Изобразительно-выразительные средства языка
презентация к уроку по литературе на тему

Кальмина Татьяна Владимировна

Данная презентация содержит основные изобразительно-выразительные средства языка к экзамену в 9 классе (ОГЭ). Может быть использована как учителем, так и учениками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные изобразительно-выразительные средства к экзамену в 9 классе Составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновская СШ №2 Кальмина Т.В.

Слайд 2

Эпитет – («приложение») образное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или явления ( прилагательное , наречие, существительное) N : сказочный лес, великий русский язык, бродяга -ветер, тихонько плачет, великолепная картина Постоянные эпитеты : красна девица, добрый молодец Олицетворение – перенос качества живого существа на неживые предметы ( это разновидность метафоры) N : Осторожно ветер из калитки вышел Робко месяц смотрит в очи Улыбнулись сонные берёзки Море смеялось

Слайд 3

Метафора («перенесение») – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому (скрытое сравнение) N : Горит восток зарёю новой… Золотое сердце Пчела из кельи восковой летит за данью полевой Речь льётся, бурлит Сравнение - предметное или смысловое сходство явлений N : Глаза как звёзды Он пролетел метеоритом (в форме Т.п.) Оксюморон («умная глупость»)- сочетание слов с противоположным значением N : Живой труп, горячий снег, светлая тьма, грустная радость, пленница свободы

Слайд 4

Метонимия («переименование») - перенос названия с предмета на предмет на основе их объективной близости, логической связи N : Вся изба храпела (люди, которые находятся в избе) Принеси Пушкина (книгу) Я съел всю тарелку (еду на тарелке) Синекдоха («соотнесение») – разновидность метонимии, перенос значения по количеству (замена мн.ч. единственным) N : Швед, русский – колет, рубит, режет… Сегодняшний выпускник уже не желает работать только за опыт, он претендует на достойную оплату труда (все выпускники) Покупатель , будь вежлив с продавцом! Все флаги в гости будут к нам (корабли)

Слайд 5

Аллегория - выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа) N : изображение смерти в виде скелета с косой В баснях в образе лисы – хитрость, волка – жадность, зайца – трусость Перифраза – (парафраз) замена прямого названия описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета N : Царь зверей вместо лев Создатель «Евгения Онегина» (Пушкин) Петра творение (Петербург)

Слайд 6

Ирония – (притворство) скрытая насмешка N : Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (об осле) О дурном деле отзываются: «Очень хороший поступок!» На глупые слова иронически замечают: «Как это умно!» Сарказм - злая и язвительная насмешка, беспощадная издёвка. Одно из самых сильных средств сатиры N : Молчалин! Кто другой так мирно всё уладит! Там Моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрёт… Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву

Слайд 7

Гипербола - преувеличение N : Солнца шар я держу на руках В сто сорок солнц закат пылал Я говорил это тысячу раз Волны вставали горами Литота – преуменьшение N : Мальчик с пальчик Мужичок с ноготок Осиная талия Эвфемизм - слово или выражение, смягчающее или заменяющее оборот, который не может быть употреблён по какой-либо причине N : Находиться в объятиях Морфея (спать) Более жёсткие методы допроса (пытки) «Нечистый» вместо «чёрт»

Слайд 8

Ассонанс – повтор в стихотворной речи одинаковых гласных звуков N : У наших у шки на мак у шке! Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки - Франц у зы т у т как т у т ( Ушки – прислушиваются) Бр о жу ли я вд о ль улиц шумных, Вх о жу ль в о мн о г о людный храм. Сижу ль меж юн о шей безумных. Я предаюсь м о им мечтам ( ощущение спокойствия)

Слайд 9

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность N : Лет до ста р асти нам без ста р ости. Год от года р асти нашей бод р ости (рост) Ш ипенье пенистых бокалов И пун ш а пламень голубой… (шипенье) Звукоподражание – мяуканье кошки, стук копыт, лай собаки

Слайд 10

Анафора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф) N : Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер, Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор Эпифора - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в конце смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф) N : Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот! (М.Цветаева)

Слайд 11

Антитеза – противопоставление N : Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю ; И жажду гибели — спасти молю; Себе постыл — и всех других люблю ; Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю N : Они сошлись. Волна и камень , Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин») Градация – постепенное усиление или понижение признака N : Восток белел. .. Восток алел... Восток вспылал N : Были и лето, и осень дождливы, Были потоплены пажити, нивы, Хлеб на полях не созрел и пропал , Сделался голод , народ умирал

Слайд 12

Инверсия – нарушение прямого порядка слов N : Сравнится ль что в моих стихах С нежнейшей матери слезами ? N : Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она N : Государь мой, — читал он, — Александр Васильич! Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тревожить… Каламбур - игра слов, основанная на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов N : Будет вам по калачу … А не то поколочу N : И на пиру мы пили, ели, И возвратились еле-еле

Слайд 13

Парцелляция - стилистический прием расчленения в поэтическом произведении фразы на части или даже на отдельные слова N : Ночь. Улица. Фонарь. Аптека . Бессмысленный и тусклый свет… N : Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. Эллипсис - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации N : Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (= превратим) N : Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (= бьёт) N : Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мёртвому – дроги, Каждому своё (= нужна)

Слайд 14

Вопросительные предложения - предложения, выражающие вопрос N : Далеко вы отсюда живете? Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа N : Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость? N : Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу? Риторическое восклицание - в котором восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придаётся, выражая тем самым отношение к данному явлению N : Взмах! Взлёт! Челнок, снуй! Вал вертись вкруг! Привод вихрь дли! Не опоздай!

Слайд 15

Риторическое обращение , то есть опять условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться нельзя (« Челнок , снуй!) Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. « Мечты, мечты! Где ваша сладость? » (Пушкин) Тавтология - повторение однозначных или одних и тех же слов N : Масло масляное Яснее ясного Черные чернила Плеоназм - наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение N : пожилой старик, молодой юноша, первая премьера, май месяц

Слайд 16

Синтаксический параллелизм - стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков текста (стихов, предложений или частей предложения) N : Твой ум — глубок, что море, Твой дух высок, что горы N : Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету Синонимы – слова, имеющие одно значение, но разное написание N : Красный - алый, смелый – храбрый Антонимы – слова, имеющие противоположное значение N : Верх – низ, ложь – истина, говорить - молчать

Слайд 17

Омонимы – слова, имеющие одно написание, но различное лексическое значение N : Ключ, лук, ручка Омофоны - слова, совпадающие по произношению N : Поколочу – по калачу, луг — лук, плод — плот, род — рот, труд - трут, туш — тушь. Омофоны называют также фонетическими омонимами Омографы – слова, различающиеся ударением N : орган – орган, замок - замок

Слайд 18

Фразеологизмы - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение N : Водить за нос, дать отставку, не вести ухом, зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, держать камень за пазухой Бессоюзие - бессоюзная связь однородных членов простого предложения N : Швед, русский колет, рубит, режет N : Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики…

Слайд 19

Многосоюзие - такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом (чаще "и") N : Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии N : Палитра, гуашь, аккорд, октава, наложить пломбу Диалектизмы - слова, употребляемые только жителями той или иной местности N : Бурак – свёкла, бахилы - охотничьи сапоги, вестимо – конечно, чапыга – частый кустарник

Слайд 20

Жаргонизмы – слова, ограниченные в своём употреблении социальной или возрастной средой N : Пришить – убить, домашка – дом. задание, кумпол – голова , баксы – доллары Эмоционально окрашенные слова – слова, выражающие отношение к предметам N : Кляча – лошадь, врать – говорить неправду, жаждать – желать страстно Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления. Архаизмы – слова, которые вытесняются более точными и удобными N : Ветрило – парус, глас – голос, уста – губы Историзмы – слова, которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением предметов N : Веретено, кафтан, лапти

Слайд 21

Неологизмы – новые слова, возникающие в языке N : Ракета, компьютер, атмосфера, принтер Заимствованные слова – слова, вошедшие в русский язык из других языков N : Барабан (тюркск.), кукла (греч.), танк (англ.)

Слайд 22

Определите изобразительно-выразительные средства Чахлая рябина мокнет под дождём Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела В саду горит костёр рябины красной Заря алая улыбается Съел три тарелки И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Слайд 23

Люди в белых халатах нашу жизнь охраняют от бед В сто сорок солнц закат пылал Мальчик с пальчик За всё, за всё тебя благодарю я: За тайные мучения страстей, За горечь слёз, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей; За жар души растраченный в пустыне, За всё, чем я обманут в жизни был. Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил

Слайд 24

"Всё моё", - сказало злато; "Всё моё", - сказал булат; "Всё куплю", - сказало злато; "Всё возьму", - сказал булат Ты и убогая, ты и обильная, Ты и могучая, ты и бессильная, Матушка-Русь Да, это была непогода! Какая там гроза! Вихрь, ураган, циклон, смерч, тайфун обрушился на нас Сребрит мороз увянувшее поле Молодая старость. Не каждому отпущено такое счастье!

Слайд 25

О России петь - что стремиться в храм. О России петь - что весну встречать Этим летом я видел море. Первый раз Швед, русский колет, рубит, режет И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...