Конспект конкурсного урока по ФГОС в 6 классе "Анализ 9-13 глав романа "Дубровский" А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Исламов Дмитрий Фаритович

ФГОС 9-13 главы Дубровский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного урока в 6 классе (СОШ № 35)

Анализ 9-13 глав романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели урока: Комментированное чтение и идейный анализ глав романа во взаимосвязи с художественными особенностями, тренировка навыков выразительного чтения, чтения в форме диалога; развивать самостоятельную деятельность учеников по поиску необходимой информации, давать ощущение «присутствия в действии»; продолжать деятельность по развитию креативного мышления; создавать условия для развития навыков дискуссии; развивать навыки групповой деятельности; развивать понимание литературы «как зеркала душ», как «источника опыта поколений»; воспитывать уважительное отношение к авторскому труду, умение правильно подбирать языковой материал для собственных высказываний, ответов, формировать умение устанавливать взаимосвязь литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью; совершенствовать умение принимать различные точки зрения.

  1. Организационный момент.

(Слайд)

Звучит на фоне опера Эдуарда Францевича Направника «Дубровский».

Учитель: Здравствуйте, уважаемые друзья! Прошу садиться. Искренне желаю всем нам успеха на сегодняшнем занятии и интересных открытий при постижении писательской мысли. Сегодня, работая на уроке, вы будете получать такие (показывает конфетки) «бриллиантики», только вы их не съедайте до конца урока, пожалуйста. Кто заработает 5 «бриллиантиков», тот получит заслуженные пятёрочки, а кто заработает 4 «бриллиантика», тот получит четыре.    

  1. Актуализация знаний.

 Сегодня у вас на слуху опера «Дубровский» композитора Эдуарда Францевича Направника. Работа над этим музыкальным произведением была закончена в последние годы 19 века (в 1895 году) и представлена публике в Петербурге, а дирижировал сам автор. Позднее музыка распространилась и была поставлена во многих городах. Вслушайтесь в мелодию. (Слушают). Скажите, пожалуйста, каков темп музыки, и какое настроение такой темп может вызвать? Возможные ответы: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.

А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить. Возможные ответы: всё дело в том, что история была несчастливая. Всё началось со ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.

Вы совершенно правы. Дома вас просили перечитать ещё раз главы с 9 по 13. Скажите, пожалуйста, а вы помните, каким термином, каким словом мы обычно называем работу над текстом стихотворения или текста в прозе, когда ищем использованные средства выразительности, отвечаем на вопросы, решаем проблемы, поставленные автором? Ответ: анализ. Хорошо. Тогда давайте вместе попробуем дать название теме сегодняшнего урока, исходя из вашего ответа и из заданного домашнего задания. Варианты ответов: главы 9-13, анализ романа «Дубровский», анализ 9-13 глав романа «Дубровский». Замечательно. Предлагаю открыть тетрадочки и записать сегодняшнее число. (Слайд). Сегодня тринадцатое ноября. Классная работа. Тема урока, которую вы предложили «Анализ 9-13 глав романа «Дубровский» А.С. Пушкина. (Записывают). Чтобы мы могли продолжить работу, я предлагаю вам обозначить цели нашей деятельности. Ведь любая работа должна иметь результаты. А каких результатов, каких целей должны достичь мы? Я буду давать вам направление, чтобы было легче: Кто главные герои этого произведения после помещиков? (Маша и Владимир). Поменяется ли жизнь Маши и Владимира? (Да). Тогда какова наша первая цель, что мы должны выяснить? Варианты ответов: мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира. А с Владимиром происходили какие-нибудь перевоплощения? (Да, он выдавал себя за Дефоржа). Он смог хранить эту тайну долго? (Нет). Тогда какова наша следующая цель? Понять, почему Владимир претворялся Дефоржем и почему не смог долго держать это в тайне. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, давайте поработаем в группах, ребята!

  1. Постановка проблемы

(Слайд). Сегодня мы говорим с вами о событиях 9, 10, 11, 12 и 13 главы. Сейчас я предлагаю вам задание, которое вы будете выполнять, поделившись на группы. У вас на шести столах лежат вагончики с номерами глав, а рядом лежат вырезки с текстами и чистый лист формата А4. Вы должны будете приклеить события к нужным вагончикам, но для этого вам придётся обратиться к учебнику, а именно в те главы, номера которых вам даны. Обратившись к учебнику, вы легко вспомните, какие события и в какой главе происходили. Чтобы работа пошла быстрее, советую каждому члену группы распределиться по главам и вместе наполнять вагончики информацией. А потом мы проверим по слайду, кто правильно ответил, и раздадим «бриллиантики». Пока вы будете работать, я подойду к каждой группе и посмотрю, как продвигается ваша работа. (Работают в течение 3-4 минут).

Прошу представителя каждой группы выйти с получившимся коллажем. (Выходят). Прочтите только заголовки чёрным шрифтом и к какой главе относятся. (Читают). Должно получиться так: «Обед в Покровском» (9 глава); «Саморазоблачение Дефоржа-Дубровского» (10 глава); «Дубровский стал Дефоржем» (11 глава); «Любовь и опасность» (12 глава); «Неожиданный жених» (13 глава). Что ж, друзья, давайте проверим по слайду. Уважаемые представители групп, поднимите руку, у кого совпадает со слайдом. (Поднимают руку). Поздравляю группы №…. и вручаю «бриллиантики»! А теперь, друзья, давайте посмотрим на слайд. (Слайд). В латинском языке существовало слово «compositio». Оно обозначало «составление, связывание, сложение, соединение, строение». Затем это слово было заимствовано в русский язык. Так появилось слово «композиция». Посмотрите внимательно на наши вагончики и на значения латинского слова и сделайте вывод, что же такое композиция. Варианты ответов: это взаимосвязь частей произведения, глав; это строение эпизодов произведения в определённом порядке.  Замечательно! Запишем это определение в тетрадь. (Записывают). А все ли события в нашем коллаже идут по порядку, или есть глава, которая должна была появиться раньше, чем она есть? Посмотрите внимательно. Ответ: 11 глава должна была появиться раньше всех, раньше 9 главы. А почему? Ответ: потому что в ней описывается, как Дубровский стал Дефоржем, а в остальных главах он уже присутствует в роли учителя. Похвально!

Для чего же Александр Сергеевич Пушкин меняет местами события? Чего он хочет добиться, и как это отражается на читателях? (В помощь можно рассмотреть фильмы с обратными эпизодами: какое чувство вызывает интересный эпизод в фильме, если мы не знаем, как всё началось? Ответ: интерес). Ответ: Пушкин хочет создать интригу, вызвать читательский интерес. 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  1. Продолжение работы по теме  

Сегодня вы уже доказали, что «Дубровский» по жанру – это роман. Мы помним, что главное – это волнующие страсти. Так какая же волнующая сюжетная линия является одной из главных? Ответ: Любовь Маши и Владимира. Умницы! Давайте прочитаем по ролям эпизод из разговора Маши и Владимира. Этот диалог имеется у вас на листочках на столах. (Читают по ролям: Дубровский: Я всё знаю». Вспомните ваше обещание.

Маша: Вы предлагаете мне свое покровительство, но не сердитесь - оно пугает меня. Каким образом окажете вы мне помощь?

Дубровский: Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.

Маша: Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня

любите - я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса...

Дубровский: Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию.

Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях. Но как же спасу вас от жестокого отца?

Маша: Еще есть надежда. Я надеюсь тронуть его моими слезами и отчаянием. Он упрям, но он так меня любит).

Теперь посмотрите, какими событиями закончилась 13 глава. Зачем Верейский так развлекал своих гостей, пытался произвести впечатление? Ответ: тем, что Верейский старается удивить Троекурова и Машу. Он хочет получить согласие Кирилла Петровича на брак с Марией, потому что она понравилась ему. 

  1. Итог и рефлексия

Нам нужно выяснить, достигли ли мы целей сегодняшнего урока. Давайте ещё раз взглянем на них. Давайте подытожим нашу работу, ответив на вопросы. Забегая вперёд, скажите, сложится ли совместное душевное счастье у Марии и Владимира? Это напрямую связано с главой 13. Ответ: нет. Удастся ли Верейскому обворожить Троекурова своим богатством и добиться руки Маши? Ответ: Да. Почему же Дубровский отказался мстить Троекурову, и почему же не сложится счастье влюблённых? Ответ: Дубровский полюбил Марию и не мог огорчать её своими поступками, а счастье их не сложилось потому, что Троекуров неволил свою дочь и выдал замуж за князя, а честь и долг были в то время выше чувства.

Действительно. Именно по этой причине и раскрыл Дубровский своё истинное «я».

Ребята, спасибо вам за ваши старания. Те, кто заработал 5 «бриллиантиков» и 4 «бриллиантика» после урока подадут дневники на заслуженные оценки, а вот у кого-то меньше, стоит в следующий раз быть поактивнее.

Домашнее задание: перечитайте оставшиеся главы 14-19 ещё раз. Придумайте счастливое продолжение судьбы Марии и Владимира в десяти предложениях и запишите в тетрадь.

Какой вопрос сегодня показался интересным? А какой сложным?

Всем спасибо за урок, всего доброго!

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исламов Дмитрий Фаритович, учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 46 Ленинского района ГО г. Уфа РБ

Слайд 2

А.С.ПУШКИН «ДУБРОВСКИЙ» Э.Ф. НАПРАВНИК «ДУБРОВСКИЙ» Опера в четырех действиях (пяти картинах); либретто М. Чайковского по одноименной повести А. Пушкина. Первая постановка: Петербург, 15 января 1895 года, Мариинский театр , под управлением автора.

Слайд 3

Тринадцатое ноября Классная работа Анализ 9-13 глав романа «Дубровский» А.С. Пушкина

Слайд 4

Цели: 1) мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира 2) Понять , почему Владимир претворялся Дефоржем и почему не смог долго держать это в тайне

Слайд 5

9 10 11 12 13 Обед в Покровском : а) молитва; б) подготовка к обеду; в) прибытие Антона Пафнутьича; г) страх Спицына перед Дубровским; д) рассказ Анны Савишны о разбойнике Владимире Дубровском, который деньги отнимает; е) приказчик читает приметы Дубровского; ё) гости интересуются судьбой медведя, Троекуров рассказывает о подвиге Дефоржа. Саморазоблачение Дефоржа-Дубровского : а) Спицын Антон Пафнутьич желает ночевать у француза; б) Дубровский-Дефорж угрожает Спицыну расправой Дубровский стал Дефоржем : а) иностранец ждёт лошадей; б) появление Дубровского на станции; в) Дубровский выкупает документы француза за 10 тысяч; г) отъезд Дубровского со станции; д) Дубровский как учитель; е) отъезд Спицына из Покровского. Любовь и опасность: а) первые чувства Маши к Дефоржу; б) записка от учителя Марии; в) встреча в беседке у ручья и признание Дефоржа о том что он Дубровский; г) Дубровский просит обещание Маши обратиться за помощью в случае беды; д) подозрения исправника и Троекурова о том, что Дефорж – это Дубровский; е) исчезновение француза; ё) Троекуров прогоняет гостей. Неожиданный жених : а) характеристика князя Верейского; б) симпатия Верейского к Маше; в) прогулка в Кистенёвку; г) поездка Троекуровых к Верейскому: описание пейзажа, знакомство с домом, галереей, озером, прогулка на лодке, ужин, салют; отъезд Троекуровых

Слайд 6

compositio В латинском языке существовало такое слово, а обозначало оно « составление, связывание, сложение, соединение, строение».

Слайд 7

Домашнее задание: перечитайте оставшиеся главы 14-19 ещё раз. Придумайте счастливое продолжение судьбы Марии и Владимира в десяти предложениях и запишите в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...

ПЛАН – КОНСПЕКТ КОНКУРСНОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

Раздел:         спортивно-оздоровительная деятельность. Тип урока: совершенствование. Форма  урока: сюжетно – ролевая игра. Тема...

Конспект конкурсного урока, представленный на Педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику

Конспект урока, представленного на педагогической мастерской для студентов, проходящих педагогическую практику на базе ГБОУ школа №399 по теме "Совершенствование технических элементов баскетбола ...

план конспект конкурсного урока 7 класс "Волейбол"

Урок был показан на конкурсе "Учитель новой школы"...

Конспект конкурсного урока по баскетболу

Тема урока: Баскетбол. Групповые взаимодействияЦель урока: Формирование  навыка групповых взаимодействий в разных численных группах  на уроке баскетбола.Использование современных образовател...

Конспект конкурсного урока по русскому языку 5 класс

Учитель: Штенская НатальяСергеевна Предмет: русский язык Тема учебного занятия: «Работа с текстом». Цель:систематизировать понятия о тексте как тематическом единст...

Конспект конкурсного урока Международные отношения в XVI-XVIII веках.

Конспект позволяет раскрыть суть и причины международных конфликтов рассмотреть ход Тридцатилетней войны; развивать умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в  т...