Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Гуманизм лирики С.А.Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок литературы в 11 классе, его цель - показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspect_uroka.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 11 классе по теме:
«Гуманизм лирики С.А.Есенина»
из опыта работы учителя русского языка и литературы
школы МБОУСОШ №64
Давидян Евгении Сергеевны
Цель урока: показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Есенина роднит с народной поэзией не только представление о природе и человеке, но - и это главное- отношение к природе и человеку. Значение его стихов для нас огромно, прежде всего потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле.
Русское поле; лес и река; берёзка над прудом; «черная, потом пропахшая выть»;
золотая роща; красногривый жеребёнок, скачущий за паровозом; щенок, встречающий поэта заливистым лаем; косари на лугу; пахарь в поле; крестьянка — мать; старый дед; «девушка в белом» и девушка «в голубом» - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность.
Поэт Евгений Евтушенко считает эту черту самой характерной для дарования Есенина: «Есенина, дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим».
3. Анализ стихотворения «Песнь о собаке». Ученица читает стихотворение «Песнь о собаке».
Вопросы:
1.Чем это стихотворение покоряет читателей?
2.Что в стихотворении противопоставлено друг другу?
3.Чем подчеркивается обычность происшедшего?
4.Найдите метафору. О чем говорит эта метафора?
5.Что заставляет нас ощутить торжественность случившегося?
6.Чем осложнены глаголы? Что эти подчеркивается?
Вывод: Трагедия собаки-матери становиться близка человеческому сердцу. Обнажается характерное для Есенина ощущение родства человека со всем живым на земле.
«Песнь о собаке» говорит о том, как бессердечны люди утратившие это ощущение; они даже не замечают собственного бессердечия оно становиться привычным.
4.Анализ стихотворения «Собаке Качалова».
1.Сообщение ученика об истории создания стихотворения (Вспоминание В.И.Качалова).
2.Беседа
1.Чему поражаешься, читая это стихотворение?
2.Как говорит Есенин с Джимом?
3.Что нравится поэту в собаке?
4.Назовите художественные средства.
5.Слово учителя.
Доброта поэта находит живой отклик в сердце читателя. Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:
Я все такой же
Сердцем я все тот же
Как васильки во ржи,
цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.
«Вам- это людям, человечеству».
К гуманизму можно прийти различным путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле. С темой родного края связаны стихи Есенина о родных. Это стихи обращенные к деду, матери, сестрам. Читая их, начинаешь по-настоящему понимать, почему Есенин называл себя «нежным'.
Ты — мое васильковое слово,
Я на веке люблю тебя,-
Я красивых таких не видел...
Говорит он о сестре Шуре. А в другом стихотворении, посвященном ей же, объясняет, почему любит «навеки»:
Потому и на веки, не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь-
Нам одною любовью с тобой
Эту родину привелось.
В этом мире я только прохожий.
Сестра кажется ему «той березкой, что стоит под родимым окном». «Голубчик! Дедушка!»
-обращается поэт к старику деду. 'Милая, добрая, нежная» ,- называет старую мать.
6.Театрализованная композиция 'Письмо матери»/
Голос певца — Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Чтец — Говорят, что Есенину нравилась эта нехитрая мелодия, которую подобрал к его словам Василий Липатов. И пошла эта песня по городам, окраинам и далеким деревням, полюбилась она людям за нежность, за простые слова о своей деревне, о матери, для который сын всегда остается сыном, каким бы взрослым ни стал взрослым и знаменитым, о материнском сердце, которое всегда болит за своих детях.
Певец — Пишут мне, что ты , тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то же-
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Чтец — Эти горькие слова не очень-то нравились матери, Татьяне Фёдоровне Есениной.
Голос матери — Он стал читать «Москву кабацкую». Мне не понравилось это. Я обвинила его: «Не нужно это». Он говорит: «Мама, я, говорит, как вижу, так и пишу. Вы меня не вините в этом. У поэта ни одно слово не должно лишним быть». Я больше в ответ ему ничего не сказала. Я больше не знаю его.
Певец — Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб тебя, не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Голос матери — А домой обязательно ездил. Каждое лето. Ну, приедет. Мы радостно встречали. Подарки нам привезет. И соседей всех угостит винцом. Стариков, соберет, угостит. Все было хорошо.
Ну, тогда еще убирали барские луга. С отцом ходил косить на луга. И так у него все лето и проходило. С гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведёт, посадит, угостит ее, послушает, что она будет говорить за прошлое время. Ему было интересно. Везде он знал: кто, как живет, кто как понимает. Читал стихи мне. Он был знаменитым поэтом.
Голос Есенина (Поэт читает свое стихотворение «Я покинул родимый дом...»)
Голос матери — А мы понятия не имели что за поэзия такое. А ведь я занята была крестьянскими делами. А он занят головою: у него работала голова именно о том чтобы читать и читать. Сергей был тогда именно для этого: для чтения, чтобы ему побольше ухватить на свете, узнать все.
А больше что же? Жил хорошо, слушался во всем. Обижаться на него никто не мог. Все восхищались.
Голос певца — Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
7.Заключение.
Сегодня мы еще убедились в том, что поэзия Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью».
8.Подведение итогов.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Чем близка мне поэзия Есенина?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.
Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики, раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...
Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"
Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...