урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Корунова Елена Яковлевна

Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики,  раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к поэзии, воспитывает чувства благородства, порядочности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_lyubovnaya_lirika.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока:

- рассказать об адресатах пушкинской лирики;

- раскрыть благородство, красоту, искренность чувств поэта;

 -прививать любовь к поэзии;

- воспитывать чувства благородства, порядочности.

Оборудование:  портреты Н. Гончаровой, А. Керн, М. Волконской, А. Олениной, воспетых Пушкиным; записи стихотворений,  романсов на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица при мне» и др.; компьютер, видеопроектор.

Ход урока

  1. Слово учителя: Есть очень важный и дорогой подарок судьбы – любовь. Ей посвящены самые возвышенные и самые горькие строки поэзии, она вдохновляла художников и музыкантов. Наконец, без нее не бывает человеческого счастья, а жизнь без любви пуста и безрадостна.

Даже тогда, когда кажется, что она прошла мимо, она где-то заблудилась, что она просто не встретится, остается надежда и светлая мысль о том, что любовь, даже без взаимности, помогает душе пробудиться, а самому человеку стать лучше.

Впервые мы столкнулись с темой любви, когда говорили о поэме «Руслан и Людмила», написанной Пушкиным, когда ему исполнился 21 год.

Вы, наверное, помните, что поэма посвящена молодым. Она – обращение к современникам Пушкина, к будущей молодежи, ко всем поколениям.

 Именно из произведения мы узнали, что любовь может быть светлым, чистым, благородным чувством, но мы видели и коварство, жестокость.

Тогда мы с вами только читали и говорили о любви. Сейчас, некоторые из вас, возможно, сами испытали это чувство, у некоторых оно только зарождается, а сегодня мы с вами поговорим о том, что же это чувство значило для Александра Сергеевича Пушкина.

                                                (Звучит романс)

 По свидетельству Марии Николаевны Волконской, Пушкин, « как поэт», считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.

1 чтец.       Он пел любовь, но был печален глас.

             Увы, он знал любви лишь музыку.

2 чтец.                В те дни, когда впервые

                            Заметил я черты живые

                      Прелестной девы и любовь

                Младую взволновала кровь.

Эти строки написаны  лицеистом Пушкиным и были посвящены Екатерине Бакуниной, хорошенькой молоденькой сестре лицеиста Бакунина, весной и летом жившей с матерью в Царском Селе. Порывистый, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый, откровенный, поэт на всю жизнь запомнит свою первую, робкую, отроческую влюбленность.

  1.  И так я счастлив был, так я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался летом в сновиденьях,

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!

  1.  Пройдет 13 лет. Однажды в дружественной семье Ушаковых поэту предложат перечислить свои увлечения. В альбом вносится известный полузашифрованный (одни имена) «донжуановский список» из 37 персон, Бакунина числится в нем как Екатерина 1.

Вот здесь лежит больной студент,

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь его неизлечима.

Так шутками, проказами и вздохами начиналась  в те месяцы пушкинская любовная лирика.

  1. Заметный след в жизни поэта оставило чувство к Елизавете Воронцовой. С ней он встретился в Одессе в 1823 году. Это была блистательная аристократка, жена могущественного губернатора. Она никогда не строила из себя великосветскую даму. Наверное, этим она и покорила поэта.

Предстоял отъезд поэта в Михайловское и грозный час разлуки с Воронцовой. Она подарила  Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом (этот камень считался на Руси символом страсти и любви). В ответ родилось стихотворение «Храни меня, мой талисман».

                                              (Звучит стихотворение).

  1. В начале октября 1842 года Пушкин получил от Елизаветы Воронцовой письмо. Листок почтовой бумаги представлял опасность. Пушкин сжигает его. А через несколько месяцев, в начале 1825 года, поэт создает элегию «Сожженное письмо»:

Прощай, письмо любви, прощай!

Она велела…

Как долго медлил я, как не хотела

Рука предать огню все радости мои!...

Но полно, час настал, гори, письмо любви!

  1. В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать.

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь. Наши лета,

Меняют все, меняют нас.

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего.

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга,

Пред заточением его.

  1. В 1819 году на балу в доме Олениных в Петербурге Пушкин встречает 19-летнюю Анну Петровну  Керн. Через несколько лет в Тригорском состоялась вторая встреча, которая стала событием в жизни поэта. Он напишет «Я помню чудное мгновенье»… Это целая поэма о подлинной любви, о ее этапах.

                                      (Звучит романс)

Бесед по вопросам:

  1. Как построено стихотворение? ( Стихотворение  делится на 3 части. В первых строках – давняя встреча с Керн. Во второй строфе – томленья молодого Пушкина в светском Петербурге, третья строфа – обращает память к началу ссылки в Михайловское, т.е. каждый период поэта рисуется им очень кратко, но предельно точно.
  2.  Как показано развитие интимного чувства? ( 1 часть- рассказ о любви, 2 часть – угасание любви, опустошение души, 3 часть-  счастье, восторг, ощущение полноты жизни)
  3. Есть ли в стихотворении черты реальной Керн?
  4. Что говорится о самом поэте? Какие подробности его жизни представлены в нем?

  1. Стихотворение «Я вас любил» (1829 г.) посвящено Анне Олениной. Чувство поэта было глубоким, ярким. Пушкин сватался к Анне Олениной, но получил отказ. Родители сочли поднадзорного поэта слишком рискованной партией для своей дочери. (Отец Олениной был Президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки).

                                             (Чтение стихотворения)

Беседа по вопросам:

  1. О чем  это стихотворение? (Признание поэта в угасании любви, неизбежности расставания)
  2. Как вы восприняли последнюю строку? ( Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой ему дорог: «Я не хочу печалить вас ничем».  Любимой женщине он желает счастья. Олениной посвящены стихотворения: «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Не пой, красавица при мне».

(Инсценировка: на столе свечи, подсвечник, перо, чернильница, лист бумаги, на сцене появляется Пушкин и Наталья Гончарова).

     1 ученик:  Увлечения Пушкина, его страстные порывы не были еще  той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватывало его при встрече с Наталией Николаевной Гончаровой. Бурно прожитая молодость прошла, настала  пора зрелости.

Пушкин:  Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова у меня закружилась.

2 ученик: Пушкин встретил Наталию Николаевну в декабре 1828 года, а в конце апреля 1829 года сделал предложение. Ответ ее матери был неоднозначен: дочь слишком молода. Тогда Пушкин пишет матери  Натали…

Пушкин: На коленях, проливая слезы благодарности, должен был бы я написать вам теперь. Этот ответ не отказ, вы позволяете мне надеяться. Не обвиняйте меня в неблагодарности, если я еще  ропщу. Но извините нетерпение сердца больного и опьяненного счастьем. Я сейчас уезжаю и увожу образ небесного существа.

Гончарова: Пушкин познакомился со мной на одном из московских балов. Тогда мне было 16 лет. Не сразу я ответила на его чувства, да и мать моя была далеко не в восторге от перспективы такого моего замужества. Однако страсть Пушкина преодолела все преграды.

1 ученик:  Но на пути к счастью снова преграды: размолвки с Натальей Николаевной, эпидемия холеры в Москве и карантин, которые задержали Пушкина на целых 3 месяц в Болдино. Наконец, 18 февраля 1831 года, в церкви Вознесения у Никитиных ворот Пушкин и Наталия Гончарова обвенчались.

Пушкин: Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил целых два года, которую везде отыскивал глазами, с которой встреча показалась мне блаженством, Боже мой, она моя.

                                     (Звучит стихотворение «Мадонна»)

Пушкин: Я женат, я счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так  ново, что кажется – я переродился.

Гончарова: Когда после свадьбы мы переехали сперва в Петербург, а потом на все лето в Царское Село, то эти месяцы были самыми безоблачными в нашей жизни.

2 ученик: Наталия Николаевна предстает перед нами как самый близкий Пушкину  человек, с которым он делил свои сокровенные мысли и который его хорошо понимал. 27 августа 1835 года Пушкин напишет о ней: «Жена моя – прелесть, и чем долее с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, светлое создание».

           (Звучит стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»1829)

Учитель: Красота для поэта – «святыня», он беззащитен перед красотой, его сердце на нее отзывается восторгом, он напрасно удерживает себя от восхищения. Однако это не ветреность. Для Пушкина нет большего преступления, чем игра в чувство. И хотя не может уберечь талисман, подаренный «волшебницей» «от недуга и могилы», хотя «В бурю, в грозный ураган» не убережет головы влюбленного и не даст ему ни богатства, ни славы, ни встречи с Родиной, в нем есть «таинственная сила».

Давайте задумаемся над тем, как менялось чувство любви в лирике Пушкина. В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «Желание») в период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы, любовь уподобляется вдохновению творчества («Редеет облаков летучая гряда», «Ночь»).

Стихотворения «Я помню чудное мгновенье» и «Сожженное письмо» 1825 г. Открывают любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Любовь для поэта – это свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняется никому и ничему, даже собственной воле человека.

К сожалению, времени у нас немного, но из того что мы сегодня услышали, хотелось бы узнать, что дала вам сегодня встреча с Пушкиным? О чем заставила задуматься? Какой вывод можно сделать о чувстве – любовь?

  1. Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
  2. Каждое стихотворение Пушкина – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям о любви.
  3. В любовной лирике поэта проступает мысль, что любовь - даже неразделенная, даже безответная – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный божественный дар.
  4. Чтобы увидеть предельную ясность мысли и чувства поэта, желание радости, счастья, взаимной любви  любимому человеку, достаточно просто прочитать выразительно стихотворение Пушкина.
  5. Пушкин был влюбчивым человеком, но очень душевным и интересным. Несколько раз влюблялся в замужних, посвящал им стихи, но он был человеком чести, не позволял себе компрометировать своих возлюбленных.
  6. Очень сильно взволновало стихотворение «Я вас любил», потому что здесь заключены общечеловеческие ценности: доброта, благородство, порядочность.
  7. Пусть любовь будет неудачной, безответной, мы должны быть благодарными, не обижать любимых, желать им только счастья.

Учитель: Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Это ли не чувство, возвышающее душу, это ли не высшее выражение гуманности, благородства души, уважения к женщине.

Итоги урока.

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина о любви.
  2. Индивидуальное задание. Выразительное чтение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Памятник», «Пророк».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"

В этой презентации вы увидите портреты самых главных адресатов любовной лирики великого поэта и стихотворения, порсвященные им...

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»

Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....

Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....