«Технология продуктивного чтения» как способ повышения качества образования
учебно-методический материал по литературе на тему

Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bologova_tehnologiya_pch._shablon.pptx1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология продуктивного чтения» как способ повышения качества образования . Бологова Л.Н.

Слайд 2

« Читать – это еще ничего не значит . Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное.» К.Д . Ушинский

Слайд 3

Что значит «включиться в чтение»? Читаем – представляем картины, героев. Читаем – ставим себя на место героев. Читаем – переживаем. Читаем – задумываемся над содержанием. Читаем – предполагаем конец истории. Читаем – удивляемся, радуемся, грустим – испытываем эмоции.

Слайд 4

Традиционный урок До чтения. Учитель готовит к восприятию текста (Сегодня узнаем о …). Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают . После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. Продуктивное чтение . До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста (Предположите по названию, о чем этот текст ). Возникает мотивация к чтению . Во время чтения. Ученик читает и ведет диалог с автором, задает вопросы, прогнозирует ответы, проверяет себя по тексту. Возникает читательская интерпретация . После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 5

Технология продуктивного чтения 1 этап. Работа с тестом до чтения . Антиципация ( предвосхищение, предугадывание). Прогнозируют содержание текста по названию, иллюстрациям, портрету писателя: О чем будет данный текст? Какие вопросы у вас возникли до чтения? На что обратили внимание перед чтением и почему?

Слайд 6

2 этап. Работа с текстом во время чтения . Первичное чтение текста , чтение с остановками , выявление первичного восприятия с помощью беседы или письменных ответов на вопросы. Перечитывание текста . Постановка вопросов к тексту и к автору, необходимый комментарий (словаря , подтекста ) Беседа по содержанию в целом , обобщение прочитанного .

Слайд 7

3 этап. Работа с текстом после чтения . Концептуальная (смысловая ) беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, формулирование основной идеи текста и авторской позиции . Соотнесение первичной читательской интерпретации произведения с авторской позицией . Творческие задания , опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение...

Слайд 8

Заполните схемы: Орел Пушкинский орел

Слайд 9

Орел Пушкинский орел Гордый Царь Свободный Сильный Грустный Вскормленный в неволе Давай улетим Мы вольные птицы

Слайд 10

Рефлексия Закончите предложение: «На уроке я узнал …» «На уроке я научился …» «Я сейчас думаю о …» «Я сейчас чувствую…»

Слайд 11

Формируем познавательные УУД: Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; Умение представлять информацию в виде схемы; Умение выявлять сущность, особенности объектов; Умение на основе анализа объектов делать выводы; Умение обобщать и классифицировать по признакам; Умение ориентироваться на развороте учебника; Умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Слайд 12

Формируем коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других; Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение работать в паре.

Слайд 13

Формируем регулятивные УУД: Умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Умение прогнозировать предстоящую работу.

Слайд 14

Формируем личностные УУД: Умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции; Мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Слайд 15

Достоинства технологии: Применима на уроках любого цикла и любой ступени обучения; Ориентирована на развитие личности читателя; Развивает умение прогнозировать результаты чтения; Способствует пониманию текста на уровне смысла.

Слайд 16

Задание. Прочитайте предложение и попробуйте извлечь из этой фразы как можно больше информации: «Идиллия леса мгновенно нарушилась ».

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Статья "Продуктивное чтение как способ формирования УУД на уроках физики"

В статье расматриваются способы формирования  универсальных учебных действий на уроках физики в условиях введения ФГОС ООО....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология, повышающая функциональную грамотность школьников

В данный момент перед нашей страной стоит амбициозная цель - вхождение в число 20 наиболее конкурентноспособных стран мира. ...