).
  5. Своенравна.
  6. Ревнива (завистлива)
  7. Зла.
  8. Груба.

11.«Баба гневная»
  Царевна.

1. Происходит из царской семьи.

2. Умна.

3. Красива.

4. Молода.

5. Добрая.

6. Кроткая (скромная)

7. Трудолюбивая.

8. Уважительная.

9. Простая.

10. Любящая.

11. Верная.

12. «Душа моя»

- Обратите внимание, как называет Пушкин царицу («баба гневная») и как царевну ( «душа моя»). Как вы думаете, почему?
- А на чьей стороне ваши симпатии?


Выполнение задания в группах.
1 группа ( 1,2,3 пункт плана).
2 группа (4,5 пункт плана).

 Аргументация собственного мнения.


Дают ответы на вопрос.

Пишут в тетради.


Дают ответы на вопрос.

Анализ образа с целью составления целого из частей (П)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений (К).
Контроль, коррекция, оценка
(Р).

5. Итог урока (рефлексия деятельности)
   Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

7мин.

- Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом  к нашему уроку. Слайд №33

- Не все то золото, что блестит.

- Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать.

- Родилась пригожа, да по нраву негожа.

- Хорош ликом, да душа пришита лыком.

 Ребята, так какова же наша героиня?  Какие качества она в себе сочетает?
Вывод  (запись в тетрадь): царевна сочетает в себе лучшие человеческие качества: красоту внешнюю и внутреннюю. Это и есть показатель настоящего человека.

Ребята, наш урок подошел к концу. Возьмите в руки карточку со знаком «+», если вам урок понравился, и со знаком «-» , если  не понравился.

 Анализируют работу на уроке через самооценку.


Делают записи в тетради.

6. Домашнее задание. Слайд  № 34.

Образ Елисея в «Сказке о мертвой царевне…»

Вопрос № 10 страница 109

Выбрать любимый эпизод из сказки.

Записывают домашнее задание.

2мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа Дубровиной Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы ГБОУ ШКОЛА № 464 Г. Санкт-Петербург Пушкинский район. Презентация к уроку литературы в 5 классе (ФГОС) на тему : «Царевна – главная героиня «Сказки о мертвой царевне…» А.С. Пушкина.

Слайд 2

Узнай сказку « Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок…»

Слайд 28

Прилагательные Молодая Белолица Черноброва Милая Ласковая Кроткая Смиренная

Слайд 29

Что такое эпитет? Эпитет – художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательными

Слайд 30

План работы над образом Кто такая героиня? Описание внешности. Внутренние качества (черты характера). Царевна и окружающие ее персонажи (Чернавка, богатыри, Елисей, пес Соколко ). Отношение других героев к царевне ( Царя,Чернавки , богатырей, Елисея, мачехи, пса ).

Слайд 31

Почему Пушкин переходит к образу царевны с союза НО ? Кому противопоставлена в сказке героиня?

Слайд 32

Сравните героинь Царица Происходит из царской семьи. Умна. Красива. Молода. Горда. Ломлива (капризна). Своенравна. Ревнива (завистлива) Зла. Груба. «Баба гневная» Царевна Происходит из царской семьи. Умна. Красива. Молода. Добрая. Кроткая (скромная) Трудолюбивая. Уважительная. Простая. Любящая. Верная. «Душа моя»

Слайд 33

Выбираем эпиграф Не все то золото, что блестит. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Родилась пригожа, да по нраву негожа. Хорош ликом, да душа пришита лыком.

Слайд 34

Домашнее задание Образ Елисея в «Сказке о мертвой царевне…» Вопрос № 10 страница 109 Выбрать любимый эпизод из сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина "Свет мой зеркальце, скажи"

Урок - образовательное событие, нестандартный урок после изучения сказки Пушкина в 5 классе. Включает в себя рассках о истории создания зеркал, легенды, объясняющие магическую силу зеркал, рассказ о с...

Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...

Открытый урок. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

Открытый урок.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....