Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (игровые технологии на уроке литературы)
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 5 классе
Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
(игровые технологии на уроке литературы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_turnir_znatokov.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №292
Фрунзенского района
г. Санкт - Петербурга
Конспект урока по литературе в 5 классе
Игра «Турнир знатоков» по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
(игровые технологии на уроке литературы)
Автор
Ждановская Кристина Олеговна
Учитель русского языка и литературы
Игра «Турнир знатоков».
Игра посвящена изучению сказки А.А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Она ориентирована на учащихся 5-ых классов. По программе Коровиной В.Я. предполагается внеклассное чтение этого произведения. Целесообразно провести этот урок в игровой форме. Дома учащиеся должны прочитать сказку, а также узнать некоторые факты из биографии автора.
Цель данной игры – рассмотреть сказку А.А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» под разными углами зрения, начиная от биографии писателя и заканчивая попытками понять, что хотел донести автор до читателей.
В процессе игры выполняются следующие задачи:
- формируется отношение к изучаемому материалу;
- стимулируется творческое мышление;
- создается повышенная мотивация к обучению;
- формируются коммуникативные качества;
- развивается кругозор учащихся;
- процесс обучения наполняется интересным содержанием.
Оборудование: проектор и экран для показа презентации; блюдечки для баллов, сами баллы в виде семян бобов или фасоли; призы, грамоты.
План игры.
- Организационный момент. Команды занимают места около своих столиков.
- Игровой процесс.
III. Подведение итогов.
Содержание.
Игра рассчитана на один урок. Структурно состоит из одного раунда, но в нем пять тем, по которым задаются вопросы. Это «Биография А.А. Погорельского», которая акцентирует внимание учащихся на псевдониме автора, а также попутно вводит это понятие, на историю создания произведения и т.д. Вторая тема – «Пансион». Она знакомит учащихся с дворянскими обычаями конца 18 века, а также развивает лексический запас школьников. Тема «Санкт-Петербург 18 века. Сказка» расширяет кругозор учащихся, а также уже направляет их внимание к жанровым особенностям произведения. Темы – «Черная курица» и «Алеша» направлены на анализ сказки.
В игре участвуют три-четыре команды, что определяет и продолжительность игры. В помещении, где будет проводиться игра, заранее размещаются игровые столы по количеству команд. Команды размещаются вокруг своих столиков и слушают ведущего. Ведущий обращает их внимание на экран, объявляет название номинации и задает вопрос. В каждой номинации по четыре вопроса, расположенных от простого к сложному. Баллы за правильный ответ разнятся от одного до четырех, в зависимости от сложности вопроса. В блиц-опросе за каждый правильный ответ присуждается один балл.
Чтобы учащиеся ясно представляли количество баллов у их команды, баллы можно заменить зернышками. На столах у каждой из команд стоит блюдечко, в которое помощник ведущего кладет заработанное количество баллов в виде семян бобов или фасоли, так как они более крупные.
На обдумывание вопросов командам дается время одна минута. Та команда, которая первой после истечения указанного времени или досрочно дает правильный ответ, получает указанное количество баллов. В случае неверного ответа право дать свой вариант предоставляется другой команде. Если же все команды не справились с заданием, то ведущий сам дает необходимую информацию по вопросу. Все правильные ответы появляются на экране, нередко ведущий будет дополнять ответы детей и углублять их знания.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Ведущий с помощником подводят итоги, считают количество баллов, награждают команду-победителя, отмечают наиболее полные, глубокие ответы. При подведении итогов могут быть вручены призы участникам игры в номинациях «Самая дружная команда», «Лучший игрок», «Самый активный игрок».
Задания.
Тема «Биография А.А. Погорельского»
1. А. Погорельский опубликовал «Черная курица, или Подземные жители» не под собственным именем, а под псевдонимом.Что такое псевдоним?
(Псевдоним—придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения. Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник. Итак, автор произведения взял себе псевдоним Антоний Погорельский. Черниговское имение в деревне Погорельцы. Имение Погорельцы долгие годы было уютным домом писателя (Может быть, псевдоним Погорельский от названия имения Погорельцы)).
2. Какое настоящее имя писателя?
(Перовский Алексей Алексеевич. Фамилия Перовские была получена от названия подмосковного села Перово, где Елизавета Петровна тайно венчалась с Алексеем Разумовским в 1742 году (Алексей Разумовский - Черниговский крестьянин и певчий царской купели)).
3. Кому А.А. Перовский посвятил свое произведение?
(Существуют две версии:
Сведения о детстве Алексея Перовского (Антония Погорельского) скудные. Его детство проходит в Почепе, Брянском имении отца. Некоторые историки утверждают, что он также воспитывался в частном пансионе, который он описал в сказке «Черная курица, или Подземные жители», а в произведении описал себя.
В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные жители»).
4. Как вы думаете, был ли Погорельский знаком с А.С.Пушкиным?
(Погорельский известность в литературных кругах приобрел своим выступлением в защиту первой поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Он близко сходится с Пушкиным. С Пушкиным на «ты» (см. страницу газеты «Красный Рог»). Он хорошо знаком с Пушкиным и Жуковским, Крыловым. Сохранилась картина «Суббота у Жуковского» с изображением Перовского, Пушкина; Крылова и других. В 1836 году произойдет знакомство А.С.Пушкина и племянника Перовского А.К.Толстого, которому посвящена эта книга).
Тема «Пансион».
1. Что же это такое — частные пансионы?
(Существительное пансион образовано от латинского слова со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и обучались разным наукам).
2. Зачем дворянских детей отдавали в пансионы?
(Представьте себе русских дворян, которые живут в своих поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России. Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е. до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были только в губернских городах.
По закону того времени дворяне должны дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где дети могли бы жить и учиться за определенную —довольно большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.)
3. Что значит выражение «в первой линии»?
(В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями).
4. С тех прошло много лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны? Как называются устаревшие слова?
(Архаизм - устаревшее и вышедшее из употребления слово).
Тема «Санкт-Петербург 18 века. Сказка»
1. Соотнесите слова с их значениями:
сени
дортуары
умильно
провизия
киевское варенье
империал
талисман
прихожая, коридор
спальные комнаты
нежно, приятно
продукты
ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством
(устаревшее) во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота.
по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье
2. Скажите, как раньше называлось все, что изображено на картинке
букли
шиньон
кушак
салоп
3. Перечислите 5 признаков, которые говорят о том, что это сказка.
- есть сказочный зачин “жил-был”
- волшебное число “3” – три сна
- волшебный предмет – конопляное зёрнышко
- чудесные превращения
- курица разговаривает с Алёшей.
4. Какие признаки отличают это произведение от сказки?
(Отражены реалии того времени: точная география,
имя, возраст мальчика.
У этой сказки есть автор, а у народной его нет.
Герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни).
Тема «Черная курица»
1. Как вы понимаете слова Чернушки: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку»?
(Легко приобрести дурные привычки, но трудно от них избавиться).
2. При каком условии волшебство перестает действовать?
(Если нарушается договор, то неминуема расплата, наказание).
3. Вопрос- «Кот в мешке»
Какой момент изображен на рисунке? Найдите это место в книге и прочитайте вслух.
4. Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии, либо придумать собственную компьютерную программу?
(Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания).
Тема «Алеша»
1. Автор называет Алешу избавителем в начале сказки, подберите синонимы к этому определению.
(Спаситель, освободитель, заступник).
2. Распределите эти качества Алеши в два столбика
До получения зёрнышка После получения зёрнышка
Гордый
Дерзкий
Добрый
Ласковый
Общительный
Скромный
Застенчивый
Любознательный
Жестокий
Упрямый
Непослушный
Самолюбивый
3. Блиц опрос:
- Почему Алёша остался один в пансионате?
- Что было его утешением в часы одиночества?
- Какую курочку Алёша любил больше всех?
- Как Алёша спас Чернушку?
- Чего испугался Алёша ночью?
- Как Чернушка справилась с рыцарями?
- Куда привела курица мальчика?
- Кем оказалась Чернушка в подземном царстве?
- Какое желание загадал Алёша?
- Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось?
- Какое условие поставил король Алёше?
- Как отнёсся к Алёшиному желанию король?
- Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей?
4. Добро или зло победило в сказке и почему?
(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоровье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки А. Погорельского "Черная курица, или подземные жители"
Данный конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит учебную ситуацию. Технология - педагогическая мастерская....
урок литературы в 5 классе "Истинные и мнимые достоинства человека" по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Данный урок является вторым в системе уроков по сказке А. Погорельского, материал подготовлен для учащихся 5 класса...
Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» (УМК под редакцией В.Я. Коровиной)
Конспект урока литературы в 5 классепо сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»(УМК под редакцией В.Я. Коровиной) ...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе на тему "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»"
Данный урок нацелен напомнить учащимся о жанре сказки и видах сказок, определить отличие фольклорной сказки от литературной; познакомиться с биографией А. Погорельского и его сказкой « Чёр...
Урок литературы по сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в 5 классе.
Урок литературы по сказке А.Погорельского «Чернаякурица, или Подземные жители» в 5 классе...
Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»
Технологическая карта урока литературы "Литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»...