Система уроков по роману "Обломов"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Репина Ольга Леонидовна

Система уроков по роману И.Гончарова построена с элементами технологии РКМЧП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov__po_romanu_i.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

             Уроки  по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

            Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

 Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева,  «Литература» 10 класс. 1 часть.

                                                                            Ход урока.

   1.  Оргмомент.

   2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

                                                                                                                            Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

    Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

   Кластер.                                                  

                                                                   Обломов        род занятий

        портрет        интерьер

                                                                   вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица , халат;  тапочки,  диван, слуга Захар, паутина, пыль, лежанье, мечты, бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

( « Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

  1. Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1)  Что вы можете сказать о старосте? ( Староста ворует и лжет)

              2)  Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

  1. Обломов.
  2. Ленивый, добрый (апатичный)
  3. Лежит, мечтает, сибаритствует
  4. Обломов – главный герой романа.
  5. Помещик.

  6. Домашнее задание.

  Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра  романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

 ( В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то : болезнями, убытками, ссорами и , между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

 Логическая цепочка.

 Тишина  - неподвижность  - еда – сон, подобный смерти – тишина …..счастливые люди!?        

   Вопрос для размышления.  Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

  Вывод.  Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

   

           Урок по роману « Обломов» ( продолжение).

      Тема: « Или я не понял этой жизни,

                   Или она никуда не годится».

       Цель урока: выяснить «что такое обломовщина»   и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

                 Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка д/з.
  3. Ознакомить учащихся  с темой урока и  целью.
  4. Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».
  5. Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?  

Чтение части 2, гл.3,4,5.

                                     

                                   Андрей  Штольц

Он весь в делах, нет свободного времени; смысл жизни – деятельность. Он беспрестанно в движении.

               Илья  Обломов

Мечтает о тихой семейной жизни: еда – спокойствие – сон, нега; ноты, книги, рояль, изящная мебель. Жизнь есть поэзия.

 Синквейн.

  1. Штольц.
  2. Настойчивый, целеустремленный;
  3. Учится, работает, служит.
  4. Он шел твердо, бодро.
  5. Немец (друг, агент)

  1. Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги».  Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это ,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?»  «Обломовщина!» (диагноз) Теперь или никогда!

    Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

    Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

  1. Д/З. Чтение  ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

         Урок по роману Гончарова «Обломов» ( продолжение).

     Тема: Обломов и Ольга.

     Цель: рассмотреть,  какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не  

              состоялась любовь двух героев.

     Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

     Оснащение урока: художественный текст.

                 Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Беседа по дом.зад.

       Вопросы:1) Какие перемены  произошли в Обломове? ( Обломов встал с дивана).

                     2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

                    3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

                  ( музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

                     4) Это любовь? (Да)

 3. Учитель:  Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

     найти ответ по мере дальнейшего чтения  романа.

      Комментированное чтение об Ольге.

        ( Ольга испытывала взаимные чувства к Обломову)

    - Обломов женится!?

     Но отягощенный любовью и хозяйственными заботами, которые надо решить безотлагательно и об этом настойчиво требует Ольга, Обломов начинает гаснуть.

Чтение эпизода: «отказ Ольги Обломову» (3ч.гл.11, 12).

            - Что же сгубило человека с золотым сердцем?

           - Достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах?

           - Можно ли Обломова поднять с дивана?

4. Что такое обломовщина? Выразить свое мнение.

Познакомиться статьей по учебнику «Что такое обломовщина?» Конспект.

Обсуждение статьи.

Составляем диаманту «Обломов».

1.Детство.

2. Любопытный, наблюдательный.

3. Растет, учится, развивается.

4. Еда, сон, тишина, покой.

5. Мечтает, лежит, засыпает.

6. Обрюзгший, больной.

7. Смерть..

Перед нами история обыкновенная, но очень печальная и не менее сложная.

   

            Система уроков по роману  

                  И.А.Гончарова

                     «Обломов»

  (с элементами технологии РКМ).

                       10 класс.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...