Сценарий лекции - концерта "О русском романсе"
материал

Дьяконова Инна Игоревна

    Воплощение вокального материала ориенировано на обучающихся старших классов хорового отделения и выпускников прошлых лет, достигших значимых результатов в предметной области "Постановка голоса". Все участники данной концертной программы являются неоднократными победителями и лауреатами международных и всероссийских конкурсов на территории РФ, а также Бельгии и Сербии. Данное мероприятие вошло в коллекцию творческого проекта "К вершинам мастерства", созданного преподавателями хорового отделения МАУДО г. Нижневартовска "ДШИ№1". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

лекции - концерта

«О русском романсе»

Добрый вечер, уважаемые родители и гости нашей школы!

Мы рады вновь приветствовать вас на вечере, который посвящен русском романсу. Сегодня в концертной программе принимают участие обучающиеся хорового отделения старших классов и выпускники нашего отделения прошлых лет.

 

 Ведущий I: 

      Каждому из нас хорошо известен термин романс, который несет свое начало с эпохи  Средневековья. Родина романса Испания, а развивался он благодаря большому количеству странствующих поэтов-певцов в XIII-XIV веках, исполнявших свои произведения под аккомпанемент гитары, скрипки, арфы, флейты или же арфы.  

      Распространившийся в других странах термин романс стал обозначать с одной стороны особое напевное лирическое стихотворение, а с другой - жанр вокальной музыки.

      Во Франции, Германии затем и других европейских странах с XVIII словом «романс» стали называть небольшое музыкально-поэтическое сочинение для солиста и аккомпанирующего инструмента, чаще всего гитары, клавесина и, наконец, фортепиано.

      В России романс появился позднее чем в Европе, во второй половине XVIII века. Нам хорошо известно, что это время  реформ Петра I, которые коснутся практически всех сторон жизни государства Российского, в том числе и музыки. Музыка к этому времени разделилась на духовную и светскую. И с того времени они покоряют слушателей своей лиричностью, непосредственностью передаваемых в них чувств. В них повествовалось о любви и дружбе, неразделенном чувстве, красоте родной природы - к слову о том, что очень близко и понятно каждому человеку.

       С конца XVIII века процветает творчество композиторов - любителей. Текстами романсов чаще становятся лирические стихи поэтов-современников. Романсы постепенно становились наиболее сложными и предназначались для домашнего исполнения. Необходимо отметить, что особым успехом пользовалось их исполнение в дуэте под аккомпанемент фортепиано. На развитие городского романса огромное влияние оказали такие яркие личности, как А. Гурилев, А. Алябьев и, конечно же, А. Варламов. Романсы этих композиторов  отличались простым содержанием,   несложным аккомпанементом и хорошо запоминающейся мелодией. Их произведения часто коротки по объему, голос их совсем негромок и обращен не к массовой аудитории, а к каждому из нас. В этих произведениях прости и проникновенно ведется рассказ о сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких размышлениях. В романсах вокальная и инструментальные партии тесно связаны между собой, мелодия и инструментальное сопровождение, участвуя в создании музыкального образа. К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповеди. Для других романсы служат эскизами к более крупным произведениям. Третьи, находят в романсе трибуну для провозглашения собственных философских идей.

 Ведущий I: 

       Академик Б.В. Асафьев так характеризировал романс: «Романс» - усложненный вид «комнатной», «домашней», «салонной» песни - песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики - личных душевных настроений, тесно связанный с лирической поэзией».

          Начало классического периода в развитии музыки связано с именем великого композитора М.И. Глинки, став ее основоположником. Русский классический романс вырос на почве народно-песенного искусства. И совершенно иная, новая страница в истории романса открывается творчеством гениального русского композитора М.И. Глинки, написавшего  80 романсов, первым обратившись к творчеству гениального поэта А.С. Пушкина. Нам всем хорошо известно, что Глинка был вокальным педагогом и хорошо знал возможности певческих голосов. Ему удалось в жанр романса привнести великолепный мелодизм, сложный уровень аккомпанемента и  очевидное стремление к его удивительной красоте, внимательное отношение к слову. Высшая художественная форма русского романса – это, безусловно, классическая. Среди ее творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие основу национальной музыки, как Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи, Чайковский, Рахманинов, Танеев и другие. В истории русского искусства тесно связаны имена М.Глинки и А. Пушкина,  П.Чайковского и А.Толстого, Н.Римского-Корсакова и А.Майкова, С.Рахманинова и Е.Бекетовой. Особенно глубокое воздействие на русскую музыки оказало творчество А. Пушкина. Его поэзия дала решающий толчок к развитию русской романсовой лирики, она возвысила романс до уровня подлинно классического искусства. 

      Как бы масштабно не развивалось творчество композитора в его замыслах, как правило, всегда находилось место для романса. Мы знаем оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», являющиеся образцом русской классической музыки. Но не менее известны романсы композитора: «Не искушай меня без нужды» на стихи Е. Баратынского и «В крови горит огонь желаний» на стихи А. Пушкина.

           

Романс «В крови горит огонь желаний» прозвучит в исполнении выпускника  хорового отделения,  лауреата международных и всероссийских конкурсов Камелева  Джаныека.

      Широко известен и романс М.И. Глинки «Сомнение» на стихи Евгения Арамовича:

Уймитесь волнения сердца,

                                           Засни безнадежное сердце,

                                           Я плачу, я стражду,

                                           Душа утомилась в разлуке

                                           Я плачу, я стражду,

    Не выплакать горе в слезах… 

Романс «Сомнение» прозвучит в исполнении лауреата международных и всероссийских конкурсов,  выпускника хорового отделения Мадиева Тимура.

      

      Романсы Глинки - лирический дневник жизни композитора, они взывали к жизни сильными впечатлениями. Один из лучших романсов «В крови горит огонь желаний» на стихи А.С. Пушкина.

      Анне Петровне Керн, Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье», а М.И. Глинка романс посвятил дочери.   

Романс «Я помню чудное мгновенье» исполнит лауреат Международных и   Всероссийских и Окружных конкурсов Куташвили Николоз.

     Музыка  М.И. Глинки оказала воздействие на весь дальнейший ход развития русского романса. Ближайшим преемником композитора стал А.С. Даргомыжский. Даргомыжский не только ищет новые пути в русском романсе для передачи разнообразных состояний души, но и отходит от привычных форм сентиментальной лирики, создавая, например, мелодический сплав из декламационно - выразительных интонаций. Особенно это ощущается в романсе «Мне грустно» на стихи М.Ю. Лермонтова.         

Романс «Мне грустно» прозвучит в исполнении лауреата Международных и Всероссийских конкурсов, выпускника хорового отделения Мадиева Тимура.  

           

               Я Вас любил, любовь еще, быть может,

В моей душе угасла не совсем,

             Но пусть она Вас больше не тревожит

Я не хочу печалить Вас ничем.

      Романс А. С. Даргомыжского на стихи - один из самых удачных примеров  претворения в музыке этих пушкинских стихов.

      Романсы, песни, вокальные циклы Модеста Петровича Мусоргского надо внимательно слушать не один раз, тогда откроется мир настоящих больших эмоций, умных наблюдений, обогащающих душу и разум. Широко известно   произведение Мусоргского «Блоха». Мусоргский входил в группу композиторов «новой русской музыкальной школы» или «Могучей кучки», которую возглавлял Балакирев. Композиторы  Мусоргский, Кюи, Бородин, Римский-Корсаков и Балакирев решили создать совершенно новое национальное направление. Ими написаны психологические, философские, исповедальные, этические и сатирические, а также романсы - пейзажи, баллады и элегии.

       А. П. Бородин на стихи А. Пушкина написал великолепный романс «Для берегов отчизны дальней», Ц.А. Кюи принадлежит романс  «Царскосельская статуя»:          

                       

                        Урну с водой уронив, об утес его дева разбила

                        Дева печально сидит, праздный держа черепок

                        Чудо! Не сякнет вода,  изливаясь из урны разбитой

                        Дева, над вечной струей, вечно печально сидит!

     

Ведущий II: 

       В конце XIX веке классический романс претерпевает существенные изменения, в них значительно возрастает роль аккомпанемента. Особенно явно это прослеживается в творчестве П.И. Чайковского. На протяжении всей творческой жизни П.И Чайковский создавал романсы самого разного характера. Среди романсов композитора преобладают романсы лирического склада во всем богатстве чувств и настроений любви. Вершиной романсового творчества являются произведения композитора «День ли царит», «Я тебе ничего не скажу», в них выразительность музыки отвечает настроению текста, они весьма изящны. Его романсы, а их более 100, нередко приближаются к оперной арии. Этот тип романса характерен композитору Сергею Васильевичу Рахманинову. Именно он впервые  представил романс в виде музыкальной пьесы, знаменитый «Вокализ», написанный для певицы Антонины Неждановой. Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра и приближается к вокально-симфоническому направлению.  

     Н.А. Римский - Корсаков является представителем петербургской школы в отличие от П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова. Н.А. Римский - Корсаков известен в основном как автор симфонической и оперной музыки, но жанру романса он тоже обращался. «Не ветер, вея с высоты» признан вокальным шедевром композитора. Им написано 79 романсов, среди которых многие считаются классическими. К одному из  великолепных романсов необходимо отнести и романс с акварельным, выразительным  звуковым пейзажем «Редеет облаков летучая гряда».  

   

Романс «Редеет облаков летучая гряда» композитора Н.А. Римского-Корсакова звучит в исполнении  лауреата Международных и Всероссийских конкурсов,   Шапенковой Маргариты.

       

     «Музыка П.И.Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность интенсивного эмоционального общения…», - Асафьев. Чайковский создает цикл романсов на стихи русских поэтов. Среди них на стихи Плещеева «Нет только тот, кто знал», на слова А. Апухтина «Забыть так скоро». Здесь музыка с ее стремительностью, одержимостью создает ощущение оркестровой насыщенности. Симфоничность музыкального развития ощущается в его романсе «День ли царит»,  слова А. Апухтина.         Глубока связь романсов П.И.Чайковского с оперными произведениями. Таким примером является романс:

                                                   

                                              «Благословляю вас леса,

        Долины, нивы, горы, воды,

   Благословляю и свободу

                                               И голубые небеса:

               

                И подсолнух мой благословляю,

                                               И эту бедную суму,

      И степь до края и до краю,

        И солнца свет, и ночи тьму»

      Романсы П.И. Чайковского - это маленькие человеческие трагедии. В них сконцентрированы переживания, которые подчинены одному мгновенью, чувственному порыву.

      Что же привнес Чайковский в жанр русского романса? Он развил и усилил драматический элемент в русском романсе, наполнив его оркестровыми принципами развития.

      П.И. Чайковский вернул русскому романсу главенствующее значение мелодии, как это было во времена М. Глинки.

Романс  П.И. Чайковского «То было раннею весной» на слова А.К. Толстого звучит в исполнении Гареевой Альбины.

     

Ведущий I: Известны нам и романсы С.В. Рахманинова: «Не пой красавица при мне», «В молчанье ночи тайной». Романсам присущи долгие мелодические фразы, яркие кульминации, естественная русская песенность.

                                               «Помокла я печаль свою

       Сиротинушку бесталанную

   Уж такая доля не выпала

           Разлучили нас люди сильные,

           Увезли его, сдали в рекруты».

       

        Один из замечательных романсов на стихи Ф.Тютчева «Весенние воды», «Сирень», «Здесь хорошо» - шедевры русской романсовой лирики.

      Далее в нашей программе вашему вниманию будут представлены  замечательные романсов композитора С.В. Рахманинова:

Романс «Остравок» звучит в исполнении Шапенковой Маргариты.         

     

Романс «Здесь хорошо» для Вас поет Диденко Анастасия, 7 класс.

Ведущий II:

       За 3 века своего развития романс вышел за рамки камерного вокального жанра. Романсами нередко называют пьесы лирического характера. В них не слов, но поэтическое содержание мы чувствуем в музыке Композиторы XIX и XX веков создали немало подобных инструментальных сочинений для фортепиано, струнных и духовых инструментов.

     «Золотой век» русского романса на эстраде пришелся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как Александр Вертинский, Варвара Панина и Анастасия Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали Петр Лещенко, Изабелла Юрьева, Вадим Козин.

      В советское время, особенно с конца 1930 годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, но вариация городского романса продолжала свое существование, получив распространение в годы Великой Отечественной войны, позже дав начало деятельности бардов: авторским песня Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Веронике Долиной и Новеллы Матвеевой.

      Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентина Пономарева, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

Ведущий I:

      В наше время интерес к романсам невероятно вырос и тому свидетельство переача «Романтика романса» на канале «Культура», посвященная миру  песен и романсов. Кроме традиционного классического романса в исполнении певцов академического вокала, звучат бардовские и авторская песня.

      Романсовая традиция была органично воспринята и бардами разных поколений. Так, цыганские мотивы звучали и в песнях М. Анчарова, А.Галича, В. Высоцкого, Ю.Кима, В. Туриянского, Н. Матвеевой, Е. Клячкина, Г. Дикштейна, и многих других.        

      Увлечение жанром «романс» переживает такая область художественного творчества, как современная самодеятельная песня или искусство современных бардов. Пример, «Милая моя» Ю. Визбора.    

Ведущий II:

      Время доказало, что современный романс занял с русским классическим романсом подобающее ему место в отечественной музыкальной культуре.

      Традиция сочинять и петь романсы продолжат жить и сегодня.  И если прислушаться к неумолимому голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и мы сможем различить нежный голос нашего друга, старого доброго и душевного романса, который увлекает в прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов. Концерты программы русского романса пользуются и большой популярностью и в наши дни. Традиции русского бытового романса сохраняются в лучших произведениях вокального жанра наших дней, это романс «Дни Турбиных», «Белой акации гроздья душистые», «Нет, не любил он», «А напоследок я скажу» А. Петрова,  «Напрасные слова» Д. Тухманова, слова Л. Рубальской.

Романс «Белой акации гроздья душистые» прозвучит в исполнении  выпускницы хорового отделения  Разумовской Евгении. 

      Такие композиторы как Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников и другие с большим интересом развивают романсовую интонацию в своих произведениях, например, «Не отрекаются любя».

      Время доказало каждому из нас, что современный романс занял с русским классическим романсом подобающее место в отечественной музыкальной культуре. Наш вечер подошел к своему завершению.

   

     Участниками концертной программы стали, обучающиеся старших классов,  выпускники хорового отделения прошлых лет преподавателя Дьяконовой И.И. по предмету «Постановка голоса» и концертмейстера Беляевой С.Х. Благодарим Вас за внимание и до новых интересных встреч!      

Разработчик: преподаватель

хорового отделения

 Дьяконова И.И.

Нижневартовск - 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Сценарий Вечера русского романса

История русского романса с 19 по 20 века. Познавательное и эстетическое мераприятие с музыкальными номерами для старших школьников....

Лекция-концерт для учащихся ДШИ "Вечер русского романса"

Материал для проведения открытого урока, тематического урока, лекции-концерта для учащихся ДШИ, ДМШ на тему "Вечер русского романса"....

Сценарий к внеклассному мероприятию "Вечер русского романса"

Разработка сценария к внеклассному мероприятию "Вечер русского романса"...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке....