Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шестакова Татьяна Анатольевна

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮТОРИЧЕСКИЙ»

д. 234а, село Люторичи, Узловский район, Тульская область, 301627

(48731) 9-28-30

e-mail: lutorich.uzl@tularegion.org

Конспект урока

Предмет: физика

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: «Двигатель внутреннего сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин»

Продолжительность: 45 минут

Класс: 8

                                                          Автор работы:

                                                          Шестакова Т.А., учитель физики, высшая

                                                          квалификационная категория.

г. Узловая

2017-18 уч.г.


1.

ФИО (полностью)

Шестакова Татьяна Анатольевна

2.

Место работы

МКОУ «Центр образования Люторический»

3.

Должность

Учитель

4.

Предмет

Физика

5.

Класс

8

6.

Тема урока

 «Двигатель внутреннего сгорания проблемы использования тепловых машин.»

7.

Базовый учебник

А.В.Перышкин, Физика. 8 класс

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Этапы урока

Тип, вид ресурса

Форма предъявления

информации

(иллюстрация,

презентация,

видеофрагменты, тест,

модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Организационный

Информационный

Отдельные слайды из презентации.

http://www.epwr.ru/quotauthor/397/

2

Актуализация знаний

Практический

Презентация

3

Объяснение нового

материала

httD://ru.wikinedia.org/wiki/%CD%E0%Fl%E5%EB%E5%ED%E8 %Е5 %D0%EE%F1%F1 %Е8%Е8 http://www.mirprognozov.ru/prognosis/107/748

4

Закрепление Практическое применение знаний

Отдельные слайды из презентации.

http://www.gibdd.ru/i771/stat/

5

Подведение итогов урока. Рефлексия

Контролирующий

Отдельные слайды из презентации.

http://www.fcior.edu.   ru/card/8113/teplovye-mashiny.html

6

Домашнее задание


Тема урока: . «Двигатель внутреннего сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин.»

Цель урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний по теме «Тепловые двигатели»; развивать умение работы с информацией, представляемой в текстовом, графическом табличном видах, сравнивать и сопоставлять полученную информацию

Задачи:

- обучающие: приобретение учащимися знаний об использовании в технике тепловых явлений, принципах действия тепловых двигателей, физических величинах, характеризующих это применение;

-развивающие: развитие навыков организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля, оценки результатов своей деятельности;

-воспитательные: формирование убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, модель двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель

Форма работы и ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Прогнозируемый результат

1.Органи

зационный

Создание спокойной, деловой обстановки на уроке.

Коллективный диалог. Работа со слайдами презентации. Использование ресурса интернета (сведения о Б.Шоу)

Приветствие, проверка готовности к уроку. Устанавливает эмоциональный контакт. Через метапредметные связи учитель подводит обучающихся к осознанию темы, к осознанию целей и задач.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, знакомятся с Б.Шоу, формулируют цели и задачи урока

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. Устойчивое понимание школьников.

2. Актуализа

ция

знаний

Через

разнообразные

вопросы

(используя

слайды)

повторить

теоретический

материал

необходимый

для урока.

Работа с определениями, вопросно-ответное общение.

Учитель проводит опрос по вопросам                используя презентацию.     Анализирует ответы учащихся, оценивает их    деятельность.    Создаёт ситуацию успеха. Работа над развитием речи учащихся.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, систематизируют знания, готовятся к восприятию материала.

Актуализация личностного смысла учащихся к изучению темы. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3.Объясне

ние нового

материала.

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний по теме «Тепловые двигатели»;

Работа с учебником, с

табличным

материалом

Демонстрация   презентации, модели    ДВС;    постановка вопросов,            подводящих учащихся     к     пониманию изучаемого            материала. Большое   значение   уделяет экологическим проблемам и возможности их устранения,

Знакомятся с Указом Президента В.В.Путина об объявлении 2017 г. годом экологии. Ведут записи в тетради, составляя план изучения материала, работают с учебником, рассматривают

Знания у учащихся о работе ДВС, его основных тактов. Знание

классификации тепловых машин, понимание экологических


развивать

умение работы с

информацией,

представляемой

в текстовом,

графическом

табличном

видах,

сравнивать и

сопоставлять

полученную

информацию.

вводит                        понятие экологического сознания

слайды, наблюдают работу модели ДВС. Осознают важность проблем экологии в нашем регионе.

проблем.

4. Закрепле

ние.

Практич

еское

примене

ние знаний

Установление правильности и осознанности усвоения материала, выявление пробелов и их коррекция.

Парная, групповая формы работы, ведение проблемного диалога. Применение результатов исследований..

Предлагает исследование для выявления степени усвоения ранее изученного материала. При обсуждении материалов исследования побуждает к высказыванию собственного мнения. Мотивирует учащихся на приобретения знаний выходящих за рамки учебника. Предлагает учащимся найти ошибку (по слайду)

Учащиеся проговаривают этапы работы двигателя, комментируя действия учителя с моделью. Вспоминают, уточняют, анализируют, фиксируют в тетради, представляют свои знания, высказывают мнения. Проводят исследования. Делают выводы.

Самостоятельное выполнение   заданий, требующих применения знаний в нетипичных заданиях исследовательского характера.       Умение применять     ЗУ     на практике.

5.Подвед

ение

итогов

урока.

Рефлексия

Установить соответствие между

поставленными задачами урока и его

результатами. Самоанализ и самооценка

Беседа, проведение рефлексии с применением знаков светофора.

Выставляет оценки учащимся. Подводит итоги урока, обсуждает, что учащимся запомнится, настраивает на дальнейшую позитивную работу.

Оценивают результаты деятельности своей и одноклассников на уроке, представляют их классу, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию знаний. Воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению

Осознание учащихся приращения знаний, полученных на уроке и значимости этих знаний для дальнейшей жизни. Осмысление личностного участия каждого в уроке.


обучающимися

допущенных ошибок.

Анализ удач и неудач

своей

в процессе

деятельности на

деятельности,

уроке.

определение путей их устранения.

б.Домаш

Обеспечить

Работа со слайдом

Комментирует домашнее

Осмысливают задание,

Реализация

нее

понимание

презентации

задание.

задают вопросы на

необходимых условий

задание

содержания

уточнение, выбирают

для успешного

домашнего

задание из предложенных

выполнения

задания.

учителем с учётом

домашнего задания

Проверка

индивидуальных

всеми учащимися в

соответствующи

возможностей.

соответствии с

х записей.

актуальным уровнем их развития.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса

В 8 классе обучаются 7 учащихся, 4 из которых обладают хорошей работоспособностью, принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, они же являются лидерами, авторитет которых держится на успешности в обучении, другие тоже не хотят отставать от лидеров. Слабоуспевающих учащихся в классе 3 чел, но при объяснении нового материала охотно включаются в диалог, неуспешность в учёбе объясняется слабой домашней подготовкой. Многие имеют персональные компьютеры, некоторые имеют выход в Интернет. Большая часть учащихся замотивирована на приобретение хороший знаний по физике, поэтому класс на уроках дисциплинирован, организован, что позволяет учителю пользоваться на уроках дополнительной литературой.

Конспект урока

Ход урока:

I этап: Организационный


СЛАЙД 1

На протяжении 2-х месяцев мы изучали с вами тепловые явления, изучая формулы, решая задачи, проводя лабораторные работы. Каждый урок мы узнавали что-то новое для себя, сегодняшний урок не исключение, единственное, чем он, возможно, будет отличаться от остальных, это тем, что у нашего урока будет эпиграф:

СЛАЙД 2

«Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы,

осталось только научиться жить на земле, как люди»

Бернар Шоу

Я понимаю ваше недоумение, но каждый из вас будет готов ответить мне на вопрос «Почему эти замечательные слова открывают наш урок?». Вернёмся к этому в конце урока! А что бы приблизиться к этому, необходимо выяснить, все ли в классе готовы к восприятию дальнейшего материала. Я думаю, что вы меня порадуете, я в вас верю!!!

II этап: Актуализация знаний.

Ребята, каждому из вас накануне было дано задание: подготовить по 5 вопросов по теме «Тепловые явления». На прошлом уроке вы мне их принесли и я для вас решила устроить необычную проверку. Если кому-то попадётся его же вопрос, что ж фортуна на вашей стороне, мешать этому бессмысленно.

Проверка домашнего материала проходит в необычной форме: в форме игры. Учащиеся открывают слайд с любым номером вопроса (от 1 до 40) , отвечают на него, и потом открывают правильный ответ. Каждый ученик будет отвечать на 3 вопроса и данные об ответах записывает в тетрадь (+ ученик справился, - не справился)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ №2 «30 ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ»

III этап: Введение нового материала.

Отлично, ну что ж идём дальше. А какое практическое применение находят тепловые явления в технике? Да, здесь пока следует поставит вопросительный знак, но только пока... Сегодня мы познакомимся с одним из направлений применения тепловых явлений в технике.

Численность населения на Земле очень быстро увеличивается.

СЛАЙД 3

Около 200 тыс. лет назад - 1 млн. человек; сейчас - более 6 млрд. человек- только в городах - 4 млрд. человек. Резко возрастает потребление топлива и энергии (выработка энергии за последние 100 лет на душу населения увеличилась в 20 раз). Как следствие возникают экологические проблемы.

СЛАЙД 4

Указом президента РФ 2013 г.- объявлен в России годом экологии. И это не случайно.

О каких экологических проблемах нашей планеты вы слышали или говорили на других уроках?

Наверняка учащиеся слышали и назовут ниже перечисленные экологические проблемы. Чтобы сэкономить время, можно помочь учащимся наводящими вопросами. Скорее всего, учащиеся дополнят этот список и другими примерами:

  • вывод из оборота земель с/х назначения
  • повышение температуры атмосферы Земли
  • гибель озонового слоя
  • ухудшение прозрачности атмосферы
  • разливы нефти в воды мирового океана
  • выбросы канцерогенов

СЛАЙД 5

После того как экологические проблемы озвучены, открывается доска, где они заранее прописаны с той целью, чтобы весь урок примеры существующих экологических проблем были в поле зрения учащихся.

Немалую роль в нарушение экологического равновесия вносят тепловые двигатели.

СЛАЙД 6

Почему же до сих пор не решены многие экологические проблемы, в частности, проблемы, связанные с использованием автомобилей? Позвольте предложить вам несколько задачек из жизни.

Ситуационные задачи

Тексты задач

Ожидаемые варианты ответов

Вы покупаете автомобиль. Один стоит 300 тыс. рублей, другой, внешне такой же стоит 330 тыс. рублей. Выясняете у продавца - почему такая разница в стоимости. Оказывается, первый продается без каталитического нейтрализатора, второй с каталитическим нейтрализатором. На каком остановите выбор?

Конечно же тот, который дешевле, ведь пока в нашей стране ездят миллионы автомобилей без каталитического нейтрализатора, поэтому зачем переплачивать лишнее.

Вы долго добирались из пыльного города до красивого, чистого уголка. Ваш грязный, пыльный автомобиль ужасно дисгармонирует с тем видом, который перед вами открылся. Вам хочется внести гармонию в природу. Какие возникают желания?

Схватить ведро, тряпку и тут же на природе как следует отмыть свой автомобиль, так часто делает мой папа, (дедушка, знакомый...)

Вы - владелец автомобиля. Ваш выбор - автомобиль под окном на газоне, либо через квартал на платной автостоянке?

Под окном, так удобнее им пользоваться, он все время на виду и под рукой.

Анализируя ответы учащихся важно показать, что слова "экологическое мышление" до тех пор будут оставаться пустым звуком, пока каждый из живущих в этом селе, городе, в стране не сломает сложившиеся стереотипы поведения, перестанет смотреть на действия своего соседа и начнет действовать в интересах природы, в конечном итоге в интересах самого себя.

Именно к такому выводу должна подвести учащихся первая часть урока.

Таким образом, если мы не равнодушны к своему здоровью, здоровью своих близких, здоровью природы планеты Земля, на которой мы проживаем, изучая в 8 классе тепловые двигатели, просто жизненно необходимо выяснить, в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду и как минимизировать это влияние,

А как прекрасно все начиналось... Джеймс Уатт, построив в конце XVIII в. Паровую машину, хотел всего лишь «Увеличить власть человека над природой».

Давайте проследим пути развития тепловых машин.

Я попросила ученицу подготовить небольшую информацию для вас:

Далее листаются слайды презентации с очень короткими комментариями учащейся, которой предварительно было дано задание:

  • История изобретения паровых машин начинается с машины Сэйвери. СЛАЙД 7
  • Паровые машины  Дени  Папена и Томаса Ньюкомена.   СЛАЙД 8
  • В России - первая Паровая машина Ползунова.     СЛАЙД 9
  • Паровая машина Джеймса Уатта. СЛАЙД 10
  • Первые паровозы. СЛАЙД 11
  • Пароходы.   СЛАЙД 12
  • Другие применения паровых машин.   СЛАЙД 13 , СЛАЙД 14

Можно подвести первый итог нашего урока: тепловые двигатели увеличили власть человека над природой, произвели промышленную революцию.

СЛАЙД 15

Существует много видов тепловых машин. На сегодняшний день самым распространенным тепловым двигателем является двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Двигатель внутреннего сгорания — очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. Отсюда и происходит название этого двигателя Устройство и принцип действия одноцилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания нам предстоит узнать.

Демонстрация опыта с диска «Демонстрационные опыты по физике»

Итак, давайте запишем в тетрадь основные элементы и такты ДВС.

СЛАЙДЫ 16-20

Учащиеся записывают в тетрадь основные элементы и такты ДВС. Учащиеся обсуждают слайды презентации.

Мы познакомились с работой одноцилиндрового ДВС. Давайте вспомним начало урока и подумаем, почему же, за счёт чего тепловые двигатели загрязняют атмосферу?

Заслушиваю ответы учеников.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85 % «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя - это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в ядовитые окислы азота.

В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных компонентов, из них около 160 - производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе. Наличие в отработавших газах вредных веществ обусловлено в конечном итоге видом и условиями сгорания топлива.

IV этап: Закрепление. Практическое применение знаний

СЛАЙД 21

Понятно, что цифры, которые получатся, если мы исследуем весь автомобильный парк России будут весьма солидными, если брать автомобили Тульской области - результат будет меньше, но мы давайте обсудим вред от тепловых двигателе для нас, жителей села Люторичи.

ВНИМАНИЕ- ИССЛЕДОВАНИЕ!!!! Итак,

СЛАЙД 22

Перед вами таблица выбросов вредных веществ в атмосферу для разного вида автомобильного транспорта. Количество легковых, грузовых автомобилей в селе я просила вас подсчитать. Давайте озвучим эти цифры.

Количество легковых автомобилей- 101ед.

Количество грузовых автомобилей- 9 ед.

Далее учащиеся по партам считают количество выбросов вредных веществ в атмосферу, данные записывают на доске, делают выводы. Ну, что ж, самое время вернуться к началу урока и объяснить его эпиграф.  Учащиеся приводят свои рассуждения по озвученному вопросу.

V        этап: Рефлексия

СЛАЙД 23

Итак ребята, урок наш заканчивается, нам осталось только поговорить о том, насколько он для вас был интересным и важным. Вначале урока перед вами был светофор, каждый из вас выбрал для себя цвет. С учётом выбранного вами цвета вы можете высказать своё мнение об уроке.

Красный «НЕТ»- мне не понятно

Жёлтый «НЕ ЗНАЮ»- у меня есть некоторые вопросы

Зелёный «ДА»- мне всё понятно

Слайд 24

VI        этап: Итог урока. Домашнее задание.

Домашнее задание будет необычным, я предлагаю вам сделать выбор самостоятельно:

  1. п. , п.
  2. Презентация «Дизельные двигатели: преимущества и недостатки»
  3. Провести мониторинг «Экологическое мышление»
  • Есть ли у вас автомобиль? Его год выпуска....
  • Где вы обычно моете свой автомобиль?
  • Сколько примерно дней в неделю автомобиль выезжает из гаража?
  • В выходной день вы предпочитаете прогуляться пешком или прокатиться на автомобиле?
  • Устраивает ли вас чистота окружающего воздуха в нашей местности?
  • Где по вашему мнению воздух наиболее загрязнен?
  • Как вы считаете, представляет ли автомобиль угрозу для вашего здоровья? Для чистоты атмосферы?
  • Знаете ли вы способы уменьшения загрязнения окружающей среды вашим автомобилем?

        Список использованной литературы

  1. Физика и экология. [Текст, методические разработки практической работы]; материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию, составители: Г.А. Фадеева, В.А. Попова;/ «Учитель»; г. Волгоград. 2003г. [31-33, 35-37, 64-71].
  1. Б.Ф. Билимович. Тепловые явления в технике, М.: «Просвещение», 1981г.[402-407, 578-580, 582-583].
  2. На важных направлениях научно- технического прогресса. [Текст]; Физика в школе,- научно-методический журнал/ «школа-Пресс»; №6 1998г.[5-7].
  3. Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся [Таблица]; Биология в школе,- научно-методический журнал/ «школа-Пресс»; № 1. 2006г.[7].
  4. Казанцева Л.К., Тагаева Т.О. Современная экологическая ситуация в России [Текст]; // эко.- 2005.-№9.[115-118, 225-228]

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двигатель внутреннего сгорания. Экологические проблемы использования тепловых машин. Шестакова Т.А., учитель физики МКОУ «Центр образования Люторический», высшая кв. категория

Слайд 2

Бернар Шоу (1856-1950 г.г) «Мы научились плавать в воде, как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на земле, как люди» Британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Общественный деятель

Слайд 3

Диаграмма Населения РФ

Слайд 5

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ: -вывод из оборота земель с/х назначения; -повышение температуры атмосферы Земли; -гибель озонового слоя; -ухудшение прозрачности атмосферы; -разливы нефти в воды мирового океана; -выбросы канцерогенов…

Слайд 6

Доля загрязнения транспортом

Слайд 7

История развития тепловых машин Двое британских механиков, англичанин Томас Ньюкамен и Томас Сэвери , вместе работали над тем, чтобы усовершенствовать машину для выкачивания подземных вод, которую изобрел и запатентовал Сэвери . В результате их совместной работы в 1705 году появилась первая машина, которая приводилась в движение при помощи пара.

Слайд 8

История развития тепловых машин Паровые машины Т.Ньюкомена и Д.Папена

Слайд 9

История развития тепловых машин Ползунов Иван Иванович (1728 – 1766г.г.)

Слайд 10

История развития тепловых машин Джеймс Уатт создал паровую машину — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. Паровая машина Д.Уатта

Слайд 11

История развития тепловых машин Первый паровоз был сконструирован в 1803 г. английским изобретателем Ричардом Тревитиком . Он назывался «Поймай меня, кто может!», и развивал скорость до 30 км/час

Слайд 12

История развития тепловых машин Отец и сын Черепановы - русские изобретатели, самоучки, создали первый паровоз в России ( 1834г)

Слайд 13

История развития тепловых машин 11 февраля 1809 года Фултон запатентовал конструкцию «Клермонта» и вошел в историю как изобретатель парохода.

Слайд 14

История развития тепловых машин

Слайд 15

Виды тепловых машин 1 Тепловые машины Паровые машины Воздушный двигатель ДВС Поршневая паровая машина Паровая турбина Поршневые ДВС Газовые турбины Дизельный двигатель Карбюраторный двигатель

Слайд 16

Основные элементы ДВС 1,2-клапаны (впускной, выпускной) 3-поршень 4-шатун 5-коленчатый вал 6-маховик 7-свеча

Слайд 17

Такты ДВС Поршень движется вниз из крайнего верхнего положения и впускной клапан открыт. При опускании поршня через этот клапан в камеру сгорания всасывается горючая смесь – пары бензина с воздухом. В конце такта первый клапан закрывается, второй закрыт. Первый такт. Впуск.

Слайд 18

Такты ДВС Второй такт. Сжатие. Поршень начинает подниматься вверх, сжимая горючую смесь. Незадолго до того как поршень придет в крайнее верхнее положение, в запальной свече проскакивает искра, и горючая смесь воспламеняется.

Слайд 19

Такты ДВС Третий такт. Рабочий ход. У газообразных продуктов сгорания температура достигает1600-1800 ْ С , а давление соответственно 1-10 МПа. Эти газы с большой силой давят на поршень, который опускается вниз и с помощью шатуна и кривошипа приводит во вращение коленчатый вал.

Слайд 20

Такты ДВС Четвёртый такт. Выпуск. В конце рабочего хода , когда поршень приходит в крайнее нижнее положение, открывается выхлопной клапан. Поршень , поднимаясь вверх, выталкивает отработавшие газы в атмосферу. После этого начинается снова первый такт- всасывание горючей смеси.

Слайд 21

Количество автомобилей в Тульской области, 2017 г. 6. Сведения о количестве транспортных средств и прицепов к ним за январь-декабрь 2017 года Количество транспортных средств всего ± к АППК, % Всего транспортных средств 648735 6,7 Легковых автомобилей 474707 5,5 Грузовых автомобилей 95494 15 Автобусов 11782 3,2 Мототранспортных средств 74378 6,5 Прицепов 19877 4,5 Полуприцепов 9753 33,3

Слайд 22

Исследование!!!!!!!!!! Таблица №1 . Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение суток (в гр.) Химические соединения Грузовики Легковые Автобусы CO 2 502,2 225,0 227,9 NO 2 70,4 43,8 17,7 C 19,3 - 3,0 SO 2 4,5 - 0,7 Pb 0,2 0,27 0,003

Слайд 23

РЕФЛЕКСИЯ Красный «НЕТ» - мне не понятно…………… Жёлтый «НЕ ЗНАЮ» - у меня есть некоторые вопросы…………….. Зелёный «ДА» - мне всё понятно……………

Слайд 24

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!! Вперёд к новым открытиям!!!



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока физики, проведенного 5 декабря 2017 года

Тема урока: «Двигатель  внутреннего  сгорания.  Экологические  проблемы  использования  тепловых  машин.»

Цели урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний по теме «Тепловые двигатели»; развивать умение работы с информацией, представляемой в текстовом, графическом табличном видах, сравнивать и сопоставлять полученную информацию

Задачи урока:

- обучающие: приобретение учащимися знаний об использовании в технике тепловых явлений, принципах действия тепловых двигателей, физических величинах, характеризующих это применение;

-развивающие: развитие навыков организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля, оценки результатов своей деятельности;

-воспитательные: формирование убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, модель двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины.

Содержание урока: соответствует программе и задачам урока. Я заранее подготовила мультимедийную презентацию «Двигатель  внутреннего  сгорания.  Экологические  проблемы  использования  тепловых  машин.», демонстрационный опыт по изучению работы ДВС (на диске и на модели) , которые позволили в доступной и наглядной форме объяснить новый материал. Проверка д\з проведена в виде игры «Своя игра», учащиеся отвечали на вопросы, которые каждый из них самостоятельно подбирал для одноклассников. После выполнения задания учащиеся получили оценки за полученные ответы. Материал для изучения с помощью слайдов был очень нагляден, доступен и прост. Последовательно и логически построена схема урока.  Для закрепления изученного материала было подготовлено исследование по определению выбросов вредных веществ в атмосферу для автомобильного парка с.Люторичи, в которой принимали участие все учащиеся класса. Разноообразные методы и формы , используемые мной в обучении, способствовали результативности обучения. Урок способствовал формированию знаний об ДВС,  формированию экологической культуры учащихся, умению применять знания на практике. Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. В изложении нового материала применялся ранее изученный материал, использовались межпредметные связи – знания по математике: умение проводить точные расчёты,  знания по химии – виды соединений, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВС.  Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

Тип и структура урока:

Урок по теме «Двигатель  внутреннего  сгорания.  Экологические  проблемы  использования  тепловых  машин.» входит в раздел темы «Тепловые явления», на которую отводится в программе 27часов. Тип данного урока – урок объяснения нового материала.

 Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения физики в школе является – представление о физических законах природы, формирование физических взглядов и принципов. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками..

Этапы урока:

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний
  3. Объяснение нового материала
  4. Закрепление.практическое применение знаний
  5. Подведение итогов урока.Рефлексия
  6. Домашнее задание

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Реализация принципов обучения:

соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования ЗУН. Демонстрационные опыты, показанные по диску и на модели, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.

Методы и формы  обучения:

Решению поставленных задач способствовали организационные формы обучения с использованием информационных технологий: беседа, обмен мнениями, игровая, фронтальная, индивидуальная, работа в группах (самоконтроль). На уроке использовались «тактика сотрудничества» ученик-учитель-ученик.

Организация учебной работы на уроке:

Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались разные формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, классная. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы у учащихся. Были подведены итоги каждого этапа, а затем и всего урока. Осуществлялось чередование разных видов деятельности обучающихся.

Система работы учителя:

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Моя речь  была грамотной, доступной, точной, содержательной, выразительной и эмоциональной.

Система работы учащихся:

Учащиеся были очень активны и организованны на разных этапах урока, были доброжелательны к учителю, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков самостоятельно делать выводы.

Общие результаты урока:

План урока выполнен полностью, были реализованы общеобразовательные, воспитывающие развивающие цели урока. Домашнее задание было творческим и разноплановым: от материала по учебнику до проведение мониторинга «Экологическое мышление»

Шестакова Т.А.,учитель физики МКОУ «Центр образования Люторический»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические проблемы использования тепловых машин

Рассматриваются экологические проблемы при использовании тепловых  машин  в  промышленности...

"Тепловые машины и экологические проблемы"

1.      Тип урока: Изучение новых знаний, их обобщение и систематизация.2.      Цели урока: Сформировать целостное понимание энергетически...

Открытый урок физики в 8-м классе по теме "Тепловые машины"

Цель урока:Дать определение теплового двигателя, виды тепловых двигателей, опытная иллюстрация тепловых машин. Дать ответ на вопрос как внутреннюю энергию превратить в механическую. Узнать устро...

Презентация для урока физики 9 класс "Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин."

Презентация для урока физики 9 класс "Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин."...

Экологические проблемы использования тепловых машин

урок в 8 классе "Экологические проблемы мспользования тепловых машин"...

Урок по теме «КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин»

Урок по теме«КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин» 8 класс...

Урок физики.Тема: «Энергия топлива. Экологические проблемы»

Урок физики напрвлен на изучение различных видов топлива, выделяемых ими вредных веществ при сгорании....