Творческий проект по тестопластике «Соленая радость» для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности с ТНР
проект

Лау Анна Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solenaya_radost.docx64.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №89 «Крепыш»

Творческий проект

по разделу программы художественно-эстетическое развитие

«Соленая радость»

(тестопластика)

в разновозрастной группе

компенсирующей направленности для детей с ТНР

 (3-7 лет)

Подготовила:

Лау А.В.,

воспитатель

Сургут, 2020

Технологическая карта проекта

Творческое название проекта

«Мукосоль»

Автор проекта

Лау Анна Вячеславовна

Тип проекта

Творческий, практико-ориентированный

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

(5 – 7 лет)

Участники проекта

Дети, педагоги, родители

Продолжительность проекта

Долгосрочный (2020-2021 учебный год)

Образовательная область

Художественное творчество

Форма реализации

Совместная деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог - ребенок, ребенок – ребенок, родители – дети, педагог – родители, педагог – дети - родители.

Виды деятельности: продуктивная, познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная.

Формы деятельности: совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие

Проблема

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Педагогами-дефектологами Галиной Васильевной Чиркиной, Аллой Васильевной Ястребовой и Людмилой Федоровной Спировой было вынесено предположение, что речь, как средство коммуникации, успешнее формируется при осуществлении продуктивной деятельности. Для детей с ТНР не существует развернутой специализированной программы по художественно-эстетическому развитию, способствующей формированию речевых навыков на занятиях продуктивными видами деятельности.

Актуальность

Работа с тестом – это упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации тактильных ощущений, необходимых в работе детям с ТНР. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. Умственное воспитание ребёнка тесно связано с развитием речи. Все предметы, которые создаются детьми в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, связной речи, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности.

Объект исследования

Целенаправленный процесс творческого и речевого развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (дети с ТНР) с помощью использования нетрадиционных техник продуктивных видов деятельности.

Предмет исследования

Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями посредствам использования нетрадиционных техник продуктивных видов деятельности (тестопластика).

Цель

Актуальность данного проекта предопределила формулировку его цели: создание условий для развития речи, мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста с ТНР посредствам занятий тестопластикой.

Задачи

  1. Обучающие:

- Познакомить детей с возможностями тестопластики.

- Научить владеть различными материалами и инструментами.

- Формировать знания о сенсорных эталонах, посредствам работы с соленым тестом.

-Способствовать развитию связной речи.

  1. Технические:

- Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.

- Развивать координацию движения рук.

  1. Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и  эстетический вкус, образное и логическое мышление

- Расширять кругозор и словарный запас.

  1. Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление  доводить начатое дело до конца.

- Воспитывать  умение общаться   со сверстниками и работать в коллективе.

  1. Социальные:

- Создать благоприятную атмосферу для  общения  детей, увлечённых общим делом.

             - Учить дошкольников организовывать досуг.

Этапы реализации проекта

I этап (начальный)

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

II этап (промежуточный)

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

III этап (завершающий)

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

Предполагаемый результат

Дети должны знать:

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– усвоить основные сенсорные эталоны посредствам работы с тестом;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Родители:

- формирование активной позиции родителей (посещение и активное участие в открытых мероприятиях);

- выполнение творческих и индивидуальных заданий вместе с детьми;

Актуальность

Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностями, строящиеся на принципе фантазирования в игровой деятельности.

            Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно – прикладного искусства. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка.

Во время совместной деятельности с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, использование приемов тестопластики дает возможность закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

Работа с тестом - это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе  детям с ограниченными возможностями здоровья. Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

Использование тестопластики позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с задержкой психического развития.  

Тестопластика выступает как средство познания действительности, имеет большое значение для речевого развития детей с ТНР, способствует поддержанию положительной мотивации и познавательной активности детей с психофизическими нарушениями. Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны, педагоги имеют замечательную возможность сделать эти занятия еще более увлекательными и запоминающимися. При этом важно соблюдать непременное условие на занятиях — создавать атмосферу доверия и заинтересованного общения между ребенком и взрослым, побуждать его к диалогу, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.

Актуальность данного проекта предопределила формулировку его цели: создание условий для развития речи и сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста с ТНР посредствам занятий тестопластикой.

Задачи проекта:

Обучающие:

Познакомить детей с возможностями тестопластики.

Научить владеть различными материалами и инструментами.

Формировать знания о сенсорных эталонах, посредствам работы с соленым тестом.

Способстьвовать развитию связной и диалогической речи.

Технические:

Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием.

Развивать координацию движения рук.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, речь, наблюдательность и  эстетический вкус, образное и логическое мышление

Расширять кругозор и словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление  доводить начатое дело до конца.

Воспитывать  умение общаться   со сверстниками и работать в коллективе.

Социальные:

Создать благоприятную атмосферу для  общения  детей, увлечённых общим делом.

Учить дошкольников организовывать досуг.

Вид проекта:

Интегрированный, долгосрочный (9 месяцев), творческий проект.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители, воспитатели.

Предварительная работа:

Работа с дошкольниками: Рассматривание готовых изделий из теста, участие в изготовлении соленого теста для занятий, проведение театрализованных и сюжетно-ролевых игр с использованием готовых поделок из теста.

Работа с родителями: Проведение   консультаций,  мастер-классов, подбор рекомендаций по лепке из соленого теста, привлечение родителей к организации выставок, семинары-практикумы, родительские собрания по теме.

Оснащение предметно-развивающей среды:

Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:

– методические разработки занятий;

– учебные и методические пособия;

– технологические карты по изготовлению изделий;

– фотографии;

– образцы изделий.

Основное оборудование для работы с тестом

1.Пластмассовый мат для резки (формат А4).

2.Набор стеков (пластмассовые и деревянные).

3.Алюминиевая фольга.

4.Лопаточка с тонким краем.

5. Зубочистки.

6.Пинцет.

7.Баночка с водой и кисточка.

8.Расческа с частыми зубьями.

Дополнительное оборудование

1.Бисер и бусины. Служат для украшения.

2.Набор насадок для кондитерского шприца.

3.Маленькая скалка из детского набора для лепки.

4.Набор фигурок и вырезок.

5.Проволока.

6.Ложки.

7.Шпажка для канапэ.

8.Колесико для перевода выкроек.

Этапы реализации проекта:

I этап (начальный)

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место.  Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества.

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

 II этап (промежуточный)

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

III этап (завершающий)

Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.

Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы.

 Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.  Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Перспективный план работы по тестопластике

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

(занятия проводятся 2 раза в месяц)

Месяц

Название

Задачи

Сентябрь

I этап

«ТИЛИ – ТИЛИ ТЕСТО»

«ЯИЧНИЦА НА СКОВОРОДЕ»

 Формирование интереса к работе с пластичными материалами, обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье».

Познакомить детей с таким материалом для лепки, как соленое тесто. Познакомить с технологией приготовления теста. Учить детей работать с тестом.

Октябрь

"ЛУКОШКО С ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ"

"ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИНА "ВЕТКА РЯБИНЫ"

Продолжать учить детей составлять натюрморт, упражнять в умении отличать жанр "натюрморт" от других видов искусства. Развивать навыки создания объемных изображений, упражнять в лепке различных форм грибов и ягод, передавая их характерные особенности. Воспитывать стремление выполнить работу аккуратно, самостоятельно анализировать полученный результат.

Учить детей точно передавать форму, величину и другие особенности ветки рябины, всматриваться в натуру, замечать ее своеобразие. Формировать умение оформлять декоративную пластину, присоединять вылепленные детали к основе, оформлять край пластины. Развивать творчество, трудолюбие, желание доделать поделку до конца.

Ноябрь

«ГУСЕНИЦА НА ЛИСТЕ»

"ДЕКОРАТИВНАЯ ПЛАСТИНА "БАБОЧКА"

Формировать навык детей работать с тестом. Уточнить знания и представления о геометрических телах. Закрепить умение составлять гусеницу из разных по размеру шаров, размещая их на листе из картона. Развивать глазомер, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость, умение доводить работу до конца.

Продолжать учить выполнять объемную рельефную лепку, познакомить с понятием горельеф. Учить подготавливать основу, выполнять отдельно детали и прикреплять к основе. Учить составлять эскиз данной работу и определять этапность ее выполнения.

Декабрь

I I этап

«ЦВЕТНЫЕ РЫБКИ»

«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ»

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами и контррельефными (прорезными) рисунками. Ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности. Совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуей, полосками и пр.

 Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику – учить лепить колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы. Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусин и пуговиц, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров. Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность, учить синхронизировать работу обеих рук.

Январь

«ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА»

 Учить детей работать с тестом. Создать декоративную азбуку с помощью техники "жгутики". Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус. Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность.

Февраль

«В БЕЛОМ МОРЕ, В СИНЕЙ ПЕНЕ»

«ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК»

Побуждать к самостоятельному поиску способов лепки северных животных (белого медведя, моржа, тюленя, оленя) по замыслу или с опорой на иллюстрации. Развивать умение лепить человека в движении (идущего на лыжах, управляющего оленем или собачьей упряжкой). Развивать творчество, умение составлять композицию, работать коллективно, сравнивать свою поделку с другими и выявлять соотношение размеров.

Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения избушки дополнительными деталями из теста. Развивать ручной праксис. Воспитывать усидчивость, эстетический вкус.

               Март

III этап

«К ДНЮ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА»

«ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ»

Продолжать учить лепить из соленого теста поделки конструктивным и комбинированным способами. Воспитывать желание создать подарок для своих любимых людей, выполнить его аккуратно, красиво. Развивать самостоятельность, трудолюбие, творчество, фантазию.

Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа. Продолжать учить детей подмечать и отражать в работе отличительные особенности петуха и курочки: у петуха - гребешок-корона и богатое оперение, у курочки - маленький хвост, небольшой гребешок. Отрабатывать умение волнообразно, изогнуто лепить крылья, оперение хвоста. Продолжать учить работать коллективно в парах.

Апрель

«ЦАРЕВНА – ЛЕБЕДЬ»

" КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА" (СЮЖЕТНЫЙ СПЕКТАКЛЬ ПО СКАЗКЕ)

Учить передавать в лепке сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове), самостоятельно находить способ лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее. Развивать наблюдательность, аккуратность, творчество.

Закреплять у детей умение передавать сюжет сказки, лепить персонажей сказки, видеть пропорции и величину фигурок животных, их характерные особенности. Развивать творчество, фантазию. Учить работать коллективно, распределять объем работы по желанию, интересам и способностям. Учить сверять вылепленные фигуры с фигурами товарища.

Май

"КАРАНДАШНИЦА"

«МИР ФАНТАЗИЙ»

Продолжать знакомить со способом лепки - лепка на форме, показать последовательность работы. Продолжать учить использовать вспомогательные способы и приемы для оформления и декорирования карандашницы. Развивать художественные способности, художественный вкус, творчество.

 Учить создавать образы по представлению, самостоятельно выбирать способы и приемы лепки, искать наиболее интересные и удачные решения. Осваивать скульптурный способ лепки, видоизменять основную форму разными приемами (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т. п), оформлять, украшать, дополнять мелкими деталями. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.

Ожидаемые результаты обучения

Дети должны знать:

-приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;

– инструменты и приспособления для лепки;

– правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;

– правила оборудования рабочего места;

– правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;

– усвоить основные сенсорные эталоны посредствам работы с тестом;

должны уметь:

– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;

– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;

– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;

– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;

–пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;

– соблюдать технику безопасности;

- давать вербальный отчет обо всех этапах проделанной работы.

– оценивать свою работу и работы своих товарищей;

– работать в коллективе.

Принципы построения проекта

От простого к сложному.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Научность и Доступность.

Системность знаний.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Технологии:

Игровое обучение

Принцип индивидуального подхода.

Методы:

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)

Практический

Оценка эффективности использования проекта

Оценка эффективности использования проекта предусматривает следующие моменты:

1) проведение диагностического исследования два раза в год (в начале и в конце курса) с целью изучения умений и навыков изобразительной деятельности;

2) участие педагогов и родителей в диагностическом исследовании (наблюдение), которые помогают получить полную информацию о ребёнке;

3) формирование активной позиции родителей, то есть результаты диагностических и оценочных процедур в доступной, корректной форме доводятся до родителей.

4) составление индивидуальных образовательных маршрутов;

5) участие в выставках на уровне МБДОУ, городских и международных конкурсах.

Интерпретация уровней усвоения материала

Высокий – ребенок проявляет интерес к тестопластике, узнает знакомые образы в лепке, владеет основными знаниями о сенсорных эталонах, умеет пользоваться некоторыми вспомогательными инструментами, владеет формообразующими движениями, может дополнить изображение деталями при напоминании взрослого. Может рассказать алгоритм выполнения работы, составить краткий описательный рассказ о результате деятельности.

Средний – пытается лепить, пользуется специальными инструментами при поддержке и побуждении взрослого, формообразующие движения недостаточно развиты, низкий запас знаний о сенсорных эталонах. Отвечает на вопросы педагога об этапах проделанной работы, называет детали поделки.

Низкий - ребёнок не проявляет интереса и самостоятельности при выполнении заданий, не справляется с заданием.

Чтобы правильно организовать работу с детьми на занятиях по тестопластике, необходимо выявить первоначальные представления, имеющиеся у детей до начала реализации проекта. С этой целью проводятся диагностические мероприятия, предлагаются задания аналогичные тем, что используются при реализации проекта.

В целях определения эффективности выбранных средств и методов в работе проводится повторная диагностика с детьми данной группы на конец года.

Результаты проведенного исследования представлены в усредненных показателях представленных критериев: уровень интереса к занятиями тестопластикой, техническая грамотность изображения, уровень усвоения знаний о сенсорных эталонах, самостоятельность выполнения работы.

Диаграмма 1

Практическая значимость проекта

Обобщенный опыт работы соответствует принципам новизны, актуальности, перспективности, стабильности результатов и может быть рекомендован к использованию в работе дефектологов, логопедов, воспитателей, а также родителям с целью оптимизации психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение 1

Упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста

«Слепи что-нибудь необычное»  Педагог предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т.д.

   «Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь – оживает. Что бы ты слепил?»

Несуществующее животное. Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

  «Волшебные превращения». Ребенку говорят: «Есть две волшебные палочки: длинная и короткая, подумай, во что они могут превратиться». Ребенок в процессе лепки создает образы на основе «волшебных палочек».

«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки из соленого теста и просит помочь ему.

«Чего на свете не бывает?» Ребенку предлагают слепить то, чего на свете не бывает (сказочное, волшебное и т.д.).

«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение».  Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т.д.».

«Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

«Карлики, великаны».  Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все что ты захочешь. Слепи то, что ты хотел бы увеличить или уменьшить».

  «Машина времени». Взрослый говорит детям: «Представьте, что у нас в детском саду появилась машина времени. Вы в нее садитесь и можете путешествовать в будущее и прошлое любой страны». Детям предлагают представить, а затем слепить то, что они могли бы увидеть, путешествуя на машине времени.

«Загадки и отгадки».  Взрослый сообщает детям, что сей час они будут слушать загадки и отгадывать их необычным способом — лепить отгадки, не произнося отгадку вслух. По очереди загадывает загадки и предлагает детям создавать отгадки в виде вылеп ленных фигур. Уточняет, что лепить можно как объем ные, так и рельефные изображения. Ещё лучше поста раться объединить отгадки в общую композицию. Во время одной игры можно предложить 2—5 загадок.

 «Функции предметов». Инструменты и оборудование.  Стеки, колпачки фломастеров или авто ручек, зубочистки, мелкие бытовые предметы (бисер, бусины и т.д.), природный и бросовый материал.

Ход  игры. Взрослый предлагает детям назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета в процессе лепки из соленого теста. Выигрывает тот, кто назовет больше других таких вариантов. Например, пуговицу можно использовать как дополнительную деталь (глаз, шапочка, колесо и т.д.), ею можно делать отпечатки на пластичном материале, ее можно использовать как шаблон и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.        Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

2.        . Зимина, Н.В. Шедевры из солёного теста / Н.В.Зимина - М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2010г.

3.        Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М.: Издательство: Цветной мир, 2013 г.

4.        7. Корчинова, О. В. Детское прикладное творчество./ О. В Корчинова - Ростов- на- Дону: Феникс, 2005г.

5.        Майорова,  Ю.А. Поделки из соленого теста и пластилина/ Ю.А.Майорова - Нижний Новгород: ООО Издательство Доброе Слово, 2011г.

6.        Мэри Энн Ф. Колль. Глина и тесто. М.: Издательство: АСТ, Астрель, 2004.

7.        Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2008 г.

8.        Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду./ Н. П Сакулина, Т. С. Комарова - М.: Просвещение, 1982г..

9.        Синеглазова М. О. Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП, 2010.

10.        Фатихова Л.Ф. Методика формирования общеинтеллектуальных умений у дошкольников с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие. –– Уфа: Вагант, 2007.

11.        Фирсова, А. В. Чудеса из соленого теста./ А.В.Фирсова – М.: Айрис-пресс, 2008г.

12.        Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.

13.         Хоменко, В.А. Лучшие поделки, шаг за шагом  / В.А.Хоменко – Белгород: Издательство Клуб семейного досуга, 2009г.

14.        Янушко Е. Волшебное тесто. М.: Издательство: Эксмо, 2012.

15.        «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программы «Доступная среда» в условиях ОУ» (дистанционные курсы, хозрасчетные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект "Радость познания"

Данный проект позволит сформировать у детей умения определять место книги в их жизни....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПО СКАЗКАМ В.СУТЕЕВА» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Использование театрализованной деятельности по теме «Сказки Владимира  Сутеева» как средство  коррекции и разностороннего развития детей с задержкой психического развития.В большинстве случа...

Использование метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления

Описание опыта работы использования метода творческих проектов на занятиях по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления...

о проведении творческого конкурса «Новогодний альбом – 2016», в рамках открытого творческого проекта «МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Проект реализуется в рамках деятельности Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова МБУ ДО ДТДМ города Ростова-на-Дону...

Презентация. Открытый творческий конкурс «Природа Донского края – путешествие юного краеведа» (в рамках открытого творческого проекта «МИР глазами детей»)

В конкурсе приняли участие 250 работ школьников города Ростова-на-Дону в возрасте от 7 до 18 лет. Рисунки 2017 года показали красоту и колорит природы Донского края, отличались яркостью, нежностью и л...

Методические рекомендации по оформлению творческих проектов технической направленности

Рекомендации отражают основные требования к проектам технической направленности представляемых к участию в конкурсах, выставках и других мероприятиях в области научно-технического творчества учащихся....