Сценарий к внеклассному мероприятию "Вечер русского романса"
план-конспект по литературе на тему
Разработка сценария к внеклассному мероприятию "Вечер русского романса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_ts_e_n_a_r_i_y_v_e_ch_e_r_a_r_u_s_s_k_o_g_o_r_o_m_a_n_s_a_1.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
С Ц Е Н А Р И Й В Е Ч Е Р А Р У С С К О Г О Р О М А Н С А
Оформление кабинета.
Столики, накрытые скатертями, на них свечи в подсвечниках, цветы, чашки чайные, выпечка. В углу – пианино. На дверях и окнах – витражи, на торцевой стене – имитация колонн из бумаги.
Оборудование: веера, перчатки, книги, сарафаны, ленты, шали, платки, гитара, пианино, магнитафон, портреты композиторов и поэтов.
Ход вечера.
Гости рассаживаются за столиками, выступающие тоже(ближе к пианино).
Пианистка играет вступление к романсу А.Петрова на слова Б.Ахмадулиной «Романс о романсе».
Ведущий: Добрый вечер. Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, которые отличаются исключительной выразительностью, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а лично к каждому, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.
Сегодня мы открываем музыкальную гостиную, которая посвящена русскому романсу. Удивительное это явление – романс. Услышишь его, и всё в тебе перевернётся, охватывая невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса.
Многие из вас с удовольствием слушают романсы или сами их поют. А где же впервые появился романс? Откуда пришёл к нам на русскую землю? Что означает это слово?
Ученик. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово «романс» происходит от испанского «романсе», что означает исполняемый на романском языке, т.е. на испанском, а не на латинском – официальном языке католической Испании. Как это понимать? Очень просто. В то время в Испании все церковные песнопения исполнялись на латыни, а так называемые светские песни пели на национальном языке. Поэтому произведение, написанное на романском (испанском) языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку, романсами. Романс исполнялся одним солистом и обязательно с инструментальным сопровождением, чаще всего это была гитара или фортепиано. В 16-17 веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. В России этот жанр появился в начале 19 века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, но со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно, вы слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова.
Выступающие располагаются около пианино живописной группой. Все вместе исполняют «Романс
О романсе», первый куплет:
Не довольно ли нам пререкаться,
Не пора ли предаться любви?
Чем старинней наивность романса,
Тем живее его соловьи.
То ль в рассвете судьбы, то ль на склоне,
Что я знаю про век и про дни?
Отвори мне калитку в былое
И былым мое время продли.
Ведущий 1.
Богатый дом. Ярко горят свечи. В одной из гостиных – многочисленное общество. За небольшим нарядным фортепиано – хозяйка. Около инструмента – певица. Исполнительницы не профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С удовольствием слушают их увлеченное пение гости. Звучат изумительные стихи. Наверное, на таких вечерах можно было услышать романсы, всеми любимые до наших дней.
Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то от радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны.
Звучит романс «В лунном сиянии» (слова и музыка Е.Юрьева)
Ведущая:
Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Ведущий: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно же все слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова.
Звучит романс «Колокольчики мои, цветики степные».
Ведущий.
С момента появления в России, романс стал развиваться в двух направлениях – классическом и бытовом. Классическое направление основывалось на художественной литературе, а бытовое – на русской народной и городской песне. Примером городского романса является романс «Степь да степь кругом». Слова написаны крепостным графа Шереметева Иваном Захаровичом Суриковым. В 1850 году восьмилетним мальчиком его привезли в Москву, где он помогал отцу в торговле и урывками учился грамоте у соседей. Многие его горестные стихи о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты положены на музыку и стали песнями и романсами. Самый известный из них вы сейчас услышите в исполнении………..
Звучит романс «Степь да степь кругом» (слова И.З.Сурикова, музыка неизв.)
Чтец 1 читает строки стихотворения А.Блока:
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
Ведущий.Музыкальное образование в России в начале 19 века считалось необходимым условием хорошего воспитания. Барышни, порой под собственный аккомпанемент, в больших и маленьких гостиных пели романсы. Пели их и на студенческих пирушках, пели юные гусары, словом, романс увлёк всех своей искренностью, очарованием, простотой и мелодической прелестью. Стихи любимых романсов вписывали в альбом – так называемые лирико-поэтические дневники, которые вели барышни и дамы в каждой семье. Авторство многих романсов не установлено до сих пор. Романс был популярен почти до середины 19 века.
Чтец 2 читает отрывок из стихотворения Н.Огарева:
В тиши ночной аккорд печальный
Тревожит мир души моей,
Как будто отголосок дальний
Былого счастья, лучших дней.
(Исполняется романс А.Гурилева на стихи М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…»
Ведущий 1.
Романсы писались на стихи А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, П.Я.Вяземского, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета.
Чтец 4 читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова :
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Ведущая: Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Ученик.Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очаровательной женщиной. Как будто тяжёлый груз давил её, а в огромных глазах затаённая грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн. 16-летней девочкой она была выдана замуж за грубого человека. Прошло 6 лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у Осиповых, друзей соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы, хозяйки усадьбы. Каждый вечер Александр Сергеевич слушал пение Керн, и с каждым разом росло увлечение поэта. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить её и подарил недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Когда Анна раскрыла ещё не разрезанные страницы подаренной книги, оттуда выпал небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновение», посвящёнными ей. Это стихотворение навсегда вошло в историю русской лирики как один из шедевров.
Спустя почти 20 лет на одной из семейных вечеринок у своей сестры великий русский композитор Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн. Она пела. Он слушал её голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, ещё не осознанное, рождалось в душе. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на слова Пушкина. И опять эти слова зазвучали признанием в любви.
Звучит романс в записи «Я помню чудное мгновенье» (стихи А.С.Пушкина, музыка М.И. Глинки)
Ведущий
Романс бытовал в разных жанрах: городской, цыганский, бытовой, народный, лирический.
Чтец 5 читает стихотворение А.Н.Плещеева «Звуки»
Не умолкай, не умолкай!
Отрадны сердцу эти звуки,
Хоть на единый миг пускай
В груди больной задремлют муки.
Волненья прошлых, давних дней
Мне песнь твоя напоминает;
И льются слезы из очей,
И сладко сердце замирает…
И мнится мне, что слышу я
Знакомый голос, сердцу милый;
Бывало, он влечет меня
К себе какой-то чудной силой;
И будто снова предо мной
Спокойный, тихий взор сияет
И душу сладостной тоской,
Тоской блаженства наполняет…
Так пой же! Легче дышит грудь,
И стихли в ней сомненья муки…
О, если б мог когда-нибудь
Я умереть под эти звуки!
(Исполняется романс А.Гурилева на стихи П.Вяземского «Радость – душечка»)
Ведущий: Романс – драматический монолог, который исполняется от первого лица, и позволяет своему автору выразить все те чувства и размышления, переполняющие его. Он может быть своеобразной исповедью, раскрывающей душу своего героя. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов, сохранили их жизни и души.
Ученик. 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат и поэт Фёдор Иванович Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма 3. За год знакомства юная графиня настолько очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. Но ни Амалия, ни Тютчев не забыли своей юной привязанности и пронесли её через всю жизнь. С годами они встречались всё реже и реже. Одна из встреч произошла в 1870 году, когда поэт написал своё стихотворение-признание «Я встретил вас». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Последняя встреча произошла в 1873 году, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова.
Звучит романс в записи «Я встретил вас» (стихи Ф.И. Тютчева, музыка неизвестного автора)
Ведущий 1.
Но романсы выражали не только нежные лирические чувства. Иногда в них звучала шутка, почти анекдот.
(Исполняется романс А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина «Мельник»)
Чтец 6.
О, говори хоть ты со мной,
Гитара семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!
Вон там звезда одна горит
Так ярко и мучительно,
Лучами сердце шевелит,
Дразня его язвительно…
(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)
Чтец 1.
Мечтательно-возвышенный,
Стыдливый и простой
Мотив, когда-то слышанный,
Пронесся надо мной.
Ведущая: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному — двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Этим замечательным строкам мы обязаны встрече Ивана Тургенева с Полиной Виардо. В 1843 году Тургенев познакомился с Полиной, она выступала в Петербурге с Итальянской оперой. Вспоминая об этом, Виардо говорила: Читает Ларина Аня (П.Виардо): «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт». Ведущая: Письма Тургенева к П.Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».
Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической.
(Все присутствующие, выступающие и гости, исполняют романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».Текст заранее размножен и находится на каждом столике.)
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые (2)
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно и нежно ловимые,
Первая встреча, последняя встреча,
Тихого голоса звуки любимые (2)
Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,
Многое вспомнишь, давно позабытое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо высокое (2)
Чтец 2.
Она поет – и звуки тают,
Как поцелуи на устах,
Глядит – и небеса играют
В ее божественных глазах. (М.Ю.Лермонтов)
(Исполняется романс А.Гурилева «Отгадай, моя родная»
Ведущий 2.
Особое место занимает цыганский романс, огневой, страстный, пленительный.
Чтец 3.
Напев, давно забытый мною,
Опять преследует меня!
Знакомец старый, где с тобою,
Когда и как сдружился я?
(Исполняется романс на слова Н.Риттера «Ямщик»)
Чтец 4.
Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью,
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.
(Исполняется романс «Мой костер в тумане светит» на стихи Я.Полонского «Песня цыганки»)
Чтец 5.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет… (А.К.Толстой)
Ведущая: Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души. В XX веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.
(Звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод»)
(Исполняется романс «Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»)
Мохнатый шмель
На душистый хмель,
Цапля серая в камыши,
А цыганская дочь
За любимым в ночь
По родству бродяжьей души.
Так вперед, за цыганской звездой кочевой
На закат, где дрожат паруса,
И глаза глядят с бесприютной тоской
В багровеющие небеса.
И вдвоем по тропе
Навстречу судьбе,
Не гадая, в ад или в рай,
Так и надо идти,
Не страшась пути,
Хоть на край земли, хоть за край!
Так вперед , за цыганской звездой кочевой
На свиданье с зарей на восток,
Где тиха и нежна розовеет волна,
На рассветный вползая песок.
Так вперед, за цыганской звездой кочевой
До ревущих южных широт,
Где свирепая буря, как божья метла,
Океанскую пыль метет.
Ведущий 1.
Чтец 1.
Темнеет… Комната пуста,
С трудом я вспоминаю что-то,
И безответна, и чиста,
За нотой умирает нота.
( Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»…) из к/ф «Ирония судьбы»
Ведущий: Вскоре после Октябрьской революции новая власть объявила роман «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт. Лишь со 2 половины 1950 годов романс как жанр был «реабилитирован» и стал постепенно возвращаться к советским слушателям.
Ведущий.Романс жив и сегодня. Отдают ему дань и современные композиторы, из которых наиболее известен Андрей Петров.
(Исполняется романс «Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова на стихи М.Цветаевой.)
Ведущий 2. И завершает наш Вечер «Романс Настеньки» композитора А.Петрова на стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».Этот романс посвящен героям войны 1812 года. Нам кажется, что в нем звучит то, чего так не хватает в жизни сегодня: восхищение мужеством, упоение юностью, нежность, красота, чистота помыслов и чувств.
(Исполняется «Романс Настеньки»)
Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.
Ведущий 2.
Благодарим Вас, уважаемые гости, за внимание и снисходительное к нам отношение. Разрешите от Вашего имени поблагодарить ребят – участников Вечера и пожелать им и всем нам душевной чистоты, добра, здоровья и счастья!
1.А.Петрова на слова Б.Ахмадулиной «Романс о романсе».
2. Романс «В лунном сиянии» (слова и музыка Е.Юрьева)
3.Романс «Колокольчики мои, цветики степные» из к/ф «Овод»
4.Романс «Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»
5.Романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… из к/ф «Ирония судьбы»
6. Романс И.С.Тургенева «Утро туманное».
7.Романс на слова Н.Риттера «Ямщик»
8.«Романс Настеньки» композитора А.Петрова на стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».
9.Романс «Мой костер в тумане светит» на стихи Я.Полонского «Песня цыганки»
10.Романс А.Гурилева «Отгадай, моя родная»
11.Романс А.Гурилева на стихи М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…»
12.Романс «Степь да степь кругом» (слова И.З.Сурикова, музыка неизв.)
13.Романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)
14.оманс А.Гурилева на стихи П.Вяземского «Радость – душечка»)
15.Романс А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина «Мельник»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Вечера русского романса
История русского романса с 19 по 20 века. Познавательное и эстетическое мераприятие с музыкальными номерами для старших школьников....
Разработка внеклассного мероприятия по литературе "Из истории русского романса"
Данный материал содержит рекомендации к проведению уроков-концертов по творчеству А.А.Фета и Ф.И.Тютчева....
ОБРАЗ РУССКОГО РОМАНСА. (ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ)
ЦЕЛЬ: научить понимать и любить русский романс. Объяснить что такое «Романс»Воздействие на чувства, эмоции , пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художе...
Внеклассное мероприятие "Вечер русского романса"
ЗАключительное мероприятие к неделе литературы "Вечер русского романса"...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...
Сценарий лекции - концерта "О русском романсе"
Воплощение вокального материала ориенировано на обучающихся старших классов хорового отделения и выпускников прошлых лет, достигших значимых результатов в предметной области "Постан...
Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....