Конспект конкурсного урока по баскетболу
план-конспект урока по физкультуре (6 класс)

Татьяна Николаевна Юрченко

Тема урока: Баскетбол. Групповые взаимодействия

Цель урока: Формирование  навыка групповых взаимодействий в разных численных группах  на уроке баскетбола.

Использование современных образовательных технологий в уроке:

  1. Здоровьесберегающие;
  2. Информационные;
  3. Игровые;
  4. Технология проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений по физической культуре и спорту
в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в 2020 году

НОМИНАЦИЯ

«Творческий потенциал учителя физической культуры при проведении учебной работы» 

УЧАСТНИК КОНКУРСА

Юрченко Татьяна Николаевна, учитель физической культуры

ГБОУ лицея № 144 Калининского района г. Санкт-Петербург

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры

по разделу «спортивные игры (баскетбол)»

для учащихся         6  класса (12лет)

г. Санкт-Петербург

2019 г.

Тема урока: Баскетбол. Групповые взаимодействия

Цель урока: Формирование  навыка групповых взаимодействий в разных численных группах  на уроке баскетбола.

Основные задачи:

Обучающие

  1. Содействовать усвоению учащимися знаний о способах и видах групповых взаимодействий;
  2. Сформировать умение в выполнении новых видов деятельности, принятию решений и достижений целей;
  3. Сформировать навык в безошибочном выполнении основных   технических приемов баскетбола

Развивающие

  1. Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом;
  2. Способствовать развитию согласованности действий, координации при взаимодействии с партнером применительно к ловле и передаче мяча;
  3. Способствовать формированию познавательного  интереса к игре в баскетбол.

Воспитательные 

  1. Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, доверию к одноклассникам, чувства коллективизма, смелости в принятии решений;
  2. Способствовать воспитанию лидерских качеств, применительно к упражнениям в группах;
  3. Содействовать созданию благоприятной атмосферы на уроке.

 Оздоровительные

  1. Способствовать развитию быстроты реакции и ловкости применительно к упражнениям с мячом;
  2. Способствовать развитию сознательного понимания важности соблюдения техники безопасности применительно к упражнениям с мячом и работой в группах.

 

Результаты обучения, достигаемые в ходе изучения темы

Личностные результаты:

  1. Осознавать потребность самообразования, поиска решений в рамках самостоятельной деятельности;
  2. Уметь выстраивать взаимоотношения с другими учащимися на основе доброжелательности, сотрудничества, взаимопомощи в трудных ситуациях,
  3.  Формирование умений проявлять лидерские качества;
  4. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях.

Метапредметные результаты: 

-регулятивные:

  1. ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  2. определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
  3. уметь оценивать правильность выполнения задания и корректировать после выявления ошибок;

-познавательные: оценивать степень освоения нового материала.

- коммуникативные: 

  1. уметь доносить свою позицию до других,   владея приёмами монологической и диалогической речи, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. уметь, работая в группах, находить  общее решение на основе согласования позиций;
  3. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и другими обучающимися

Предметные результаты: 

  1. освоение новых тактических приемов в баскетболе;
  2. овладение техническими приёмами баскетбола, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
  3. приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма

Использование современных образовательных технологий в уроке:

  1. Здоровьесберегающие;
  2. Информационные;
  3. Игровые;
  4. Технология проблемного обучения

Время проведения урока: 1150 - 1235

Место проведения:

спортивный зал размером 12*24м

Необходимое оборудование и инвентарь:

  • мячи баскетбольные на 3-х учащихся – 1мяч;
  • ноутбук,
  • колонки,
  • экран,
  • проектор;
  • плакат с именами учащихся для оценивания собственных результатов;
  • стикеры клейкие для оценивания;
  • точка для определения мета броска в виде нарисованного баскетбольного мяча.

Ход урока:

Части занятия и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам упражнений или действий

Содержание учебного материала

Дозировка

Огранизационно-методические указания

Вводная часть

3 минуты

Обеспечить начальную организацию и психологическую

готовность учащихся к занятию

Обеспечить актуализацию задач, совместно с учащимися.

Организационная часть

1)Построение в шеренгу

2) Приветствие

Психофизическая подготовка:

1.Обратить внимание на одежду, самочувствие, настроение обучающихся.

Сообщение правил ТБ на уроке

Просмотр видеоролика.

Что вы увидели?

Баскетбол – это какая игра?

Что игроки одной команды делают? (взаимодействуют)

Формулирование цели урока.

2’

Обратить внимание на внешний вид обучающихся, их умение находить свое место в шеренге.

Обозначить важность соблюдения ТБ на уроке.

Удерживать внимание  и активность всех обучающихся, вовлекать их в диалог.

Ознакомить со структурой занятия  и формировать интерес обучающихся к занятию.

Сообщение формы организации деятельности обучающихся и особенностей построения занятия.

1’

Удерживать внимание всех обучающихся.

Подготовительная часть

7,5 минут

Содействовать развитию самоорганизации, умения выполнять действия в рамках заданных условий.

Подготовить организм обучающихся к основной части, способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата.

Мотивировать к выполнению заданий.

Создать положительный настрой на работу, нацелить на успех.

Подготовить обучающихся к основной работе с мячами.

  1. Перестроение в колонну по одному
  2. Ритмичная ходьба  в обход зала в колонне по-одному
  3. Упражнения в беге. Задание по свистку, выполнить остановку в стойку защитника
  4. Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе.
  5. Остановка, перестроение в 3 шеренги.
  6. ОРУ под музыку на месте:

1)И.п. – ходьба на месте, руки на пояс,1-2 наклон головы влево-вправо; 3-4 вперёд-назад.

2)И.п. – полуприсед, руки перед собой, согнуты в локтевых суставах ладони расствлены как у баскетбольного защитника, 1-2 выпад вправо руки развести, 3-4  - влево

4) И.п. – полуприсед, руки перед собой, согнуты в локтевых суставах ладони расствлены как у баскетбольного защитника, 1-2 выпад правой вперёд с разворотом туловища руки развести, 3-4  - И.п

5-6 -  выпад правой назад с разворотом туловища руки развести; 7-8 –И.п

6)То-же левой ногой.

5)И.п. – стойка ноги врозь,1-4 круговые движения корпусом влево, 5-8 вправо.

6)И.п. – стойка ноги врозь в полуприсяде, руки согныты в локтевых суставах ладонями вниз. 1-4 имитация ведения мяча правой , 5-8 имитация ведения мяча левой

7)И.п. – о.с 1 –шаг левой, 2-подъём правого бедра с имитацией броска от плеча левой рукой, 3- шаг правой назад, 4-И.п

5-8 то же с правой (имитация броска правой рукой)

8)И.п. – основная стойка, выпад вправо мах  правой рукой, выпад влево мах  правой рукой

  1. Специальные упражнения с мячом.

Строй развернуть и выровнять в колонну по 3 по длине зала

 Центральная колонна берёт мячи

  1. Центральный выполняет шаг правой прямую передачу вправо, принимает пас справа, делает шаг правой прямую передачу влево, принимает пас слева.

Производится смена позиций колонн и упражнение повторяется.

  1. В тройках ведение восьмёркой

Мяч у центральной колонны.

Учащийся выполняет ведение сначала правой рукой обводит учащегося с левой колонны, на середине переводит мяч в левую руку и обводит учащегося с правой колонны, в середине отдаёт пас вправо и происходит смена позиций колонн. Упражнение повторяется.

1,5’

3’

3’

Следить за соблюдением дистанции в 2 шага при выполнении упражнений в ходьбе, беге в колонне по-одному.

Акцентировать внимание на последовательности действий, правилах выполнения разминки.

Перестроение в 3 шеренги.

Выполнение ОРУ с использованием фронтального метода.

В комплекс ОРУ входят тематические (баскетбольные) танцевальные элементы, с имитацией технических приёмов.

Контролировать выполнение общеразвивающие упражнения.

Вся разминка проводится с аэробичным счётом и комментариями к выполнению упражнений с обязательной демонстрацией учителем.

После перестроения напомнить обучающимся о ТБ при работе с мячом, работе в группах.

Все упражнения выполняются строго по команде учителя. Акцентировать внимание учащихся на  постановку рук при приёме мяча.

При передачах с шагом следить за тем, чтобы учащийся не перешагивал с ноги на ногу и не вращался по кругу.Центр тяжести смещается  на шагающую ногу.

Учитель заранее обозначает какие колонны обводить и в какую колонну отдаётся пас.

Акцентировать внимание учащихся на правильное ведение мяча, без хлопков, с сопровождением рукой мяча.

Основная часть 30 мин

Содействовать осмыслению упражнения и достижению цели.

Содействовать обучению работе в группе, взаимодействуя в поиске решения поставленных задач.

Содействовать выявлению лидерских качеств

Перестроить учащихся для работы в тройках из-за лицевой линии с продвижением по длине зала. У каждой тройки мяч.

  1. Сообщение задач основной части, способа самостоятельной оценки.

Создание проблемной ситуации

  1. Упражнение «Сколько передач?» Учащиеся разделены на группы.

Задача1: Без ведения, выполнив 5 передач, сделать бросок в кольцо с заданной точки.

Задача 2: Без ведения , выполнив 4 передачи , сделать бросок в кольцо с заданной точки;

Задача 3: Без ведения, сделав 3 передачи, выполнить бросок по кольцу с заданной точки.

  1. Рефлексия ( Почему не получилось? Что необходимо сделать? Куда даётся пас при атаке?...)

8’

Метод выполнения поточный тройками с продвижением по длине зала.

Стимулировать учащихся к самоанализу.

На стене висит плакат с именами. Каждый учащийся при правильном выполнении задания у своего имени прикрепляет стикер.

 Контроль за техникой безопасности и качественным выполнением и последовательностью выполнения упражнения.

Перед выполнением упражнения учитель даёт 10-15 сек на обдумывание упражнения.

Учитель обозначает место броска по кольцу(можно положить нарисованный баскетбольный мяч)

Поощрять учащихся забросивших мяч в кольцо.

Содействовать освоению тактики защиты и работы во взаимодействии малыми группами.

  1. Игра «Сломай крепость» (игра на освоение тактики игры в защите)

На середине зала поставить 3 конуса в виде треугольника.

Первая тройка становится вокруг конусов в стойке баскетбольного защитника  на расстоянии 1м от каждого конуса. И играет роль защиты.

Задача следующей тройки выполнить атаку и сбить мячом любой конус. С помощью передач доходят до места атаки и продолжая выполнять передачи, стараются растянуть защиту и выполнить атаку. При этом не попасть в защитника.

Затем происходит смена атакующие становятся в защиту, а следующая по очереди тройка начинает атаку.

  1. Рефлексия ( Почему не получилось? Что необходимо сделать? Как нужно передвигаться в защите? …)

8’

Следить за сменой мини-групп при выполнении упражнения.

Чётко обозначить правила игры и следить за техникой безопасности.

После поточного выполнения упражнения выполнить рефлексию.

При достаточном времени выполнить упражнение ещё раз.

Содействовать освоению тактики работы во взаимодействии большими группами.

Содействовать развитию координационных и скоростно-силовых качеств.

Построение в шеренгу. Деление на 3 команды.

  1. Игра «Выручи передачей»

Упражнение – игра для групп 8-12 человек

Играют по очереди, по командам.

Остальные в это время в роли судей.

За правильные ответы получают стикеты.

Задача игроков первой команды взять каждый по мячу и распределиться по всему залу хаотично, на расстоянии от стен. Двое остаются без мяча. Один убегает, второй догоняет.

Убегающий может смениться, для этого он останавливается перед игроком с мячом и выставляет «ловушку» руки вперёд, ладони развёрнуты на мяч и получает пас от игрока с мячом, который поле передачи паса убегает.  Если игрок догнал убегающего, то они меняются и догоняет уже другой.

  1. Рефлексия производится сразу после смен команд. Игроки которые в роли судей называют ошибки и зарабатывают стикеры. ( Почему не получилось? Что необходимо сделать? Как нужно передвигаться?  Какие ошибки были у команды?…)

8’

Следить за техникой безопасности. Следить за последовательностью смены водящих.

Акцентировать внимание учащихся на обязательной остановке перед выставлением «ловушки»

Если долго не происходит смена водящих, то учитель делает это сам по сигналу.

Следить за тем, чтобы учащиеся за правильные ответы или хорошо выполненное задание прикрепляли себе стикеры.

Содействовать освоению тактики работы во взаимодействии  средними группами.

Содействовать развитию координационных и скоростно-силовых качеств.

Содействовать проявлению лидерских качеств учащихся

Построение в шеренгу. Деление на 4 команды.

  1. Игра «Салки с мячом» Для группы в данном возрасте команды по 4-6 человек на половину зала. Со сменой ролей.

Играют одновременно 2 команды, остальные учащиеся в роли судей, зарабатывают стикеры.

Задача первой команды – убегать.

Задача второй осалить игроков первой команды.

Правила:

  • Догоняющая команда с мячом;
  • С мячом бегать нельзя;
  • Передвигаться, передавая пасы друг другу.
  • Запятнать можно только мячом, держа в руках;
  • Бросать в игрока мяч нельзя
  • Кого запятнали выходит из игры
  • Нельзя препятствовать движению игроков
  • Игра продолжается или на время или после последнего пойманного

Затем происходит смена команд.

  1.  Рефлексия производится сразу после смен команд. Игроки которые в роли судей называют ошибки и зарабатывают стикеры. ( Почему не получилось? Что необходимо сделать? Как нужно передвигаться?  Какие ошибки были у команды?…)

6’

Следить засоблюдением техники безопасности.

Следить за последовательностью смены водящих.

Акцентировать внимание на соблюдении правил игры.

В данном возрасте игру лучше выполнить на половине зала. Обозначить половину баскетбольной площадки.

Мотивировать учащихся на правильное выполнение упражнений, на выявление и исправление ошибок.

Заключительная часть 4,5 минуты

Содействовать постепенному снижению активности функциональных процессов в организме занимающихся

  1. Ритмичная ходьба  в обход зала в колонне по-одному со снижением темпа ходьбы и выполнением упражнений в глубоком дыхании и на расслабление групп мышц Построение. Подведение итогов. Рефлексия

2,5’

По команде учителя.  При построении соблюдать интервалы и дистанции в 2 шага. Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнений и ритме дыхания

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности

  1. Построение в одну шеренгу и подведение итогов урока.Рефлексия:
  • - выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,
  • - обобщение высказываний учащихся,
  • - оценка степени решения задач,
  • - выделение лучших с помощью плаката со стикерами.

2’

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.

ЛИТЕРАТУРА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004..
  2. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений / Гомельский А.Я. – Москва : Эскимо, 2015. – 256с
  3. Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
  4. 12. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
  5. 13.  Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.   

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997.
  2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004.
  3. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.

  1. https://basketball.sportedu.ru/content/spisok-uchebnoi-literaturyhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/01/27/kompleksy-dykhatelnoy-gimnastiki-dlya-detey-doshkolnogo
  2. http://basket5x5.ru/blog/basketbol/vzaimodejstviyahttp://detckiicad.ucoz.ru/publ/dlja_roditelej/dykhatelnaja_gimnastika/uprazhnenija_dykhatelnoj_gimnastiki/13-1-0-59
  3. https://znanija.com/task/31356395Тема: /video/search?text=Дыхательная гимнастика на уроке физкультуры в начальной школе
  4. https://urok.1sept.ru/статьи/534438/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...

ПЛАН – КОНСПЕКТ КОНКУРСНОГО УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 9 КЛАССА

Раздел:         спортивно-оздоровительная деятельность. Тип урока: совершенствование. Форма  урока: сюжетно – ролевая игра. Тема...

Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".

Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

Конспект открытого урока по баскетболу для конкурса "Учитель года 2018" . Видео урока смотрите в разделе ВИДЕО 15.02.2018

Тема: Ведение мяча в движении с изменением направления и скорости, а так же высоты отскока.Цель урока: Освоение основ техники ведения мяча в баскетболе.Задачи:Закрепить технику ловли, переда...

План-конспект открытого урока по баскетболу в 10 классе Тема: Совершенствование технических действий в баскетболе .

Задачи урока: Образовательные: совершенствовать передачу – ловлю мяча на месте, при встречном движении; совершенствовать умения в бросках мяча в корзину, в движении с отражением от щита, подбор ...