" Уроки Чехова, или мешное и грустное в рассказе " Хамелеон"
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Салихова Руфина Султанхамитовна

Рассказы А.П. Чехова на первый взгляд  кажутся смешными , они полны тонкого юмора. Мы смеёмся над тем, с чем сталкиваемся каждый день. Мы не замечем порой, как привычны для нас стали человеческие пороки: лицемерие и лесть, ложь и приспособленчество. Именно поэтому рассказы Чехова помогают нам увидеть всё это словно со стороны. Становится грустно и даже страшно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Смешное и грустное"37.15 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Салихова Руфина Султанхамитовна

Место работы: МБОУ « Красноярская средняя общеобразовательная школа №2»

Предмет: литература

Класс: 7

Учебник : литература 7 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2ч./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчиков; под ред. профессора Б.А. Ланина- 2-ое издание , испр. и доп.- М. : Вентана- Граф, 2014.

Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»

Тип урока : комбинированный

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Целевые результаты на достижение результата:

Личностные : осознание представлений о честности и лицемерии, осознание необходимости осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам других.
Метапредметные: формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию,соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Предметные: понимать тему и идею произведения,  алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев; оценивать действия героев, объяснять значение  художественной детали в раскрытии характеров героев.

Оборудование:

  1. Компьютер, экран
  2. Мультимедийный проектор
  3. Презентация «А. П. Чехов»

                                                                                 Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Средства обучения ( дидактические средства)

сссссссссс

1.Организационный

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2.Мотивационный

Сегодня у нас в гостях известный вам писатель. Попробуйте угадать его фамилию по псевдонимам:  Анче;  Г. Балдастов;  Макар Балдастов;  Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек;  Гайка № 6;  Гайка № 9;  Грач;  Дяденька;  Кисляев;  М. Ковров;  Крапива; .Лаэрт;  Прозаический поэт;  Рувер;  Рувер и Ревур;  Улисс;  Человек без селезёнки.

Организует игру- соревнование « Кто больше?»

Ученики  угадывают имя А.П.Чехова.

Оформление тетрадей.

Составляют ассоциативный ряд к понятиям « честность» - лицемерие» Обмениваются результатами. Определяют победителя

ТСО

Экран, компь

ютер

Тетрадь с печатной основой

  1. 2.Этап актуализации знаний

Предлагает вспомнить, с какими произведениями А.П. Чехова  знакомы.

Предлагает вспомнить, в каких произведениях русской литературы встречались с понятиями « честь» и « бесчестие», « искренность» и « лицемерие»

Предлагает вспомнить историю создания рассказа « Хамелеон»

1.Рассказы  «Каштанка»,  «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание

Художественные тексты

Просмотр презентации «А. П. Чехов».

  Предлагает ответить на вопрос : Какие качества, черты характера А. П. Чехова,  помогли ему стать великим русским писателем?

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание

экранно- звуковые средства

4. Целеполагание

Предлагает из «рассыпанных» слов  составить тему урока: Чехова, и, смешное, уроки, в, грустное, рассказе, или, « Хамелеон»

Обсуждение в парах. Составляют формулировку темы, предлагают свои варианты. Коллективно выбирают самый точный вариант. Записывают в тетради тему урока. Самопроверка записи с образцом на экране :  «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон»

Дидактический материал(

карточки)

Предлагает ответить на проблемный вопрос: Большинство произведений А.П. Чехова сатирические. Вспомните, что такое сатира и подумайте: Почему рассказ « Хамелеон» мы можем назвать сатирическим?

Предлагает выбрать те цели, которые, по мнению обучающихся, очень важны при изучении темы :

- Знать понятие « сатира»

- уметь определять тему произведения

-уметь определять проблему, которая волнует автора

- соотнести заглавие рассказа с темой

- составить историю или назвать произведение русской литературы, в которых звучит названная проблема.

Отмечает, что последняя цель не простая и её можно указать по желанию ( уровень « Ученик получит возможность научиться»)

Работа в парах. Дают определение  слова « сатира». Высказывают собственное мнение по проблеме.

С помощью учителя выбирают значимые цели урока и фиксируют их в своих тетрадях

Литературоведческий

словарь

  1. Открытие нового знания

Задаёт вопрос : Где могут пригодиться эти знания?

Высказывают и обосновывают свои предположения.

  1. Первичное закрепление нового материала

Предлагает  обучающимся вспомнить героев рассказа « Хамелеон», разгадав подготовленный кроссворд « Угадай фамилии чеховских героев»

Используя послетекстовую стратегию чтения, предлагает выполнить задания на выбор и определить критерии  оценивания

Задание 1. Базовый уровень

Записывают фамилии чеховских героев в тетрадь

крос-

сворд

7. Применение знаний и умений на практике

Выразительное чтение фрагмента рассказа

  - Каково отношение автора к его героям? (передать в чтении). Ответ на вопрос сформулировать письменно.

- Какая деталь помогает понять, что Очумелову то жарко, то холодно?

Задание 2. Повышенный уровень

Языковедческая работа с текстом.

1. Что кажется смешным в рассказе «Хамелеон»?

2. А что вызывает грусть при чтении рассказа?

3. Дайте характеристику детали. Какую роль в художественном произведении играет деталь?

Организовывает работу в группах:

Найдите оценочные слова, которые говорят об отношении Очумелова к Хрюкину и собаке, выпишите их.

-Обратите внимание на название рассказа. Слово « хамелеон» в рассказе не встречается. Почему же, на ваш взгляд, возник такой заголовок, оправдан ли он?

-Одинок ли Очумелов в своих превращениях?

Читают фрагмент текста, отмечают карандашом на полях необходимые для ответа на вопросы фразы.

Критерии:

-  правильность чтения

- выразительность

- полнота ответа

- опора на текст

Критерии :

- полнота и обоснованность ответа

- опора на текст

- правильность формулировки ( как в словаре)

Выполняют работу по выбору

 ( индивидуально). Проводят взаимопроверку по установленным критериям и при необходимости корректируют.

Работают в группах:

1 группа- в 5 абзаце

2 группа- в 6 абзаце

3 группа- в 8 абзаце

4 группа- в 9 абзаце

5 группа – в 10

6 группа- в 11абзаце

Группы зачитывают выписанные слова, объясняя поведение героя

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание.

Рассказ

« Хаме-леон»

Толко-

вый словарь

художе

ствен

ный текст

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова».

Проверка сочинения и его оценивание.

А. П. Чехов – это…

У А. П. Чехова я учусь…

Рассказ «Хамелеон» научил меня…

Смех в произведении помогает писателю бороться с…

Тетрадь с печатной основой по литературе

9Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает выполнить задания и определить критерии оценивания.

Базовый уровень:

- предлагает сформулировать сюжет произведения  одним предложением

- назвать человеческие пороки, которые высмеивает автор

Повышенный уровень:

- назвать средства создания комического в рассказе « Хамелеон»

-Предлагает ответить на проблемный вопрос :

  • .В чем суть «хамелеонства» как социального явления?

Формулируют развёрнутое монологическое высказывание. Обосновывают свои предположения.

Критерии:

- точность

- определены человеческие пороки и названы герои, которые в них погрязли

1. «Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».

2. 1.Трусость;

2. Угодничество;

3.Чинопочитание;

4.Самоуправство

Критерии :

- полнота ответа

- точность

- грамотность

- правильность формулировки ( как в словаре)

Средства создания комического

1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)

2. Художественные детали (шинель Очумелова;  узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).

3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).

4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).

2. Страшное общественное явление в силу своей распространенности, всеобщности, будничности;

2. Символ беззакония, «власти сильных».

Таблица

9.Этап рефлексии

а) закончить предложения:

1. Я сегодня задумался (лась) о …

2. Мне сегодня понравилось …

3. Я изменил (а) мнение о …

4. Я научился (лась)…

Оценоч

ный лист

10. Домашнее задание

11. Подведение итогов

Предлагает выполнить домашнее задание

-Базовый уровень:

Стр.9 , вопросы из рубрики « Выскажи своё отношение к прочитанному». ( выбрать вопрос)

- Повышенный уровень :

Подготовить связный рассказ «Над чем мы смеемся и грустим, читая рассказы Чехова?»

Выставляет оценки учащимся. Отмечает общий результат работы на уроке

Записывают домашнее задание в дневник

Приложение к уроку

Жанр

произведения

Тема

Произведения

Автор высмеивает

человеческие

пороки   (недостатки)

Сюжет

произведения (одним предложением)

1.Комическая

сценка

2.Рассказ

1.О человеке-«хамелеоне»и судьбесобаки – «слабого существа»

2. О «хамелеонстве» как социальном явлении

1. Трусость;

2. Угодничество;

3.Чинопочитание;

4.Самоуправство

«Полицейский надзиратель Очумелов решает судьбу несчастной собаки, постоянно меняя свою точку зрения».

Средства создания комического

1. «Говорящие» фамилии (Очумелов; Хрюкин; Елдырин)

2. Художественные детали (шинель Очумелова;  узелок, корзина с конфискованным крыжовником, окровавленный палец Хрюкина).

3. Речь Очумелова (Полицейские канцеляризмы (официальные обороты из приказов); вульгаризмы (просторечные слова).

4. Смех (юмористический и сатирический; веселый и грустный).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-спектакль по литературе 7 класс по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок представляет собой театральную ростановку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Учащиеся готовят декорации, костюмы. Под руководством учителя отбираются музыкальные произведения , отрабатываются та...

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

«Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Цель урока: Формировать умение анализировать литературное произведение; учить быть внимательными к слову выявлять приёмы создания комического; развивать навыки выразительного чтения; воспиты...

Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....

Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов»

Презентация к уроку литературы на тему «А.П. Чехов.  Рассказ «Хамелеон».  Живая картина нравов»...