Поэзия нравственного идеала.
статья по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Поэзия нравственного идеала
О лирике Е.П. Ростопчиной
Графиня ЕП Ростопчина (Сушкова, дев.) родилась в Москве. Воспитал ее дед Пашков Иван Николаевич. От природы она была одарена большим умом и любознательностью. В аристократических кругах, к которым принадлежала семейство Пашковых, не приветствовали занятия литературной деятельностью, тем более женщины. Потому 11-летняя Додо (светское имя) скрывала свои увлечения. ПА Вяземский случайно прочитал ее стихотворение и отправил в Петербург. Так появилось первое стихотворение в печати «Талисман». Затем ее стихи стали появляться все чаще под псевдонимом. В 1833 году она вышла замуж за младшего сына графа ФА Ростопчина. Молодые уехали на два года в деревню. Широкая известность пришла в 1841 году. Талант, обаяние, высокая эстетическая культура, глубокая заинтересованность в судьбах отечественной литературы притягивали к ней людей самых различных творческих склонностей и направлений: ВА Жуковский, АС Пушкин, НВ Гоголь, АН Островский. Поэтесса признавалась, что ее кумир АС Пушкин. Она познакомилась с Пушкиным на балу в 1829 году. Это многое решило в судьбе начинающего автора. Жизненные пути вскоре разошлись, но за день до дуэли Пушкин обедал у Ростопчиной. Через день прогремел роковой выстрел у Черной речки. Потрясение Ростопчиной было велико. Появилось стихотворение «Две встречи».
Я отгадала, поняла
На нем и гения сиянье,
И тайну высшего призванья,
И пламенных страстей порыв,
И смелость дум наперерыв…
Так со скорбью встала новая тема – неоплаченный долг общества перед подвижниками духа, отдающими свою жизнь за общую правду и добро. Отсюда всплеск печали в связи с гибелью МЮ Лермонтова:
Не трогайте ее, - зловещей сей девицы!
В этом пророчестве горестная судьба многих поэтов России. Еще один эпизод, заслуживающий внимания. После гибели Пушкина его тетрадь для новых стихов, в которой не появилось ни одной строчки, попала к Жуковскому. Через год отдал тетрадь Ростопчиной с припиской: «Посылаю вам, графиня, на память книгу, которая может иметь для вас некоторую цену. Она принадлежала Пушкину. Он приговорил ее для новых стихов и не успел написать ни одного, мне она досталась из рук смерти; я начал ее; то, что в ней найдете, не напечатано нигде. Вы дополните и докончите эту книгу его. Она теперь достигла настоящего назначения». Она написала элегии «Последний цветок» (1835), романсы «Когда б он знал» (1853). Дружеские послания «Сереже» (1839). Песни «Слова для музыки» (1854). Они отличались сердечной теплотой и глубиной чувств в раскрытии любовной тематики. В освоении этих жанров Ростопчина опиралась на традиции Жуковского, Пушкина, а чуть позже – Лермонтова. С Лермонтовым она была знакома с юности. Он учился в Московском университете и был увлечен родственницей Ростопчиной. ЕП Ростопчина раньше Лермонтова начала писать стихи, раньше публиковалась, но одновременно с ним обратилась к теме – теме страдания человека, осознающего себя одиноким не только в психологическом, но и социальном плане. Она обогатила чувства лирической героини мыслью. Почти все стихотворения ее – исповедь, сердечные раздумья автора о любви, увлечениях женского сердца, тонко чувствующей женской душе, несовершенстве человеческой жизни, об отношениях между людьми, о смысле существования и долге перед другими, об идеальном, духовно значимом. Сплав мысли и чувства – это лирика поэтессы. Ключевой мотив лирики – мотив достоинства одаренной женской натуры, жаждущей окунуться в кипящие потоки жизни с надеждой достичь счастья, идеала, гармонии. Этот мотив разрабатывался с постоянством. Так в «Разговор во время мазурки» (1837) – это нравственный максимализм. Лирическая героиня слушает голос совести и долга. В письмах к знакомым и своих стихотворениях «Сонет», «Нашим будущим поэтам» Ростопчина говорит о том, какой должна быть поэзия, в чем ее сущность искусства. В стихотворении «Как должны писать женщины» - характеристика истинно женской поэзии. В женском повествовании должна быть тайна и скрытность. Утверждение духовных начал. Они основаны на милосердии, таланте, вдохновении, отваге и бескорыстии в защите добра и красоты. Эти принципы лежат в основе поэтики ЕП Ростопчиной. Программное произведение «Ода поэзии» (1852). В наше время засилья «материальности» эти строки поэтессы звучат актуально. Сколько «отвратительных сказок» хлынуло на страницы отечественных изданий. Поэтому своевременно обращение к поэзии Ростопчиной, сумевшей утвердить в своем творчестве красоту духовного бытия и высокой идеал. Она не примкнула ни к западникам, ни к славянофилам. Она избрала путь - близость к народу и доверие к царям. Это путь служения правде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе "Выражение нравственного идеала Н.А. Некрасова в стихотворении «Великое чувство! У каждых дверей…»"
Урок с элементами педмастерской....
Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...
Доклад:" Народное творчество как отражение нравственного идеала".
В докладе представлен опыт работы театральной студии "Славянский ковчег", деятельность которого направлена на воспитание нравственных идеалов и духовных ценностей у подрастающего поколения на основе р...
Программа курса "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" для 8 класса
Принципиальное отличие программы "Духовная культура Древней Руси в поисках нравственного идеала" означено уже в самом названии: это не прос...
"Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"
Презентация к уроку " Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга." содержит мини тест по пройденному материалу, а также материал для анализа образов Татьяны и Ольги....
ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ
Классный час – слайд - портрет, цель которого воспитывать религиозные, этические и эстетические чувства...
Урок нравственности "Не позволяй душе лениться!" Нравственная идея святочного рассказа Н.С.Лескова "Под Рождество обидели"
Настоящая методическая разработка представляет собой комбинированный урок нравственности, основанный на литературном материале, посвященный анализу святочного рассказа Николая Семеновича Лескова...