Игровая технология на уроках литературы
статья по литературе (5, 6 класс) на тему

Обулахова Наталья Петровна

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих  случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya_na_urokah_literatury.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология на уроках литературы

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих  случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

     Игровая форма урока создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

     Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровых задач, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Чтобы закрепить, развивать положительную мотивацию успеха в учебной деятельности на уроках русского языка  в течение ряда лет использую игровую технологию.  Так как через элементы игры можно ненавязчиво развивать русскую речь, вызывать интерес к предмету даже у слабых учеников, узнать, повторить, обобщить тему в форме игры, свободно общаться друг с другом.  

     В течение трех лет провожу такие творческие игры, как «Один одинокий оригинал» «Снежный ком», «Рассказ на одну букву».

     Суть игры «Один одинокий оригинал» заключается в том, что учитель говорит одну забавную фразу, которую ребята должны правильно повторить. Затем учитель говорит следующую фразу, ученики должны правильно повторить первую и вторую. Учитель говорит третью – они повторяют первую, вторую, третью и так далее. Тот, кто смог повторить в конце концов все пять фраз, ничего не пропустив и не перепутав, может гордиться своей памятью.

     Вот какие фразы составили мои учащиеся:

                                           Один опасный орел.

                                           Два дежурных драчуна.

                                           Три теплые телогрейки.

                                           Четыре черных чаек чинили часы.

   Пять пушистых птенца прыгали по полю.

* * *

                                            Один одинокий Обулахов.

              Два добрых Долгунова доплыли до динозавров.

                                            Три толстых Томского топтали траву.

     Четыре чудных Чуковского читали числа.

         Пять пухлых Петровых питались пышками.

    Следующая игра –«Рассказ на одну букву». Учащиеся пытаются придумать связные рассказы, в которых все слова, в том числе и служебные, начинались бы на одну и ту же букву. Вот какие рассказы получились у ребят:

    Сосед Семен сделал соседскому сыну самолет. Самолет самоуправляемый: сам слетает, сам садится. Самым счастливым стал соседский сын Стас. Стас сказал соседу: «Спасибо».

* * *

    Папа поливал помидоры. Потом пришла Полина помогать папе поливать помидоры. Папа и Полина полили помидоры, потом пошли полакомиться персиками. Полина поела пюре. Потом пошли поливать пионы. Полина – прилежная помощница.

* * *

     Следующая игра «Снежный ком». Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: «Мальчик идет». Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: «Мальчик идет в кино. Мальчик быстро идет в кино». Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не считаются. Ученик, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами, выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним.

    Когда дети играют, то сложный материал становится доступным восприятию. Восприятие материала для ребенка проходит без умственной нагрузки, без давления со стороны учителя. Соревнуясь, ученик сам ищет новые пути к достижению знаний и стремление к новым познаниям повышается. В итоге ученик от такого урока-игры получает радость и удовольствие. При этом развивается чувство «вкус успеха» и это приводит к высокой самооценке ученика, к признанию своего «Я». Такие уроки-игры ставят учащихся в активную позицию, всемерно содействуя их умственному развитию. Идет процесс осмысления знаний.

    Провожу отслеживание успеха учащихся на уроке русского языка. Если успех ребенка в 7 классе по играм заметен, то в последующих годах успех заметно повысился. Игровая технология рождает увлечение, а увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология на уроках литературы. Литературное путешествие по произведениям 19 века (вторая половина).

Данный материал представляет собой урок-игру на основе игровой и информационной технологий обучения.Цели урока:1.     Обучающая: ввести в мир литературы второй половины 19 века.2....

Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...

Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)

Конспект урока по литературе в 5 классеИгра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(игровые технологии на уроке литературы)...

Игровые технологии на уроках литературы

Внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности. Игровые технологии в воспитании и обучении. Обращения к игре на уроке дает ...

Доклад на тему: «Применение игровых технологий на уроках литературы для повышения познавательной активности учащихся»

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые дадут мощный импульс в развитии обучающегося, повысят его самооценку, научат самостоятельно овладевать информацией. А для этого ...

Игровые технологии на уроке литературы.

   Как сделать урок радостным и интересным? Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся на уроке? Как помочь приобрести необходимые знания и дать возмож...

Статья "Игровые технологии на уроках литературы".

Статья на тему "Игровые технологии на уроках литературы в 5-6 классах". Представлена роль игры на уроках литературы, приведены примеры игр и викторин....