Урок литературы в 5 классе (ФГОС). Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Тема урока: Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Класс: 5
Предмет: литература.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование урока: учебник « Литература 5 класс» под редакцией И.Н.Сухих .Издательский центр « Академия» 2020 год, иллюстрации к сказке, толковые словари, презентация.
Цель урока: Работа над характеристикой литературного героя.
Задачи:
· Обучающие: закрепить знания пятиклассников о художественном образе и эпитете.
· Развивающие: развивать навыки работы с текстом художественного произведения, устного высказывания о литературном герое, умения давать сравнительную характеристику персонажей.
Воспитательные: воспитание доброго отношения к людям, к окружающему миру, осознания ответственности за собственные поступки, интереса к художественной литературе и русскому слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ur_lit_5kl_pushkin_skazka_o_mertvoy_tsarevne.doc | 59.5 КБ |
prez_k_uroku_lit_5_klass_skazka_o_mertvoy_tsarevne_.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе (ФГОС).
ГБОУ школа № 464 г. Санкт-Петербург, Пушкинский район.
Учитель Дубровина И.А.
Тема урока: Царевна – главная героиня в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
Класс: 5
Предмет: литература.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование урока: учебник « Литература 5 класс» под редакцией И.Н.Сухих .Издательский центр « Академия» 2020 год, иллюстрации к сказке, толковые словари, презентация.
Цель урока: Работа над характеристикой литературного героя.
Задачи:
- Обучающие: закрепить знания пятиклассников о художественном образе и эпитете.
- Развивающие: развивать навыки работы с текстом художественного произведения, устного высказывания о литературном герое, умения давать сравнительную характеристику персонажей.
- Воспитательные: воспитание доброго отношения к людям, к окружающему миру, осознания ответственности за собственные поступки, интереса к художественной литературе и русскому слову.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне. | 3мин. | ||
Звучит музыка. Показ слайдов к сказке. | Рассматривают иллюстрации. | Познавательные. | |
Цель этапа: повторение изученного материала (понятие образа), необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в деятельности отдельного ученика. | 3мин. | ||
- Ребята, вы узнали сказку? | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П). | |
3.Проблемное объяснение нового материала. | 10мин. | ||
Письменная работа Эпитеты в «Сказке о мертвой царевне…» - Найдите в тексте сказки прилагательные, которые помогут нам представить образ царевны. Запишите их. Слайд № 28.
| Работа с текстом. Запись в тетрадь.
| Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. (П) | |
4.Первичное закрепление. | 20мин. | ||
- Чтобы лучше представить себе главную героиню сказки, обратимся к тексту и плану, который поможет нам в работе. Выполнять задание будем группами. 2. Описание внешности. 3. Внутренние качества (черты характера). 4. Царевна и окружающие ее персонажи (Чернавка, богатыри, Елисей, пес Соколко). 5. Отношение других героев к царевне (Царя,Чернавки, богатырей, Елисея, мачехи, пса ). Кому противопоставлена героиня? Предлагаю сравнить царицу – мачеху и царевну по таблице. Слайд № 32. 1. Происходит из царской семьи. 2. Умна.
11.«Баба гневная» 1. Происходит из царской семьи. 2. Умна. 3. Красива. 4. Молода. 5. Добрая. 6. Кроткая (скромная) 7. Трудолюбивая. 8. Уважительная. 9. Простая. 10. Любящая. 11. Верная. 12. «Душа моя» - Обратите внимание, как называет Пушкин царицу («баба гневная») и как царевну ( «душа моя»). Как вы думаете, почему? | Выполнение задания в группах. Аргументация собственного мнения.
Пишут в тетради.
| Анализ образа с целью составления целого из частей (П) | |
5. Итог урока (рефлексия деятельности) | 7мин. | ||
- Найдите пословицу, которая, по вашему мнению, могла бы стать эпиграфом к нашему уроку. Слайд №33 - Не все то золото, что блестит. - Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. - Родилась пригожа, да по нраву негожа. - Хорош ликом, да душа пришита лыком. Ребята, так какова же наша героиня? Какие качества она в себе сочетает? Ребята, наш урок подошел к концу. Возьмите в руки карточку со знаком «+», если вам урок понравился, и со знаком «-» , если не понравился. | Анализируют работу на уроке через самооценку.
| ||
6. Домашнее задание. Слайд № 34. Образ Елисея в «Сказке о мертвой царевне…» Вопрос № 10 страница 109 Выбрать любимый эпизод из сказки. | Записывают домашнее задание. | 2мин. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Узнай сказку « Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок…»
Прилагательные Молодая Белолица Черноброва Милая Ласковая Кроткая Смиренная
Что такое эпитет? Эпитет – художественное (образное) определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательными
План работы над образом Кто такая героиня? Описание внешности. Внутренние качества (черты характера). Царевна и окружающие ее персонажи (Чернавка, богатыри, Елисей, пес Соколко ). Отношение других героев к царевне ( Царя,Чернавки , богатырей, Елисея, мачехи, пса ).
Почему Пушкин переходит к образу царевны с союза НО ? Кому противопоставлена в сказке героиня?
Сравните героинь Царица Происходит из царской семьи. Умна. Красива. Молода. Горда. Ломлива (капризна). Своенравна. Ревнива (завистлива) Зла. Груба. «Баба гневная» Царевна Происходит из царской семьи. Умна. Красива. Молода. Добрая. Кроткая (скромная) Трудолюбивая. Уважительная. Простая. Любящая. Верная. «Душа моя»
Выбираем эпиграф Не все то золото, что блестит. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Родилась пригожа, да по нраву негожа. Хорош ликом, да душа пришита лыком.
Домашнее задание Образ Елисея в «Сказке о мертвой царевне…» Вопрос № 10 страница 109 Выбрать любимый эпизод из сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
УРОК СОСТАВЛЕН С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС...
Конспект урока по литературе для 5 класса Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Урок 5 класса (Литература)...
Урок литературы по "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина "Свет мой зеркальце, скажи"
Урок - образовательное событие, нестандартный урок после изучения сказки Пушкина в 5 классе. Включает в себя рассках о истории создания зеркал, легенды, объясняющие магическую силу зеркал, рассказ о с...
Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....
Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина
Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...
Открытый урок. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.
Открытый урок.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....