Литературно-музыкальная композиция "Все краски осени"
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Рыкованова Валерия Викторовна

В начале учебного года как камертон будущих свершений может быть проведена (в рамках уроков литературы или в качестве внеклассного мероприятия) литературно-музыкальная композиция, посвященная осени, самому красивому времени года, любимому многими поэтами.

Предлагаю готовый сценарий такой композиции.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Все краски осени.

Хочу поделиться опытом проведения международных литературно-музыкальных композиций.

Осенью 2017 года наша школа принимала учащихся из Италии. Поэтому традиционную «Литературную гостиную» решено было посвятить осени, ее удивительным краскам, тем чувствам, которые это время года вызывает в душе человека.

В композиции принимали участие старшеклассники из нашей школы и гости.

Оказалось, что стихи, звучащие на разных языках, понятны и без перевода. И это не громкие слова. Эмоциональный отклик был сильным и с одной и с другой стороны.

Сюжетно композиция выстраивалась как постепенное удаление во времени: мы  начали со стихов, написанных совсем недавно, и закончили классикой, хорошо знакомой всем и каждый раз звучащей по-новому.

В нашей школе есть учащиеся, музыкально одаренные.  Они также привлекаются к участию в литературных композициях.

Далее прилагается сценарий Литературной гостиной «Все краски осени»,  тексты некоторых стихотворений и презентация.

Инна Александрова


Художник рисует осень

Открыта старая школа… ей множество зим и вёсен.
За грязным окном — холодный, серый рассвет.
За кафедрой, перед классом художник рисует осень, —
По памяти, по инструкциям прошлых лет.

Прозрачная акварель, — почти не увидеть цвета,
Деревья застыли в инее поутру.
Художник рисует осень, а дети рисуют лето,
Поля, где цветы колышутся на ветру.

Художник рисует осень, а дети — луну и звёзды,
И им наплевать, что днём не бывает звёзд.
Испорчен альбомный лист… рисунок не смоешь, — поздно.
Они не хотят учиться и жить всерьёз.

Всё это было не раз, — пейзажи, любовь к отчизне,
Какие-то песни, гимны, флаги над головой.
Молчит равнодушный класс… им просто хочется жизни.
Художник рисует, а дети хотят домой.

И старые натюрморты, стремясь убежать от смерти,
Как будто случайно падают со стены.
Художник рисует осень за старым своим мольбертом, —
А дети за партой дремлют и видят сны.

Художник рисует осень, а дети рисуют кукол,
Машинки, плюшевых мишек, смешных щенков и котят.
И кажется: дом так близко, — вот только протянешь руку, —
И ты окажешься там и не вернёшься назад.

…Картины висят на стенах, им нет конца и начала.
Пейзажи сливаются в длинное, тусклое полотно.
«Послушай, — скажет художник, — ну что ты нарисовала?..
Там осень, а это кукла, — и впрямь смешно»…

«У куклы чёрные косы, — другая, чуждая раса,
А в наших краях дозволены только золото и бирюза».
А осень над ним смеётся, играет тысячей красок
И розовым солнцем смотрит ему в глаза.

Он парень простой, художник, — он в странах далёких не был, —
Их вовсе не существует, раз их не найти нигде.
Художник рисует осень, а дети рисуют небо, —
И листья, как звёзды, по серой летят воде…

Убрали чёрную краску, — и нет ни рая, ни ада.
Жизнь — это вечная серость, туманы и тусклый свет.
Рисуйте правильно, дети: художник знает, как надо.
Но дети рисуют звёзды, которых на небе нет.

Екатерина Ликовская


В стёклах, в окнах, огнях…

В стёклах, в окнах, огнях, разгоревшейся осени, лужицах
Золотые фигуры впотьмах завиваются, кружатся,
Разноцветные стёкла бликуют и плавятся,
Золотые фигуры мне нравятся, нравятся

Рукавами парчовыми, крыльями мягкими, сонными,
Золотые короны огромны, немыслимо крохотны,
Золотые фигуры взмывают, прощаются,
Золотой бесконечной овеяв нас чарою.

Потому что за горками, тропками, быстрыми речками
В тёмной чаще в избушке живёт и поёт моя девочка,
То она, искупав пыльный город, хлопочет и весело
Золотые одежды по клёнам сушиться развесила.

То она заплескала бульвары осенними крепкими зельями,
То она протянула ко мне свои нити дождя ожерельями,
Золотые фигуры взлетают, расходятся парами,
В каждом блике — волшба, каждый шаг отдаётся нам чарою.

Кто сказал, колдовство испарилось и сгинуло в прошлое?
Она там, ворожит и воркует, смешная, хорошая.
Я пойду собирать по дорожке блестящие камушки,
Чтобы путь отыскать в её домик, он праздничный, пряничный.

Солнца луч золотой направленье укажет мне нужное,
Золотые фигуры в дожде завиваются, кружатся,
Золотые фигуры взмывают, прощаются,
Золотые фигуры мне нравятся, нравятся.

Ваан Терьян. (перервод  А. Ахматовой)

СУМЕРКИ

Там сеют золото сквозные облака,
И волны ласково рассказывают сказки,
И сердце жаждет слов, что пламенны, пока
Усталая душа о тихой молит ласке.

Звенит покой полей, и льет небесный свод
Неистощимый свет печали и молчанья.
В алмазном зеркале немотствующих вод
Сияют облаков живые очертанья.

И в сердце у меня, где только мгла одна,
Тоска так сладостна в своей тревоге знойной, —
Желаний там лампада зажжена…
Как небеса горят на глади вод спокойной!

О сладостная боль в сознании моем,
В бездонном мире ты одна подобна чуду,
Любовь твоя горит и светится во всем,
Безумная тоска безмолвствует повсюду.

Ваан Терьян Перевод А. Ахматовой

Ваан Терьян (перервод  Г. Кубатьяна)

ОСЕНЬ

Сад обнажен в тумане,
Мгла у крыльца.
Горечь воспоминаний —
Песнь без конца.

Ветер скулит с надрывом —
Жизнь, мол, одна, —
И под дождем тоскливым
Даль холодна.

И одиноко взгляду
Ночью и днем.
Кто воскресит отраду
В сердце больном?

В этом приюте краха
И темноты
Кто воскресит из праха
Пламень мечты?

Ваан Терьян (Перевод А. Кушнера)

Пианино звучит за стеною,
И мелодии нету грустней.
Словно, в сговоре тайном со мною,
Кто-то болью болеет моей.

По-осеннему грустно и длинно
День проходит на фоне дождя.
За стеною звучит пианино,
В сердце отзвук себе находя.



Предварительный просмотр:

Все краски осени.

Хочу поделиться опытом проведения международных литературно-музыкальных композиций.

Осенью 2017 года наша школа принимала учащихся из Италии. Поэтому традиционную «Литературную гостиную» решено было посвятить осени, ее удивительным краскам, тем чувствам, которые это время года вызывает в душе человека.

В композиции принимали участие старшеклассники из нашей школы и гости.

Оказалось, что стихи, звучащие на разных языках, понятны и без перевода. И это не громкие слова. Эмоциональный отклик был сильным и с одной и с другой стороны.

Сюжетно композиция выстраивалась как постепенное удаление во времени: мы  начали со стихов, написанных совсем недавно, и закончили классикой, хорошо знакомой всем и каждый раз звучащей по-новому.

В нашей школе есть учащиеся, музыкально одаренные.  Они также привлекаются к участию в литературных композициях.

Далее прилагается сценарий Литературной гостиной «Все краски осени»,  тексты некоторых стихотворений и презентация.

Инна Александрова


Художник рисует осень

Открыта старая школа… ей множество зим и вёсен.
За грязным окном — холодный, серый рассвет.
За кафедрой, перед классом художник рисует осень, —
По памяти, по инструкциям прошлых лет.

Прозрачная акварель, — почти не увидеть цвета,
Деревья застыли в инее поутру.
Художник рисует осень, а дети рисуют лето,
Поля, где цветы колышутся на ветру.

Художник рисует осень, а дети — луну и звёзды,
И им наплевать, что днём не бывает звёзд.
Испорчен альбомный лист… рисунок не смоешь, — поздно.
Они не хотят учиться и жить всерьёз.

Всё это было не раз, — пейзажи, любовь к отчизне,
Какие-то песни, гимны, флаги над головой.
Молчит равнодушный класс… им просто хочется жизни.
Художник рисует, а дети хотят домой.

И старые натюрморты, стремясь убежать от смерти,
Как будто случайно падают со стены.
Художник рисует осень за старым своим мольбертом, —
А дети за партой дремлют и видят сны.

Художник рисует осень, а дети рисуют кукол,
Машинки, плюшевых мишек, смешных щенков и котят.
И кажется: дом так близко, — вот только протянешь руку, —
И ты окажешься там и не вернёшься назад.

…Картины висят на стенах, им нет конца и начала.
Пейзажи сливаются в длинное, тусклое полотно.
«Послушай, — скажет художник, — ну что ты нарисовала?..
Там осень, а это кукла, — и впрямь смешно»…

«У куклы чёрные косы, — другая, чуждая раса,
А в наших краях дозволены только золото и бирюза».
А осень над ним смеётся, играет тысячей красок
И розовым солнцем смотрит ему в глаза.

Он парень простой, художник, — он в странах далёких не был, —
Их вовсе не существует, раз их не найти нигде.
Художник рисует осень, а дети рисуют небо, —
И листья, как звёзды, по серой летят воде…

Убрали чёрную краску, — и нет ни рая, ни ада.
Жизнь — это вечная серость, туманы и тусклый свет.
Рисуйте правильно, дети: художник знает, как надо.
Но дети рисуют звёзды, которых на небе нет.

Екатерина Ликовская


В стёклах, в окнах, огнях…

В стёклах, в окнах, огнях, разгоревшейся осени, лужицах
Золотые фигуры впотьмах завиваются, кружатся,
Разноцветные стёкла бликуют и плавятся,
Золотые фигуры мне нравятся, нравятся

Рукавами парчовыми, крыльями мягкими, сонными,
Золотые короны огромны, немыслимо крохотны,
Золотые фигуры взмывают, прощаются,
Золотой бесконечной овеяв нас чарою.

Потому что за горками, тропками, быстрыми речками
В тёмной чаще в избушке живёт и поёт моя девочка,
То она, искупав пыльный город, хлопочет и весело
Золотые одежды по клёнам сушиться развесила.

То она заплескала бульвары осенними крепкими зельями,
То она протянула ко мне свои нити дождя ожерельями,
Золотые фигуры взлетают, расходятся парами,
В каждом блике — волшба, каждый шаг отдаётся нам чарою.

Кто сказал, колдовство испарилось и сгинуло в прошлое?
Она там, ворожит и воркует, смешная, хорошая.
Я пойду собирать по дорожке блестящие камушки,
Чтобы путь отыскать в её домик, он праздничный, пряничный.

Солнца луч золотой направленье укажет мне нужное,
Золотые фигуры в дожде завиваются, кружатся,
Золотые фигуры взмывают, прощаются,
Золотые фигуры мне нравятся, нравятся.

Ваан Терьян. (перервод  А. Ахматовой)

СУМЕРКИ

Там сеют золото сквозные облака,
И волны ласково рассказывают сказки,
И сердце жаждет слов, что пламенны, пока
Усталая душа о тихой молит ласке.

Звенит покой полей, и льет небесный свод
Неистощимый свет печали и молчанья.
В алмазном зеркале немотствующих вод
Сияют облаков живые очертанья.

И в сердце у меня, где только мгла одна,
Тоска так сладостна в своей тревоге знойной, —
Желаний там лампада зажжена…
Как небеса горят на глади вод спокойной!

О сладостная боль в сознании моем,
В бездонном мире ты одна подобна чуду,
Любовь твоя горит и светится во всем,
Безумная тоска безмолвствует повсюду.

Ваан Терьян Перевод А. Ахматовой

Ваан Терьян (перервод  Г. Кубатьяна)

ОСЕНЬ

Сад обнажен в тумане,
Мгла у крыльца.
Горечь воспоминаний —
Песнь без конца.

Ветер скулит с надрывом —
Жизнь, мол, одна, —
И под дождем тоскливым
Даль холодна.

И одиноко взгляду
Ночью и днем.
Кто воскресит отраду
В сердце больном?

В этом приюте краха
И темноты
Кто воскресит из праха
Пламень мечты?

Ваан Терьян (Перевод А. Кушнера)

Пианино звучит за стеною,
И мелодии нету грустней.
Словно, в сговоре тайном со мною,
Кто-то болью болеет моей.

По-осеннему грустно и длинно
День проходит на фоне дождя.
За стеною звучит пианино,
В сердце отзвук себе находя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "И с каждой осенью я расцветаю вновь"

Такая форма   даёт возможность использовать силу воздействия  литературы, в частности поэзии, на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений,  развитие чувства прекра...

Литературно – музыкальная композиция, посвященная 213 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина « И с каждой осенью я расцветаю вновь».

Предлагаю вашему вниманию сценарий школьного праздника, посвященного годовщине со дня рождения А.С.Пушкина. Мероприятие посвящено Болдинскому периоду жизни и творчества поэта. Оно сопровождалось мульт...

Литературно- музыкальная композиция "Наедине с осенью"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Наедине с осенью......."...

Литературно-музыкальный вечер "Зажигает осень краски"

Материал для проведения осеннего бала...

сценарий литературно-музыкальной композиции "Дни поздней осени бранят обыкновенно..."

литературно-музыкальная композиция с использованием материалов о художниках, плоэтах, музыкантах...

Литературно-музыкальная композиция "Волшебные краски России"

Литературно-музыкальная композиция "Волшебные краски России" была подготовлена для выступления на конкурсе "Я люблю тебя, Россия".  Воспитанники отделения дополнительного обра...

Литературно-музыкальная композиция для 9 класса "Краски весны"

Литературно-музыкальная композиция создана на основе поэтических, музыкальных произведений, отрывков из произведений прозы...