урок по роману Обломов
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок-проект
Тема: «Как жить?» или Стремление к идеалу»
(по роману И.А.Гончарова "Обломов")
Цель: презентовать модель идеального человека
Задачи:
1. сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца;
2. выявить положительные и отрицательные черты характера;
3. показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов»;
Ход урока
1. Ассоциативная задача (2 мин.)
-Что начинается с точки?
(просмотр начала мультфильма «Точка, точка, запятая»)
-С точки начинается человек.
2. Мотивация (1 мин.)
1. слово учителя
Много веков люди терзаются мыслью о Человеке идеальном. Написано огромное количество книг, романов, стихов, песен, музыки, научных трактатов и философских изысканий, посвященных человеческим идеалам. Тем не менее, ни в словарях, ни в справочниках, ни в энциклопедиях нет объективного определения «Человека идеального». Известный русский писатель И.А. Гончаров 150 с лишним лет назад написал роман «Обломов». Произведение не было до конца понято современниками писателя. И сегодня понять тайну романа «Обломова» - значит, во многом постичь тайну человеческого существования. Не теряют своей актуальности мучительные размышления главного героя Обломова: «… Где же тут человек? Где его целость? Куда скрылся, как разменялся на всякую мелочь?... Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома… А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит … разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней!..» Много размышляет главный герой романа о жизни и человеке.
2. объявление темы урока
«Как жить?" или Стремление к идеалу»
3. Целеполагание. (2 мин.)
Задание:
Определите цель урока, опираясь на формулировку темы урока,
Выбрать из представленных целей:
1. сопоставить образы главных героев Обломова и Штольца;
2. выявить положительные и отрицательные черты характера Обломова и Штольца;
3. показать, каким представлял идеального человека И.А.Гончаров в романе «Обломов»;
4. презентовать модель идеального человека
4. Кластерный анализ. Сопоставление образов. (10 мин.)
Задание:
1. Найдите различие и сходство по трем параметрам:
1 группа | Что увидят эти точки? | -представление о мире |
2 группа | Что построят эти ручки? | -отношение к деятельности |
3 группа | Далеко ли эти ножки уведут его? | -образ жизни |
4 группа | Как он будет жить на свете? | -ценностные ориентиры |
2. Заполните кластер цепочкой ключевых слов, раскрывающих характер
Штольца и Обломова
-Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных.
5. Задания по выбору (сцена из к/ф «Несколько дней из жизни Обломова»)
(10 мин.)
Задание:
Прочтите вопросы
Выберите, на какой вы хотели бы ответить
Подготовьтесь в течение 1 минуты на 1- минутное выступление (физкультминутка)
А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в круговерти жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! |
Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности? |
Почему Штольц восхищается Обломовым? Что в Обломове его привлекает? |
Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? Вам не кажется, что он похож больше не на живого человека, а на схему? |
С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца? |
-Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца. Андрей, сын Обломова, воспитанный в доме Штольца, соединит в себе черты, унаследованные от Обломова, развитые воспитанием Штольца, будет человеком совсем другого типа, которому, по замыслу писателя, принадлежит будущее.
6. Презентация модели идеального человека (10 мин.)
Задание:
Представить Андрея Обломова, использовав вопросы
1 группа | Что увидят эти точки? | -представление о мире |
2 группа | Что построят эти ручки? | -отношение к деятельности |
3 группа | Далеко ли эти ножки уведут его? | -образ жизни |
4 группа | Как он будет жить на свете? | -ценностные ориентиры |
-При каких условиях возможно то, что Андрей Обломов станет идеальным человеком?
Слова идеал и идиллия образовались от общего греческого корня, но получили в дальнейшем разное значение. В тексте романа - это антонимы. Согласно словарному толкованию, идеал (гр. Idea - первообраз, суть) - это совершенство, высшая конечная цель стремлений, деятельности, тогда как идиллия в переводе с греческого - внешний образ, картинка- мирное, безмятежно - счастливое, ничем не омрачаемое существование.
Здесь подмена недостижимого идеала вполне осуществимой идиллией, означающая подмену внутреннего внешним, сути - видимостью, высокой поэзии духа - прозой реального существования.
Роман И.А.Гончарова «Обломов» - это роман - предупреждение нашим современникам. Нельзя полностью отгородиться от жизни, но в суете и погоне за чем- то иллюзорным можно потерять душу, свое «я».
7. Выводы урока. Рефлексия.
Конечно, вам решать, как прожить свою жизнь, к чему стремиться, но не надо забывать: в любой ситуации человек должен оставаться человеком, не забывать о душе.
1. просмотр мультфильма о точке до конца
2. составление предложений со знаками завершения (точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки)
Домашнее задание:
Составить опорный конспект «Мечты Обломова»
Сообщение об Обломовке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Презентация к уроку по роману И.А.Гончарова "Обломов"
Презентация к уроку литературы в 10 классе...
Система уроков по роману "Обломов"
Система уроков по роману И.Гончарова построена с элементами технологии РКМЧП....
Заключительный урок по роману Гончарова "Обломов"
Заключительный урок по роману Гончарова "Обломов" знакомит с литературной критикой и фильмом Н.Михалкова "Несколько дней из жизни И.Обломова"...
Презентация к уроку по роману Гончарова "Обломов"
Презентация знакомит с литературной критикой и фильмом Н.Михалкова "Несколько дней из жизни И.И.Обломова"...
Презентация к первому уроку по роману "Обломов"
Особенности композиции , идейная направленность романа...
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.
Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость....