Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."
план-конспект занятия по литературе (10 класс)
Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturno.docx | 16.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Высоким слогом русского романса»
- Слово учителя
- Сегодняшний вечер посвятим русскому романсу – незаслуженно забытому музыкально-поэтическому жанру. А всего каких-то сто лет назад романс был самым популярным видом музыкального искусства. Плавность и динамичность, страдания и радость, любовь и ненависть, преданность и коварство – все находило свое отражение в музыке и стихах, соединившихся в чудесном русском романсе…
- Мальчик
- Романс как вид искусства зародился в середине 15-го века в Испании, где этим словом называли любое стихотворение или песню на родном романском (не латинском) наречии. Бродячие музыканты сами сочиняли и исполняли романсы, за что их и прозвали «романсеро».
3. Девочка
- В Россию романс пришел уже из Франции в первой половине 19-го века, и поначалу романсом считалось только такое произведение, которое исполнялось на французском языке, даже если написано оно было русским автором. Поначалу романсы исполняли в тесном кругу друзей и родных. Например, когда разговор за чайным столом стихал, кто-то брал гитару или садился за пианино и…
4.Звучит романс «Возвращение романса» в исполнении Валентины Пономаревой»
5. Мальчик
- Золотой век русского романса пришелся на начало 20-го века благодаря талантливым исполнителям А. Вертинскому, В. Козину, А. Вяльцевой, И. Юрьевой и другим русским певцам.
6. Девочка.
-Но не только певцам обязан романс своей популярностью. Прежде всего, я думаю, стоит вспомнить тех, кто создал эти произведения, любимые многими и в нашем 21-ом веке.
7. Мальчик
- Пожалуй, нет в России человека, который хотя бы раз не слышал романса «Отцвели хризантемы». Но мало кто знает автора этой известной песни и его трагическую судьбу.
8. Звучит романс «Отцвели хризантемы» (1 куплет и припев)
9. Ученик (индивид. задание)
- Николай Иванович Харито родился в 1886 году в Ялте. С детства отличался не только необыкновенно красивой внешностью, но ярким литературным и музыкальным дарованием. Он писал стихи, сочинял музыку. В 1910 году он написал романс «Хризантемы». А через 8 лет Николай Харито был убит… Это произошло на свадьбе друга Николая. Харито был не только красавцем, но и необыкновенно обаятельным человеком. Сестра новобрачной влюбилась в него с первого взгляда и позабыла, что у нее есть жених. Потеряв голову от ревности, жених красавицы вызвал Николая для разговора во двор ресторана и ,ни говоря ни слова, выстрелил в упор. Композитор упал замертво. А в ресторане в это время запели романс «Отцвели хризантемы»…
10. Звучит второй куплет и припев романса.
11. Девочка
- Еще один популярный на заре 20-го века романс – «Не уходи, побудь со мною». Долгое время авторство романса приписывали Николаю Пойгину, однако на самом деле написал его для своей возлюбленной Анастасии Вяльцевой Николай Зубов.
12. Ученик
- Анастасия Вяльцева родилась в крестьянской семье, но благодаря музыкальному таланту уже в молодости стала широко известной и очень богатой. Николай Зубов, в детстве не учившийся музыке, стал писать вальсы и романсы, встретив Вяльцеву. Он влюбился в нее без памяти и написал несколько прекрасных романсов специально для нее. Он любил певицу. А она… Она любила его талант.
В 1906 году Анастасия Вяльцева покидает сцену и уезжает на Дальний Восток, узнав о ранении своего жениха, гвардейского офицера Василия Бискупского. Для Зубова это стало трагедией. Он потерял смысл жизни, и романсов больше не писал…
13. Звучит романс «Не уходи, побудь со мною»
14. Мальчик
- Романс, романтика, романтик… Эти понятия связаны с чувствами нежности, любви, страсти. С каждым связано что-то роковое, трагическое, в каждом есть какой-то надрыв, будоражащий душу. А вот один из самых известных русскоязычных романсов «Очи черные» стал залогом счастья для его автора и адресата.
15. Ученик
- Евгений Гребёнка был уже широко известным поэтом, его произведения печатались в журналах Петербурга и Москвы. Поехал он однажды в гости к другу, штабс-капитану Василию Растенбергу, на Украину погостить и влюбился в его дочку, Марию Васильевну. Под наплывом чувств написал стихотворение «Очи черные» и преподнес его девушке вместе с предложением руки и сердца. Мария согласилась, и вскоре сыграли свадьбу. Брак был на редкость счастливым. Это было в 1847 году. И только почти через 40 лет стихи эти были положены на музыку Флориана Германа. А еще через 40 лет итальянец Адальджио Феррарис написал популярную ныне мелодию…
16. Звучит романс «Очи черные»
17. Девочка:
-Да… Золотой век русского романса остался в прошлом. Но и сейчас романс живет! Современные певцы и певицы продолжают традиции русского романса. Их исполняют Жанна Бильчевская, Валентина Пономарева, Евгений Дятлов. Романс – это лучший способ сказать о своих чувствах, достучаться до души возлюбленного…
18. мальчик
- Или возлюбленной. Романс «Молитва» в исполнении Евгения Дятлова растопит сердце самой неприступной девушки….
19. Звучит романс «Молитва»
20. Учитель
- Вот и подошел к концу наш вечер. Может быть, романсы не станут вашими любимыми произведениями, но, я надеюсь, вы проникнитесь уважением к этому виду искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романтика романса"
Романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. В данной разработке представлена история возник...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Первый русский император"
Сценарий адресован педагогам дополнительного образованичя и может быть использован в работе с детьми начальных классов....
Сценарий литературно-музыкального вечера «От песни до романса»
Добрый вечер, уважаемые любители музыки! Наш сегодняшний концерт мы назвали «От песни до романса». ...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...
Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского
Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....