Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Гуманизм лирики С.А.Есенина"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Давидян Евгения Сергеевна

Урок литературы в 11 классе, его цель -  показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspect_uroka.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе по теме:

«Гуманизм лирики С.А.Есенина»

из опыта работы учителя русского языка и литературы

школы МБОУСОШ №64

Давидян Евгении Сергеевны

Цель урока: показать предельную искренность и глубокий лиризм поэзии С.А.Есенина и ощущение нерасторжимой связи с родной природой.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

        Есенина роднит с народной поэзией не только представление о природе и человеке, но - и это главное- отношение к природе и человеку. Значение его стихов для нас огромно, прежде всего потому, что они говорят о великой ценности всего живого на земле.

        Русское поле; лес и река; берёзка над прудом; «черная, потом пропахшая выть»;

золотая роща; красногривый жеребёнок, скачущий за паровозом; щенок, встречающий поэта заливистым лаем; косари на лугу; пахарь в поле; крестьянка — мать; старый дед; «девушка в белом» и девушка «в голубом» - все живое вызывает в сердце Есенина глубокую нежность.

        Поэт Евгений Евтушенко считает эту черту самой характерной для дарования Есенина: «Есенина, дай на счастье нежность мне к берёзкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим».

3. Анализ стихотворения «Песнь о собаке». Ученица читает стихотворение «Песнь о собаке».

    Вопросы:

        1.Чем это стихотворение покоряет читателей?

        2.Что в стихотворении противопоставлено друг другу?

        3.Чем подчеркивается обычность происшедшего?

        4.Найдите метафору. О чем говорит эта метафора?

        5.Что заставляет нас ощутить торжественность случившегося?

        6.Чем осложнены глаголы? Что эти подчеркивается?

Вывод: Трагедия собаки-матери становиться близка человеческому сердцу. Обнажается характерное для Есенина ощущение родства человека со всем живым на земле.

«Песнь о собаке»  говорит о том, как бессердечны люди утратившие это ощущение; они даже не замечают собственного бессердечия оно становиться привычным.

4.Анализ стихотворения «Собаке Качалова».

    1.Сообщение ученика об истории создания стихотворения (Вспоминание В.И.Качалова).

    2.Беседа

        1.Чему поражаешься, читая это стихотворение?

        2.Как говорит Есенин с Джимом?

        3.Что нравится поэту в собаке?

        4.Назовите художественные средства.

5.Слово учителя.

        Доброта поэта находит живой отклик в сердце читателя. Даже в годы тяжелейшего духовного кризиса Есенин писал:

        Я все такой же

        Сердцем я все тот же

        Как васильки во ржи,

        цветут в лице глаза.

        Стеля стихов злаченые рогожи,

        Мне хочется вам нежное сказать.

        «Вам- это людям, человечеству».

К гуманизму можно прийти различным путями. Есенин пришел к нему от сыновней любви к родной земле. С темой родного края связаны стихи Есенина о родных. Это стихи обращенные к деду, матери, сестрам. Читая их, начинаешь по-настоящему понимать, почему Есенин называл себя «нежным'.

Ты — мое васильковое слово,

Я на веке люблю тебя,-

Я красивых таких не видел...

Говорит он о сестре Шуре. А в другом стихотворении, посвященном ей же, объясняет, почему любит «навеки»:

Потому и на веки, не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь-

Нам одною любовью с тобой

Эту родину привелось.

В этом мире я только прохожий.

Сестра кажется ему «той березкой, что стоит под родимым окном». «Голубчик! Дедушка!»

-обращается поэт к старику деду. 'Милая, добрая, нежная» ,- называет старую мать.

6.Театрализованная композиция 'Письмо матери»/

    Голос певца — Ты жива еще, моя старушка?

                            Жив и я. Привет тебе, привет!

                            Пусть струится над твоей избушкой

                            Тот вечерний несказанный свет.

    Чтец — Говорят, что Есенину нравилась эта нехитрая мелодия, которую подобрал к его словам Василий Липатов. И пошла эта песня по городам, окраинам и далеким деревням, полюбилась она людям за нежность, за простые слова о своей деревне, о матери, для который сын всегда остается сыном, каким бы взрослым ни стал взрослым и знаменитым, о материнском сердце, которое всегда болит за своих детях.

    Певец — Пишут мне, что ты , тая тревогу,

        Загрустила шибко обо мне,

        Что ты часто ходишь на дорогу

        В старомодном ветхом шушуне.

        И тебе в вечернем синем мраке

        Часто видится одно и то же-

        Будто кто-то мне в кабацкой драке

        Саданул под сердце финский нож.

    Чтец — Эти горькие слова не очень-то нравились матери, Татьяне Фёдоровне Есениной.

     Голос матери — Он стал читать «Москву кабацкую». Мне не понравилось это. Я обвинила его: «Не нужно это». Он говорит: «Мама, я, говорит, как вижу, так и пишу. Вы меня не вините в этом. У поэта ни одно слово не должно лишним быть». Я больше в ответ ему ничего не сказала. Я больше не знаю его.

    Певец — Ничего, родная! Успокойся.

        Это только тягостная бредь.

        Не такой уж горький я пропойца,

        Чтоб тебя, не видя, умереть.

        Я по-прежнему такой же нежный

        И мечтаю только лишь о том,

        Чтоб скорее от тоски мятежной

        Воротиться в низенький наш дом.

    Голос матери — А домой обязательно ездил. Каждое лето. Ну, приедет. Мы радостно встречали. Подарки нам привезет. И соседей всех угостит винцом. Стариков, соберет, угостит. Все было хорошо.

    Ну, тогда еще убирали барские луга. С отцом ходил косить на луга. И так у него все лето и проходило. С гостями. Какую-нибудь старуху где-нибудь поймает, приведёт, посадит, угостит ее, послушает, что она будет говорить за прошлое время. Ему было интересно. Везде он знал: кто, как живет, кто как понимает. Читал стихи мне. Он был знаменитым поэтом.

    Голос Есенина (Поэт читает свое стихотворение «Я покинул родимый дом...»)

    Голос матери — А мы понятия не имели что за поэзия такое. А ведь я занята была крестьянскими делами. А он занят головою: у него работала голова именно о том чтобы читать и читать. Сергей был тогда именно для этого: для чтения, чтобы ему побольше ухватить на свете, узнать все.

    А больше что же? Жил хорошо, слушался во всем. Обижаться на него никто не мог. Все восхищались.

    Голос певца — Так забудь же про свою тревогу,

        Не грусти так шибко обо мне.

        Не ходи так часто на дорогу

        В старомодном ветхом шушуне.

7.Заключение.

    Сегодня мы еще убедились в том, что поэзия Есенина воспитывает доброту и отзывчивость. Поэт покоряет нас той стороной своей натуры, которую сам назвал «нежностью».

8.Подведение итогов.

    Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Чем близка мне поэзия Есенина?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.

Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики,  раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...

Методическая разработка урока литературы по теме "Любовь в лирике С.А. Есенина. Цикл стихотворений "Любовь хулигана"

Данная методическая разработка представляет собой сценарий мастер-класса фрагмента урока литературы по указанной теме. Урок демонстрирует использование форм рефлексии как метода технологии развития кр...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...