рабочая программа по литературе. 8 класс
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планированиеи региональное содержание по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе 8 класс.(68 часов.)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2007.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту , кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);
— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;
— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок);
— С.А. Есенин «Пугачев»;
— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-
хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического
мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и
аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели литературного образования определяет характер конкретных задач, стоящих перед учащимися на уроках литературы:
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Изучение литературы в 8-ом классе – это второй этап освоения материалов литературного образования. Модель структуры курса в 8-ом классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.
Большое внимание в программе уделяется изучению литературы XX века, так как необходимо показать роль литературы этого периода в истории культуры и литературы и полностью использовать силу её воздействия на читателя. Особое внимание уделяется проблеме рода и жанров, их многообразию и развитию.
Виды контроля
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана к произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса .
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Для заучивания наизусть:
1)Исторические песни о Пугачёве, Разине, Ермаке (на выбор)
2)А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок)
3)М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (отрывки по выбору учащихся)
4)Н.В.Гоголь «Ревизор» (монолог одного из героев на выбор)
5)Л.Н.Толстой «После бала» (отрывок на выбор)
6)А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок на выбор)
7)О родной природе, о родине (2-3 стихотворения)
Теория литературы
Художественный образ, фольклор, эпитет, прототип, прообраз, ирония, жанр, лирическая песня, сюжет, эпиграф, композиция, аллегория.
Основные навыки:
1)Воспроизводить содержание прочитанного художественного произведения, давать оценку героям и событиям.
2)Уметь видеть композицию произведения, выделять основную тему, идею, давать характеристику героям.
3)Давать устный и письменный развёрнутый ответ о произведении.
4)Выразительно читать наизусть.
Региональный компонент – 7 часов
1)Северная лирическая песня. «Калина в саду», «Говорил я своей любушке», «Мимо моего садику…» и др.
2-3)А.С.Грин. «Охотник и петушок», «Алые паруса».
4-5)В.А.Каверин. «Два капитана».
6)Ф.А.Абрамов. «Жила-была семужка».
7)Ю.А.Фокина. Стихи.
Практическая часть.
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | |
Количество часов | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
Уроки внеклассного чтения | 2 | 4 | 4 | 3 | 13 |
1 | 4 | 3 | 3 | 11 | |
Региональный компонент | 1 | 1 | 2 | 3 | 7 |
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа.
Программа | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коро-виной Допущено Министерством образования и науки РФ М, «Просвещение»,2007 | Литература. 8 Кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др М.: Просвещение, 2010 | 1)Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 Кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. 2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004 3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. 4) Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. 5) Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. Егорова 2010 6) Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 Кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. 7) Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2005. 8) Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002. 9) Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». – М.: Мнемозина, 2001. 10) Скоркина Н.М. Литература. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой.- 2-е изд., 2002. 11) Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. 12) Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003. 13) Коровина В.Я. Литература: 8 Кл.: Метод. советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2008 | 1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для са-мостоят. Работы учащихся по лит.: 8 Кл./ Авт.-сост. Г.И.Бе-ленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995 3) Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 8 класс к учебнику В.Я.Корови-ной и др. «Литература. 8 кл. Учеб. для обще-образоват. учреждений»: учебно-методическое пособие / О.А.Тищенко. – 4-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. 4) Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. 5)Контрольно-измерительные материалы.М:ВАКО:2013. |
Учебно-тематический план курса.
Раздел, кол-во часов, тема урока | Тип, форма Урока | Формы Контроля | Составляющие качества образования | Примечания | ||
П.-И. | Д.-К. | Ц.-О. | ||||
1 четверть. Введение ( 1 час) | ||||||
1. Русская литература и история. | Вступительный урок Рассказ учителя с элементами беседы, работа с учебником | Знать о связи литературы и истории | Уметь работать с учебником, вступать в диалог | Вызвать интерес учащихся к изучению литературы | Д/Р, 6 Золотарева, 9-15, 300 Турьянская, 9 Еремина, 19 Тест, 12-19 Коровина. 5 Репин, 1 Шадрина ч.1, 19 | |
Устное народное творчество (3 часа) | ||||||
2. Устное народное поэтическое творчество. Лирические и хороводные песни. Частушка как малый песенный жанр. Р.К.Северная лирическая песня. Вилегодские частушки. | Рассказ учителя с элементами беседы. с/р., сообщения | Одна из песен наизусть | Знать народные песни как жанр фольклора, тексты песен: «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночень-ка темная…», «Вдоль по улице метелица ме- тет…» | Уметь слушать, работать с худо-жественным текстом | Дидакт. матер, 7, 9 Золотарева, 15-18, 302 Турьянская, 11-18 Еремина, 24-26 Савина, 7, 8 Коровина, 6 Беленький, 12 Скоркина, 4 Шадрина, ч.1, 25 | |
3. Исторические песни. | Сообщение учащихся, беседа, анализ поэтики исторических песен | Знать своеобразие исторических песен, тексты песен: «Пугачёв в темнице», «Пугачев казнен». | Уметь слушать, работать с художественным текстом | Воспитание любви к Отечеству, своему родному краю | Д/Р, 7 Дидакт. матер, 8-9, 11 Золотарева, 18 Турьянская, 18 Еремина, 21 Тест, 20-28 Савина, 7 Беленький, 11 Репин, 3 Шадрина, ч.1, 37 | |
4. Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». | Работа с учебником, беседа | Знать особенности содержания и художественной формы преданий | Уметь определять жанр произведения | Ценность человеческой личности самой по себе | Д/Р, 11 Дидакт. матер, 10 Золотарева, 304 Шадрина, ч.1, 44 | |
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||||
5. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Алекcандра Невского» как княжеское житие. | Рассказ учителя с элементами беседы, работа над повестью | Знать закономерности развития ДРЛ, жанры | Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир | Осмысление закономерности развития ДРЛ и ее роль в становлении русской культуры | Золотарева, 26, 30, 307 Д/Р, 13-20 Дидакт. матер, 12 Турьянская, 24 Еремина, 27, 37 Савина, 10 Коровина, 14 Шадрина, ч.1, 53 | |
6.В.Ч. «Повесть о Шемякином суде»."Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века. | Работа с учебником, беседа | Знать черты средневековой литературы, ее литературное новаторство | Уметь отвечать на вопросы по прочитанному произведению, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни | Д/Р, 20-22 Дидакт. матер, 14 Золотарева, 311 Шадрина, ч.1, 61 | |
Из литературы XVІІІ века ( 3 часа) | ||||||
7-8. Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Проблема воспитания истинного гражданина. Анализ эпизода комедии. | Рассказ, аналитическая беседа | Знать содержание пьесы, черты классицизма | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику Ге-рою, выражать свое отношение к поступкам героев | |||
9.Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Недоросль» . | Развитие речи | Уметь работать над языком повести, лексическим значением слов и словосочетаний выражать свое отношение к поступкам героев | Д/Р, 22-31 Дидакт. матер, 16 Золотарева, 312-317 Еремина, 52-55 Коровина, 16 Репин, 11 Шадрина, ч.1, 64 Зуева, 7 | |||
Из литературы XІX века(32 часа) | ||||||
10. И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. | Чтение, беседа | Одна из басен наизусть – инсценированное чтение | Знать термины, связанные с басней как жанром: аллегория, иносказание, эзопов язык | Уметь определять мораль басен, выразительно читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно-этические темы | Использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни | Д/Р, 31-34 Дидакт. матер, 19 Золотарева, 318 (викторина) Еремина, 56 Коровина, 16 Шадрина, ч.1, 75, 79 Зуева, 16 |
11. «Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства. В.Ч. Отражение в баснях таланта И А Крылова. | Инсценирование, анализ, викторина | Д/Р, 34-36 Дидакт. матер, 20 Репин, 15 Шадрина, ч.1, 78 Зуева, 18 | ||||
12. К.Ф.Рылеев – декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака – произведение русского гражданского романтизма. | Сообщения учащихся, пересказ, беседа | Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы | Уметь выразительно читать Уметь самостоятельно делать выводы | Д/Р, 37-40 Дидакт. матер, 20 Золотарева, 323-332 Еремина, 58 Коровина, 16 Шадрина, ч.1, 84 Зуева, 21 | ||
13. Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К***», «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | Аналитическая беседа, выразительное чтение | Одно стихотворение наизусть | Знать основные факты жизни и творчества поэта | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | ||
14. А.С.Пушкин «История пугачевского бунта» (отрывки). Пушкин – первый историк пугачевского восстания. «Капитанская дочка». | Работа по учебнику, аналитическая беседа | Знать творческую историю написания повести | Уметь делать сообщение | Учить использовать оценочно-полемические высказывания, включая модальные формы речи | Д/Р, 40-45 Дидакт. матер, 22 Золотарева, 45 Турьянская, 35, 68 Еремина, 63 Савина, 13 Короивна, 16 Скоркина, 6 Шадрина, ч.1, 88, 91 | |
15. «Капитанская дочка»: І-V главы. Формирование характера Гринёва. Первая встреча с Пугачёвым. «Старинные люди». Дуэль. | Аналитическая беседа, сжатый пересказ | Знать этапы формирования характера П.Гринева | Уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа | Знать понятия: долг, честь, достоинство | Д/Р, 45-53 Дидакт. матер, 23-27 Золотарева, 51-59 Турьянская, 40-47 Еремина, 64 Савина, 14 Беленький, 20, 25 Скоркина, 8 Шадрина, ч.1, 100 | |
16. Главы VІ-ІX. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта. Отношения Гринёва и Пугачёва. | Чтение эпизодов, аналитическая беседа | Отрывок из повести наизусть | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | Д/Р, 53-57 Дидакт. матер, 27-31 Золотарева, 59-63 Турьянская, 47 Еремина, 67 Беленький, 26 Скоркина. 11 Шадрина, ч.1, 106 | |
17. Главы X-XІІ. Изображение правительственного лагеря. Зеркальные сцены: военный совет в Белогорской крепости и в Оренбурге. Отношение генерала и самозванца к участи девушки-си-роты. | Чтение эпизодов, аналитическая беседа | Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести | Уметь выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды выражать свое отношение к поступкам героев | Д/Р, 57-60 Дидакт. матер, 31-33 Золотарева, 64 Турьянская, 52-56 Еремина, 67 Скоркина, 13 | ||
18. Главы. XІІІ-XІV. Композиция повести. Сюжетные элементы. Образ рассказчика. Значение образа Савельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Швабрин – антигерой. | Чтение, беседа, анализ | Знать смысл названия повести | Уметь сравнивать героев Уметь выражать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Следование этическим нормам и правилам ведения диалога | Д/Р, 60-63 Дидакт. матер, 34 Золотарева, 70 Турьянская, 57, 61 Еремина, 69 Беленький, 35 Шадрина, ч.1, 119 | |
2четверть. | ||||||
19. Жизненный путь Гринёва. Изменение характера героя под влиянием «благих потрясений». Образ Пугачёва. Милосердие Пугачева и правосудие Екатерины ІІ. | аналитическая беседа | Знать значение образа Пугачёва | Уметь самостоятельно делать выводы | Д/Р, 63-69 Золотарева, 68, 73-78 Турьянская, 60, 65 Еремина, 72 Савина, 17 Зуева, 24 | ||
20 Творческая работа учащихся по повести «Капитанская дочка». | Урок развития речи, комбинированный. | Уметь обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания. | Золотарева, 78-91 Тест, 30-46 Скоркина, 16 Репин, 23-28 Шадрина, ч.1, 125, 136 | |||
21. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | Урок внеклассного чтения. Рассказ, беседа. | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою | ||||
22. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше. | Аналитическая работа | Отрывки наизусть | Знать факты биографии поэта, историю создания поэмы | Д/Р, 69-75 Дидакт. матер, 35-40 Золотарева, 92, 95-98, 104, 115, 119 Турьянская, 71, 82 Еремина, 75 Савина, 19 Коровина, 28 Беленький, 53 Скоркина, 17, 21 Шадрина, ч.1, 143 | ||
23. Композиция и художественные особенности поэмы. Мцыри как романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. | Комментированное чтение, анализ | Знать структурные особенности произведения, способы раскрытия образа главного героя | давать характеристику герою участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Д/Р, 75-79 Золотарева, 109 Турьянская, 84 Еремина, 77-86 Шадрина, ч.1, 151, 156 Зуева, 50 | ||
24. Обучение сочинению по поэме «Мцыри». | Урок развития речи. | Знать содержание изучаемого произведения, его проблематику | Учить дискутировать, аргументировано высказывая свое мнение | Золотарева, 121, 118 (тест) Тест, 48-59 Репин, 29 Шадрина, ч.1, 162 | ||
25. Н.В.Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор»: история создания. | Лекция, беседа, работа с книгой | Знать понятие драматического произведения, идейный замысел и особенности композиции комедии | Д/Р, 79-81 Дидакт. матер, 41-50 Золотарева, 122 Турьянская, 91-101, 126, 94 (викторина) Еремина, 87, 89 Савина, 23 Коровина, 34 Беленький, 63 Скоркина, 28 Шадрина, ч.1, 165 | |||
26. «Ревизор»: І и ІІ действия. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн) | Чтение, беседа | Знать особенности драматического произведения | Уметь составлять цитатный план | Золотарева, 128, 132 Савина, 24-26 Шадрина, ч.1, 173 | ||
27. «Ревизор»: ІІІ действие. Семейство городничего. | Чтение по ролям, аналитическая беседа | Тест | Знать основы сценического поведения | давать характеристику герою | Золотарева, 135 Савина, 26 Скоркина, 32 Шадрина, ч.1, 179 (тест) | |
28. «Ревизор»: ІV действие. Разоблачение пороков чиновничества. | Чтение, групповая работа | Монолог одного из героев наизусть | Знать художественные особенности пьесы | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы | Побудить учащихся к самостоятельному анализу образов; учить «сквозь смех слышать грусть», воспитывать желание бороться со всем «дурным в России». | Золотарева, 127, 138 Турьянская, 101, 116 Савина, 27 Скоркина, 34 Шадрина, ч.1, 186 |
29. «Ревизор»: V действие. Хлестаковщина как общественное явление. Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению. | Чтение, аналитическая беседа. Развитие речи | Знать характер Хлестакова, понятие хлестаковщины, смысл эпиграфа | Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Д/Р, 81 Золотарева, 131, 141 Турьянская, 107, 119 Еремина, 96-101 Савина, 27-29 Шадрина, ч.1, 193 Зуева, 59 | ||
30. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека». | Урок внеклассного чтения, комбинированный | Уметь самостоятельно делать выводы | ||||
31. Мечта и реальность в повести "Шинель". Анализ эпизода. | Урок развития речи | Уметь давать аргументированную оценку | Дидакт. матер, 50-53 Золотарева, 152 (тест) Турьянская. 130 (пр/р) Тест, 60-73 Скоркина, 38 Шадрина, ч.1, 202 | |||
32. Р.К.Ф.А.Абрамов.Жила-была Сёмужка". | Урок внеклассного чтения, комбинированный. | Знать факты биографии и творчества писателя | Уметь анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли владеть различными видами пересказа выражать свое отношение к поступкам героев | Задуматься над формированием собственных характеров. Развивать в учащихся творческое начало. | Д/Р, 99-116 Дидакт. матер, 54 Золотарева, 155-171 Турьянская, 134 -144 Еремина, 101-127 Тест, 74-86 Савина, 30-33 Коровина, 58 Беленький, 78 Скоркина, 39 Шадрина, ч.1, 217 Зуева, 82 | |
3четверть. | ||||||
33-34. М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | Рассказ учителя, комментированное чтение 34 – развитие речи. Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению | Знать основные страницы жизни и творчества писателя, Знать содержание и историческую основу | Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Сформулировать свое собственное, личное отношение к произведениям С.-Щ. | Д/Р, 117-125 Дидакт. матер, 58 Золотарева, 332-335 Еремина, 131-147 Коровина, 70 Шадрина, ч.2, 11 Зуева, 92 | |
35. Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Сообщение, пояснение учителя, аналитическое чтение | Знать биографические сведения о Лескове, своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, | Д/Р, 125-128 Дидакт. матер, 61 Золотарева, 335 Коровина, 71 Шадрина, ч.2, 27 Зуева, 96 | ||
36. Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала». Художественные особенности рассказа. | Беседа, сообщения учащихся | Отрывок наизусть тест | Знать основные биографические сведения, историю создания рассказа, прием «контраста» | владеть различными видами пересказа | Д/Р, 128-135 Золотарева, 172, 335 Турьянская, 145 Еремина, 148 Савина, 34 Коровина, 72 Беленький, 88 Скоркина, 47 Шадрина, ч.2, 30 | |
37. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала». | Аналитическая беседа с чтением эпизодов | Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Главная мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни | Дидакт. матер, 63 Золотарева, 178 (180 – тест) Турьянская, 147 Еремина, 157 Тест, 88-98 Зуева, 101 Репин, 43 Шадрина, ч.2, 42 | ||
38. Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова. | Анализ стихотворений, чтение наизусть | Наизусть стихотворение А.Фета или А.Майкова | Знать порядок анализа лирического произведения | Уметь выразительно читать стихотворения Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | Д/Р, 135-137 Дидакт. матер, 69-72 Еремина, 158 Шадрина, ч.2, 51 Зуева, 107 | |
39. А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Беседа, пересказ | Знать личность автора, философский смысл рассказа | Уметь анализировать эпическое произведение | Рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы | Д/Р, 137-141 Дидакт. матер, 72 Золотарева, 338 Турьянская, 149-157 Еремина, 162 Коровина, 80 Шадрина, ч.2, 59 Зуева, 113 | |
40-41.Внеклассное чтение РК А.С. Грин .Алые паруса. | Работа с текстом, беседа. | |||||
Из литературы XX века (19 часов ) | ||||||
42. И.А.Бунин. «Кавказ» - рассказ из цикла «Темные аллеи». | Сообщение, рассказ учителя, чтение, беседа | Знать жизнь и судьбу писателя, особенности его творческой индивидуальности | Уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы | Д/Р, 142-148 Дидакт. матер, 75 Золотарева, 343-347 Еремина, 178 Коровина, 83 Шадрина, ч.2, 71 Зуева, 115 | ||
43. А.И.Куприн: страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». | Пересказ, беседа | Знать факты жизни и творчества писателя, нравственные проблемы рассказа | Уметь составлять конспект статьи учебника владеть различными видами пересказа | Д/Р, 148-155 Дидакт. матер, 77 Золотарева, 347 Еремина, 179 Коровина, 88 Шадрина, ч.2, 77 Зуева, 117 | ||
44.»Что значит быть счастливым?» Сочинение | Развитие речи | Уметь анализировать художественный образ Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев | Поразмышлять над позицией автора о том, что деньги – проверка нравственной стойкости человека | Д/Р, 155-164 Дидакт. матер, 79 Золотарева, 205, 350-355 Еремина, 180 Коровина, 88 Беленький, 101 Шадрина, ч.2, 83 Зуева, 121 | ||
45. В.Г.Короленко. Рассказ «Парадокс». | Урок внеклассного чтения, комбинированный. | Знать основные этапы жизненного пути, жизненную позицию писателя | Уметь самостоятельно делать выводы Уметь выражать свое отношение к прочитанному | Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации | Золотарева, 184-195 Тест, 100-112 Савина, 37 Беленький, 97 Скоркина, 51 | |
46. А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории. | Рассказ учителя, сообщения, беседа, аналитическое чтение | Стихотворение наизусть | Знать об исторической теме в творчестве поэта | Уметь анализировать художественное произведение | Раскрыть вопрос об ответственности каждого перед родной страной | Д/Р, 165-169 Дидакт. матер, 84-88 Золотарева, 355-374 Еремина, 191 Коровина, 92 Шадрина, ч.2, 100 Зуева, 129 |
47. С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | Организация совместной учебной деятельности | Знать историю создания поэмы | участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Д/Р, 169-172 Дидакт. матер, 88 Золотарева, 374 Коровина, 102 Зуева, 134 | ||
48 Р.Р.. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | Защита творческих работ | Уметь самостоятельно делать выводы | Учить выступать перед одноклассниками Следование этическим нормам и правилам ведения диалога | Зуева, 137 | ||
50. И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | Рассказ учителя, чтение, пересказ | Знать биографию писателя | владеть различными видами пересказа | Задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения | Д/Р, 176-179 Дидакт. матер, 92 Золотарева, 380 Коровина, 105 Шадрина, ч.2, 117 | |
51. «Писатели улыбаются»: Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко. | Аналитическая беседа, работа с книгой | Знать произведения писателей-сатириков, средства создания авторами сатирического произведения | участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Приобщить к восприятию Сатиры и юмора | Д/Р, 179-184 Дидакт. матер, 93-98 Золотарева, 382-391 Еремина, 199 Коровина, 106 Шадрина, ч.2, 118 | |
52. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | Лекция, беседа, работа с книгой | Отрывок наизусть тест | Знать факты биографии Твардовского, творческий замысел поэмы | Уметь передавать разговорные интонации, читая поэму | Д/Р, 184-195 Золотарева, 217 Турьянская, 176-183 Еремина, 208-228 Савина,46 Коровина, 107 Беленький, 115 Скоркина, 56 Шадрина, ч.2, 130 | |
53. «Тёркин – кто же он такой?» | Урок-размышление над главным героем поэмы. | Знать определяющие качества В.Тёркина | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою | Дидакт. матер, 98-101 Золотарева, 226 (231 – тест), 237-241 Турьянская, 183-198 Еремина, 228-235 Тест, 128-140 Зуева, 144 | ||
4 четверть. | ||||||
54. А.П.Платонов. «Возвращение». Ключевые образы рассказа. | Сообщение, комментированное чтение | Знать биографию писателя, его нравственную позицию и способы ее выражения | владеть различными видами пересказа | Помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести | Д/Р, 195-203 Дидакт. матер, 102 Золотарева, 391 Еремина, 235 Коровина, 114 Шадрина, ч.2, 149 | |
55. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, ввернувшихся с войны. | Слово учителя, беседа | тест | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Еремина, 242 Шадрина, ч.2, 154, 157 (тест) Зуева, 149 | ||
56. Стихи и песни о Вов. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина. | Урок-концерт. | Одно стихотворение наизусть | Знать героические страницы русской поэзии | Уметь выразительно читать стихотворения | Силой слова и музыки воздействовать на души детей | Д/Р, 203-204 Дидакт. матер, 105-107 Золотарева, 395 Еремина, 235 Репин, 51 Шадрина, ч.2, 157 |
57. В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» - рассказ из книги «Последний поклон». Уклад сибирской деревни. | Сообщение, чтение, беседа | Знать жизнь и творчество писателя | Уметь выражать свое отношение к прочитанному | Вызвать интерес учащихся к произведениям писателя | Д/Р, 204-209 Золотарева, 399 Турьянская, 198 Еремина, 202 Савина, 52 Коровина, 115 Скоркина, 67 Шадрина, ч.2, 123 | |
58-59 В Ч. Р.К.В .А.Каверин. "Два капитана". | Организация совместной учебной деятельности | Знать своеобразие рассказа | Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Дидакт. матер, 108 Еремина, 204 Шадрина, ч.2, 125 Зуева, 155 | ||
60. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | Сообщения, выразительное чтение, анализ | Одно стихотворение наизусть | Уметь анализировать стихи, осмысливая прочитанное | Вызвать интерес к пейзажной лирике | Д/Р, 209-212 Дидакт. матер, 111-114 Золотарева, 257-264 (Заболоцкий), 271-284 (Рубцов), 405 Турьянская, 206 -216 (Рубцов) Еремина, 243 Коровина, 119 Беленький, 109 (Заболоцкий), 129 (Рубцов) Скоркина, 67 (Рубцов) Шадрина, ч.2, 163 | |
61. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И.Бунин. | Сообщения, выразительное чтение, анализ | Уметь выразительно читать Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст | Познакомить с поэтами русского зарубежья, восстанавливая культурную память человеческую | Д/Р, 212-213 Дидакт. матер, 114 Золотарева, 408 Шадрина, ч.2, 170 Зуева, 158 | ||
62В.Ч.Р.К. Ю. А. Фокина."Родник", "Северная Двина", "Речка Содонга". | Работа с текстом, чтение и интерпретация стихов. | |||||
63. Итоговый урок по литературе XX века. | Классное сочинение | Д/Р, 213 Дидакт. матер, 116 | ||||
Из зарубежной литературы (5 часов ) | ||||||
64-65. У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. | Чтение фрагментов трагедии с элементами беседы | Знать эпоху Возрождения, представление о Шекспире как писателе | Уметь выражать свое отношение к прочитанному выражать свое отношение к поступкам героев | Д/Р, 214-217 Дидакт. матер, 116 Золотарева, 284, 287 Турьянская, 217, 222-226 Еремина, 251 Савина, 53 Коровина, 120 Беленький, 132 Шадрина, ч.2, 177 | ||
66. Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство. | Чтение, анализ | Знать содержание пьесы, черты классицизма | Уметь самостоятельно делать выводы, давать характеристику герою | |||
67. Дж.Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. | Рассказ учителя, чтение, пересказ, беседа | Знать страницы жизни и творчества писателя | владеть различными видами пересказа | Д/Р, 217-219 Дидакт. матер, 120 Еремина, 128 Коровина, 123 Шадрина, ч.2, 3 | ||
68. В.Скотт – основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события. | Беседа, работа с книгой | Знать жизнь и творчество писателя, своеобразие «Айвенго» как исторического романа | владеть различными видами пересказа, давать характеристику герою | Д/Р, 219 Дидакт. матер, 123 Золотарева, 409 Еремина, 61 Коровина, 126 Репин, 13 Шадрина, ч.2, 182 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/15/picture-41852.jpg)
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/28/picture-392683-1390901959.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1328210-1619443311.jpg)
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1368193-1638621919.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/04/picture-1368193-1638621919.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....