сценарий литературно-музыкальной композиции "Дни поздней осени бранят обыкновенно..."
классный час по литературе (9 класс) на тему

Гурская Анна Николаевна

литературно-музыкальная композиция с использованием материалов о художниках, плоэтах, музыкантах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osen.doc340.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ КШИ «Курганинский казачий кадетский корпус»

Дни первой осени бранят обыкновенно…

Классный час

( литературно-музыкальная композиция)

Подготовили  

Классный руководитель                 9 «В» класса

Гурская Анна  Николаевна

Воспитатель

Гурский Евгений Леонтьевич

Музыкальный руководитель Игнатова Вера Ивановна

Курганинск, 2015

Классный час

«Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

Цели:

  • расширять представления учащихся о художественных произведениях, посвященных теме осени;
  • развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся;
  • способствовать воспитанию эстетического вкуса и интереса к различным видам искусства;
  • выявление склонностей и интересов воспитанников

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, музыкальные записи, репродукции картин, осенний букет, желтые листья

Ход мероприятия

  1. (звучит песня «Листья желтые»- Степаненко Д.)

Вступительное слово учителя. Сообщение целей мероприятия.

Здравствуйте! 

Добрый день, дорогие друзья.

 Сегодня мы встретились не случайно. Заканчивается Неделя словесности, которая проходила в нашем корпусе, и завершить ее в нашем классе мы решили музыкально-литературной композицией. Не только для того, чтобы еще раз привлечь ваше внимание к тому, насколько богат и разнообразен мир русской словесности, но и для того, чтобы немного отвлечь вас от серьезных дел и задач и пригласить взглянуть за окно, где в самом разгаре золотая осень, позвать вас попутешествовать по строкам стихотворений, посвященных этому удивительному времени года, полюбоваться репродукциями картин, запечатлевших великолепные осенние пейзажи, послушать приятную музыку, ну и , конечно же, расширить свои знания не только в области поэтического творчества, но и в живописи и музыке. Проводниками в нашем сегодняшнем путешествии будут ведущий-литератор Дмитрий Баранов, ведущий-искусствовед Родион Болдырев и ведущий-музыкант Роман Пономарев. Итак, слово литераторам.

  1. Читает Титов С.: 

Дни  поздней  осени  бранят  обыкновенно,

Но  мне  она  мила, читатель  дорогой, 

Красою  тихою, блистающей  смиренно … 

И  с  каждой  осенью  я  расцветаю  вновь … 

И  забываю  мир – и  в  сладкой  тишине 

Я  сладко  усыплён  моим  воображеньем, 

И  пробуждается  поэзия  во  мне… 

  Ведущий-литератор Баранов Д. :

- Говорил Александр Сергеевич Пушкин. Всем нам хорошо известно, что осень была любимым временем года великого поэта. Обстоятельства в один из периодов жизни Пушкина сложились так, что вместо предполагаемого  месяца ему пришлось  прожить  в  Болдине  всю  осень. Пройдут  годы, и  болдинская осень войдёт в историю как один  из  высочайших взлётов русской поэзии. До поздней ночи горела свеча в окне  болдинского  дома, легко  и  свободно ложились  на  бумагу строки. Да  какие  строки!

 «Осень подходит. Это любимое моё время: здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов  настаёт…»  писал поэт своему другу Петру Плетневу в 1830 году. (слайд 3)

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. (слайд 4) Поэтому я предлагаю вам послушать, как писали об осени другие поэты и музыканты, посмотреть, как изображали ее многоцветие русские художники.

  1. Чтение стихотворений подготовленными учащимися (чтение сопровождается композицией П. Чайковского «Осенняя песнь» и слайдами с изображением пейзажей)
  1. «Отговорила роща золотая…» С. А. Есенина читает  
  2. «Осень» С. Есенина читает «Сентябрь  холодный  бушевал…» Ф. И. Тютчев  «Н. И. Кролю»
  3. Листопад (Э. Асадов)
  1.  И. А. Бунин «Листопад»

Ведущий-искусствовед Болдырев Р.:

  1. Вот уже на нескольких предыдущих слайдах вы могли любоваться репродукциями картин великого русского художника Исаака Левитана. (слайд 10) Его  называли «Певцом русской осени». Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим ученикам: «Больше любви, больше поклонения природе!»

Левитан очень любил поэзию, называл её «очаровательницей жизни». Он знал наизусть множество стихотворений Тютчева, Пушкина, Фета.

   О Левитане и его работах  художник К. Ф. Юон как-то сказал: «Великий  поэт  природы». Друзья, знатоки и любители искусства поражались его мастерству, его виртуозности отбирать нужные  краски, а главное – умению показать «то  скромное и сокровенное, что таится в  каждом  русском  пейзаже, - его душу, его очарование».

 «Левитанская осень» стала нарицательным понятием: червленое золото сентябрьской листвы, тоненькие стройные березки, словно остановившиеся в раздумье на берегу, приволье русских рек, дремлющие в сумерках деревеньки. В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством. (слайды 11-13)

Конечно же, осень писали и другие известные художники, и я вам предлагаю познакомиться еще с несколькими осенними пейзажами (слайды 14-16)

  1. Ведущий-музыкант Поеаморев Р,
  1. На протяжении вот уже нескольких минут мы с вами слушаем очень приятную музыку. А знаете ли вы, кто её автор?  (слайд 17)Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский и его произведение, которое называется «Осенняя песнь». Грустное это время – осень. «Осенняя  песнь» - тоже грустная. Тихий, грустный  покой  слышится  в  первой  музыкальной  фразе.

     Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается  взлететь, разлиться легко и свободно… и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт – и снова падение. Ещё, ещё – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью… И хочется плакать от тоски и непонятной  обиды…  Второй  голос, более  уверенный, уговаривает, успокаивает, утешает….

(слайд 18) П. И. Чайковский  нашёл  для  этой  пьесы  удивительную  по  своей  певучести мелодию. В  ней  слышатся  падающие капли  дождя, опадающие листья, устилающие ковром землю, склоняющиеся  под  порывами  ветра  ветви  деревьев, угасающие, слабые  лучи  солнца.

     Вслушиваясь в «Осеннюю песнь» П.И. Чайковского, мы чувствуем, что для композитора это прощание с милыми  картинами лета, потому так тихо тает его мелодия. Но это ещё и сказочная красота  золотого багрянца  осени  и  её таинственная  прелесть.

  1. Но не только великие классики прошлых лет посвящали свои произведения осени, современные певцы и музыканты тоже с удовольствием посвящают ей свои произведения, и мы предлагаем вам в заключение  спеть вместе с нами… (песня «Осень» группа ДДТ)
  1. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.  («У природы нет плохой погоды…»)

     

 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно- музыкальная композиция "Наедине с осенью"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Наедине с осенью......."...

презентация "Дни поздней осени бранят обыкновенно..."

презентация к литературно-музыкальной композиции, содержащая репродукции картин...

Литературно-музыкальная композиция "Все краски осени"

В начале учебного года как камертон будущих свершений может быть проведена (в рамках уроков литературы или в качестве внеклассного мероприятия) литературно-музыкальная композиция, посвященная осени, с...