Практико-значимый проект по теме "Устное народное творчество"
проект по литературе на тему
Работа слушателя курсов факультета повышения квалификации педагогических работников по программе «Образование и общество. Актуальные проблемы педагогики и психологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-prizentatsiya_truhacheva_g.a.ppt | 811 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Актуальность творческого учебного проекта Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание младших школьников. известные педагоги о влиянии устного народного творчества на становление личности младшего школьника творческая деятельность учеников 3 класса на уроках и внеурочное время. Малые жанры устного народного творчества сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества 3. Презентация проекта «Докучные сказки и небылицы». Сочинения учащихся 3 класса.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода Трудно учиться сейчас здоровым, подготовленным к школе детям. Что же говорить о детях с задержкой психического развития, детях с ограниченными возможностями здоровья. Они испытывают трудности в обучении. Нет мотивации в познавательной деятельности, не развита эмоционально-волевая сфера.
В системе психологической, медицинской и педагогической помощи таким детям на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребёнка. Под руководством взрослых дети с ограниченными возможностями здоровья могут компенсировать нарушения, реализовать свои возможности и благополучно адаптироваться в социальной среде. Устное народное творчество помогает детям усваивать духовно-нравственные категории. Это добро и зло, послушание и непослушание, согласие и вражда, трудолюбие и лень, бескорыстие и жадность, простота и хитрость. Работа над произведениями устного народного творчества способствует коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием произведения. Наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии.
В современном обществе приоритетом образования становится такое обучение, которое помогает выпускнику найти своё призвание, реализоваться в жизни как личность. С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Я.А. Коменский, И. Гербарт, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, эта проблема приобретает большое значение и в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, естественно, что такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека. Произведения устного народного творчества являются средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствуют повышению их познавательной и творческой активности, дают ребёнку образцы народных традиций, образцы народного языка.
Сказки самый богатый материал для нравственного воспитания. В.А Сухомлинский писал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». Вся самоотверженная деятельность Я.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о том, чтобы народ имел хороших и мудрых правителей, “связанных со своими подданными узами кров. Я.А. Коменский добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним - изучать, любить устное творчество народа. О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Я.А. Коменский предлагал для школы. По его мнению, учащимся следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, изучать обычаи народа.
К.Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, К.Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур. Сегодня потребность в произведениях устного народного творчества представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у младших школьников велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно произведения устного народного творчества, особенно сказка, освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним влияниям, необходимостью нравственных норм и нравственных требований к другим, непосредственным поведениям. Эти особенности являются залогом восприимчивости младших школьников, дают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что "духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу".
Познакомившись со взглядами В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, мы пришли к выводу: педагоги - классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире. Творческая личность – это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно – творческая активность
У К.И. Чуковского есть издание “От двух до пяти”, где в главе “Борьба за сказку” он описывает детские истории и значимость народных сказок для детского круга чтения, о роли сказок вообще: "Как будто есть какая-нибудь принципиальная разница между той сказкой, которую сочиняет ребенок, и той, которую сочинил для него великий народ или великий писатель! Ведь все равно, дадите вы ему эту сказку или нет, - он сам себе сказочник, сам себе Андерсен, Гримм и Ершов, и всякая его игра есть драматизация сказки, которую он тут же творит для себя, одушевляя по желанию все предметы, превращая любую табуретку в поезд, в дом, в верблюда"
Учитывая компетентностный подход к образованию, модернизации образования мы можем сказать, что у творческой личности есть преимущества, т.е. способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлению. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще – эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно – мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Творческая деятельность учеников 3 класса на уроках и внеурочное время, «проба пера» На уроках литературного чтения, работая над темой: «Устное народное творчество», совместно с воспитателем этого класса задались целью использовать различные жанры устного народного творчества, чтобы пробудить и активизировать эмоционально-волевую сферу учащихся. На современном этапе развития в связи с изменившимися требованиями, предъявляемыми к человеку, возникла необходимость модернизировать школьные программы. Опыт других стран и передовые разработки педагогов в нашей стране указывают на потребность введения форм обучения, которые бы решили многие актуальные проблемы: - социальная адаптация учащихся; - развитие нестандартного мышления; - формирование инициативной позиции; - обеспечение заинтересованности и возможности выбора.
Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это путь, который может эффективно реализовать эту цель. Основные принципы обучения строятся: на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала по устному народному творчеству и приобщение детей к «кладовой народной мудрости»; интеграции работы на основе народного творчества с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитием речи, играми, праздниками, инсценирование и др) активно включать детей в разнообразные творческие деятельности на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь (выставки, создание сборника, печатание в школьной газете, оформление портфолио, обсуждение на уроках литературы выполненных работ); бережного и уважительного отношения к детскому творчеству; знания – основа творчества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при ознакомлении с устным народным творчеством развиваются познавательные процессы, эмоциональная сфера, эстетические чувства, и, конечно устное народное творчество и его использование оказывает большое влияние на развитие творческой деятельности детей. Таким образом, формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения, навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Презентация проекта «Докучные сказки и небылицы». Сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества. Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец. После проведения ряда мероприятий детям было предложено попробывать свои силы в сочинении своих произведений. Выбрали наиболее понравившиеся и более простые для понимания детей жанры «Небылицы», «Докучные сказки»
Презентация творческого проекта в 3 "Б" классе Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная коррекционная школа-интернат 7 вида Московская область, г.Павловский Посад, ул. Тимирязева, 15. Руководитель проекта учитель начальных классов Трухачёва Г.А
Предмет «Литература» устное народное творчество Девиз проекта: «Дерзайте, вы – талантливы!» Программа "Проектной деятельности" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования Проект рассчитан на 2 месяца
Тема: Малые жанры устного народного творчества. Сочинения собственных произведений малых жанров устного народного творчества: «Докучные сказки и небылицы» Цель: Развитие личности и создание творческого потенциала учащихся Задачи: Формирование позитивной самооценки, самоуважения. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: формирование социально адекватных способов поведения. Формирование умений решать творческие задачи. Формирование способности к организации деятельности: воспитание целеустремлённости и настойчивости. Программа "Проектной деятельности" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования
Основное содержание проекта: 1 Этап. Теоретический. Поиск информации по теме: «Устное народное творчество» в различных источниках Изучение произведений устного народного творчества Знакомство с рифмой 2 Этап. Практический. «Проба пера» - участники проекта пробуют свои силы в написании произведений Коллективное обсуждение сочинений детей Работа над иллюстрациями сочинений 3 Этап. Презентация детских сочинений. Организация выставки сочинений Оформление сборника сочинений в книгу
Творческие работы детей Докучная сказка. Про собаку. Жила-была собака, А звали её Бяка. Непослушная была, Всех кусала и рвала. Она прыгала, кусала, Не начать ли всё сначала? Кабанова Дарья 3 «Б» класс
Небылицы Наша Маша молодец – В небе ловит огурец. Помидоры ловит в море И бросает это Боре. Бескашнова Алёна 3 класс
Небылицы Даня, Данечка – чудак, Окунулся в бензобак. В бензобаке захлебнулся, Улыбнулся и проснулся. Соколов Данила 3 класс
Докучные сказки Жила-была Настюшка. Была у неё кружка. Из кружки чай пила. На кружечке малина, А сказке середина. Вот кружка осерчала, От Насти убежала. Она её не мыла, На кружечке чернила. Прибегай ко мне быстро, Я помою тебя чисто. Кружка возвращается, А сказочка кончается. Князева Анастасия 3 класс
Докучные сказки Докуч \ Докучные сказки Жила-была мартышка, Любила она книжки. Книжки читала – Сказку начинала. Мартышка молодчина, А сказке середина. Все книжки прочитала, Не начать ли нам сначала? Фалеев Денис 3 класс
Докучные сказки Жил-был медведь. «Научи меня петь». «Конечно, научу, Только сказочку начну.» Начал Мишенька реветь, И вертеться и хрипеть. Песня начинается, А сказочка кончается. Бескашнова Алёна 3 кл
Докучные сказки Жил-был серый волк, Серый волк - зубами щёлк Побежал он по дорожке И увидел белы ножки. Волк за зайцем побежал, Но зайчишку не поймал! Сказка вся, сказка вся. Сказка кончилася! Фокин Николай 3 класс
Докучные сказки Жила бабочка красавица. Всем на свете нравится. Крылышки – малина, А сказке половина. Бабочка порхает, Сказку продолжает. Митина Яна 3 «Б» класс
Небылицы Коля, Коля, Николай, Он запрыгнул на трамвай. На трамвае борщ хлебал И на козочку упал. Коля козочку прогнал, В волосах своих застрял . Фокин Николай 3 «Б» класс
Небылицы Даша в театр собиралась. Умывалась, одевалась: Ласты на ножки, На голову рожки. В руки портфель. Побежала быстро в дверь. Кабанова Дарья 3 «Б» класс
Небылицы Летит Настя на метле, Звёзды ловит на земле, Бусы делает себе. Собирается на бал, Скоро будет карнавал. Князева Анастасия 3 «Б» класс
Список литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373). Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Интернет-ресурсы: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы http://schools.keldysh.ru/labmro Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Проблема использования народного творчества для духовного и творческого развития личности»
В единый проект интегрируются знания, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, трудового обучения...
Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"
Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...
Практико–значимый проект «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках математики в условиях малокомплектной школы».
Практико-значимый проект....
Практико - значимый проект. Технология Деловой игры, как средство повышения позновательной активности учащихся на уроках химии
Как технология Деловая игра повышает познавательную активность на уроках химии...
практико-значимый проект "Слагаемые профессионального имиджа педагога"
В работе рассматривается понятие профессионального имиджа педагога, приводятся данные проведенного автором небольшого исследования о представлениях участников УВП о педагогическом имидже....
Практико-значимый проект"Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога"
Цель проекта: создание алгоритма формирования конфликтологической компетенции педагога как составляющей его профессиональной культуры...
Практико-значимый проект "Формирование правовой культуры подростков"
В настоящее время возросло число преступлений и правонарушений совершаемыми подростками. Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по числу таких преступлений. Большое внимание в ...
- Мне нравится (1)