Сценарий литературно-музыкального вечера "Высоким слогом русского романса..."
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Раткина Светлана Владимировна

Литературно-музыкальный вечер, посвященный жанру романса в литературе и музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturno.docx16.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Высоким слогом русского романса»

  1. Слово учителя

- Сегодняшний вечер посвятим русскому романсу – незаслуженно забытому музыкально-поэтическому жанру. А всего каких-то сто лет назад романс был самым популярным видом музыкального искусства. Плавность и динамичность, страдания и радость, любовь и ненависть, преданность и коварство – все находило свое отражение в музыке и стихах, соединившихся в чудесном русском романсе…

  1. Мальчик

- Романс как вид искусства зародился в середине 15-го века в Испании, где этим словом называли любое стихотворение или песню на родном романском (не латинском) наречии. Бродячие музыканты сами сочиняли и исполняли романсы, за что их и прозвали «романсеро».

     3. Девочка

        - В Россию романс пришел уже из Франции в первой половине 19-го века, и поначалу романсом считалось только такое произведение, которое исполнялось на французском языке, даже если написано оно было русским автором. Поначалу романсы исполняли в тесном кругу друзей и родных. Например, когда разговор за чайным столом стихал, кто-то брал гитару или садился за пианино и…

4.Звучит романс «Возвращение романса» в исполнении Валентины Пономаревой»

5. Мальчик

- Золотой век русского романса пришелся на начало 20-го века благодаря талантливым исполнителям А. Вертинскому, В. Козину, А. Вяльцевой, И. Юрьевой и другим русским певцам.

6. Девочка.

-Но не только певцам обязан романс своей популярностью. Прежде всего, я думаю, стоит вспомнить тех, кто создал эти произведения, любимые многими и в нашем 21-ом веке.

7. Мальчик

- Пожалуй, нет в России человека, который хотя бы раз не слышал романса «Отцвели хризантемы». Но мало кто знает автора этой известной песни и его трагическую судьбу.

8. Звучит романс «Отцвели хризантемы» (1 куплет и припев)

9. Ученик (индивид. задание)

- Николай Иванович Харито родился в 1886 году в Ялте. С детства отличался не только необыкновенно красивой внешностью, но ярким литературным и музыкальным дарованием. Он писал стихи, сочинял музыку. В 1910 году он написал романс «Хризантемы». А через 8 лет Николай Харито был убит… Это произошло на свадьбе друга Николая. Харито был не только красавцем, но и необыкновенно обаятельным человеком. Сестра новобрачной влюбилась в него с первого взгляда и позабыла, что у нее есть жених. Потеряв голову от ревности, жених красавицы вызвал Николая для разговора во двор ресторана и ,ни говоря ни слова, выстрелил в упор. Композитор упал замертво. А в ресторане в это время запели романс «Отцвели хризантемы»…

10. Звучит второй куплет и припев романса.

11. Девочка

- Еще один популярный на заре 20-го века романс – «Не уходи, побудь со мною». Долгое время авторство романса приписывали Николаю Пойгину, однако на самом деле написал его для своей возлюбленной Анастасии Вяльцевой Николай Зубов.

12. Ученик

- Анастасия Вяльцева родилась в крестьянской семье, но благодаря музыкальному таланту уже в молодости стала широко известной и очень богатой. Николай Зубов, в детстве не учившийся музыке, стал писать вальсы и романсы, встретив Вяльцеву. Он влюбился в нее без памяти и написал несколько прекрасных романсов специально для нее. Он любил певицу. А она… Она любила его талант.

        В 1906 году Анастасия Вяльцева покидает сцену и уезжает на Дальний Восток, узнав о ранении своего жениха, гвардейского офицера Василия Бискупского. Для Зубова это стало трагедией. Он потерял смысл жизни, и романсов больше не писал…

13. Звучит романс «Не уходи, побудь со мною»

14. Мальчик

- Романс, романтика, романтик… Эти понятия связаны с чувствами нежности, любви, страсти. С каждым связано что-то роковое, трагическое, в каждом есть какой-то надрыв, будоражащий душу. А вот один из самых известных русскоязычных романсов «Очи черные» стал залогом счастья для его автора и адресата.

15. Ученик

- Евгений Гребёнка был уже широко известным поэтом, его произведения печатались в журналах Петербурга и Москвы. Поехал он однажды в гости к другу, штабс-капитану Василию Растенбергу,  на Украину погостить и влюбился в его дочку, Марию Васильевну. Под наплывом чувств написал стихотворение «Очи черные» и преподнес его девушке вместе с предложением руки и сердца. Мария согласилась, и вскоре сыграли свадьбу. Брак был на редкость счастливым. Это было в 1847 году. И только почти через 40 лет стихи эти были положены на музыку Флориана Германа. А еще через 40 лет итальянец Адальджио Феррарис написал популярную ныне мелодию…

16. Звучит романс «Очи черные»

17. Девочка:

-Да… Золотой век русского романса остался в прошлом. Но и сейчас романс живет! Современные певцы и певицы продолжают традиции русского романса. Их исполняют Жанна Бильчевская, Валентина Пономарева, Евгений Дятлов. Романс – это лучший способ сказать о своих чувствах, достучаться до души возлюбленного…

18. мальчик

- Или возлюбленной. Романс «Молитва» в исполнении Евгения Дятлова растопит сердце самой неприступной девушки….

19. Звучит романс «Молитва»

20. Учитель

- Вот и подошел к концу наш вечер. Может быть, романсы не станут вашими любимыми произведениями, но, я надеюсь, вы проникнитесь уважением к этому виду искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романтика романса"

Романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе, это чувства, которые положены на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. В данной разработке представлена история возник...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Первый русский император"

Сценарий адресован педагогам дополнительного образованичя и может быть использован в работе с детьми начальных классов....

Сценарий литературно-музыкального вечера «От песни до романса»

          Добрый вечер,  уважаемые любители музыки!     Наш сегодняшний концерт мы назвали «От песни до романса».     ...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»

Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...

Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....