"Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок литературы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chehov_.docx | 36.29 КБ |
terminologicheskoe_loto_.docx | 11.92 КБ |
samoanaliz_.docx | 18.46 КБ |
kartochki_.docx | 13.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе
Учитель: Дуренкова Светлана Анатольевна
Тема: Грустное и смешное в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Цель: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.
Задачи:
- Образовательная: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
- Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения, пересказа,
- Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Форма урока: урок-лаборатория
Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.
Термины и понятия: псевдоним, хамелеонство, приемы создания комического, сатира, юмор
Оборудование: учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; тетради учащихся, портрет писателя , презентация, музыка, раздаточный материал, тесты.; мультипроектор.
ЭПИГРАФ:
О смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н.В.Гоголь)
Технологическая карта урока
Предварительный просмотр:
Юмор – | изображение героев в смешном виде. Добрый, веселый смех. |
Сатира – | высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. |
Подтекст – | скрытый смысл. |
Художественная деталь – | предметная подробность, несущая значительную смысловую нагрузку. |
Гипербола – | преувеличение с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли |
Композиция – | построение художественного произведения |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока литературы Дуренковой Светланы Анатольевны.
Данный урок проводился в 7 классе. В классе 18 учеников. Дети по уровню развития разные, поэтому при работе учитывала возможности каждого ученика. Класс обучается по программе В.Я.Коровиной. Урок проведен в соответствии с запланированной в рабочей программе датой- 22 декабря 2014 года.
Тема урока - «Грустное и смешное в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»». Это третий урок изучения сатиры и юмора ( изучили сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина). Первый урок знакомства с рассказом писателя. На следующем уроке-мастерской будем проводить сравнительный анализ рассказов А.П.Чехова с целью определения особенностей рассказов писателя.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А.П.Чехова "Хамелеон", раскрыть смысл его названия.
Задачи урока реализовала через следующие аспекты:
- Образовательные: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.
- Развивающие: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения, пересказа;
- Воспитательные: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.
Методы реализации урока: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.
Термины и понятия: псевдоним, хамелеонство, приемы создания комического, сатира, юмор
Использовала на уроке следующее оборудование: учебник, энциклопедии, тетради учащихся, портрет писателя , презентация, музыка, раздаточный материал, тесты.
Тип урока: интегрированный, в форме педагогической мастерской, урока-лаборатории.
Осуществляла данные подходы:
- Текстоориентированный (работа с текстом, выписки в таблицу)
- Коммуникативный (работа в группах, развитие связной речи)
- Интегрированный (связь с музыкой и искусством)
- Личностно-ориентированный (привитие нравственно-этических ценностей)
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (прием «Чудесный конверт»). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод ( на основе сопоставления), применяя познавательные УУД. При формулировке задач урока учениками- регулятивные УУД.
На этапе проверки домашнего задания провела индивидуальный опрос с целью развития навыков пересказа, развития кругозора и навыков работы с дополнительной литературой (это было опережающее домашнее задание). Сэкономить время при проверке домашнего задания позволили тесты на знание произведения.
На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления. Активизировала работу с терминами при помощи приема «Терминологическое лото». Наглядный и словесный метод использовался при работе с таблицей. Проводилась на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.
При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика образов, поиск языковых средств.
На заключительном этапе урока развитию личностных и коммуникативных УУД способствовал прием «Решето». Это послужило и методом эмоционального стимулирования.
Домашнее задание трехуровневое, предполагает развитие творческих способностей у учащихся. Оно посильно, так как подготовлено ходом урока.
Применила различные виды оценивания работы на уроке: самооценку, взаимооценку. Выставленные мною оценки прокомментировала.
Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями. Выявлены трудности в работе.
Цель урока в целом достигнута.
Открытый урок проведен в рамках районного заседания
учителей русского языка и литературы
на базе МОБУ СОШ с.Тазларово:
1) ____________ / Методист РОО Амонова З.М./
2) ___________/Руководитель РМО Файзуллина З.Р./
3)___________/ Руководитель ШМО Душанбаева И.Р./
4)___________/ Зам. директора по УВР Аккубикова А.Ф./
5)___________/ Учитель Дуренкова С.А./
Дата проведения: 22 декабря 2014 года
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Смешное (приемы создания комического) | Грустное (подтекст) |
Говорящие фамилии | Помогают сразу увидеть никчемную сущность персонажей |
Внешность героев | Раскрывает привычный обывательский образ жизни, содержащий больше претензий, чем сути. |
Детали в рассказе (решето и узелок, шинель, палец) | Подчеркивается несоответствие должности и личных интересов |
Речь героев | Показывает ограниченность, глупость, излишние амбиции |
Композиция (прием повтора) | Помогает увидеть угодничество, чинопочитание. Подчеркивает отсутствие человеческого достоинства у главных героев |
Карточка№1
Проследите за тем, как говорит Очумелов? Как вы охарактеризуете его речь?
Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано?
Карточка№2
Проследите за тем, как говорит Хрюкин? Как вы охарактеризуете его речь?
Найдите описание внешности героя. Что подчеркивает Чехов этим описанием?
Карточка № 3.
Проследите за тем, как ведет себя толпа.
Почему сначала на улице не было ни души, а потом «словно из земли выросла толпа»? Что ими движет?
Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?
Какими словами Чехов называет собравшихся людей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смешные задачи по математике
Смешные задачи по математике...
Интегрированный урок "И грустно, и смешно" (рассказы М.Зощенко)
Урок "И грустно, и смешно" выполнен на основе интеграции литературы и изобразительного искусства с применением приемов технологии "Театральная педагогика"....
Смешные школьные истории
Несколько лет назад сайт http://vsevklub.ru объявил конкурс на самую смешную школьную историю. Наш лицей не мог остаться в стороне от удивительно-смешного. Набралось много историй, к...
"Смешные" задачи на последний урок информатики.
Трудно проводить последние уроки в школе, когда уже и оценки выставлены, и у детей настроение не рабочее (мягко сказано). Поэтому, надо привлечь их внимание нестандартным материалом. Когда-то давным-д...
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")
Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")...
«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».
Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть внимательными к слову выявлять приёмы создания комического; развивать навыки выразительного чтения; воспиты...
" Уроки Чехова, или мешное и грустное в рассказе " Хамелеон"
Рассказы А.П. Чехова на первый взгляд кажутся смешными , они полны тонкого юмора. Мы смеёмся над тем, с чем сталкиваемся каждый день. Мы не замечем порой, как привычны для нас стали человеческие...