Конспект конкурсного урока по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Штенская Наталья Сергеевна

Учитель: Штенская НатальяСергеевна

 

Предмет: русский язык

 

Тема учебного занятия: «Работа с текстом».

 

Цель:систематизировать понятия о тексте как тематическом единстве предложений. 

 

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях текста;

-совершенствовать умение определять тип и стиль текста.

 

Задачи, направленные на достижение мета предметных результатов:

 -формировать умение формулировать тему урока, самостоятельноопределять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

-развивать умение работать с информацией;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;

-воспитывать интерес к родному языку;

-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.

 

Планируемые результаты.

Ученики научатся:

-ориентироваться в содержании и смысле слов (тема, основная мысль);

-находить требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить

необходимые единицы информации);

-решать учебно-познавательную и учебно-практическую задачи, требующие полного и критического понимания

текста (ставить перед собой цель чтения;различать темы и подтемы;выделять главную и избыточную информацию;сопоставлять различные точки зрения и разные источники информации по теме).

Ученики получат возможность научиться:

-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации, и ее осмысления.

 

Тип урока:урок обобщения и систематизации знаний.

 

Условия обеспечения учебной деятельности:ПК, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура, индивидуальные карточки с заданиями, тест, толковые словари.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril_5_plan-konspekt.docx93.58 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект.

                

Учитель: Штенская Наталья Сергеевна

Предмет: русский язык

Тема учебного занятия: «Работа с текстом».

Цель: систематизировать понятия о тексте как тематическом единстве предложений.   

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

-создать условия для систематизации знаний об отличительных особенностях текста;

-совершенствовать умение определять тип и стиль текста.  

Задачи, направленные на достижение мета предметных результатов:

 -формировать умение формулировать тему урока, самостоятельно определять цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

-развивать умение работать с информацией;

-формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. 

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-создать условия осознания личной заинтересованности в получении знаний;

-воспитывать интерес к родному языку;

-сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.

Планируемые результаты.

Ученики научатся:

- ориентироваться в содержании и смысле слов (тема, основная мысль);

- находить требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить

необходимые единицы информации);

-решать учебно-познавательную и учебно-практическую задачи, требующие полного и критического понимания

текста (ставить перед собой цель чтения; различать темы и подтемы; выделять главную и избыточную информацию; сопоставлять различные точки зрения и разные источники информации по теме).

Ученики получат возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации, и ее осмысления.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Условия обеспечения учебной деятельности: ПК, мультимедийный проектор, аудиоаппаратура, индивидуальные карточки с заданиями, тест, толковые словари.

Технологическая карта урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. 

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Организационный момент

Мотивирующее начало.

Актуализация знаний учащихся

Подготовка к основной теме урока. Погружение в контекст.

Постановка учебной задачи

Систематизация и обобщение знаний и постановка учебной задачи

Работа с новым понятием (лексическое средство связи)

Применение общего способа действия. Работа с текстом в парах.

Физкультминутка.

Применение общего способа действия. Работа с текстом (фронтальная и в парах)

Работа с текстом (фронтальная и в парах)

Подведение итогов урока:

-рефлексия работы

-рефлексия настроения

Домашнее задание

А)Приветствие,

проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня проводить урок русского языка у вас буду я. Зовут меня Наталья Сергеевна.

Б) Чтение учителем стихотворения, настраивающего на совместную активную работу. 

Прозвенел, друзья, звонок,

Начался и наш урок…

Учитель задает вопросы учащимся о России, о Ростовской области.

-Ребята, скажите мне, в какой стране мы живем? Какая она, Россия? Учитель организует просмотр видеоролика, задает вопросы, подводя тем самым  класс к проблемной ситуации.

Прогнозирование по названию (данный прием акцентирует внимание на названии сборника)

Учитель подводит класс к теме урока.

-А какова наша малая родина в произведениях писателей?

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Учитель организует чтение текста.

После прочтения предлагает учащимся ответить на вопросы:

-Докажите, что перед вами текст.

-Какие признаки текста мы знаем?

-Исходя  из  вышесказанного,  какие  задачи  на  уроке  мы  поставим перед собой?

-Сколько предложений в нашем тексте связано по смыслу?

-О чем текст? Какова его тема?  Что хотели сказать авторы-составители?

Учитель ведет диалог с классом, задавая вопросы:

-К какому стилю и типу речи он относится?

-Почему автор использовал в этом тексте тип речи повествование?

-Есть ли в этом тексте элементы описания кого-либо или чего-либо?

-Какова структура текста, он членим?

-Давайте обратим внимание на 5 и 6 предложение, прочитаем их.

-Каким лексическим средством связаны по смыслу эти 2 предложения? 

-Прочитаем 8 и 9 предложение. О чем говорится в 8 предложении? (о хуторе Кружилинском). Как он назван в 9 предложении?

-Какие знаменитые фамилии нам встретились в тексте?

-Чтобы вспомнить о них, мы организуем

лабораторию искусствоведов.

Учитель предлагает взять карточки с овощами и фруктами и выполнить определенные упражнения.

-Присаживайтесь, продолжаем нашу работу. Откроем свои тетради, запишем: число, классная работа.

-Сейчас группа языковедов с помощью толкового словаря поможет нам объяснить значение слов, написанных на карточках. Это поможет для дальнейшей нашей работы (Слова: колорит, лазоревый, ковыльных-ковыль, плетень, хутор, миля).

-Найдите и выпишите из текста слова, передающие колорит донского края.

-Молодцы. Следующая группа лингвистов обратит внимание на карточки со словами: ложится, голосами, прибрежным. Ребята, произведите морфемный разбор этих слов.

-Давайте вспомним, какие мы знаем корни с чередующимися гласными (-лаг-лож-, -раст-ращ-росл-, исключения составляют слова: росток, отрасль, Ростов, Ростислав)

-Какие слова вы выписали? (ростовским, ложится)

-Давайте обратим внимание на предложение номер 5. Прочитаем его выразительно (написано на доске, читают вслух). Что вы заметили?(ответы).Верно, в нем пропущены знаки препинания.

-Почему мы должны поставить запятые? (есть однородные члены).

-А какие здесь

встретились однородные члены предложения?

-Ребята, о чем был интересный текст, с которым мы работали на уроке?

-Молодцы,

интересным, познавательным урок был для вас? (ответы)

-Выполнили мы поставленные перед собой задачи?

-Молодцы, вы все активно работали, правильно отвечали на поставленные вопросы, мне было с вами интересно работать! читель комментирует высказывания ребят,  дает оценку работы класса, объявляет  отметки, полученные в процессе работы)

-Оцените свою работоспособность, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока, покажите его нам.

 

Учитель задает домашнее задание (рассказать о своем селе, используя различные источники информации)

Здороваются с учителем, проверяют наличие и правильность школьных принадлежностей.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя. Просматривают видеоролик, высказывают свое мнение, делятся имеющимися знаниями.

Вовлекаются в работу по прогнозированию сюжета данного текста

Предполагают, какова тема урока, о чем пойдет речь.

Читают текст вместе с учителем.

Высказывают

предположения, отвечают на вопросы учителя, пытаясь обосновать свое мнение информацией из раннее изученного материала (в тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)

Коллективная работа с текстом

Учащиеся находят в тексте и подчеркивают нужные слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся находят в тексте и зачитывают нужные слова (Тихий Дон, местоимение он)

Индивидуальная работа учащихся с текстом. Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах.

Выполняют

физические упражнения

Индивидуальная работа учащихся с текстом. Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах и коллективно.

Работают в тетрадях.

Проявление внимательности, ответственности.

Умение анализировать и объективно оценивать результат своей деятельности.

Работают с текстом.

Проявление внимательности, ответственности.

Отвечают на вопросы (о малой родине Шолохова, о колорите наших родных мест).

Каждый учащийся подходит к учителю и выбирает изображением с настроением (веселое, грустное).

     

   

Записывают домашнее задание

Формирование  эмоционального настроя на урок(Л)

Взаимодействие с учителем.(К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.(Р)

Умение отбирать и сопоставлять полученную

информацию (П)

Умение прогнозировать

сюжет произведения (П).

Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П)

Прогнозирование – предвосхищение результата (Р)

Умение прогнозировать, о чем будет текст (П).

Прогнозирование – предвосхищение результата (Р)

Умение отбирать и сопоставлять полученную информацию (П)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

Прогнозирование – предвосхищение результата (Р)

Планирование учебного сотрудничества с соседом по парте (К)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности(Р)

Умение выделять основную мысль в тексте, понимать цель высказывания (П, К)

Умение эмоционально реагировать на прочитанное (К).

Умение соотносить предложенный текст с определенным стилем (П)

Умение соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения (П)

Умение организовывать совместную деятельность при чтении и анализе текста, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К).

Умение работать в паре (К)

Выстраивание своих действий в определённой последовательности (Р)

Умение соотносить свои действия с действиями учителя (Р)

Умение слушать (К)

Снятие напряжения, концентрация внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал (Л) 

Умение пользоваться справочным материалом, составлять модель ответа (П)

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности(Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся (К)

Навыки самопроверки (Р)

Умение находить в тексте необходимую информацию (П)

Применение методов информационного поиска(П)

Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)

Умение работать коллективно во время обсуждения проблемы(К)

Навыки самоанализы (Р)

Умение самостоятельно контролировать подготовку домашнего задания к следующему уроку (Р, Л,К,П)

Литература:

  1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих. 2-е изд., испр. / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. — М.: Изд. ИКАР, 2015. — 220 c.
  2. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи.: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 320 c.
  3. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи: учебник / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. — М.: Флинта, 2016. — 608 c.
  4. «Наш край Донской - крупиночка России…», сборник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...