Урок литературы в 6 классе "Русский характер" ( по сказу Н.С. Лескова «Левша»)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы  в 6 классе по сказу Н.С. Лескова "Левша". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx93.18 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.79 КБ
PDF icon prezentatsiya.pdf1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Центр образования»

Урок литературы в 6 классе

Русский характер

( по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

(в рамках конкурса «Современный урок: работаем по ФГОС»)

Разработала: Дигаева О.В.,

учитель русского языка и

литературы

г. Зея, 2020

Тема урока: Русский характер (по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

Цель урока: обобщение и систематизация  знаний по сказу Н.С. Лескова «Левша».

Задачи:

  1. Выявить  черты  характера героя, присущие русскому народу.
  2. Увидеть авторское отношение к герою.

Планируемые результаты:

Предметные - осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею сказа, выделить черты левши, присущие русскому народу.

Метапредметные:

Личностные – учащиеся выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные – учащиеся воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; владеют основами смыслового чтения художественных текстов.

Регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют собственную работу; оценивают уровень владения учебным действием.

Коммуникативные – учащиеся умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формулировать собственное мнение и позицию.

Ресурсы:

Портрет Н.С. Лескова;

Портреты Левши, выполненные обучающимися;

Презентация.

УМК  под редакцией  В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2016

Ход урока:

1.Мотивация

          Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Из знаний ваших и умений

Мы вместе сотворим урок!

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

 2. Актуализация

Учитель: Предлагаю начать наш урок с шарады.

СЛАЙД 1,2 Название какого произведения зашифровано (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»)

Учитель: Кто автор этого произведения? (Приложение1)

3. Целеполагание

 Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по сказу Лескова, а что мы делаем на заключительных уроках (повторяем, обобщаем, подводим итоги, систематизируем).

Учитель: А поможет нам в этом эпиграф: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень  уважения такие человеческие качества, которые не подлежат  пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброта». В.М.  Шукшин, русский советский писатель, режиссер, сценарист, актер.

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Учитель: Так что же будет предметом нашего разговора? (русский народ, русский характер, его положительные качества)

Учитель: Сформулируйте тему урока:  «Русский характер» (по сказу Лескова «Левша»).

Цель  урока: обобщение и систематизация знаний по сказу «Левша»

Задачи:

1)Выделить черты характера  левши, присущие русскому народу.

2)Увидеть отношение автора к герою.

4. Обобщение и повторение.

Учитель: А начнем мы с разминки. Разгадайте кроссворд.(Приложение 2)        

Учитель: Какие существительные  вы записали?

Учитель: С какой буквы пишется слово левша в тексте?

Учитель: Почему? (имя нарицательное, обобщенный образ русского народа)

Учитель: Я предлагаю вам сегодня  говорить о левше как о литературном герое, чтобы  его имя из нарицательного превратилось в имя собственное.

(вывешиваю портреты Левши, нарисованные обучающимися).

Учитель: Как автор изображает Левшу? ( Гл. 6 косой левша, на щеке пятно родимое,  а на висках волосы при учении выдраны).  

Учитель: Что вы можете сказать о внешности Левши?  (Внешне Левша некрасивый, но можно ли судить о герое только по внешности? Главное  в человеке – это его внутренний мир).

Учитель: Произведение написано в жанре сказа. Дайте определение этому жанру (Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные традиции, предания и легенды, которые возникли на основе реальных событий).

Учитель: Почему писатель выбрал именно этот жанр? (жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, понимающего и  знающего простых людей).

Учитель: Кем мог быть рассказчик? (простой человек, возможно, это ремесленник, мастеровой).

Учитель: Как вы догадались об этом? ( в тексте есть слова искажения – мелкоскоп, долбица, пубель, кирамиды.) Такие искажения свойственны для простого народа.

Учитель: Нам помогла  это понять деталь.  

СЛАЙД 3 Художественная деталь – это выразительная подробность  в произведении, которая помогает читателю глубже представить  время и место действия, внешний облик героя, понять авторское отношение к происходящим событиям  и героям.

Учитель: А теперь вернемся к нашему герою и обратимся к тексту сказа.

Ответьте  на предложенные вопросы  и найдите  те детали, которые бы указали   на  черты характера Левши. Ответ запишите на деталях, которые находятся у вас  в конвертах на столе. (Приложение 3)

-Не забудьте о правилах работы в группах:

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.        

Организуется дискуссия. Каждая группа выходит и аргументирует свою точку зрения и называет качество характера героя.

Учитель: Какими же качествами характера обладает герой? (скромный, добрый, бескорыстный, любит свою родину, уважительно относится к работе других мастеров, трудолюбивый)

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Разница между этими  словами и сказом Лескова чуть менее ста лет, если точно, то 93 года. Что их объединяет? (Любовь к своему народу, гордость за Россию, великую страну с богатым историческим и культурным наследием)

Слайды 4,5,6,7,8,9

Обучающаяся читает стихотворение  О. Дрожжиной  «Таинственная русская душа».(Приложение 4)

Итог урока:

Учитель: О чём мы сегодня говорили (о русском характере, о его лучших качествах). Мы говорили о себе.  Россия - многонациональное государство, и все мы живём в мире и согласии.

 Рефлексия: Я прошу вас взять листы самооценки и оценить  работу в группе. (Приложение5) Обоснуйте  свой выбор, используя подкову определенного цвета.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Домашнее задание. 

        Задание: Ребята, я вам предлагаю, почувствовать себя в роли русского мастера-творца. А для этого, вам необходимо расписать заготовки деревянной матрешки для декоративно-прикладного творчества. Когда Вы их принесете, мы устроим выставку и оценим творчество каждого из вас.

Приложение 1

 

Картинки по запросу стихотворения посвященные Н.С. Лескову

Приложение 2

КРОССВОРД

        

1. Главный герой сказа Н. С. Лескова.

2. Город, где жил косой левша.

3. Одна из книг, прочитанных левшой.

4. Без чего увезли левшу в Петербург?

5. Танец блохи.

6. Лучший сахар в России.

7. Нимфозория на серебряном подносе.

Приложение 3

Вопросы

1 группа  

Вопросы  к главе 5

Как   тульские мастера отнеслись к работе  английских мастеров?

Вопрос к главе 9

Почему мастера не раскрыли свой секрет Платову?

2 группа

Вопрос к главе 5

Что  именно «надеялись устроить тульские мастера, дабы не быть в постыждении»?

Вопрос к главе 7

 Что  рассказчик говорит о работе мастеров?

3 группа

Вопрос  к главе 14

 Как Левша расстался с Платовым?

Вопрос к главе 14

Почему имени Левши не было на подкове? Как он сам это объяснил?

4 группа

Вопросы к главам 15,16,17        

Почему Левша не согласился остаться в Англии?  

Приложение 4

Ольга Дрожжина

Таинственная русская душа

А за душою так часто ни гроша

Зато любви и теплоты не счесть,

А также доблесть и отвага есть!

Она накормит и уложит спать,

И не беда, что в пять утра вставать,

Всё выслушать сумеет и поймёт,

Она утешит и слезу утрёт.

Не убоится пули и свинца,

За веру будет биться до конца.

Живёт, то каясь, то опять грешна,

Таинственная русская душа.

        

Приложения 5

Лист самооценивания                

 Работа в группе

Золотая C:\Users\User\Documents\подкова.jpg

Зеленая  C:\Users\User\Documents\подкова.jpg

Синяя C:\Users\User\Documents\подкова.jpg

Мы поработали отлично

Мы работали хорошо, но у нас не всё получилось

Мы старались

Наша группа работа как единая команда

Мы сотрудничали и решали наши проблемы вместе

Мы поддерживали друг друга и помогали друг другу

В нашей группе мы уважали мнение каждого



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

Учитель

Дигаева Ольга Владимировна

Предмет

литература

Класс

Тема урока

Русский характер (по сказу Н.С. Лескова «Левша»)

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель

Обобщение и систематизация знаний по сказу Н.С. Лескова «Левша»

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Выявить  черты  характера героя, присущие русскому народу; увидеть авторское отношение к персонажу произведения; учить  анализу литературного произведения.

Развивать память, речь (в т.ч. обогащать и активизировать словарный запас), мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма  через чтение и анализ художественного текста;  воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека.

Образовательные ресурсы

УМК под редакцией В.Я. Коровиной для 6 класса

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, история

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Понимать авторскую позицию в произведении; знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,  уметь  извлекать из текста необходимую информацию.

ПознавательныеУУД: развивать умение анализировать, составлять, обобщать, выстраивать логическую цепочку рассуждений. Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.

РегулятивныеУУД: самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

КоммуникативныеУУД: способствовать осуществлению взаимодействия ученика при работе в группе, оценивать правильность выполнения задания.

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку; способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; способствовать проявлению самостоятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивация

Личностные УУД: самооценка и готовность  к уроку.

Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес.

Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. Мобилизует внимание учащихся.

Приветствуют учителя.

  1. Актуализация

Познавательные УУД: извлекать и преобразовывать информацию

Стимулирует интерес обучающихся к уроку.

Предъявляет задание (Слайд 1,2)

Выполняют задание, знакомят с результатом

  1. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Регулятивные: умение сформировать цель своей  деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать информацию.

Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание.

Знакомит с эпиграфом.

-Как вы понимаете эти слова?

-Что будет предметом нашего разговора?

Помогает сформулировать тему, цель и задачи урока.

Вспоминают нужную информацию, делают обобщения, формулируют тему, цель урока.

Высказывают свои предположения, формулируют тему, цель и задачи урока.

  1. Этап обобщения и систематизации

Регулятивные УУД: искать пути решения учебной  задачи; осознавать, какой  результат должен  получиться.

Предметные: умение работать с текстом произведения,  анализировать информацию,  перерабатывать, делать выводы.

Личностные: формировать адекватную самооценку, оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение организовывать взаимодействие с одноклассниками.

  1. Предлагает решить кроссворд, организует работу обучающихся  после решения кроссворда.

-Какие части речи вы записали? На какие грамматические категории они делятся? Как пишется слово левша в тексте?

Образ Левши: Как изображает автор своего героя? Каким видят его обучающиеся? (вывешиваю портреты Левши, выполненные обучающимися)

  1. Жанр произведения.  Рассказчик в произведении.
  2.  Художественная деталь.  

-Какая деталь помогла узнать о рассказчике произведения? (показывает определение на слайде 3)

  1. Предлагает работу  с текстом произведения (ответить на вопросы,   выявить черты характера Левши)

-Какими же качествами характера обладает герой?

  1. Предлагает соотнести слова эпиграфа и сказ «Левша».

-Что объединяет слова эпиграфа и произведение?

Помогает обучающимся сформулировать вывод. Показывает слайды 4,5,6,7,8,9. Просит ученицу прочитать стихотворение.

 

Дают ответы на вопросы кроссворда.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Оценивают правильность своих выводов.

Работают в группе. Результат представляют у доски, делают выводы.

Черты характера героя, выявленные в процессе работы с текстом, записывают на подкову. Вывешивают на  макет блохи,  аргументируют свой ответ.

Делают общий вывод по чертам характера героя.

Высказывают свои мысли, обобщают.

  1. Рефлексия

Личностные УУД: осознание обучающимися значимости каждого этапа урока, умение оценивать свою работу.

Метапредметные: умение делать выводы.

Предлагает  оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом, выставляет и комментирует оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, используя лист самооценки работы в группе. Выбирают подкову нужного цвета, комментируют работу группы в процессе урока.

  1. Домашнее задание

Познавательные УУД: обобщать изученное, соединять части в целое;

творческое применение знаний и умений.

Коммуникативные УУД: представлять результат своей деятельности;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей.

Регулятивные УУД: соотносить домашнее задание с изученным материалом; самостоятельно выполнять предложенное задание.

Предлагает расписать заготовки деревянной матрешки для декоративно-прикладного творчества с последующей выставкой выполненного задания.

Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова "Левша"

Данная работа содержит презентацию на тему " Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова". Материалы могут быть использованы на уроках литературы в 6 классе.  Результатом анализа произведе...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по сказу Н. С. Лескова "Левша"

Цели урока:обучающие: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и прес...

Литература. 6 класс. Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша".

Литература. 6 класс по программе В.Я. Коровиной....

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова «Левша»

Русский национальный характер в сказе Н.С. Лескова «Левша»...

Разработка урока литературы в 6 классе по сказу Н.С.Лескова "Левша"

Тема: «Кто такой Левша?»Метапредметная тема «Способности и возможность их реализовать»Порядковый номер урока: 49.  «Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе "Левша...

Литература. 6 класс Тест по сказу Н.С. Лескова «Левша»

Литература6 классТест по сказу Н.С. Лескова "Левша"...