Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Мирзоева Лариса Николаевна

Урок по литературе в 10 классе. Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. Анализ стихотворений: «Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Если жизнь тебя обманет...»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 4. Тема: Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

(«Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Если жизнь тебя обманет...»)

«Южная ссылка»

Сообщение учащихся – (с. 107 – 109 («… в пушкинские стихотворения и поэмы»)

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» (с. 109)

Выразительное чтение стихотворения. (с. 72)

Вопросы и задания к стихотворению «Погасло дневное светило...»

- Какие слова вам показались незнакомыми?

1. История создания стихотворения.

Стихотворение написано во время южной ссылки, отправляясь на военном корабле по пути из Феодосии в Гурзуф в 1820 году. Пушкин ехал на корабле ночью. Из воспоминаний поэта: «проснувшись, я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прикрепленными к горам, тополи как зеленые колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный» - всё это навеяло воспоминания о безвозвратно минувшем времени. Невеселым размышлениям способствовала и окружающая обстановка, ведь стихотворение было написано ночью. Судно быстро передвигалось по морю, которое укрыл непроглядный туман, не позволяющий рассмотреть приближающиеся берега.

2. К какому жанру можно отнести это стихотворение? Аргументируйте свою точку зрения.

Элегия – жанр лирической поэзии, философские размышления, в котором грустные мысли, чувства и раздумья поэта облачены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии, смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья.

Лирический герой размышляет о своей судьбе, жизни, собственном предназначении. Лирический герой прощается с отрочеством и юностью, прощается с Петербургом. Он тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

В элегии грустные размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей.

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались.

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

3. Какие черты романтизма проявились в нем?

Романтизм – неудовлетворённость действительностью, разочарование совмещается с горячим личным порывом к свободе

Образ лирического «я» близок автору, для которого наступила новая пора жизни. В основе текста контраст между прежним и нынешним, между ожиданием свободы и ее отсутствием у изгнанника поневоле.

4. На сколько частей можно разделить стихотворение? Обоснуйте свой ответ?

Условно стихотворение можно разделить на три части, отделяет их друг от друга рефрен. Вначале перед читателем возникает картина ночного моря, на которое опустился туман. Это некое введение. Во второй части Александр Сергеевич предается воспоминаниям о давно минувших днях, о том, что приносило ему страдания, о прежней любви, о надеждах и желаниях, томительном обмане. В третьей части стиха поэт описывает свою родину, вспоминает о том, что именно там отцвела его юность, в этой стране остались друзья. В заключительной части стихотворения содержится основной смысл – герой ни о чем не забыл, он хорошо помнит свое прошлое, но сам он изменился.

5. Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?

Грозная стихия океана созвучна душе поэта.

6. В каком ключе рисуется в стихотворении природа?

Природа не только необычна, но и внутренне противоречива. Для поэта важно не правдивое описание необычного пейзажа моря, а его мощь и свобода, стихийное движение.

7.  Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Приведите примеры  эпитетов, метафоры, олицетворения; рефрен.

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов

(«Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан»);

эпитеты («к брегам печальным», «к пределам дальним»),

метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»),

олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан»).

8. Какова тема стихотворения?

Это воспоминания о прошлом, разрыв с прежними нравственными убеждениями и устремление к новым впечатлениям, чарующие своей неизвестностью и загадочностью.

Анализ стихотворения «Я пережил свои желанья…» (с. 110)

Выразительное чтение стихотворения (с. 82)

Вопросы и задания к стихотворению «Я пережил свои желанья...»

1. Какова история создания стихотворения?

Стихотворение было создано в Каменке, и Пушкин хотел ввести его в поэму «Кавказский пленник».

2. Определите жанр стихотворения. Докажите, что это элегия.

Для элегии характерен мотив разлада и разрыва  с прошлым, мотив одиночества, страдания

3. Какова композиция стихотворения?

Элегия делится на две части, в которых переживания лирического «я» сопоставлены с картиной поздней осени.

4. Каково основное настроение стихотворения? Какие образы его усиливают?

5. Какими художественно-изобразительными средствами пользуется автор? Приведите примеры  эпитетов, метафоры, перифразы

Метафоры («Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец»),

Перифраза или перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (ночное светило – луна, погрузиться в сон – заснуть, царь зверей – лев)

Анализ стихотворения «Демон»

Выразительное чтение стихотворения. (с. 109)

Вопросы и задания к стихотворению «Демон»

1. Кто такой демон? Как он представлен в стихотворении?

Демон – злой дух

2. Как проявились в образе Демона черты романтического героя? Подтвердите свои суждения текстом.

 3. В чем различие в восприятии мира Демоном и лирическим «я» стихотворения? Чья жизненная позиция кажется вам более нравственной? Почему?

4. Можно ли считать скептическое отношение Демона к миру проявлением трагического разочарования поэта в прежних ценностях?

5. Есть мнение, что «злобный гений» — это не знакомец поэта, а он сам в период утраты прежних, возвышенных «впечатлений бытия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

- Зная биографию великого поэта, прослушав замечательные стихи, создание на юге, скажите: наказанием или благом был период южной ссылки для Пушкина?

Сообщение – стр. 112 («Стихи, ..» до «… стать с веком наравне».)

Лучше всего ответил сам Пушкин в письме к брату: «Суди, был ли я счастлив: свободная беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался – счастливое, полуденное небо;- горы, сады, море; друг мой, любимая надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевских». А.С.Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, Крыму, пышной южной природе. На юге Пушкин по-новому увидел мир и человека. После юга Пушкин стоял на пороге новых творческих исканий.

Рассмотрение репродукции картины «Вид Гурзуфа в Крыму» художника Карла Ивановича Рабуса, который запечатлел удивительную природу на своей картине. Внизу, справа, виден дом Арман Эммануэль дю Песси герцога Ришелье, где в Гурзуфе в 1820 году жил Пушкин.

Прослушивание романса на стихи «Я пережил свои страданья»

Сообщение – стр. 110 – 111(«Осенью 1820…» до «Свободы сеятель пустынный»)

Сообщение – стр. 111 («Революционеры-демократы…» до конца абзаца).

Сообщение – стр. 112 – 113 («Летом 1823….» до «…село Михайловское, имение родителей»)

 «Михайловская ссылка» (с. 110 – 116)

Сообщение  – (стр. 114 – 115 («8 августа…» до «…с потребностями творчества»)

Сообщение  – (стр. 118 («Несмотря на то что …» до «…своему неустанному труду»)

Анализ стихотворения «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...» (стр. 120 – 121)

 Выразительное чтение стихотворения (стр. 140)

 Вопросы и задания к стихотворению «И путник усталый на Бога роптал...»

1. История создания стихотворения.

2. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что это притча.

3. Какой смысл имеет в стихотворении чудо преображения мира по воле Бога?

Преображение собственной души, свершившееся чудо, обновление, готовность к творческим подвигам. С искренней верой и надеждой лирический герой пускается в новый жизненный путь.

4. Докажите, что в стихотворении отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.

Анализ стихотворения «Если жизнь тебя обманет…» (стр. 120)

Выразительное чтение стихотворения. (стр. 161)

Вопросы и задания к стихотворению «Если жизнь тебя обманет...»

1. Что, по мнению поэта, помогает человеку преодолеть жизненные испытания? Какие свойства души он для этого должен воспитывать в себе?

Одно из свойств жизни – это движение, а не застой и косность. У человека есть будущее, есть надежды, мечты, вера. Поэтому нужно достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют

2. В чем философский смысл стихотворения?

Эпизоды человеческой жизни – мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе жизни происходят преобразования: то, что казалось «унылым», по происшествии времени становится «милым», унылые и весёлые дни идут чередой.

3. Какова тема стихотворения?

Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего её не бывает.

Итог уроков.

Одно из главных настроений лирики Пушкина южного периода — это трагизм восприятия жизни. Двойственное романтическое мироощущение складывалось у поэта из воспевания ценностей любви и свободы и одновременно их отрицания. Однако поэт смог преодолеть «безыдеальный» взгляд на жизнь. Поэтому в романтических произведениях михайловского периода начинают звучать мотивы гармонии бытия, наполненного вдохновением и творчеством, чуда преображения души, свободы внутренней, которая не может быть скована внешними законами и изоляцией от мира.

Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Элегия – жанр лирической поэзии, философские размышления , в котором грустные мысли, чувства и раздумья поэта облачены в стихотворную форму. Основные вопросы, раскрываемые в элегии, - смысл жизни, человеческого существования, место поэта в мире, философские раздумья.

Слайд 3

Романтизм – неудовлетворённость действительностью, разочарование совмещается с горячим личным порывом к свободе

Слайд 4

Рефрен – повторение какого-либо стиха или ряда стихов Перифраза или перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких (ночное светило – луна, погрузиться в сон – заснуть, царь зверей – лев)

Слайд 5

Карл Иванович Рабус

Слайд 6

Карл Иванович Рабус «Вид Гурзуфа в Крыму»

Слайд 7

Поэтический цикл «Подражание Корану »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кавказ в лирике М.Ю.Лермонтова» Урок – проект /Литература, 8 класс/

Эффективная организация урока позволяет решать множество образовательных задач. Урок-проект дает возможность моделировать различные виды учебной деятельности школьников. Цель - развитие ключевых компе...

Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.

Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....

Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...

Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.

Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...

«Любовная лирика А.С.Пушкина»План-конспект урока по литературе, 9 класс.

Цели урока:• познакомить учащихся с основными этапами личной жизни всемирно известного поэта;• научить учащихся видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви;• развитие нав...

Урок по литературе на тему: "Романтический пейзаж в рассказах М. Горького"

Цели урока:показать новаторство Горького; научить ассоциировать описание природы с душевным состоянием героя....