Банк проектов по литературе для разновозрастных групп
методическая разработка по литературе по теме

Рыбакова Елена Васильевна

Проекты с привлечением театральной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект21.42 КБ
Файл сценарий23.93 КБ
Microsoft Office document icon сценарий84 КБ
Файл geroi-zemlyaki.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Банк проектов  по литературе для разновозрастных групп

                                                                                                 Составитель Рыбакова Е.В.

Тема

класс

Учебная задача

Способ выполнения (участник)

Результат

Фантазии в городе Конфетенбурге

5

Развитие образного видения и воображения

Создание  фантастических макетов города Конфетенбурга, костюмов героев, обложки книги

Инсценирование сцен сказки «Щелкунчик»

- Создание презентаций

(родители, рук. театральных кружков, учитель литературы и ИЗО, библиотекарь)

Спектакль по сказке Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик»

Времена года в лирике, живописи и музыке (Стихотворения Ф.И.Тютчева и А.А. Фета)

5-8

 Обучение художественному видению окружающего мира

Ассоциативные ряды слов

Создание собственных стихов и рисунков

Рукописная книга, альбом, альманах, календарь  «Картины природы в произведениях русских писателей, поэтов и художников»

- «Осенняя гостиная»,

- Гостиная «Цветы мне нежно улыбались» 

Русские народные сказки и обряды русского народа

5-7

Знакомство с народными обычаями и обрядами, их происхождением

Книга иллюстраций художников-сказочников (Билибина, Васнецова) Игровой сценарий, инсценирование сказок, ролевые игры, изготовление костюмов,  кукол (родители, рук. театральных кружков, учитель литературы и ИЗО, библиотекарь)

-Спектакль по сказке «Морозко»

-миниатюры о Шише Б. Щергина

Песня: слово и музыка в их единстве в лирике  Великой

 Отечественной войны

5,6

Знакомство со стихотворениями и песнями периода ВОВ

Урок-концерт «Песни Великой Отечественной войны»

Составление сборника песен

 

Проект «Песни военных лет»

Литературно-музыкальные композиции: «С любовью в сердце и войной в судьбе»

- «Треугольная повесть»

Песня как форма

словесно-музыкального искусства

5,6

Познакомиться с  фольклором своего народа  и его истоками в творчестве поэтов, музыкантов, живописцев.

Создание сборников песен

Сопоставление нескольких вариантов одной и той же песни в разное время

-Литературная композиция

«Радуница» по стихотворениям С. Есенина.

-Вечер отдыха «Попей чайку - разгони тоску»

Сказки Г.Х.Андерсена

5-6

Знакомство с мудростями жизни через сказки великого датского сказочника

Викторины к сказкам, иллюстрации

Инсценирование сказок «Свинопас», «Соловей», «Калоши счастья»

Хореографические этюды

Создание хокку к сказке «Соловей»

-китайский костюм, маски, веера

Спектакль по сказке  Г.Х.Андерсена «Соловей»

Секреты поэзии и прозы

5-7

Знакомство с секретами поэтического мастерства  и загадками прозы

Ассоциативные ряды

Рисование ритмического рисунка стихотворения

Игра «Буриме», «Стилизация», «Переводчик»

Сочинение лимириков

Урок выразительного чтения лирики

- Конкурс чтецов «Живая классика»

-«Я очень русский человек…»

( по творчеству И.А. Бунина)

- «Душа хотела быть звездой» (по творчеству Ф.И.Тютчева)

 Война 1812 года в литературе и истории

7-9

Изучение  традиций русского воинства, знакомство с выдающимися историческими личностями

Презентация о героях, о родах войск, об оружии 1812 г.

Ролевая игра по стихотворению  М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Литературная композиция «Уж постоим мы головою за Родину свою»

 «Ромео и Джульетта». Любовь и вражда в мире

8,9

Погружение в мир английской поэзии и  знакомство с «вечной темой» литературы- темой любви

-чтение отрывков на английском языке

-Средневековый костюм (эскизы)

-Посещение музеев

- Изучение переводов, иллюстраций

- Создание видеом, синквейнов

-Вечер английской поэзии

Сонет в истории мировой культуры

9-11

Знакомство с историей сонета

 -Сборник сонетов разных авторов

-Создание собственного сонета

-Сонет в музыке

-Вечер сонета «Благословляю имя из имён»

Тема дружбы в жизни и творчестве А.С.Пушкина

7-9

Расширить знания учащихся по культуре 1 половины 19 века. Сопоставить молодые поколения 19 в. и 21 в.

-Ролевая игра,  инсценирование

- изучение биографий друзей Пушкина

История костюма 1 пол. 19 века

- Литературный салон  пушкинской эпохи

- Спектакль  «Лицей, который не кончается»

Проблемы современности в авторской песне

7-9

Знакомство с особенностями  авторской песни и движением КСП

Презентации о творчестве

 Б.Окуджавы, В.Высоцкого, А.Галича

Песни под гитару

Коллажи- видеомы

Сочинение собственных песен

Вечер авторской песни «Наполним

музыкой сердца»

Жизнь купечества и законы «Домостроя»

7-8

Знакомство с классом купечества и законами, созданными в 16 веке в эпоху Ивана Грозного

Создание декораций и эскизов костюмов

Законы «Домостроя»  в поэме  М.Ю.Лермонтова  «Песня про  купца Калашникова…»

Создание свода правил семейной жизни, воспитания детей, ведения хозяйства

Рукописный журнал «Семейные лад»

Петр Гринёв – человек чести или жертва истории

8,9

 Провести дисскусссию по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и понять значимость нравственных ценностей для современного человека

Инсценирование эпизодов по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»  

  -Составление вопросов для дебатов или для дискуссии

Проблема чести, долга, милосердия. Проблема

 морального выбора.

Классный час.

Искусство

«серебряного века».

8-11

Знакомство с биографиями поэтов, писателей, художников, музыкантов. Погружение в эпоху, понимание  новаторских идей потов начала XX века.

Урок-концерт, выразительное чтение

«Мой поэт» (представление поэта через анализ стих-я, составление сборника, инсценированиеи др.)

Стилизации

Литературная гостиная

«Душа, не знающая меры»  (о творчестве М. И. Цветаевой)

- Композиция «Шестое чувство»

-Литературно-музыкальный вечер «Я, гений  Игорь Северянин»

-«Мелочи жизни или разговор на коммунальной кухне»( по рассказам Н.Тэффи, М.М.Зощенко)

Информация верна. Директор школы    ______________________ Е.А.Винокурова



Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия

Тема: «Фронтовые письма или о любви и о войне»

Цели:

Развивающие:

- развитие интереса к литературе и музыке;

- формирование положительного отношения, уважения к людям старшего поколения,  ветеранам ВОВ, одноклассницам;

- сплочение групп.

Познавательная:

- расширить знания воспитанниц о Великой отечественной войне

- изучить историю своей семьи

- изучить стихи, музыку военных лет.

Воспитательная:

- Воспитание у воспитанниц любви к его героическому прошлому, любви к Родине;

- воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, негативного отношения к войне, как явлению

- развитие творческого воображения, творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;

Задачами  мероприятия являются:

- Закрепить и расширить представление учащихся о  любви – вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры

- Укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа.

- Закрепить и расширить у воспитанниц любовь к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине.

- Расширить знаний воспитанниц о Великой отечественной войне.

- Привлечь ветеранов, общественность к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи

- Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувство других.

 

Время мероприятия: 45 минут

Оформление:   …. обстановка, затемненные окна, погашенный  свет, маленький столик для …., высказывания о любви.

Место проведения: актовый зал

Средства:

- мультимедийная презентация ;

- свечи;

- стихи;

- высказывания поэтов о любви.

Предварительная подготовка:

- Поиск стихотворений, посвященных любви.

- Подбор музыкального сопровождения.

- Подборка книг.

- Создание презентации

Основой сценария являются письма, стихи и песни участников Великой Отечественной войны, многие из которых не дожили до Победы.

Литературно-музыкальная композиция о любви и о войне.

1. Пока люди рассаживаются по своим местам, звучит музыка.

 

2. Звучит музыка (минус) «Фронтовые письма» (Непоседы)

 1 куплет:

Сколько писем солдатских с той последней войны.

До сих пор адресатам так и не вручены.

Может нет адресата и писавшего нет..

Так кого же он ищет треугольный конверт.

Припев:

Треугольная небыль, невозможная быль

В три погибели неба, пуль шальная кадриль

Треугольная повесть, повесть в несколько строк

"Мол,воюю на совесть. Слушай мамку,сынок.."

Желтым пеплом покрыла треугольники осень

Строчки ливнями смыты, словно вдовьей слезой

И слова уже стали неразборчивы очень

Но до боли понятен смысл тех писем простой

Припев:

Треугольная небыль, невозможная быль

В три погибели неба, пуль шальная кадриль

Треугольная радость, треугольная грусть.

Уцелевших три слова: "Я Маруся,вернусь.."

Мы хотим, чтобы знали люди нашей страны

Эти письма писали нам солдаты с войны

Это так завещали всё сполна полюбить

Что они защищали и смогли защитить

Припев:

Треугольная небыль невозможная быль

В три погибели неба пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный есть мечты и держись

Промелькнуло однажды, "побеждаем, кажись!"

3. Взрослые ведущие:

2- й ведущий

Вы когда-нибудь писали письма родным, друзьям, любимым… Они всегда рады вашим посланиям. Письма актуальны в любые времена. Читая письмо, мы получаем частичку душевной теплоты.

1-й ведущий.

Все дальше от нас годы, опаленные войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

2-й ведущий.

Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время.

1-й ведущий.

Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

2-й ведущий.

Это написанная кровью, храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие ее в том, что проходит она через сердце человека.

1-й ведущий.

Это история, написанная бойцами  в окопах и землянках, которая дает конечную,  победную формулу всей войны. Она символ  и залог будущей победы, которую надо еще  добыть ценою жертв и длительной борьбы,  однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твердости и непобедимости.

2-й ведущий

В каждом письме с фронта нет не только печати обреченности, нет и тени неизбежности перед лицом близкой смерти. Солдатские письма – бесценны, как их ждут матери, жены, подруги… А письма близких помогали бойцам выжить на фронте.

Начало мероприятия

Танцевальная площадка. Звучит вальс.

Танцуют пары. Девочки в сарафанах, мальчики в форме. Шутки. Смех. Резко прерывается музыка. Все пары застывают.

Голос Левитана : « Начало войны»

Звучат 1-й куплет и припев песни "Священная война". Дальше картинки замедленного немого кино. В свете мерцающего фонаря пары распадаются. Юноши берут вещмешки, прощаются и уходят. Девушки надевают темное: платки. Они с грустью и тревогой смотрят вслед уходящим солдатам. Гаснет свет.

Звучат пулеметные очереди. Рокот самолетов. Взрывы и выстрелы.

Через зал натянуты нити, по которых висят солдатские письма (треугольники). На сцене появляются девушки и юноши. Девушки снимают письма и начинают читать их, голос писавшего юноши подхватывает и продолжает письмо. (В этот момент освещаются только эти два человека).

 1. Письмо (Маруся) (звуковое)

2. Письмо «Здравствуй Тася» (звуковое)

Чтец.

Еще невнятна тишина,

Еще в патронниках патроны,

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат

На окон черные подвалы,

Еще "цивильные" дрожат

И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

3.Письмо «Родные мои» (звуковое)

Одновременно с чтением женщины выходят родные и читают вместе с ней письмо, радуются.

Гаснет свет и выходят на сцену девушки. Танец «Маруся»

На последние аккорды выходит солдат, садится

На сцену выходит девушка-почтальон с пустой, но очень тяжелой сумкой и устало садится на краю сцены. Мужской голос поет вопросы (две первые строки куплета ("Почтальонка". Слова Д. А. Сухорева Музыка С. Никитина), а почтальонка отвечает.

Песня:    - Почтальонка! Почтальонка!

Тяжела ль тебе сума?

- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.

Все газеты да газеты.

Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?

Тяжела моя сума!

- Почтальонка! Почтальонка!

Далеко ль тебе тащить?

- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.

Все журналы да журналы.

Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?

Тяжела моя сума!

- Почтальонка! Почтальонка!

Обошла ли все дома?

- Обошла я все дома. Обошла я все дома.

Разнесла газеты, письма.

Тяжела моя сума!

Обошла я все дома.

Тяжела моя сума!

- Почтальонка! Почтальонка!

А ты снимай свою суму!

- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!

Там на донце похоронка.

Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.

Похоронка! Похоронка!

Серый камень на груди. Серый камень на груди.

Выходят на сцену трое подруг. Одна берет похоронку, читает, другие ее утешают

Стопудовый на груди Стопудовый на груди.

Говорила баба Настя:

"В почтальонки не ходи!"

Почтальонка! Почтальонка!

 

Он не писал с передовой,

она - совсем подросток -

звалась соломенной вдовой,

сперва - соломенной вдовой,

потом - вдовою просто.

Под скрип сапог, под стук колес

война ее водила,

и было как-то не до слез,

не до раздумий было.

Лежит в шкатулке медальон

убитого солдата.

Давно в гражданке батальон,

где он служил когда-то.

Но так устроено уже:

не сохнет лист весенний,

не верят вдовы в смерть мужей

и ждут их возвращений.

Не то чтоб вдаль, дорог глядят

с надеждою на чудо,

что, мол, вернется он назад,

что вот придет домой солдат

неведомо откуда.

А просто, бед приняв сполна,

их взгляду нет границы,

и в нем такая глубина,

что голова кружится

Как будто им глаза даны,

чтобы глазами теми

всем не вернувшимся с войны

глядеть на мир весенний.

Первая сцена гашения "бомб - зажигалок", под рокот самолетов, взрывов и воздушной тревоги. После налета возвращается домой, снимает пальто и засыпает ни стуле. Под пальто - белый халат.

Вторая сцена. Тюрьма, девушка пишет письмо и начинает читать его вслух: "Боря, нас ночью убьют; поганые чувствуют, что им скоро конец. Я им в лицо сказала, что наша возьмет. Боря, ты меня прости, что я тебя огорчила. Знаешь, не всегда так говоришь и делаешь, как хочется, а я тебя так люблю, так люблю, что не умею сказать. Боря, я сейчас прижалась бы к тебе, и ничего мне не страшно, пусть ведут. Вчера, когда очень били, я про себя повторяла: "Боренька", а им ничего не сказала - не хочу, чтобы они слышали твое имя. Боренька, ты прощай, спасибо тебе за все".

"Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено - ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя. Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай.

Твоя Паша".

Третья сцена. Освещаются на табуретке медицинская сумка, пилотка, пачка писем, стакан, накрытый куском черного хлеба.

Звучит голос:

Сто раненых она спасла одна

И вынесла из огневого шквала,

Водою напоила их она

И раны их сама забинтовала.

Под ливнем раскаленного свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненого подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.

Но вот в сто первый раз,

в последний раз

Ее сразил осколок мины лютой...

Склонился шелк знамен

в печальный час,

И кровь ее пылала в них как будто…

Вот на носилках девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит,

Ресницы затенили взор лучистый.

Спокойная улыбка на ее

Губах, изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытье,

Беседу оборвав на полуслове.

Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый...

Но сто сердец на славные дела

Ее посмертной вдохновятся славой.

Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принеся, она

Бессмертною осталась, умирая.

Звучит песня «Облака»

Над землей бушуют травы

Облака плывут, как павы

А одно, вон то, что справа-

Это я, это я, это я,

и мне не надо славы.

Ничего уже не надо

Мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить- и вся награда

Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить,

а мы плывем по небу.

Мимо слез, улыбок мимо,

облака плывут над миром.

Войско их не поредело.

Облака, облака, облака...

И нету им предела.

Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает?

Ах, зачем? Ах, зачем? Ах, зачем?

Зачем нас убивают?

А дымок над отчей крышей

всё бледней, бледней и выше.

Мама, мама ты услышишь

Голос мой, голос мой, голос мой.

Всё дальше он и тише.

Кадры из к/ф с войны + Письмо «Весна»

Мы победим. Мои - слова,

Моя - над миром синева,

Мои - деревья и кусты,

Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встает земля,

Вопит, и злобствует, и гонит -

Меня к своим ногам не склонит,

Как в бурю - мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:

Свободной птицею взлечу,

Глазам открою высоту,

В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,

В морях затрепещу звездой,

В горах дорогой пробегу.

Я - человек, я - все смогу!

В это время выходят девушки зажигают множество свечей. Застывают и слушают - Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны.

Выходят 4  человека в военной форме и начинают танцевать вальс.

Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо  березок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она. Не разрыдалась

И даже не сказала ничего –

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Еще взглянула и еще прочла,

Кулек конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Еще минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Песня «Старые люди»  (Группа Р)

Я покойного деда медали храню

С далёкой Второй Мировой,

Я память и прошлое не продаю,

Я вижу, как смотрят с тоской

Старые люди! Строгие судьи -

Кто вас помянет, кто вас забудет?

Жизнь догорает, но боль не стареет,

Время проверит, кто что умеет!

Как трудно, пройдя столько зим и невзгод,

Опять не увидеть тепла!

Он был, или не был, ваш солнечный год:

Октябрь, коммунисты, война?

Вам обещали светлые дали,

Вы ж защищали царство печали...

Верили свято в лучшие годы,

Шли по этапу в царство свободы...

Вы стали слабей, и всё чаще болеть,

Мы стали умней и хитрей,

Мы многое сможем узнать и успеть,

Но сможем ли быть чуть добрей?

Я покойного деда медали храню

С далёкой Второй Мировой,

Я память и прошлое не продаю!..

Старые люди! Строгие судьи -

Кто вас помянет, кто вас забудет?

Жизнь догорает, но боль не стареет,

Время проверит, кто что умеет!



Предварительный просмотр:

МОУ Ломовская СОШ Рыбинский МР

муниципальный конкурс  методических разработок межпредметной направленности

«Тема войны в искусстве».

Сценарий литературно-музыкальной композиции

 «С любовью в сердце и войной в судьбе»

.

Авторы: Рыбакова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

Ефимова Антонина Ивановна, у

читель начальных классов

2015 г.

Сценарий литературно-музыкальной  композиции

«С любовью в сердце и войной в судьбе»

Цель проекта:

 Создание литературно-музыкальной композиции, посвящённой  Великой Отечественной войне,  с целью развития осмысленного отношения учащихся к истории своей семьи, своей Родины, её героическому прошлому и стимулирование их интереса к  творчеству.

Задачи  проекта:

1. Познакомиться с литературным, музыкальным, изобразительным искусством военных лет. Закрепить и расширить представление учащихся о  любви – вечной теме искусства в произведениях мировой художественной культуры

2. Укрепить в сознании участников проекта значимость Великой Победы Советской Армии и советского народа.

3. Изучить историю своей семьи через документы, письма и фотографии. Закрепить и расширить у учащихся любовь к героическому прошлому своей семьи, народа, любви к Родине.

4.  Расширить знания  учащихся о Великой Отечественной войне.

5. Привлечь ветеранов, общественность к решению проблем духовно- нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи

6.  Создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать чувства других.

Время мероприятия: 45 минут

Средства:

- мультимедийная презентация;

- музыкальное оформление и освещение

-письма, стихи и песни участников Великой Отечественной войны

- текст повести К.Воробьёва «Гуси-лебеди»

Целевая аудитория: учащиеся средних и старших классов

Сроки реализации проекта: 2 месяца

Итоги проекта: спектакль с включением  краеведческого материала

Сценарий литературно-музыкальной  композиции

«С любовью в сердце и войной в судьбе»

Современник

Бойцы

Таня

Сергей

Командир

Зина

СЦЕНА 1. «Взгляд сквозь время…»

Звучит музыка С.Рахманинова Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Стихотворение «Письмо»  читается на фоне  2-5 слайда

СОВРЕМЕННИК

На дне окопного оврага

добыли  гильзу из стены.

А в ней – истлевшая бумага,

письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

смочил графит карандаша

и с перемазанной губою

писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова  бумаге бренной,

писал, склоняясь к фитилю.

…И вот слова пожрало время.

И лишь одно сквозит: «лю-блю»…

Одно осталось… Но упрямо

горит сквозь всё, что в жизни есть!

…Что он «лю-бил»..? Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и всё. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во мне

Сейчас.

Звучит музыка С.Рахманинова «Вокализ». Слова читаются на фоне видеоряда фронтовых фотографий. 6-9 слайд 

  СОВРЕМЕННИК.  Течёт  река времени... Минуло  уже более шестидесяти лет  с того незабываемого и страшного дня,  когда настежь распахнулись огромные,  от Баренцева  до Чёрного моря,   двери войны.

   Много воды унесла река времени с тех пор.   Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения.

      Но в памяти человеческой    22 июня 1941 года  осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж,  начало отсчёта долгих  1418 дней и ночей  Великой Отечественной войны  нашего народа.

СЦЕНА 2. «Дороги войны»

(отрывки из рассказов писателей-фронтовиков)

Музыка из фильма «Звезда». ( Слайд 10-11)

БОЕЦ 1.

Проехали мост, остановились на станции Воробьёвы горы. Москвичи бросаются к единственному телефону-автомату. Образуется очередь. Я не бегу. Что можно сказать за какие-то минуты? Что едешь на фронт, на какой?  Откуда знаешь, где ещё остановится эшелон? Нет, уж лучше не звонить! Лучше просто верить, что ты вернёшься домой. Ведь никто из нас не едет на смерть. Мы едем на войну, на бои, но ни на смерть. Не верится в неё в 20 лет. Но всё же…

- Мама, - говорит кто-то в трубку,- ты не волнуйся… Я верю, что вернусь. Обязательно вернусь… Да, мама… Весной… Жди… (В.Кондратьев. «Лихоборы») 

БОЕЦ 2. (Слайды 12-14)

Дорога, дорога, дорога…Дорога скачет по степным волнам, появляется на гребне, тонет вновь.

   У каждого за спиной дом, мать, отец, братья, сёстры, либо жена, либо девчонка, с которой целовался у калитки. Я  с девчонкой пока не целовался,  ещё не успел.

   Но дом за спиной есть. Он в далёком, далёком отсюда селе Подосиновец, окна выходят на травянистый пустырь, на старую, со сквозной колокольней церковь, на синие лесные заречные дали.

   Глава в доме мать, она всегда командовала отцом, мной и младшим братишкой. Теперь пусто в доме, неуютно матери. Одна живая душа – рыжий кот Васька, гуляка  и лиходей, давит соседских цыплят и промышляет по кладовкам…

Звучат звуки войны. Слайд 15

Всё. Уже Линия Фронта! Марш! Марш! (В.Тендряков «День, вытеснивший жизнь») 

БОЕЦ 3. (Слайд 16 -18)

Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей -  шум. Спать хочется. Ты желаешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно?  Крик командира – беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!», падай, ползи, засыпай на ходу.  Шуршание мины – зарывайся в землю, рой её носом, руками, ногами, не испытывая при этом страха, не задумываясь… Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза. Я многому уже научился. Как будто я не голоден. Как будто мне не холодно. Как будто мне никого не жалко…(Б. Окуджава «Будь здоров, школяр!»)

БОЕЦ 4.(Слайд 19)

Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, ещё дымившийся окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад  была ещё  жизнь, мысли. Желания. Сейчас – смерть». (В.Некрасов «В окопах Сталинграда»)

Звучит музыка  К. Молчанова из фильма «А зори здесь тихие. (Слайд 20-21)

 БОЕЦ 5.

Я до сих пор помню Любу Ясинскую. Мы утром перед боем выпросили у старшины пару нового белья. И вот её новая нижняя рубашка вся залита кровью. Это сочетание белого с красным, в алой кровью  - до сих пор у меня в памяти.  Много ребят погибло в том бою. Смотрю на Любу, думаю: хоть что-нибудь возьму у неё на память. На руке  у неё колечко было, золотое или простое, - не знаю. Я его взяла. Ребята говорили: плохая примета, а я не послушала.  А когда у могилы прощаться стали, каждый по обычаю бросал горсть земли, я тоже бросила, а это колечко у меня и слетело, прямо в могилу… К Любе… Она его очень любила это колечко. (С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

БОЕЦ 6.(Слайд 22)

 Влюбился в меня командир роты разведчиков. Записочки через своих солдат пересылал. Я пришла к нему один раз на свидание, но сказала, что другого люблю.

  Потом, это уже на Украине было, освободили мы большое село.  Я решила пройтись посмотреть. За селом – могилки, земля свежая. Тех, кто погиб за это село, там похоронили. И вдруг смотрю на дощечке фамилия знакомая и фотография… Командир роты разведчиков, который мне в любви признавался. И мне так не по себе стало. Так страшно. (С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)

БОЕЦ 7. (Слайд 23-24) 

    Мне, когда шестнадцать исполнилось, в госпитале сказали, что я могу кровь сдавать как все медсёстры. Сдавали сразу по пятьсот кубиков.  Один врач мне говорит: «Давай напишем твой адрес, вдруг объявиться тот. Кому твою кровь вольют».

     Прошло месяца два, я только после дежурства прилегла, а меня будят: «Вставай, вставай, к тебе брат приехал». Какой брат, думаю, я детдомовкая. Выхожу, смотрю, лейтенантик, молодой, красивый, записку мне показывает: «Вот . Я твой брат по крови». Привёз мне два яблока, кулёчек конфет, тогда конфет нигде нельзя было купить.  Какие это были вкусные конфеты! Пригласил меня в театр, я театр – то первый раз видела, а тут ещё и с парнем!

       Через несколько дней он уехал на Воронежский фронт. Я никогда писем не получала, даже не имела представление, что это такое – получить письмо. И вдруг получаю треугольничек, распечатала, а там написано: «Ваш друг, командир пулемётного  взвода… погиб смертью храбрых».   Война…Война… До любви ли тут? Да и виделись только один раз!..(С.Алексиевич «У войны не женское лицо») 

БОЕЦ 8.

   Война и любовь, говорите  не совместимы? Нет, рядом со смертью люди любят чище и бескорыстнее. Был у нас один капитан, который писал жене письма каждый день, иногда даже за полночь. Он не ложился, не черкнув домой хоть строки, даже если на сон выкраивалось не больше получаса в сутки.ё

- Она волнуется, - говорил он, - я, брат, не могу, когда она волнуется.

   Сначала в части посмеивались над ним, а после над теми, кто не писал домой. Этот капитан, не заставляя, всех вокруг заставил писать родным и любимым чаще… (Д.Холендро. «Без единого слова»)

Звучат звуки войны, немецкая речь на фоне музыки К.Молчанова

БОЕЦ 9. (Слайд 25-26)

Мы подобрали женщину, она была без сознания, говорила, что думала, что она уже мёртвая. Когда она пришла немного в себя, то рассказала, как вели на расстрел её и пятеро детей с ней. Детей расстреливали и при этом веселились. Остался последний, грудной мальчик. Фашист показывает: подбрасывай, я буду расстреливать. Она бросила так, чтобы убить самой своего ребёнка. Чтобы немец не успел выстрелить.. . Она говорила, что не хочет жить, что не может после всего  жить на этом свете, а только на том.

БОЕЦ 10. (Слайд 26- 28) 

Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей. А они пришли убивать на нашу землю, жечь. Я видела, как жгли деревню, я не могла крикнуть, я не могла громко плакать. Я могла только грызть себе руки, у меня до сих пор остались шрамы. Помню, как кричали люди. Как кричали коровы, как кричали куры. Мне казалось, что все кричат человеческими голосами… Всё живое…

  (Слайд 29-30) И такая у меня после этого любовь ко всему родному, ко всем своим людям, что всё готова за них отдать.

СЦЕНА 3. «Таня и Сергей»

Землянка, сидят партизаны. Кто-то пишет, кто зашивает гимнастёрку, поют песню  на слова  А.Суркова «Землянка»:

КОМАНДИР (входит в землянку) Группа Одинцова, получите задание.

(Солдаты  расходятся.  Входят двое молодых людей: Сергей и Таня. Они спорят, склонившись над книгой).

ТАНЯ.  И всё-таки я не понимаю Маяковского. Вот Пушкин: «Я помню чудное мгновенье…» или «Зима. Крестьянин торжествуя». Это мелодия.  Что ты, Серёжа,  находишь в поэзии этого футуриста,  она какая-то грубая, рваная.

СЕРГЕЙ. Да нет же.  Его душа тоже мучилась, преодолевала, искала. Вот послушай.

(Читает стихотворение В.Маяковского «Послушайте!»)

Послушайте!

Ведь, если звёзды зажигают -

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки  жемчужиной?

И надрываясь

в метелях полуденной пыли

врывается к Богу,

боится, что опоздал,

плачет

целует ему  жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянётся –…

КОМАНДИР. Марьянов, Сергей. На задание, отправляйтесь сейчас. Стало известно о приезде немецкого генерала. К утру как раз доберётесь.

СЕРГЕЙ. Так точно.  Группа-разведчиков справится.

КОМАНДИР. Только осторожно на подходах к городу.

СЕРГЕЙ. Всё будет нормально. (Повернувшись к Тане). Родная,  не надо, не смотри так. Мы обязательно  вернёмся, ты только верь и жди (берёт её  за руки.) Пожелай нам удачи.

ТАНЯ (смотрит Сергею  в лицо, молодые люди  разнимают руки). Любимый, береги себя. (Таня смотрит вслед Сергею).

ТАНЯ (поднимает оставленную Сергеем  книгу)

…клянётся –

не  перенесёт эту беззвёздную муку!

А после ходит тревожный,

но спокойный наружно,

говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

 Не страшно?

Да?»

(смотрит на звёзды, обращаясь в зал)

Послушайте!

Ведь если звёзды

 зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

СЦЕНА 4 «Тревоги ожидания»

ТАНЯ (надевает наушники, садится к рации) Тайга! Тайга! Как слышно! Приём! Я – Лебедь! Ответьте! Тайга! Тайга! Я – Лебедь! Почему молчите?

 (входит Командир, Таня вскакивает, подбегает к нему)  Андрей Дмитриевич! Уже вторые сутки пошли! Они должны были вернуться!

КОМАНДИР (не решается сказать) Таня! Я… Вообщем, ещё вчера вернулся Чипцов,  раненый… Говорит,  группа наткнулась на вражескую засаду… Я посылал людей осмотреть овраг, но кроме стрелянных гильз ничего не найдено.

ТАНЯ (напряжённо,  жарко выдохнула) Значит, они живы! Что же вы сидите? Они же в плену… Их мучают – вы понимаете?! А потом его… всех их повесят на крючьях! (почти кричит) Что же вы сидите!

КОМАНДИР. Пойми, город, где сосредоточено до двух полков немцев, нам не взять. Подождём ещё, девочка. (берёт со стола и протягивает его полевую сумку, говорит почти шёпотом) Это его вещи...

Таня схватила сумку, сдерживая слёзы, прижала к себе сумку. Входит подруга, видит   состояние Тани

ЗИНА. Таня! Что ты? Что-то с Сергеем? (Таня плачет на плече у подруги)

Прошло только два дня. Может ещё вернуться. (Садятся вместе. Таня раскрывает сумку)

ТАНЯ.(достаёт из сумки книги и старую потрёпанную тетрадь) Это его стихи. (Читает.)

Отшумит тревога грозной были.

Будет день — и я его дождусь:

Не смахнув с ресниц дорожной пыли,

У твоих дверей я постучусь.

Я возьму твои худые руки

Так же, как теперь я их беру,

Расскажу, что в эти дни разлуки...

- Сергей…Сергей!

опять плачет и бросает тетрадь. Зина поднимает и читает стихи Сергея

ЗИНА.

Что я помню  в час рожденья грезы:

 О далеком счастье новых дней,

И минуты радости, и слезы,

И дымчатый шелк твоих кудрей.

 Все, что я любил в тебе без меры,

Торопясь, волнуясь и горя...

(обрывает чтение) Счастливая ты, Таня. Он тебя так любит.  Он жив  - верь! Когда так любят – не погибают.

ТАНЯ (вскочила и ,не выдержав,  убегает) Сергей?! Сергей!

ЗИНА. Таня, постой! Куда ты, сумасшедшая?

 ТАНЯ (Врывается к Командиру) Андрей Дмитриевич! Андрей Дмитриевич!  Я прошу вас, (сквозь слёзы) нет, требую принять экстренные меры по спасению Марьянова и его товарищей. Мы сможем им помочь. Двести одиннадцать партизан в состоянии разгромить двухтысячный гарнизон немцев.

КОМАНДИР. Я вполне оценил твои чувства, Таня. Ты — редкая... нет, ты,— настоящая русская девушка, и, видно, хорошо быть любимым такой, как ты. Но послушай меня внимательно. Если я прикажу отряду атаковать
гарнизон, партизаны выполнят приказ немедленно и, очевидно,
все погибнут. И если мы с вами останемся в живых, нас надо
будет расстрелять за безрассудность этой затеи!.. Попробуй ещё по рации.

ТАНЯ (надевает наушники, садится к рации) Тайга! Тайга! Я – Лебедь! Я – Лебедь!  Сергей! Серге-е-ей! (опять плачет и убегает)

СЦЕНА 5 « Таня пропала»

КОМАНДИР. Отряд! Стройся! (Вдоль сцены выстроились бойцы).

Почему при построении я не видел Татьяны Лебедевой. Зинаида, где подруга?

ЗИНА. Андрей Дмитриевич, она ещё вчера пропала. Никто её не видел.

БОЕЦ 3. (протягивает Командиру записку) Товарищ командир. Вот, нашли в радиоземлянке.

КОМАНДИР (читает, за сценой  звучит голос Тани) (Слайд 32)

 «Андрей Дмитриевич! Я взяла две французские гранаты, которые подарил мне Сергей. Пистолет и все четырнадцать патронов оставляю. Запасной аккумулятор стоит у дверей, в углу. Вы снимайтесь и уходите, как решили, а я,.. а мы вас найдем. Вы же сами говорили, что никогда не погибнет тот, кто твердо верит, что будет жив. Я долго думала об этом и не могу представить себя неживой. Ну как это можно, Андрей Дмитриевич! Не ругайте меня, все будет хорошо. Таня Лебедева».

КОМАНДИР (прохаживается вдоль строя, грозит всем). Я тебе покажу «хорошо», чертенок! Сумасшедшая девчонка! Дрянь! Я тебя выпорю самолично, обезьяна московская!  (отдаёт приказ двум партизанам-разведчикам) Найти. Будет упираться — нести на руках. Запомните новое место расположения отряда. Все!

БОЕЦ 2. Посмотрите, кто-то идёт. Да это наши! Живы! (бросаются к товарищам, обнимаются. Сергей подходит к командиру, отряд расходится)

КОМАНДИР. Где же  вы были?

СЕРГЕЙ (докладывает). Товарищ командир, группа нарвалась  на взвод полевой жандармерии.  Приняли бой, израсходовали боеприпасы и, потеряв одного человека, стали уходить в сторону от базы. Бежали и ползли самыми трясинными местами болот и топей. На вторые сутки жандармы отстали, только псы не прекращали погони. Двух задушили руками, а остальные... черт их знает, куда они делись, наверное, тоже отстали...

КОМАНДИР.  Сергей, у нас беда... Таня… Эта сумасшедшая девчонка сбежала вас искать в город.

СЕРГЕЙ. Разрешите мне найти её.

КОМАНДИР.  Нет. Больше мы не намерены терять людей. Становись в строй. Отряд меняет месторасположение. Вы знаете, где безопаснее пройти. Ведите.

СЦЕНА 6 «Жди меня»

Звучит музыка романса К.Молчанова «Жди меня»  (Слайды 33-34)

Сергей и Таня стоят по разным краям сцены и в зал читают стихотворение

К. Симонова «Жди меня»  на фоне музыки К.Молчанова.

 СЕРГЕЙ

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

 Желтые дожди

Жди, когда снега метут

 Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

ТАНЯ

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

СЕРГЕЙ

Пусть поверят друг и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души ...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

ТАНЯ

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

СЕРГЕЙ

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

             Все бойцы выходят на сцену и проходят к краю сцены замирают в минуте молчания




Предварительный просмотр:

Герои- земляки Великой Отечественной войны

Петин Дмитрий Родионович родился в 1898 году в селе Юхмачи Татарской АССР. Работал на лесоучастке. Переехал на станцию Лом в 1934 году. В 1940 году пошёл служить в Красную Армию. Участвуя в боях за Родину, был ранен в голову и лежал в госпитале. Затем снова на фронт. Пропал без вести в 1942 году.

Бокарев Николай Фёдорович родился в деревне Леонтьевское. Окончил начальную школу в г. Ярославле. Работал бригадиром в колхозе. В 1941 году пошёл защищать Родину, был командиром. Погиб на Ленинградском фронте.

Михеев Николай Сергеевич родился в 1903 году в деревне Столбище. В 1922 году переехал в деревню Якушово Ломовского с/с. Работал в селе Песочное. В 1941 году пошёл защищать Родину. Сначала  находился в Ростове Ярославском, а затем был направлен под Минск. Пал смертью храбрых 12 октября 1943 году и похоронен в деревне Дружовщина Могилёвской области.

Лебедев Александр Васильевич родился в 1921 году в деревне Михеевка. Окончил 7 классов Николо-Задубровской школы, а затем ФЗО в городе Рыбинске. Работал токарем на заводе. Учился на планериста в аэроклубе. В 1941 году был мобилизован в ряды Красной Армии. Участвовал в боях под Киевом, где и погиб в 1944 году.

Шишкин Дмитрий Михайлович родился в 1919 году на станции Лом. Окончил 7 классов Пустынской школы. Работал оператором на станции Рыбинск. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии. Погиб 11 сентября 1944 года и похоронен в 60 км от Берлина.

Жеребенков Михаил Дмитриевич родился в 1916 году в деревне Рукавово Большесельского района. После его рождения семья переехала в деревню Мелехово. Михаил окончил 4 класса Алексанро-Пустынской школы, а затем ФЗО в г. Рыбинск. После окончания ФЗО работал на Павловском заводе, откуда и был призван в армию. После двухнедельных курсов в городе Москва, получил звание сержанта. В письмах к матери он писал, что проезжают по местам, где прошёл «гад». Кругом видны трубы и кое-где деревья. В последнем письме он писал, что идёт в бой. 13 августа 1941 года в бою под Смоленском был убит.

Чистоглядов Владимир Иванович родился в деревне Лом. Окончил Киселёвскую начальную школу. Работал в колхозе. 22 июня 1941 года пошёл защищать Родину  и в первых боях погиб.

Афанасьев Михаил Фёдорович родился в 1911 году в деревне Подсосенье. Окончил 4 класса Николо-Задубровской школы. Работал в лесхозе. В 1941 году накануне войны, был взят в г. Рыбинск, где его застала война. Из Рыбинска был направлен в Эстонию, воевал в Латвии. Участвуя в боях, пропал без вести.

Голубев Алексей Иванович родился в 1924 году в деревне Семеники. Окончил Николо-Задубровскую начальную школу. Работал в городе Рыбинске на полиграфзаводе, а затем в городе Костроме. Воевал с 1943 года по 1944 год. Погиб под Сталинградом.

Иванов Николай Иванович родился в деревне Ровново Калининской области, в 1911 году 28 июня. Работал в Большесельском лесничестве. Перед  началом войны работал в городе Костроме. Когда началась Великая Отечественная война, пошёл защищать Родину. Погиб в сентябре 1941 года.

Портнов Иван Алексеевич родился в Калининской области. Переехав на станцию Лом в 1938 году. Работал бригадиром в колхозе «Первомайский». В октябре 1942 года пошёл защищать Родину. Воевал старшиной на Сталинградском фронте. 15 раз был в наступлении, 2 раза был ранен. Пропал без вести.

Братанов Борис Васильевич родился в 1922 году в д. Киселево. В 1936 году окончил начальную школу в Киселеве и семилетнюю школу в Якушове в 1939 году. После школы поступил в медицинское училище в г. Рыбинск. Будучи на последнем курсе училища, Бориса застала война. Получив диплом фельдшера, Борис был направлен на фронт. Во время вражеского налёта Борис погиб. Это произошло в 1942 году под Киевом.

Черноглазиков Николай Васильевич переехал в д. Пиняги в 1940 году. Участник финской войны. После демобилизации работал в колхозе «Привет». На третий день после объявления войны пошёл защищать Родину. Пропал без вести в 1941 году под Великими Луками.

Завирохин Иван Александрович родился в 1912 году в д. Пиняги Рыбинского района. Окончил 7 классов Пустынской школы. После окончания школы поступил работать на Павловский завод г. Рыбинска. Затем поступил в военное танковое училище в г. Ленинграде, которое и окончил. В 1943 году был переведён в г. Рыбинск, откуда добровольцем ушёл на фронт. В районе г. Луцка полковник Завирохин И.А. геройски погиб при форсировании реки Западный Буг.

Тихомиров Василий Николаевич родился в 1909 году в д. Михеевка. Окончил Михейковскую начальную школу. В 1941 году ушёл воевать с фашистами. Воевал под Ленинградом, после ранения лежал в госпитале. Погиб в 1942 году.

Чистяков Василий Александрович родился в 1903 году. Окончил 3 класса Алексанро-Пустынской школы. Работал в колхозе. В 1941 году ушёл на фронт. Участвовал в боях на Новгородском фронте, где и погиб. Похоронен в д. Скворцово Новгородской области.

Сезёмов Сергей Константинович родился в д. Киселево в 1921 году. Окончил 7 классов в школе №5 г. Рыбинска. Работал счетоводом в колхозе «Первомайский». Член ВЛКСМ. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Погиб в боях за Родину.

Курочкин Михаил Семёнович родился в 1906 году в д. Пушенино Большесельского района. Переехал на станцию Лом в 1939 году. Работал в загот-зерно. В августе 1941 году пошёл защищать Родину. Воевал на Калининском фронте, где и погиб в 1942 году.

Хрусталёв Алексей Николаевич родился в 1915 году в д. Лом. Окончил Киселёвскую начальную школу,  а затем ФЗО в г. Рыбинске. Работал поваром,  а затем  на заводе. Во время войны вместе с заводом был направлен на фронт. Погиб в 1942 году. Похоронен в селе Подводье Сумской области.

Нуждин Константин Александрович родился в 1906 году в д. Поповское. В 1941 году пошёл защищать Родину. Воевал на Сталинградском фронте, где был тяжело ранен. Это случилось в 1942 году, а 22 мая умер от тяжелых ран.

Крылов Михаил Александрович родился в д. Алексеевское в 1909 году. Окончил начальную школу. Работал в колхозе. С начала войны защищал Родину. Последнее письмо было из Эстонии. Пропал без вести.

Сезёмов Николай Михайлович родился в 1910 году в д. Киселево. Работал бригадиром в колхозе «Красное Залесье». 29 июня 1941 года был взят на Рыбинскую военную базу. 30 марта 1942 года был направлен на фронт. Погиб в Белоруссии.

Завирохин Николай Александрович родился в 1904 году в д. Пиняги. Окончил Пустынскую семилетнюю школу и пошёл работать на завод в г. Рыбинск. Затем был отправлен на курсы киномехаников. После курсов работал начальником лаборатории на заводе. В 1938 году переехал в г.Пермь. Работал на заводе. Был депутатом городского совета, а затем секретарем обкома партии. В 1942 году уезжает учиться в Московскую летнюю школу, которую и закончил в 1943 году, получив звание майора. Летал на тяжёлом бомбардировщике. Однажды, при бомбардировке железнодорожного узла около города Львова самолет, на котором летел Николай Александрович, был подбит и загорелся. Так погиб наш земляк.

Алябьев Дмитрий Иванович родился в 1902 году в д. Андреево Большельского района. Переехал на ст. Лом в 1938 году. Работал заведующим лесоскладом. Осенью 1941 года пошёл защищать Родину. Учился в Костроме в офицерской школе, после окончания которой был направлен на фронт. В пути их эшелон подвергся бомбёжке и Дмитрий Иванович был тяжело ранен. Его отправили в госпиталь, но по дороге он умер от тяжёлых ран.

Носов Иван Сергеевич родился в 1907 году. Учился в Александрово-Пустынской школе. Работал в колхозе трактористом. 24 июня 1941 году ушёл защищать Родину. Воевал на Ленинградском фронте, где был ранен и направлен в госпиталь г. Вологда. После госпиталя снова пошёл воевать и пропал без вести.

Чистоглядов Сергей Павлович родился в д. Лом 7 августа 1925 года. Окончил Киселевскую начальную школу и 7 классов в Благовещенье. Работал трактористом в колхозе. В 1943 году был направлен в Красную Армию на Прибалтийский фронт, где был ранен. 7 августа 1944 года умер от тяжелых ран.

Кирик Прокопий Семенович родился в 1999 году в Киевской области. Переехал на ст. Лом в 1934 году. Работал в Большесельском райлесхозе. В 1941 году был призван в армию. Погиб 14 октября 1944 года в Литве.

Москалев Алексей         Иванович родился в 1918 году в Калининской области. Учился в Гемеровско школе. Переехал на ст. Лом в 1937 году. За 3 дня до начала войны был призван в Красную Армию. Награжден медалью «За боевые заслуги». Его подвиг поместили в армейской газете, которая была выслана его матери.  Служил разведчиком, 15 августа 1943 года под Харьковом был тяжело ранен в живот и умер.

Ионов Василий Сергеевич родился в д. Михеевка в 1912 году. Окончил 4 класса Аксеновской школы. Работал на ж/д стрелочником, затем переехал в Копаево. В 1941 году ушёл защищать Родину. Был пулеметчиком на Украинском фронте. 13 июня 1944 года пропал без вести.

Корнев Григорий Михайлович на ст. Лом приехал в 1936 году. Работал в лесхозе. В 1941 году был направлен на трудовой фронт. В 1942 году воевал на Калининском фронте, где был тяжело ранен. 22 января 1943 года скончался в г. Калинине на кладбище Перемерки.

Романов Иосиф Артемьевич до армии работал бригадиром в колхозе. В 1941 году был призван  в армию и направлен на учебу в Кострому. После учения принимал участие в боях под Тулой. В январе 1942 году было получено извещение, в котором сообщалось, что Романов И.А. был убит в деревне Фимишки Тульской области 17 декабря 1941 года в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге проявил геройство и мужество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей-сирот через разновозрастные группы

Представлена работа по вопросу социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Урок математики в разновозрастной группе

В материале предлагается план-конспект урока математики в классе-комплекте 5-6....

Урок химии в разновозрастных группах 8-9 класс по теме "Кислоты.Основные понятия."

Наша школа принимает участие в реализации  инновационной образовательной программы. Тема:"Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных спосо...

Внедрение технологии Марии Монтессори в практику работы с разновозрастной группой детей с синдромом Дауна в условиях дома-интерната

* Синдром Дауна – это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Лишняя, 47 хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особен...

краткосрочный проект в разновозрастной группе "Здравствуй, Зимушка-зима"

Проект «Здравствуй, Зимушка-зима»Автор проекта: воспитатель Куликова Ирин ВладимировнаУчастники проекта: воспитатели, воспитанники разновозрастной группы «Ручеек», их родители.Вид проекта:  позна...

Особенности преподавания литературы в сельской малочисленной школе в разновозрастных группах.

Процесс обучения в малокомплектной школе имеет свои специфические особенности, в первую очередь, факторами, определяющими характер взаимодействия учащихся. Такими факторами как: условия окружающей сре...