урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики, раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к поэзии, воспитывает чувства благородства, порядочности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_lyubovnaya_lirika.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель урока:
- рассказать об адресатах пушкинской лирики;
- раскрыть благородство, красоту, искренность чувств поэта;
-прививать любовь к поэзии;
- воспитывать чувства благородства, порядочности.
Оборудование: портреты Н. Гончаровой, А. Керн, М. Волконской, А. Олениной, воспетых Пушкиным; записи стихотворений, романсов на стихи Пушкина: «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица при мне» и др.; компьютер, видеопроектор.
Ход урока
- Слово учителя: Есть очень важный и дорогой подарок судьбы – любовь. Ей посвящены самые возвышенные и самые горькие строки поэзии, она вдохновляла художников и музыкантов. Наконец, без нее не бывает человеческого счастья, а жизнь без любви пуста и безрадостна.
Даже тогда, когда кажется, что она прошла мимо, она где-то заблудилась, что она просто не встретится, остается надежда и светлая мысль о том, что любовь, даже без взаимности, помогает душе пробудиться, а самому человеку стать лучше.
Впервые мы столкнулись с темой любви, когда говорили о поэме «Руслан и Людмила», написанной Пушкиным, когда ему исполнился 21 год.
Вы, наверное, помните, что поэма посвящена молодым. Она – обращение к современникам Пушкина, к будущей молодежи, ко всем поколениям.
Именно из произведения мы узнали, что любовь может быть светлым, чистым, благородным чувством, но мы видели и коварство, жестокость.
Тогда мы с вами только читали и говорили о любви. Сейчас, некоторые из вас, возможно, сами испытали это чувство, у некоторых оно только зарождается, а сегодня мы с вами поговорим о том, что же это чувство значило для Александра Сергеевича Пушкина.
(Звучит романс)
По свидетельству Марии Николаевны Волконской, Пушкин, « как поэт», считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.
1 чтец. Он пел любовь, но был печален глас.
Увы, он знал любви лишь музыку.
2 чтец. В те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь.
Эти строки написаны лицеистом Пушкиным и были посвящены Екатерине Бакуниной, хорошенькой молоденькой сестре лицеиста Бакунина, весной и летом жившей с матерью в Царском Селе. Порывистый, вспыльчивый, дерзкий, бешено-веселый, откровенный, поэт на всю жизнь запомнит свою первую, робкую, отроческую влюбленность.
- И так я счастлив был, так я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался летом в сновиденьях,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!
- Пройдет 13 лет. Однажды в дружественной семье Ушаковых поэту предложат перечислить свои увлечения. В альбом вносится известный полузашифрованный (одни имена) «донжуановский список» из 37 персон, Бакунина числится в нем как Екатерина 1.
Вот здесь лежит больной студент,
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь его неизлечима.
Так шутками, проказами и вздохами начиналась в те месяцы пушкинская любовная лирика.
- Заметный след в жизни поэта оставило чувство к Елизавете Воронцовой. С ней он встретился в Одессе в 1823 году. Это была блистательная аристократка, жена могущественного губернатора. Она никогда не строила из себя великосветскую даму. Наверное, этим она и покорила поэта.
Предстоял отъезд поэта в Михайловское и грозный час разлуки с Воронцовой. Она подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликом (этот камень считался на Руси символом страсти и любви). В ответ родилось стихотворение «Храни меня, мой талисман».
(Звучит стихотворение).
- В начале октября 1842 года Пушкин получил от Елизаветы Воронцовой письмо. Листок почтовой бумаги представлял опасность. Пушкин сжигает его. А через несколько месяцев, в начале 1825 года, поэт создает элегию «Сожженное письмо»:
Прощай, письмо любви, прощай!
Она велела…
Как долго медлил я, как не хотела
Рука предать огню все радости мои!...
Но полно, час настал, гори, письмо любви!
- В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин навсегда прощается с Воронцовой:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать.
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут, меняясь. Наши лета,
Меняют все, меняют нас.
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего.
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга,
Пред заточением его.
- В 1819 году на балу в доме Олениных в Петербурге Пушкин встречает 19-летнюю Анну Петровну Керн. Через несколько лет в Тригорском состоялась вторая встреча, которая стала событием в жизни поэта. Он напишет «Я помню чудное мгновенье»… Это целая поэма о подлинной любви, о ее этапах.
(Звучит романс)
Бесед по вопросам:
- Как построено стихотворение? ( Стихотворение делится на 3 части. В первых строках – давняя встреча с Керн. Во второй строфе – томленья молодого Пушкина в светском Петербурге, третья строфа – обращает память к началу ссылки в Михайловское, т.е. каждый период поэта рисуется им очень кратко, но предельно точно.
- Как показано развитие интимного чувства? ( 1 часть- рассказ о любви, 2 часть – угасание любви, опустошение души, 3 часть- счастье, восторг, ощущение полноты жизни)
- Есть ли в стихотворении черты реальной Керн?
- Что говорится о самом поэте? Какие подробности его жизни представлены в нем?
- Стихотворение «Я вас любил» (1829 г.) посвящено Анне Олениной. Чувство поэта было глубоким, ярким. Пушкин сватался к Анне Олениной, но получил отказ. Родители сочли поднадзорного поэта слишком рискованной партией для своей дочери. (Отец Олениной был Президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки).
(Чтение стихотворения)
Беседа по вопросам:
- О чем это стихотворение? (Признание поэта в угасании любви, неизбежности расставания)
- Как вы восприняли последнюю строку? ( Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой ему дорог: «Я не хочу печалить вас ничем». Любимой женщине он желает счастья. Олениной посвящены стихотворения: «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Не пой, красавица при мне».
(Инсценировка: на столе свечи, подсвечник, перо, чернильница, лист бумаги, на сцене появляется Пушкин и Наталья Гончарова).
1 ученик: Увлечения Пушкина, его страстные порывы не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватывало его при встрече с Наталией Николаевной Гончаровой. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости.
Пушкин: Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова у меня закружилась.
2 ученик: Пушкин встретил Наталию Николаевну в декабре 1828 года, а в конце апреля 1829 года сделал предложение. Ответ ее матери был неоднозначен: дочь слишком молода. Тогда Пушкин пишет матери Натали…
Пушкин: На коленях, проливая слезы благодарности, должен был бы я написать вам теперь. Этот ответ не отказ, вы позволяете мне надеяться. Не обвиняйте меня в неблагодарности, если я еще ропщу. Но извините нетерпение сердца больного и опьяненного счастьем. Я сейчас уезжаю и увожу образ небесного существа.
Гончарова: Пушкин познакомился со мной на одном из московских балов. Тогда мне было 16 лет. Не сразу я ответила на его чувства, да и мать моя была далеко не в восторге от перспективы такого моего замужества. Однако страсть Пушкина преодолела все преграды.
1 ученик: Но на пути к счастью снова преграды: размолвки с Натальей Николаевной, эпидемия холеры в Москве и карантин, которые задержали Пушкина на целых 3 месяц в Болдино. Наконец, 18 февраля 1831 года, в церкви Вознесения у Никитиных ворот Пушкин и Наталия Гончарова обвенчались.
Пушкин: Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил целых два года, которую везде отыскивал глазами, с которой встреча показалась мне блаженством, Боже мой, она моя.
(Звучит стихотворение «Мадонна»)
Пушкин: Я женат, я счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется – я переродился.
Гончарова: Когда после свадьбы мы переехали сперва в Петербург, а потом на все лето в Царское Село, то эти месяцы были самыми безоблачными в нашей жизни.
2 ученик: Наталия Николаевна предстает перед нами как самый близкий Пушкину человек, с которым он делил свои сокровенные мысли и который его хорошо понимал. 27 августа 1835 года Пушкин напишет о ней: «Жена моя – прелесть, и чем долее с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, светлое создание».
(Звучит стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»1829)
Учитель: Красота для поэта – «святыня», он беззащитен перед красотой, его сердце на нее отзывается восторгом, он напрасно удерживает себя от восхищения. Однако это не ветреность. Для Пушкина нет большего преступления, чем игра в чувство. И хотя не может уберечь талисман, подаренный «волшебницей» «от недуга и могилы», хотя «В бурю, в грозный ураган» не убережет головы влюбленного и не даст ему ни богатства, ни славы, ни встречи с Родиной, в нем есть «таинственная сила».
Давайте задумаемся над тем, как менялось чувство любви в лирике Пушкина. В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «Желание») в период южной ссылки любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы, любовь уподобляется вдохновению творчества («Редеет облаков летучая гряда», «Ночь»).
Стихотворения «Я помню чудное мгновенье» и «Сожженное письмо» 1825 г. Открывают любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
Любовь для поэта – это свобода, ибо ей нет границ, она не подчиняется никому и ничему, даже собственной воле человека.
К сожалению, времени у нас немного, но из того что мы сегодня услышали, хотелось бы узнать, что дала вам сегодня встреча с Пушкиным? О чем заставила задуматься? Какой вывод можно сделать о чувстве – любовь?
- Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
- Каждое стихотворение Пушкина – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям о любви.
- В любовной лирике поэта проступает мысль, что любовь - даже неразделенная, даже безответная – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный божественный дар.
- Чтобы увидеть предельную ясность мысли и чувства поэта, желание радости, счастья, взаимной любви любимому человеку, достаточно просто прочитать выразительно стихотворение Пушкина.
- Пушкин был влюбчивым человеком, но очень душевным и интересным. Несколько раз влюблялся в замужних, посвящал им стихи, но он был человеком чести, не позволял себе компрометировать своих возлюбленных.
- Очень сильно взволновало стихотворение «Я вас любил», потому что здесь заключены общечеловеческие ценности: доброта, благородство, порядочность.
- Пусть любовь будет неудачной, безответной, мы должны быть благодарными, не обижать любимых, желать им только счастья.
Учитель: Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Это ли не чувство, возвышающее душу, это ли не высшее выражение гуманности, благородства души, уважения к женщине.
Итоги урока.
Домашнее задание:
- Выучить наизусть одно из стихотворений Пушкина о любви.
- Индивидуальное задание. Выразительное чтение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Памятник», «Пророк».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока по теме "Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина"
В этой презентации вы увидите портреты самых главных адресатов любовной лирики великого поэта и стихотворения, порсвященные им...
"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс
Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...
Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"
Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...
Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"
Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА»
Урок анализа поэтического текста. Цель урока: познакомить учащихся 10 класса с особенностями любовной лирики Ф. И. Тютчева....
Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.
Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...
Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....