Урок литературы в 10 классе по теме "Музыка как герой романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе с использованием Интернет-ресурсов. музыкальных фрагментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыка как герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Цели:
образовательная: работать над чтением эпизодов романа «Отцы и дети», развивая умение анализировать текст ;
развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности И.С.Тургенева, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями музыкального искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой музыкальной культуры
Задачи:
создать мотив обучения через связь материала урока с музыкой;
обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
совершенствовать навык критического осмысления текста;
развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.
Форма урока: урок-беседа
Тип урока: урок изучения художественного текста
Вид урока: анализ текста
Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи музыкальных композиций , ЦОР, эпиграф:
…вкус и манера восприятия музыки были у Тургенева в высшей
степени богато, широко и глубоко развиты.
Б.В.Асафьев
http://www.artscroll.ru/page.php?al=portret_i_s_turgeneva_48740_kartina- портрет И.С.Тургенев
Методические приёмы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, индивидуальное сообщение учащегося
Межпредметные связи: музыкальное искусство
План урока.
I. Оргмомент.
II.Новый материал.
1.Стихотворное начало урока.
2.Вступительное слово учителя.
3.Просмотр начала фильма «Отцы и дети», 1958г.
4.Беседа по услышанной мелодии.
5.Тема , цели урока.
6.Чтение, беседа по отрывкам из романа .
7.Прослушивание одной из мелодий Франца Шуберта – «Мелодия Любви»
8.Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика творчества музыканта»
9.Прочитаем выразительно отрывки.
10.Сообщение подготовленного (дома) учащегося по теме ««О последней главе романа «Отцы и дети».
III. Обобщение.
IV. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II.Новый материал.
1.Стихотворное начало урока. Звучит музыка Шопена. Ноктюрн фа минор.
http://www.notomania.ru/noty_kompozitsii.php?n=1486
(Под музыку учитель читает стихотворение В. Набокова.)
Взволнован мир весенним дуновеньем,
Вернулись птицы, и звенят ручьи
бубенчиками влаги. С умиленьем
Я разбираю мелочи любви
На пыльных полках памяти. Прохладно
В полях и весело в лесу, куда
Ни ступишь - крупный ландыш. Как вода,
Дрожит лазурь - и жалобно, и жадно
Глядит на мир. Березы у реки -
Там на поляне, сердцем не забытой,
Столпились, и так просто, деловито
Развертывают липкие листки,
Как будто это вовсе и не чудо,
А в синеве два тонких журавля
Колеблются, и, может быть, оттуда
Им кажется зеленая земля
Неспелым, мокрым яблоком...
2.Вступительное слово учителя.
Музыка является героем многих произведений И.С.Тургенева. В его произведениях «Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Певцы», «Дворянское гнездо» и других музыка выступает как важный компонент идейно-художественной системы писателя. Он очень любил музыку, искренне восхищался ею. По словам Б.В.Асафьева , «…вкус и манера восприятия музыки были у Тургенева в высшей степени богато, широко и глубоко развиты». « Все переданные им в его же рассказах музыкальные впечатления и описания процесса пения или игры изобличают меткий и обоснованный критический взгляд и вместе с тем яркость восприятия». На самом деле, живость и глубина вдохновенных словесных описаний музыки в произведениях Тургенева покоряют читателя. Вот как описывает он игру старого музыканта Лемма и восприятие её Лаврецким в романе «Дворянское гнездо» : « Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на свете дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса».
Музыка вторит кульминации любовной линии - объяснению главных героев, Лаврецкого и Лизы Калитиной. Описания музыки и её впечатления на героя приводят художника слова к особой инструментовке языка, отбору изобразительно-выразительных средств.
Зачастую музыка в романах Тургенева является своеобразным критерием оценки действующих лиц, средством характеристики героя. Именно поэтому
я предлагаю включить в анализ романа «Отцы и дети» и разбор «музыкальных страниц» произведения. Музыка играет важную роль в сюжете. Она сопровождает героев в имении Кирсанова, в губернском городе, в усадьбе Одинцовой, в господском домике Базаровых. Связаны с музыкой повторное посещение имения Кирсановых и второй приезд Базарова в дом отца. И во всех случаях музыка помогает понять позицию героев , углубить их характеристику .
3.Просмотр начала фильма «Отцы и дети», 1958г.
4.Беседа по услышанной мелодии. Каков настрой с самого начала романа?
Поговорим об этом подробно.
5.Тема , цели урока.
6.Чтение, беседа по отрывкам из романа .
Прочитайте выразительно концовку 9 главы романа.
Книга в формате HTML: http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml
Упражнение гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
Вопрос учителя. Как характеризует сцена Базарова? (Нигилистическое отношение Базарова к искусству, в частности к музыке. В представлении Николая Петровича его музыкальные увлечения соединяются с романтизмом, мечтательностью , а Базаров считает их бесполезными вещами.)
Вопрос учителя. Как относится к этому Аркадий?(Он не разделяет отрицания музыки Базаровым)
Вопрос учителя. А на чьей стороне автор? ( Грубость на музыкальном фоне говорят, скорее всего, что Тургенев не разделяет точку зрения Базарова).
Вопрос учителя. Определите художественно-выразительные средства языка писателя в этом отрывке для определения позиций героев.
7.Прослушивание одной из мелодий Франца Шуберта – «Мелодия Любви»
8.Индивидуальное сообщение учащегося «Характеристика творчества музыканта»
9.Прочитаем выразительно отрывки, в которых Базаров , Аркадий встречаются с Одинцовой в губернском городе и в усадьбе Никольское.
Вопрос учителя. Поняв, что Базаров отрицает и музыку, Одинцова потихоньку возобновляет разговор об искусстве. Как реагируют на это герои? (Базаров опять говорит о ботанике, а Аркадий стал говорить о значении народных мелодий. Позже Базаров сам о себе скажет, что не имеет «художественного смысла»).
Согласимся с Одинцовой, что «художественный смысл» нужен на то, «…чтобы уметь узнавать и изучать людей».
Эпизод исполнения Катей це-мольной сонаты-фантазии Моцарта.
http://muzofun.net/tune/%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB-сонаты Моцарта
-Что же вам сыграть?
-Что хотите, - равнодушно ответил Аркадий.
-Вы какую музыку больше любите? - повторила Катя, не переменяя положения.
-Классическую, - тем же голосом ответил Аркадий.
-Моцарта любите?
-Моцарта люблю.
Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо...
(«Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо») является кульминацией музыкальной темы в романе.
Вопрос учителя. Почему? («Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, то часть, в которой посреди пленительной веселости беспечного напева внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби…» В этих слова мы понимаем, что Тургенев не оставляет у читателей никаких сомнений, что он не разделяет взглядов Базарова на искусство.)
Прочитаем выразительно отрывок из 21 главы романа, изображающий героев в родительском доме Базаровых. Василий Иванович, оживившийся с приездом сына, запел из популярной тогда оперы.
Вопрос учителя. Как отреагировал на пение отца Базаров? (Он стал раздражительным, грубым)
Задание учителя. Определите художественно-выразительные средства языка писателя в этом отрывке для определения позиций героев.
Прослушаем отрывок из 27 главы романа , в котором, находясь дома, Базаров слышит песню деревенских мальчишек.
Аудиокнига http://martand.ru/audioknigi/klassika/ottsy-i-deti-ivan-turgenev-audiokniga.html
Упражнение гимнастики глаз
1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
Вопрос учителя. Как он отреагировал и понял эту песню? ( Он понял, что люди смешивают новое и старое в веяниях эпохи. Ему нравится всё-таки «плохое» старое).
10.Сообщение подготовленного (дома) учащегося по теме ««О последней главе романа «Отцы и дети».
III. Обобщение.
Музыкальные фрагменты, играя важную роль в сюжете «Отцов и детей», во многом являются средством характеристики героев, выявляют их интересы и наклонности, переживания и чувства.
Необходимо отметить чистоту и ясность языка Тургенева, музыкальности, ритмичности его прозы.
Повторы, яркие эпитеты, метафоры, выразительные глаголы, ритмичность и гибкость построения фразы делают этот фрагмент романа музыкальным
При чтении его произведений словно слышишь музыку.
Звучит музыка Моцарта. Соната-фантазия до минор.
Вопрос классу:
- Какие чувства выражает музыка? (Скорбь, чувственность, углублённость, размышления…)
Учитель.
Моцарт был одним из любимых композиторов Тургенева. Его музыка покоряла писателя своим мелодическим богатством, возвышенной чистотой и естественностью выражения чувств. «Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей»,- писал Тургенев.
Писатель остро ощущал трагедийные начала моцартовской музыки. Не случайно эти чувства нашли своё отражение в романе «Отцы и дети».
Суперфизкультминутка http://www.zavuch.info/methodlib/392/83285/
IV. Домашнее задание.
Прослушивание романса на слова И.С.Тургенева «Утро туманное» http://www.runetmusic.ru/tracks/22517/
Широкая тема «Тургенев и музыка» имеет еще одну важную сторону: отношение музыкантов (прежде всего композиторов) к наследию писателя. Ведь для каждого композитора творчество большого поэта или писателя –неиссякаемый источник вдохновения, откуда можно почерпнуть текст или сюжет для нового сочинения.
Задание. Среди известнейших произведений:
-опера М. Ипполитова-Иванова «Ася»,
-опера Гольденвейзера «Вешние воды»,
-опера А. Кастольского «Клара Милич»,
-романсы Рубинштейна, Виардо, Абазы.
Напишите эссе : «Почему же нельзя отрицать природу, искусство, любовь?», опираясь на источники Интернет
ЛИТЕРАТУРА
1.М.М.Жданов. «Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в школьном изучении», издательство «Просвещение», Ленинградское отделение, Ленинград,1972
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. http://classic-online.ru/ Классическая музыка.
2.http://www.artscroll.ru/page.php?al=portret_i_s_turgeneva_48740_kartina- портрет И.С.Тургенева
3.http://www.notomania.ru/noty_kompozitsii.php?n=1486- музыка Шопена. Ноктюрн фа минор.
4.http://www.zoomby.ru/watch/lenfilm-otcy-i-deti?utm_source=Yandex_Z&utm_medium=cpc&utm_campaign=6702631- фильм «Отцы и дети», 1958г.
5. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0040.shtml- книга в формате HTML
6.http://muzofun.net/tune/%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%90%D0%A0%D0%A2%20%D0%A1%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB-сонаты Моцарта
7. http://martand.ru/audioknigi/klassika/ottsy-i-deti-ivan-turgenev-audiokniga.html-аудиокнига
8. http://www.runetmusic.ru/tracks/22517/- романс на слова И.С.Тургенева «Утро туманное»
9.http://www.zavuch.info/methodlib/392/83285/- суперфизкультминутка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-339515-1388093141.jpg)
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-339515-1388093141.jpg)
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-364413-1478522488.jpg)
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/03/picture-1397885-1648975954.jpg)
Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.
Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...