Конспект урока литературы в 11 классе : "Лермонтов и символизм"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Данный урок предворяет систему уроков, посвященных творчеству А. Блока, нацелен как на актуализацию знаний,так и  на установление интертекстуальных связей в творчестве поэтов 19 и 20 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лермонтов и символизм495.18 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Кудров Дмитрий Сергеевич

МОУ Кудиновская средняя общеобразовательная школа

Учитель русского языка и литературы

Литература

11 класс

Тема: «Лермонтов и символизм»

Цели урока:

  1. Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной мысли XIX –начала XX вв.
  2. Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
  3. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Символизм» и «Поэзия Лермонтова»
  4. Подготовить учащихся к восприятию лирики А.Блока.
  5. Показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока.
  6. Дать представление об интертекстуальности.
  7.  Показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами последекабристской эпохи;

Задачи:

  1. Продолжить работать над развитием критического мышления учащихся.
  2. Овладение учащимися методиками научного познания в процессе поиска.
  3. Развивать навыки сопоставительного анализа поэтического текста , способствовать развитию художественного вкуса подростков.

Тип урока: систематизация и обобщение, исследование

по характеру деятельности – монологический, проблемно-диалогический

по ведущему методу –  урок-размышление

Формы работы учащихся: индивидуальная работа

Оборудование урока:  проектор, компьютер.

Используемые ЦОР:   стихотворения Лермонтова и Блока проецируются на доску

Материалы:

стихотворения Лермонтова: «Парус», «Она поет - и звуки тают…», «Слышу ли голос твой...», «Как небеса твой взор блистает…»

стихотворения Блока: «Ветер принес издалека…», « Признак истинного чувства», «Я долго ждал – ты вышла поздно…»

статьи: Мережковский Д.С. «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества», Анненский И. «Юмор Лермонтова», «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе»

ХОД УРОКА

ЛЕРМОНТОВ И СИМВОЛИЗМ

Вступительное слово учителя

Поскольку уже в середине 19 века Лермонтов занял место в ряду классиков, вместе с Пушкиным воспринимался как основоположник новой поэзии, его влияние на писателей последующих поколений делается распространенным явлением – и вместе с тем достаточно разнородным. Это особенно заметно в поэзии эпохи декаданса.

Мелодическое разнообразие и ритмическое новаторство Лермонтова в большой степени повлияло на поэтов декадентского круга. Декларируя защиту поэзии как искусства, стремясь возродить культуру стиха, пришедшую в упадок в посленекрасовскую эпоху, символисты не могли не испытать влияния Лермонтова. Вместе с тем многие отрицали значение лермонтовской традиции для современности (Брюсов, Минский), другие же стремились дать мистическое истолкование содержанию творчества Лермонтова (Мережковский).

Помимо стиховых достижений Лермонтова, бесспорное влияние на лирику символистов имела богатая лермонтовская поэтическая символика. Самый тип стихотворения с символическим образом утвержден был Лермонтовым. Однако в художественной системе символизма он сместился: если у Лермонтова символический образ был выражением поэтического обобщения символического смысла определенных жизненных явления, то у символистов он становится знаком «миров иных».

Среди всех символистов наиболее глубокие контакты с поэтическим миром Лермонтова имел Блок. Значение лермонтовской поэзии для Блока было велико. Особенно отчетливо ощущается родство их поэтических систем. Постоянная лирическая напряженность, которая воспринимается как «лермонтовское начало» в русской поэзии, в высшей степени присуща лирике Блока. Но у Блока она имела характер осознанной установки: ведь символизму было присуще эстетизировать жизнь в целом. При этом с кризисом символистского мировоззрения сам тип лирического переживания у Блока не изменился – это было органическое свойство его поэтического дара.

Сообщения учащихся

Рассмотрим статьи русских символистов, посвященные Лермонтову. Обратимся к статье Мережковского «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества», одной из вершин символистского мифа о Лермонтове. Основная идея статьи – пророческая сущность Лермонтова.

Давайте выпишем из статьи опорные слова и разъясним их.

Богосыновство и богоборчество. Лермонтов выступает антиподом Христа и одновременно пророком обновления христианства: от него, а не от Пушкина начнется новое христианское народничество.

Пророк. Сверхчеловек. Лермонтов предложил альтернативу исторческому христианству, он зовет не от земного мира к небесному, а, наоборот,  от «верхней бездны» к «нижней».

Раздвоение. В судьбе и творчестве Лермонтова есть роковое раздвоение: колебание воли, смешение добра и зла, тьмы и света. Это связано с его сверхчеловеческой природой. Раздвоение Лермонтова – от раздвоения ангелов в первой небесной войне. Он из тех ангелов, которые не сделали выбор в вечности и должны сделать его во времени, в земной жизни. Возможность этого выбора ведет к примирению Демона с Богом и лежит в любви. Мережковский связывает идею любви с Вечной Женственностью, которую и предвидел Лермонтов.

Учащиеся отмечают, что в своей стать Мережковский интерпретирует поэзию Лермонтова через призму идей, выработанных русским символизмом, оперируя понятиями этой эстетической системы.

Учитель

Своеобразным противовесом метафизическому подходу к Лермонтову внутри символизма была позиция Анненского. Нас будут интересовать две статьи Аненнского: «Юмор Лермонтова» и «Об эстетическом отношении Лермонтова к прирде».

Анненский видит пафос Лермонтова в утверждении «достоинства и независимости человека», которые были для Лермонтова «не только этической, но и эстетической потребностью».

Сообщение учащихся

Цельность. Аненнский в противовес Мережковскому говорит не о двойственности Лермонтова, а о его цельности.

Неразрешенный диссонанс. Лермонтов в своих наиболее зрелых стихотворениях подходит к самой грани цельности, но останавливается на «неразрешимом диссонансе» двух сущностей, не стремясь его разрешить, что свидетельствует об ироническом начале в его творчестве.

Работа по анализу стихотворения

Теперь найдем в стихотворении Лермонтова ироническое начало. Возьмем для анализа хрестоматийный «Парус». Если мы говорим об иронии как тропе, то мы должны понимать, что сама по себе ирония имеет четкую направленность на объект. Следовательно, нам нужно обратить внимание на субъектную организацию стихотворения. Рассмотрим стихотворение с точки зрения говорящего, субъекта речи. Объектом речи является парус, лирическим сюжетом становятся его искания, при том сам парус обретает черты образа-символа. Но нам важно узнать «кто говорит».

Сам ли парус говорит о себе?

Нет. Есть наблюдатель, который описывает парус. Парус в сознании наблюдателя сближается с внутренними переживаниями самого наблюдателя.

Обратите внимание на последнее четверостишие.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой
:
А он
, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
!

Каким образом в этом четверостишие проявляет себя говорящий?

В последней строчке, которая завершает стихотворение.

Сходна ли точка зрения говорящего с исканиями паруса?

Нет. Парус ищет бури, а говорящий как бы посмеивается над ним. Он, вероятно, имеет в прошлом опыт подобных исканий. Ирония субъекта речи направлена на искания паруса.

Итог

Символисты наследовали ведущие лермонтовские темы, мотивы и образы: демоническую тему в ее разнообразных вариациях (мятеж, богоборчество, вечная неудовлетворенность, одиночество, возмездие), тему родины, пути, странной любви, сблтжение понятий «жизни» и «женщины» (предвестие Вечной Женственности), образы вьюги, игры, маскарада. У символистов отмечается влияние лермонтовской исповедальности и дневниковости, сочетание напряженного чувства с психологическим анализом.

ЛЕРМОНТОВ И БЛОК

Вступительное слово учителя

Лермонтов был важен для целого ряда символистов, но в наибольшей степени

— для А.А. Блока.

Многие исследователи творчества Блока указывали  на очевидные факты, способствующие сближению  двух художников. Стоит назвать лишь некоторые из  них.

Многие современники А.А.Блока видели в нем Лермонтова своей

эпохи. Одна из поклонниц блоковского таланта, Н.Павлович, рассказывала о своей встрече с кумиром: «Это было для меня примерно то же, что увидеть рядом с собой ожившего Лермонтова».

У К.И.Чуковского читаем: «Всмотритесь в одну из его фотографий. Он сидит за самоваром, с семьей, в саду, окруженный стародворянской идиллией, среди ласковых улыбок и роз, но лицо у него страшное, бездомное, лермонтовское, — чуждое этим улыбкам и розам»

Но дело, конечно, не столько во внешнем сходстве или блоковском стремлении продолжить  «лермонтовский подвиг», сколько в том, что в художественном мышлении Блока активно присутствовали лермонтовская проблематика, лермонтовское видение мира, по отношению к которым Блок стал важнейшим преемником в лирике ХХ в. Блок увидел в  нем своего предшественника не просто со схожим, но глубоко родственным поэтическим взглядом на мир,  на окружающее общество, на предназначение России,

что определило дальнейшее развитие лермонтовской струи в русской поэзии ХХ

важной является тема женского идеала в лирике двух поэтов. Для поэзии Блока образ Вечной Женственности был  одним из центральных, им, в той или иной мере, пронизано все его творчество. Истоки этого блоковского

образа ведут к поэзии Вл. Соловьева, Я.П.Полонского, А.А.Фета, но свое, особое, место в этом ряду занимает и М.Ю.Лермонтов.

Работа по сопоставительному анализу стихотворений

Обратимся непосредственно к стихотворениям Лермонтова и Блока и попробуем их сопоставить: какие образы являются общими, где происходит сближение, а где наоборот Блок отходит от лермонтовской традиции?

Лермонтов

Она поет — и звуки тают,
Как поцелуи на устах
,
Глядит — и небеса играют
В ее божественных глазах
;
Идет ли — все ее движенья
,
Иль молвит слово — все черты
Так полны чувства
, выраженья,
Так полны дивной простоты
.

Блок

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

Какими чертами наделяет Лермонтов свою героиню?

Героиня Лермонтова наделена небывалым пением, которое идеализирует ее

образ, приближая его к высшему, неземному началу.

А что является главным в стихотворении Блока?

Блоковская героиня в данном отрывке невидима, и лишь по «звучным песням» можно узнать о ее далеком, внеземном существовании. Пение, музыка уже являются главными, центральными характеристиками образа.

Пение, как мы видим, становится важным элементом в построении женского образа у Блока: оно оповещает лирического героя о приближении Вечной Женственности.

Посмотрим на другие особенности в построении женского образа в лирике двух потов.

Лермонтов

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый
,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает
;

Встречу ль глаза твои
Лазурно
-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится
,

И как-то весело
И хочется плакать
,
И так на шею бы
Тебе я кинулся
.

Блок

Признак истинного чуда

В час полночной темноты —

Мглистый мрак и камней груда,

В них горишь алмазом ты.

А сама — за мглой речною

Направляешь горный бег

Ты, лазурью золотою

Просиявшая навек!

В чем сходство образов возлюбленной?

Идеальный образ возлюбленной наделен как у Лермонтова, так и у Блока «лазурностью», то есть цветом неба в ясный день, который подчеркивает бездонность глаз лирической героини (а в рамках символистских представлений лазурный —это софийный цвет). Если у Лермонтова цветом лазури отмечены только женские глаза: «Встречу ль глаза твои // Лазурно-глубокие», то у Блока образ Вечной Женственности весь объят «лазурью золотою»: «Ты, лазурью золотою // Просиявшая на век». Лазурный цвет становится символом, который идеализирует героиню и говорит о ее соотнесенности с высшими сферами мироздания.

Сходство в построении женского образа у Блока и Лермонтова наблюдается и в волшебных элементах, с помощью которых подчеркивается его возвышенность, сказочность. Соотнесенность с волшебным  миром является составным компонентом образа Вечной Женственности, который достигает своей завершенности в лирике Блока.

Лермонтов

За звук один волшебной речи,
       За твой единый взгляд
Я рад отдать красавца сечи
,
       Грузинский мой булат
.

Блок

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

       Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

         Церквей смешались купола.

Какие волшебные элементы мы видим в построении образа, в чем разница?

У Лермонтова лишь детали говорят о волшебном происхождении женского образа: «За звук один волшебной речи, // За твой единый взгляд», когда у Блока лирическая героиня уже предстает волшебницей «Ты в белой вьюге, в снежном стоне // Опять волшебницей всплыла»

Итог

Таким образом, влияние Лермонтова на творчество Блока во многом выражалось не в заимствовании конкретных поэтических особенностей женского образа, а, скорее всего, в формировании сходных представлений о том, какими чертами должен был быть наделен идеальный образ Вечной Женственности. Набор художественных средств для создания описываемого образа у двух поэтов был различен, но аналогичное, романтизированное представление позволило Блоку видеть в Лермонтове своего предшественника. Следовательно, можно сказать о том, что Блок продолжил развитие поэтической традиции женского идеала в русской литературе, но, безусловно, с оглядкой на философскую основу нового литературного течения, что и позволило ему создать один из самых ярких и загадочных идеальных образов — Вечной Женственности.

Литература:

1. Авраменко А.П. Преодоление (А.Блок и М.Лермонтов) // Авраменко А.П. А.Блок и русские поэты

XIX в. М., 1990.  С.216

2. Бройтман С.Н.  Из неизданного словаря «Русский символизм». Лермонтов и русский символизм // Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. с.186

3. Дякина А.А. Религиозно-мистический аспект восприятия духовных заветов Лермонтова в творчестве поэтов-младосимволистов А.Белого и А.Блока // Дякина А.А. М.Ю.Лермонтов и русский символизм. М., 2001. С.118.

4. Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002

5. Чуковский К.И. А.Блок как человек и поэт: введение в поэзию Блока. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока литературы «М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Историческая основа стихотворения»

Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения.Задачи урока: 1) выяснить, какие исторические события находятся в основе стихотворения;2) познакомиться со...