Рабочая программа по «Литературе» для 6 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Составлена на основе программы
«Литература 6 класс» Автор: В.Я. Коровина
(Сборник «Литература»: 5-9 классы/
под редакцией В.Я. Коровиной, -М. Просвещение, 2011 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6kl._kozhanovoy_m.p.docx | 85.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по «Литературе»
для 6 класса
Составлена на основе программы
«Литература 6 класс» Автор: В.Я. Коровина
(Сборник «Литература»: 5-9 классы/
под редакцией В.Я. Коровиной, -М. Просвещение, 2011 г.)
Составила : Кожанова М.П.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом МО и Н РФ №1822 от 17.12.2010 г., Основной образовательной программы основного общего образования, на основе программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, -М. Просвещение, 2011 г.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- овладение навыками развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В основу программы заложен системно деятельностный подход. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая), культуроведческая компетенции.
В 6 классе происходит дальнейшее формирование представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции.
В силу того, что учащиеся 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но еще недостаточно владеют техникой чтения, на уроках много внимания уделяется чтению вслух. Это развивает и укрепляет стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, дают представление о различных жанрах литературы, охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения, произведения для заучивания наизусть, произведения для самостоятельного чтения.
Серьезным результатом плодотворной работы на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. Особое внимание на уроках уделяется совершенствованию речи учащихся. В программу включены необходимые виды работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Реализация программы предполагает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение учебного предмета «Литература» в 6 классе в Федеральном базисном учебном плане отведено 68 часов или 2 часов в неделю на 34 учебные недели, что соответствует учебному времени выделенному в обязательной части учебного плана ОУ на 2015-2016 учебный год.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета, курса
У обучающихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия, а именно:
- Предметные учебные действия:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).
- овладение техникой составления разных типов плана;
- овладение различными способами пересказа;
- обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;
- умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- умение давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
- осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.
- Личностные универсальные учебные действия:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, Отечеству, чувство гордости за свою страну;
- формирование ответственного отношения к своему учению;
- формирование доброжелательного, осознанного. уважительного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, и в различных видах деятельности.
- Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном
- планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- собирать, выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя
- формулировать новые знания совместными групповыми усилиями
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановке вопросов — инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации;
- разрешению конфликтов — выявлению, идентификации проблемы, поиске и оценке альтернативных способов разрешения конфликтов, принятию решения и его реализация;
- управлению поведением партнера — контролю, коррекции, оценке его действий;
- умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Содержание учебного предмета, курса
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХV111 ВЕКА
И.И. Дмитриев «Муха». Слово о баснописце. Осуждение безделья. Лени. Хвастовства. Особенности языка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
В.М. Шукшин. Слово о писателе. Особенности героев писателя. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина В.М.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Календарно - тематическое планирование 6 класс (68 ч)
№ п/п | Дата | Раздел и тема урока | Характеристика учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | |||||||
по плану | фактически | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Введение | |||||||||||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. | Чтение статьи учебника, высказываний о книге. Ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период | Развернутые ответы на вопросы, участие в дискуссии | Знать о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг | Выделяют и форму-лируют познаватель-ную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Освоение личностного смысла учения, желания учиться. | Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по- могла мне понять самого себя (других людей)», «Книга, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». | ||||||
Устное народное творчество | |||||||||||||
2 | Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора. | Прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение | Выразительное чтение одной из обрядовых песен, развернутые ответы на вопросы | Знать определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях | Группой по 5 человек подготовить как можно больше поговорок на темы «хлеб», «труд», «родина». | ||||||
3 | Пословицы и поговорки. Загадки-малые жанры устного народного творчества | Чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; ответы на вопросы; продуктивная, поиск ответа на проблемный вопрос | Оценка групповой работы по пословицам, подбор пословиц-синонимов, ответы на вопросы | Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи | Умение работать в группе, аргументировать свою точку зрения | Знание основных принципов и правил отношения к природе. | Выполнить задания (на выбор): составить устный рассказ, используя следующие поговорки: «ни светни заря», «час битый», «с минуты на минуту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «Дорого, да мило, дешево, да гнило», «Близок локоток, да не укусишь», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видит око, да зуб неймет» | ||||||
4 | Р./р. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?» | Подготовка к домашнему сочинение, составление плана. | Подбор цитат для плана сочинения | Умение создавать связный текст на заданную тему | Оценка и структурирование своих знаний | Освоение личностного смысла учиться | Прочитать из «Повести временных лет» «Сказание о белгородском киселе».Ответить на вопросы,написать сочинение | ||||||
Из древнерусской литературы. | |||||||||||||
5 | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. | Формирование разных способов и форм действия оценки. | Выразительное чтение «Повести…», развернутые ответы на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Использование адекватных языковых средств для отображения своих мыслей | Уважение истории, культурных и исторических памятников. | Сообщение о биографии И.И. Дмитриева, выразительное чтение басен, устные ответы на вопросы учебника | ||||||
Из литературы XVIII века. | |||||||||||||
6 | Русские басни. И.И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. | Комплексное применение ЗУН и СУД. | Выразительное чтение басни, развернутые ответы на вопросы | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Сообщение о биографии И.А. Крылова, выразительное чтение басен | ||||||
Из русской литературы XIX века | |||||||||||||
7 | И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Листы и Корни» как басня о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. | Определение границы знания и незнания, фиксация задач года в форме "карты знаний". | Выразительное чтение басни, развернутые ответы на вопросы | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и форме. | Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. | Учить наизусть. Инсценировки басен по группам. | ||||||
8 | «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей». | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Выразительное чтение басни, развернутые ответы на вопросы | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает автор?» | ||||||
9 | А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Узник», «Зимнее утро». | Постановка учебной задачи. Обучение выразительному чтению. | Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.Выразительное чтение стихотворений. | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны. | Чтение наизусть | ||||||
10 | «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. | Обучение анализу стихотворение, составление цитатного плана | Умение развернуто отвечать на вопрос, поиск цитат для составления плана. | Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Умеют применять конкретные правила на письме и в устной речи. | Уважение личности и ее достоинства. Уважение к дружбе. | Анализ стихотворения (письменно) | ||||||
11 | «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга повестей. | Развернутое предъявление результатов освоения способа действия и его применения в практических ситуациях. | Выразительное чтение отрывков текста, развернутые ответы на вопросы | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. | Любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны | Учить наизусть художественный анализ стихотворения (на выбор) | ||||||
12 | «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Выразительное чтение отрывков текста, развернутые ответы на вопросы | Строят логические цепи рассуждений. Осознают качество и уровень усвоения. | Демонстрируют способность к эмпатии. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Тест | ||||||
13 | «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Обучение сравнительному анализу 2х художественных образов | Умение развернуто отвечать на вопрос, поиск цитат для составления плана. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного текста | Учатся разрешать конфликтную ситуацию через анализ условий | Готовность к равноправному сотрудничеству | Составить сравнительный план двух персонажей с цитатами | ||||||
14 | «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Р./р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Умение выразительно читать текст, определять его тему, основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текста | Умение предвосхищать временные характеристики достижения результата (когда будет результат?). | Умение устанавливать рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Оптимизм в восприятии мира. | Подробный пересказ эпизода встречи отца и сына. Описание жизни героев до встречи, от 1 лица | ||||||
15 | «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умение строить логические цепи рассуждений. | Умение самостоятельно формулировать познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Умение обмениваться знаниями между членами группы. Планировать общие способы работы. | Чувство гордости при следовании моральным нормам. | Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» | ||||||
16 | Р./р. Понятие композиции. Подготовка к сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний. | Умение выбирать основания и критерии для сравнения, объектов. | Умение выделять и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Умение представлять конкретное содержание | Сочинение (на выбор тема) продолжение романа Подготовиться к контрольной работе. | |||||||
17 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | Самостоятельная работа | Письменные ответы на вопросы, ответы на тестовые задания | Умение структурировать знания. Оценивают достигнутый результат. | Умение создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Сообщение о биографии М.Ю. Лермонтова | ||||||
18 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе | Знание основных биографических сведений, умение устно развернуто отвечать на вопросы | Умение обмениваться знаниями между членами групп. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. | Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. | Составить цицатный план по теме «Одиночество в творчестве М.Ю. Лермонтова» | ||||||
19 | «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Умение выделять и формулировать проблему стихотворения, средства выразительности | Умение составлять цитатный план, умение развернуто отвечать на вопросы с цитатами из стихотворений | Умение выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы его разрешения. | Любовь к природе | Наизусть стихотворение | ||||||
20 | «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества. Р./р. Подготовка к сочинению по анализу стихотворения | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач. | Умение выделять и формулировать проблему стихотворения, средства выразительности. Составление цитатного плана | Умение выделять и формулировать проблему стихотворения, средства выразительности. Составление цитатного плана | Умение управления поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Уважение общечеловеческих ценностей, экологическое воспитание. | Анализ стихотворения «Тучи». Читать рассказ «Бежин луг», устно отвечать на вопросы учебника | ||||||
21 | И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. | Вводный урок - постановка учебной задачи. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. | Знание основных биографических сведений, умение устно развернуто отвечать на вопросы ней. | Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор. | Позитивная моральная самооценка. | Составить цитатный план -сравнение худ. образов мальчиков | ||||||
22 | «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Корректировка цитатного плана | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | Уважение ценностей семьи. | Сообщение о биографии Ф.И. Тютчева, чтение наизусть | ||||||
23 | Ф. И Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе Чтение стихотворения наизусть | Определяют основную и второстепенную информацию. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. Любовь к Родине. | Чтение наизусть | ||||||
24 | Р./р. «Листья». Анализ стихотворения. | Обучение анализу стихотворения, работа в парах, группах | Составление плана анализа, подбор цитат | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Умение работать в группе, паре | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Анализ стихотворения | ||||||
25 | «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна. | Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании | Умение выделять и формулировать проблему стихотворения, средства выразительности. | Определяют основную и второстепенную информацию | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | Сообщение о биографии А.А. Фета | ||||||
26 | А.А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе | Определяют основную и второстепенную информацию | Умеют слушать и слышать друг друга | Готовность к выполнению прав и обязанностей ученика. Любовь к Родине. | Стихотворение наизусть | ||||||
27 | Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. | Чтение стихотворения наизусть, | Умение читать стихотворение наизусть с выражением | Определяют основную и второстепенную информацию | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Представление результатов самостоятельной работы. | Составить цитатный план худ. приемов для анализа стихотворения | ||||||
28 | Р./р. Подготовка к сочинению по анализу стихотворения. | Обучение анализу стихотворения, работа в парах, группах | Составление плана анализа, подбор цитат | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Умение работать в группе, паре | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Анализ стихотворения, сообщение о биографии Н. А. Некрасова | ||||||
29 | Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе Анализ стихотворения | Определяют основную и второстепенную информацию | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Фрагмент стихотворения наизусть | ||||||
30 | «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре». | Умение выразительно читать лирическое произведение | Чтение фрагмента стихотворения наизусть | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Представление результатов самостоятельной работы. | Устно ответить на вопросы учебника | ||||||
31 | «Железная дорога». Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Умение выделять и формулировать проблему стихотворения, средства выразительности, развернуто отвечать на вопросы | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Осознают качество и уровень усвоения. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Уважение русского народа как творца и созидателя. Оптимизм в восприятии мира. | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
32 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А Некрасова. | Самостоятельная работа | Тестирование и творческое задание | Оценивают достигнутый результат. | Умеют создавать связный текст, письменно отвечать на вопросы | Освоение личностного смысла учиться | Сообщение по биографии Лескова, чит. «Левшу» | ||||||
33 | Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Анализ произведения | Определяют основную и второстепенную информацию | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Составить цитатный план для сочинения по теме | ||||||
34 | Особенности языка произведения. Р./р. Подготовка к сочинению на тему «Изображение лучших качеств русского народа» | Обучение сочинению, работа в парах, группах | Составление плана сочинения, подбор цитат | Определяют основную и второстепенную информацию | Умение работать в группе, паре | Уважение русского народа как творца и созидателя. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Сообщение о биографии Чехова | ||||||
35 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. | Определяют основную и второстепенную информацию | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Оптимизм в восприятии мира. | Чтение рассказа «Толстый и тонкий», поиск юмора в рассказе, устные ответы на вопросы | ||||||
36 | «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали | Коррекция знаний и способов действий. Аналитическая работа с текстом | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Уважение истории, культурных и исторических памятников. Гражданский патриотизм. | Сообщение о биографии поэтов, значение родной природы для русского человека, выразительное чтение стихотворений | ||||||
Родная природа в стихотворениях русских поэтов. | |||||||||||||
37 | Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...». Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...» и др. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. | Вводный урок - постановка учебной задачи. Комплексное применение ЗУН и СУД. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Выразительное чтение стихотворений | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. | Экологическое сознание. | Сообщение о биографии А.П. Платонова, чтение рассказа «Неизвестный цветок», ответы на вопросы | ||||||
Из русской литературы XX века | |||||||||||||
38 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе-анализе произведения. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Стремление устанавливать доверительные отношения. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Оптимизм в восприятии мира. | Сообщение о биографии А.С. Грина, чтение феерии «Алые паруса», ответы на вопросы | ||||||
39 | А.С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. личность писателя. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе-анализе произведения. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Признание ценности здоровья, своего и других людей. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им. | Сообщение о биографии М.М. Пришвина, чтение рассказа«Кладовая солнца», ответы на вопросы | ||||||
40 | М.М. Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе-анализе произведения. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Умеют слушать и слышать друг друга. | Составление сравнительного плана с цитатами образов Насти и Митраши | ||||||
41 | Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти в сказе-были «Кладовая солнца». | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. | Ответы на вопросы. Участие в беседе-анализе произведения. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | Проявляют внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Стремление устанавливать доверительные отношения. | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий | Ответ на вопрос в тетради | ||||||
42 | Р./р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». | Подготовка к сочинению, составление цитатного плана | Ответы на вопросы. Участие в беседе-анализе произведения. Цитатный план. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Подготовка к сочинению по теме | ||||||
43 | Р./р. Сочинение на тему: «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | Подготовка к сочинению, составление цитатного план, обобщение материалов произведения | Текст сочинения | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Сообщение о биографии поэтов, чтение наизусть стихотворения | ||||||
Произведения о Великой Отечественной войне | |||||||||||||
44 | К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Умение читать стихотворение наизусть с выражением | Выразительное чтение стихотворения наизусть | Составляют план и последовательность действий. | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. | Уважение ценностей семьи. Готовность к равноправному сотрудничеству | Сообщение о биографии В.П.Астафьева, чтение рассказа «Конь с розовой гривой», ответы на вопросы | ||||||
45 | В.П. Астафьев Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении практических задач. | Ответы на вопросы по биографии . Участие в беседе-анализе произведения. | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Чувство гордости за свою страну | чтение рассказа «Конь с розовой гривой», ответы на вопросы | ||||||
46 | «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. | Подготовка к сочинению, составление цитатного плана | Ответы на вопросы. Участие в беседе-анализе произведения. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Интересуются чужим мнением и высказывают свое, работать в группе | Любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Составление цитатного плана при подготовке к сочинению | ||||||
47 | Р./р. Подготовка к сочинению на тему «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Подготовка к сочинению, составление цитатного план, обобщение материалов произведения | Текст сочинения | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание | Сообщение о биографии В.Г.Распутина, чтение рассказа «Уроки французского», ответы на вопросы | ||||||
48 | В.Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия | чтение рассказа «Уроки французского», ответы на вопросы | ||||||
49 | «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия задач | Ответы на вопросы. Участие в беседе-анализе произведения | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Интересуются чужим мнением и высказывают свое, работать в группе | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Составление цитатного плана при подготовке к сочинению | ||||||
50 | Р./р. Сочинение на тему «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. | Подготовка к сочинению, составление цитатного план, обобщение материалов произведения | Текст сочинения | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи | Основы социально-критического мышления | Сообщение о биографии Н.М..Рубцова, выразительное чтение стихотворения, ответы на вопросы | ||||||
51 | Н.М. Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Умение читать стихотворение с выражением | Ответы на вопросы. Участие в беседе-анализе произведения. Выразительное чтениестихотворения. | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам | Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия | Сообщение о биографии Ф.А. Искандера, чтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла», ответы на вопросы | ||||||
52 | Ф.А. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. | Ответы на вопросы по биографии . Участие в беседе-анализе произведения. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Подготовиться к контрольной работе | ||||||
53 | Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | Самостоятельная работа | Письменные ответы на вопросы, ответы на тестовые задания | Умение структурировать знания. Оценивают достигнутый результат. | Умение создавать связный текст | Освоение личностного смысла учиться. | Сообщение о биографии А.Блока, выразительное чтение стихотворения наизусть, ответы на вопросы | ||||||
54 | Родная природа в русской поэзии XX века. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...».Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Выразительное чтение наизусть. | Чтение стихотворения наизусть. Сообщение о биографии | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической речью. | Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Экологическое сознание. | Сообщение о биографии С.Есенина, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | ||||||
55 | С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».Поэтизация родной природы. | Ответы на вопросы по биографии. Участие в беседе. Выразительное чтение | Выразительное тение стихотворения. Сообщение о биографии | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. | Знание основных принципов и правил отношения к природе | Сообщение о биографии М.В.Шукшина, чтение рассказов «Критики», «Срезал»,ответы на вопросы | ||||||
Писатели улыбаются | |||||||||||||
56 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», | Участие в беседе-анализе произведения, о фактах биографии. | Ответы на вопросы по биографии . Участие в беседе-анализе произведения. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация | Сообщение о биографии К.Кулиева, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | ||||||
Из литературы народов России. | |||||||||||||
57 | К.Кулиев. Тема Родины и народа в творчестве | Участие в беседе-анализе произведения, о фактах биографии. Обучение выразительному чтению | Ответы на вопросы по биографии . Участие в беседе-анализе произведения | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Экологическое сознание. | Сообщение о биографии Г.Тукая, выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | ||||||
58 | Г. Тукай. Любовь к малой Родине, верность традициям своего народа. | Участие в беседе-анализе произведения, о фактах биографии. Обучение выразительному чтению | Ответы на вопросы по биографии . Участие в беседе-анализе произведения | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. | Любовь к малой Родине, родной природе. | Чит. По учебнику мифы Др.Греции, подготовить презентацию-сообщение об 1 подвиге Геракла | ||||||
Из зарубежной литературы. Мифы народов мира | |||||||||||||
59 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о героическом эпосе. | Участие в беседе-анализе произведения.Умение представить свою индивидуальную работу | Ответы на вопросы по мифам . Участие в беседе-анализе мифов | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий | Прочитать «Легенду об Арионе», ответить на вопросы | ||||||
60 | Геродот. «Легенда об Арионе». | Участие в беседе-анализе произведения.Умение представить свою индивидуальную работу | Ответы на вопросы по легенде . Участие в беседе-анализе легенда | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Определяют основную и второстепенную информацию. | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Сообщение по теме, знакомство с произведениями | ||||||
61 | Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы | Ответы на вопросы. Участие в беседе. | Сообщение по теме, устные ответы на вопросы | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Освоение общемирового культурного наследия | Сообщение по теме, знакомство с произведением | ||||||
62 | М.-С. Сааведра. Рассказ о писателе. М.-С. Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов | Ответы на вопросы. Участие в беседе. | Сообщение по теме, устные ответы на вопросы | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Интересуются чужим мнением и высказывают свое. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Сообщение о биографии Ф.Шиллера, выразительное чтение баллады, ответы на вопросы | ||||||
63 | Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. | Сообщение о писателе, ответы на вопросы;обучение выразительному чтению фрагментов произведения | Сообщение по теме, устные ответы на вопросы, выразителдьное чтение | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Определяют основную и второстепенную информацию. | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого | Освоение общемирового культурного наследия. | Сообщение о биографии П. Мериме, чтение рассказа, ответы на вопросы | ||||||
64 | П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Романтический сюжет. | Сообщение о писателе, ответы на вопросы; чтение фрагментов эпизодов по ролям | Сообщение по теме, устные ответы на вопросы, выразителдьное чтение по ролям | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Определяют основную и второстепенную информацию. | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | чтение рассказа, ответы на вопросы | ||||||
65 | М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. | Сообщение о писателе, ответы на вопросы; чтение фрагментов эпизодов по ролям (гл.34,35); самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос | Сообщение по теме, устные ответы на вопросы, выразителдьное чтение по ролям | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Умеют слушать и слышать друг друга. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Прочитать отрывки из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (по учебнику и книге «Читаем, думаем, спорим...»). Инд. задание: подготовить рассказ-рассуждение об одной из истин сказки | ||||||
66 | А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. | Сообщение о писателе, ответы на вопросы; поиск ответа на проблемный вопрос | Умение устно отвечать на вопросы, рассказ-рассуждение об одной из истин сказки | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга. | Освоение общемирового культурного наследия. | Подготовиться к итоговой контрольной викторине. | ||||||
67 | Викторина по зарубежной литературе. | Структурируют знания. | Самостоятельная работа в группах | Уметь определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Основы социально-критического мышления. | Задание в тетради | ||||||
68 | Итоги года и задание на лето. | Структурируют знания. | Уметь определять по фрагментам произведений автора, персонажа, название произведения | Уметь связно отвечать на вопрос проблемного характера, оформлять собственное высказывание | Основы социально-критического мышления. | Список чтения на лето |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные издания.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература:
1) Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.Москва «ВАКО» 2006
К учебникам – хрестоматиям: В.П. Полухиной (М.: Просвещение); Т.Ф.Курдюмовой (М.:Дрофа)
2) Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.
М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
3) В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2003
4) Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.
Москва «Просвещение» 2004
5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Москва «Просвещение» 2002
6) Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2005
7) И.И.Аркин Уроки литературы в 5 – 6 классах. Практическая методика. Книга для учителя
Москва «Просвещение», «Учебная литература» 1996
8) Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы
Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2002
В результате прохождения программного материала к концу 6 класса обучающиеся должны знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...