Устное народное творчество
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема раздела Устное народное творчество
№ п/п | Параметр | Описание | |||||||
1. | Учебный предмет, класс | Литературное чтение, 2 класс | |||||||
2. | Тема занятия/урока | СЧИТАЛКИ И НЕБЫЛИЦЫ | |||||||
3. | Цель (цели) занятия/урока | Способствовать приобщению детей к народному творчеству, овладению учащимися общеучебными навыками, развитию творческих способностей, фантазии, воображения, формированию умения применять знания на практике; создать условия для ознакомления с малыми фольклорными жанрами: считалками и небылицами | |||||||
Предметные результаты | Универсальные учебные действия | ||||||||
4. | Ожидаемый учебный результат | Научатся представлять результаты работы; получат возможность научиться: подбирать пословицу для доводов в споре. | Метапредметные: познавательные: определяют наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; коммуникативные: соблюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках. Личностные: внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков | ||||||
Для педагога | Для учащихся | ||||||||
5. | Оборудование и материалы | Мультимедиапроектор графическая модель «Лесенки достижений» выставка книг «Считалки» | разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности карточки разрезные со считалками и небылицами; | ||||||
Этап урока | Цель - результат | Содержание(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Оценка и контроль | ||||
Мотивация. (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.) | Создать ситуацию успеха - проявляют эмоциональную отзывчивость, слушая учителя | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и учебного оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ну-ка, детки, встаньте в ряд. Готов работать мой отряд? | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе | Оценивание готов- ности к уроку | |||||
Оценить умения- высказывают свои мнения | Организует беседу по вопросам: – К какому жанру относятся потешки и прибаутки? Докажите (словами из текста). – А сейчас встаньте в круг, приготовьтесь играть в игру, применяя знакомые считалки. – Ваши родители, бабушки, дедушки, наверное, прадеды и прапрадеды тоже пользовались считалками, когда были детьми и играли в различные игры. – Какие считалки вы знаете? Вспомните их. – Назовите отличительные признаки считалки. – Для чего их применяют? – Почему их называют считалками? – Можно ли обойтись без них в игре? Дополняет ответы учащихся (см. ресурсный материал). – Что необычного услышали? – Какие эмоции вызвало прочитанное? Почему? было смешно или грустно? Объясните | Обращает внимание учащихся на то, о чем потешка, какие слова использовал народ, как ее надо исполнять. Проводит игру | Проверка домашнего задания: рассказывают наизусть потешки. Участвуют в игре. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют свое эмоциональное состояние | Оценивание умений рассказывать потешки, объ- яснять их смысл. Сравнение своих до- исполнением | |||||
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.) Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями | Актуализировать знания, умения, навыки , достаточные для построения нового способа действия-принятие учебной задачи, сформулированной вместе с учителем | – С каким видом устного народного творчества познакомимся сегодня на уроке? (Небылицы, считалки.) – Попробуем распутать небылицу, которую прочитали. – Смысл потерялся или остался прежним? – Найдите пары слов и поменяйте местами. – Что пропало? Небылица придумана для веселья и смеха. – Каким словом можно заменить слово «небылица»? | Организует беседу по вопросам | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, сохраняя логическую последовательность, объясняют, доказывают | Самостоятельность при выполнении работы | ||||
Открытие нового(знания, способа действия) Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение (возможно в парах, группах ) Формулирование вариантов выводов. Обобщение | Обдумать проект будущих учебных действий-используют умение чтения с остановкой; анализируют рисунки; осознанно читают текст, подбирают рифму, сочиняют; строят ответы на вопросы, соблюдая логику; участвуют в обсуждении, вступают в диалог. | Работа 23). – Что вы почувствовали, прочитав небылицу, какие ощущения возникли? – Какая главная особенность небылицы? Подтвердите словами из текста. Какие слова помогли вам доказать? – Какие слова можно выделить? – Можете ли вы сказать, что небылица относится к фольклору? Почему? Докажите. – Рассмотрите поделки мастеров народного творчества. – В чём их особенность? – Можно ли придумать небылицу к этим поделкам? | Предлагает рассмотреть рисунки в учебнике | Читают текст небылицы, отвечают Ключевые слова. Объясняют смысл назначения небылицы, по возможности объясняют её происхождение. Рассматривают рисунки, делятся мнениями. Подбирают рифму | Беседа по вопросам, работа чтение | ||||
Физкультминутка Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? | Выполняют движения по тексту под руководством учи- | Правильное выполнение движений | |||||||
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Самостоятельная работа Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового Включение будущего нового материала | Организовать усвоение детьми нового способа действий-осущест- | Работа 23) – Закрепим умение применять считалку в игре. – По заданной теме составьте небылицу (в прозе или стихотворной форме) | Слушает. Следит за работой в парах. Направляет диалог в группах | Читают вопросы в совместной деятельности Работают в группах. Подбирают рифму, сочиняют | Беседа по вопросам. Оценивание Сравнение своих предыдущих успехов Личные достижения | ||||
Подведение итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности. Задание на дом. | Обобщить полученные на уроке сведения. Определить свое эмоциональное состояние на уроке -открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | – Какую учебную задачу решали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? Почему? – О чём хотели бы узнать подробнее? Почему? – Какое назначение у считалок и небылиц? – Что больше всего запомнилось? Почему? Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи: с. 22– 23, составить вопросы, сочинить небылицу | Проводит беседу по вопросам | Отвечают на вопросы учителя Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Беседа по вопросам. Саморегуляция «Лесенка достижений» |
- Изучить методы и приѐмы работы с учащимися, обучающимися в 1 или 2 классе.
В просмотренных уроках все учителя использовали следующие методы и приемы: работа с учебником, рассмотрение различных способов решения задач, дидактические игры, творческие задания, выполнение нестандартных заданий по математике
- Проанализировать использование различных средств и приѐмов в просмотренных уроках.
Учителя использовали предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур, карточки с изображениями математических символов (цифр, знаков, действий, знаков отношений «>», «<», «=»), схематические рисунки, чертежи, технические средства обучения(проектор, интерактивная доска). Все средства способствовали формированию основных математических понятий, активизации познавательной активности, формированию УУД
3. Изучить и проанализировать деятельность педагога по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников.
Каждое структурное составляющее учебно– организационных умений отрабатывалось учителями путем ряда заданий: определение цели и задач урока, обсуждение последовательности предстоящих учебных действий, обсуждение и анализ готовых алгоритмов, пересказ плана учебных действий в парах, группах, сверка результата деятельности с образцом; самооценко ребенка своей деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества на уроках биологии.
В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...
Устное народное творчество. Малые жанры
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА...
сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"
Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...
Устное народное творчество
Презентация к вводному уроку литературы в 5 классе...
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...