Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Баранова Наталья Владимировна

Рабочая программв составлена на основе авторской программы по литературе В. Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._p._po_literature_11_klass.doc409 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Тюменцевского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждение

Вылковская средняя общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

Рассмотрено на МО учителей  гуманитарного цикла

Протокол № 1     от            2014 г

Руководитель МО_______________________Рязанова Л.В.

Утверждена приказом директора

№      от            2014 г

Директор_________________ Баранова Н.В.

Рабочая программа

по литературе

для 11 класса на  2014-2015 учебный год

Разработчик  Баранова Н.В.

учитель литературы

Вылково

2014 год


Раздел I.

Пояснительная записка

 Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития  нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры  мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по литературе (2010) особое внимание уделено необходимости формирования ценностных ориентиров, художественного вкуса, творческих способностей; развития у учащихся «эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера». Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Данная рабочая программа составлена на основе

  • Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
  • Программы по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.  Допущено Министерством образования и науки РФ.  Москва. «Просвещение», 2009
  • учебника Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2009

Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;
  • формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; читательской культуры, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественной литературы в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Программа основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 11 классе 102 часа (резерв-3 ч.) 

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

  Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания, ее источников и умения работать с ними.

Традиционные формы уроков

Нестандартные формы уроков

Эмоционально-образные

Уроки истолкования  (не эмоционально-образные)

Беседа

Композиция

Исследование

Комбинированный урок

Спектакль

Урок с использованием компьютерных технологий

Комментированное чтение

Урок-суд

Практикум

Лекция

Семинар

Смотр знаний

Читательская конференция

Анализ эпизода

Диспут (в методике испол. давно)

Сочинение

Формы контроля:  устные сообщения, зачёты, контрольные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров, анализ текста

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • модульное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения  (работа в парах  постоянного   и  сменного состава)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность и логичность изложения;
  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

  • богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

 Раздел  II.

Тематическое планирование

№ п/п

             Раздел

Количество часов

Сочинения

Контрольные работы, лабораторные работы, тесты

 Примечание

1

Введение

1

2

Литература начала XX века

1

3

Писатели-реалисты начала XX века

14

2

4

Серебряный век русской поэзии

12

1

1

5

Новокрестьянская поэзия

6

1

6

Литература 20-х годов

   XX века

8

1

7

Литература 30-х годов

 XX века

25

1

1

8

Литература периода Великой Отечественной войны

1

9

                                      Литературный процесс 50-80-х годов

21

1

1

10

Из литературы народов России

2

11

Литература конца XX  - начала XXI  века

1

12

Из зарубежной литературы

7

13

Итоговый урок.

1

1

14

Резервные уроки

2

                               Итого :

102


Раздел III.

Поурочное планирование

№ п/п

Тема уроков

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки  

обучающихся

Вид  урока,

измерители

1

Введение.   Русская литература в контексте мировой культуры XX столетия.

Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспект лекции.

2

Реалистические традиции и модернистские искания первой половины ХХ века.

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Знать: общественно-политическую обстановку эпохи. Уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.

Конспект

3

И. А. Б у н и н. Жизнь и творчество. Лирика И. А. Бунина.

Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Беседа. Практикум Анализ текста.

 

4

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».  

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Практикум.

1

5

Поэтика рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.   Уметь составлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры.

  Беседа.

6

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник ».

«Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».  Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.   Поэтичность женских образов

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.  Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

  Беседа.

7

Своеобразие лирического повествования в прозе писателя

«Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».  Тема любви в рассказе. Своеобразие лирического повествования.   Поэтичность женских образов

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.  Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы

Анализ текста.

Практикум.

8

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок».

Жизнь и творчество. (Обзор.)Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Знать: творческий путь Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина;  мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, работать с литературными источниками.

Конспект лекции.  Беседа.

9

Изображение мира природы и человека а повести А. И. Куприна «Олеся»

Идея и художественные особенности повести Куприна «Олеся» Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок».

Знать: текст произведения; сюжет, особенности композиции и систему образов.  

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Анализ текста. Практикум.

10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Своеобразие сюжета повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».  Талант любви. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Знать: сюжет произведения, трагизм решения любовной темы в повести; символический смысл художественных деталей.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Анализ  текста.

Практикум.

11

М. Горький.  Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

Жизнь и творчество Горького.  Ранние романтические рассказы. Жизнь и творчество. (Обзор.)

 

Знать: биографию и творчество Горького; особенности романтизма.

Уметь: анализировать художественный текст.

Реферат.

Лекция.

12

Композиция рассказа Горького «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности рассказа.

Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.  Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

Знать: романтизм ранних рассказов Горького; проблемы героя в прозе писателя, тему поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы; Уметь: анализировать художественный текст.

Беседа. Практикум. Анализ текста

13

Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма.

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. пьесы.Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Знать:  новаторство Горького;  составляющие жанра и конфликта в пьесе.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Лекция. Беседа.

14

Три правды в пьесе «На дне »

«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)

Знать: позиции героев и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.  Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

 . Практикум

15

Смысл названия пьесы Горького “На дне”.

Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба   Смысл названия пьесы.

Знать: творчество А.М.Горького.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

  Практикум

16

Письменная работа по творчеству М. Горького

Урок развития речи

Знать: творчество А.М.Горького.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Урок контроля. Сочинение

17

Русский символизм и его истоки

Истоки русского символизма. «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтах; тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь:  анализировать произведение в единстве содержания и формы;

 Лекция.

18

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма.

Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля

Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь:  анализировать произведение.

Лекция. Беседа.

19

Лирика поэтов-символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и др.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце»,  «Только любовь»,  «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонт. Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Знать: сюжет, особенности композиции и систему образов; Уметь:  анализировать произведение в единстве содержания и формы

Внеклассное чтение

20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Акмеизм, основные черты его поэтики. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм"; утверждение акмеистами красоты земной жизни. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Знать: основные черты  поэтики; истоки акмеизма, краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож.  выразительности.

Конспект лекции.

21

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения.

Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

 

Знать: о личности и поэзии Н.Гумилева; о героизации действительности в его поэзии, романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств худож. выразительности.

Конспект

22

Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева

Анализ стихотворений

23

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина.

Футуризм. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике футуристов. Творчество Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Знать: понятие «футуризм»; истоки и значение  творчества Северянина.

творчество поэтов-футуристов.

Уметь: конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности; строить монологическое высказывание.

Лекция. Беседа.

24

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Жизнь и творчество Блока. Блок и символизм. Особенность поэтики. «Стихи о прекрасной даме»

Знать: факты личной биографии, особенности поэтики первой книги – «Стихи о Прекрасной Даме»,  музыкальность его стихотворений.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Конспект.

Беседа.

25

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе

Анализ стихотворения Блока «Незнакомка». Настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов

Знать: особенности стихотворения «Незнакомка», соотношение идеала и действительности в лирике Блока.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ стихотворения

26

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась...», «На железной дороге»

Анализ стихотворений А.Блока «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы».

Знать: тему Родины, исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.

Уметь: анализировать текст.

Анализ стихотворения

27

А. Блок. Поэма «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира. История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции, своеобразие композиции, образ Христа и многозначности финала поэмы.

Знать: полемический характер поэмы; историю создания поэмы, сюжет, ее героев, своеобразие композиции, образ Христа и многозначность финала поэмы;

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности,

Анализ текста

28

Поэма «Двенадцать» . Сложность ее художественного мира.

Контроль знаний по теме

Знать: творчество  поэта, особенности творчества.

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Контрольный тест

Письменное высказывание по теме

29

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев. Жизнь и творчество  (обзор)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».   Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др.  

Знать: творчество  поэта, особенности творчества Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности,

Внеклассное чтение

30

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

Жизнь и творчество Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».  

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева.

Стихотворения   «Мы теперь уходим понемногу, «Не жалею, не зову, не плачу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

Знать: обзор  жизни и творчества С.Есенина;  особенности творческого метода поэта;

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Лекция.

Беседа.

31

Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др.

Знать: традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике, основные темы лирики.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Анализ стихотворений. Выразительное чтение наизусть

32

Любовная тема в лирике С. А. Есенина. «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др.

Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.Стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»,  « «Письмо к женщине».

Знать: особенности любовной лирики поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности, строить монологическое высказывание.

Анализ стихотворений.  

33

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст»

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст». Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Практикум.

34

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Знать:  тексты произведений; сюжет, особенности композиции и систему образов. Уметь: анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Внеклассное чтение

35

Литературный процесс 20-х годов XX века

. Общая характеристика литературного процесса. Обзор Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Лекция

36

Обзор русской литературы 20-х годов.

 Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).

Уметь: конспектировать лекцию учителя

Лекция

37

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы.

Лекция

38

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Уметь: конспектировать лекцию учителя

Конспект

39

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.  

Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира

Поэтическое новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры)

Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

 Лекция. Беседа.

 Анализ стихотворений.  

40

Сатирический пафос лирики В.В. Маяковского. «Прозаседавшиеся» и др.

Стихотворения    «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Знать: раннее творчество Маяковского, его новаторский характере.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ стихотворений

41

Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского.

«Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» Логика развития идеи произведения «Облако в штанах»

Знать: логику развития идеи произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ текста

42

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского.

«Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Маяковский «Клоп». Сатира в пьесе.

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Беседа

43

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др

Знать: характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы

Уметь: конспектировать лекцию учителя

Лекция

44

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. М. А. Булгаков и театр.

Жизнь и творчество. Роман  «Белая гвардия» (Обзор.)  Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»  

Знать: биографию писателя,  сложную судьбу его произведений.

Реферат

о жизни и творчестве Булгакова

45

История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».. Роль эпиграфа. Многоплановость,  разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

Лекция, инд.задания

46

Проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблемы и герои  романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа.

Знать: значение романа, его судьбу; особенности жанра и композиции.

Уметь: анализировать художественный текст.

Беседа. Практикум

47

Жанр и композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».  

Замысел писателя; перекличка линий романа. Своеобразие жанра и композиции романа

Знать: замысел писателя;  перекличку линий романа.

Уметь: анализировать художественный текст.

Анализ текста

48

Анализ эпизода из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».  (по выбору учителя).

Нравственные уроки романа, главные ценности. Любовь и творчество в романе.

Знать: содержание романа

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Анализ текста

49

Зачетная работа за первое полугодие

Контроль знаний по теме

Знать изученные произведения, сведения по теории и истории литературы. Уметь применять полученные знания  

Урок контроля

50

А. П.Платонов. Жизнь и творчество.

Жизнь и творчество. Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы.

 Знать важнейшие биографические сведения о писателе;   характерные особенности стиля писателя.

Внеклассное чтение

51

Повесть А. П. Платонова  «Котлован»: обзор

Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие

Знать   текст произведения; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Уметь видеть  актуальность повести «Котлован».

Внеклассное чтение

52

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики

Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…». Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...»,.  Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Реферат

по творчеству Ахматовой

53

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой.

«Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» . Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Знать: биографию поэтессы, мотивы и настроения ее ранней лирики; отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний,  тема любви и искусства.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.

Практикум.

Выразительное чтение наизусть

54

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием».

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема».

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику, художественные особенности поэмы

Анализ поэмы

55

Тема   исторической памяти в  поэме  А. А. Ахматовой «Реквием».

Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений)

Знать: поэзию Ахматовой, неразрывно связанную с Россией, русской культурой.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст.

Анализ поэмы

56

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта.

 Жизнь и творчество. (Обзор.) Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

 Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

 Лекция.

Практикум.

57

 О. Э. Мандельштам. Стихотворения  «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»

Трагический конфликт поэта и эпохи. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...».

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Знать важнейшие биографические сведения о поэте. Уметь анализировать произведение в единстве содержания и формы.

Лекция.

Практикум

58

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой

Жизнь и творчество Марины Цветаевой. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...»     «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики.

Знать: основные темы и мотивы цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений;

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

 

Лекция.

Практикум

59

Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве».  Своеобразие поэтического стиля.

Стихотворения     «Тоска по родине! Давно…»., «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»),   «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

60

М, А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы»

Представление о личности Шолохова и значение его произведений. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Знать биографию писателя.

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности.

Уметь выступать с устным сообщением.

Конспект

61

Картины Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Закономерности эпохи, картины жизни донских казаков в романе. Правда о гражданской войне как трагедии народа.

Знать: содержание произведения, исторические факты гражданской войны.

Уметь: проводить обобщающе-сопоставительный анализ произведений

Беседа

62

Проблемы и герои романа «Тихий Дон». М. А. Шолохова

Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых.

. Знать главных героев, основные сюжетные линии.

Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

 Беседа.

63

Судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Трагичная судьба Мелехова. Характеристика литературного героя.

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Беседа. Характеристика героя

64

Трагедия народа в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Изображение Шолоховым жизни казачьих семей. Развитие гуманистических традиций  русской литературы в изображении войны и её влиянии на человека

Знать: содержание произведения.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Беседа.

65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова

Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе

 Знать: содержание романа

Уметь: анализировать художественный текст; выступать с устным сообщением

 Беседа.

66

Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон»

Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений)

 Уметь выступать с устным сообщением

 Беседа.

67

Письменная работа по творчеству М. А. Шолохова

Контроль знаний по теме

Знать: содержание и особенности романа.

Уметь: аналитически работать по тексту (в группах).

Контрольный тест

68

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия

Литература периода     Великой Отечественной войны. (Обзор)Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана. Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Знать: авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны.

Уметь: конспектировать лекцию учителя

Конспект Лекция. Беседа.

69

Литература второй половины XX века (обзор).

Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима .

Знать характерные особенности эпохи; основные этапы развития литературы. Уметь составлять конспект..

Конспект.

70

Поэзия 60-х годов. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели»

Обзор литературной ситуации периода «оттепели» Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

Знать: авторов и содержание произведений.

Уметь: анализировать произведения.

Конспект

71

Новое осмысление военной темы в литературе 50— 90-х годов.  

Литература 50—90-х годов (Обзор). Повесть Кондратьева «Сашка» Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева .

Знать: содержание повестей.

Уметь: анализировать произведение

Семинар

72

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика.  

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» .«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина )Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).Поэма «По праву памяти». Жанровые особенности и идейное содержание поэмы

Знать: биографию писателя, основные темы творчества.

Уметь: анализировать произведения.

 Лекция.

Практикум.

73

Осмысление темы войны в лирике А. Т. Твардовского.  

Знать: содержание произведений.

Уметь: анализировать произведение.

Лекция.

Практикум

74

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество.

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта.  

Знать: биографию поэта,  разнообразие его дарований; его раннее творчество, поэтическую эволюцию Пастернака.

Уметь: конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Лекция.

Практикум

75

Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения . Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути».

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Лекция.

Практикум

76

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака

 

Знать: историю создания романа, его сюжет.

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Внеклассное чтение.

77

Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

Уметь: составлять письменное высказывание по определенной теме.

Внеклассное чтение.

78

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича»   Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

 

 Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

 На материале произведений писателя прийти к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве..

Лекция.

Беседа.

79

Повесть «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына.

Анализ рассказа

80

В. Т. Ш ал а м о в. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»)

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы «На представку», «Сентенция». Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ овествователя. Новаторство Шаламова-прозаика. Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведения; сюжет,  особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

 На материале произведений писателя прийти к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве..

Внеклассное чтение.

81

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики.  

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

Лекция. Практикум.

Анализ стихотворений

82

«Деревенская» проза в современной литературе. В. П. Астафьев.   «Царь-рыба».

В, П. Астафьев. «Деревенская» проза в современной литературе. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы».

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст

Лекция.    Беседа.

83

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»  

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор)

Знать: содержание произведения

Уметь: анализировать художественный текст

Лекция.  Беседа.

84

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы повести  «Прощание с Матерой».

Валентин Григорьевич Распутин. «Прощание с Матерой», «Последний срок».   Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность.

 

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
воспитывать преданность своему краю, патриотизм; умение понимать людей старшего поколения.
 

Анализ текста

85

В. Г. Распутин. Нравственные проблемы повести «Последний срок».  

Беседа.

86

И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики  поэта.  

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.   Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Знать: своеобразие поэтического мышления и языка Бродского.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Беседа.

87

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта.  

 Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...».  Память о войне в лирике поэта-фронтовика.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика

Практикум.

88

  Ю. В. Т р и ф о н о в.  Нравственные проблемы в повести «Обмен»

«Городская» проза в современной литературе. Ю. В. Т р и ф о н о в. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Внеклассное чтение.

89

А. В. В а м п и л о в. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

Темы и проблемы современной драматургии (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота».  Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Знать проблематику, конфликт, систему образов, композицию пьесы

Внеклассное чтение.

90

Из литературы народов России. М. К а р и м. Жизнь и творчество. Лирика.

 Из литературы народов России. М. К а р и м. Жизнь и творчество. «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...».

«Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта

Знать: своеобразие поэтического мышления  поэта.

Уметь: анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

Внеклассное чтение.

91

Психологизм лирики башкирского поэта М. Карима.

Внеклассное чтение.

92

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

 Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия. (Обзор)

 Знать основные направления и тенденции развития современной литературы.

Понимать замыслы современных писателей, мотивы написания произведений.

Лекция.

93

Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

 Литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература

Уметь определять тему произведения, идею, главную мысль, проблемы произведения.

Лекция.

94

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».  

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». (Обзор)Английская фантазия на русские темы. Мастерство писателя в создании характеров. Труд как созидательная сила.

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения.

Уметь выступать с устным сообщением.

Уметь анализировать драматическое произведение

Внеклассное чтение.

95

Духовно-нравственные проблемы   пьесы Д. Б. Шоу  

Внеклассное чтение.

96

Т. С. Э л и о т. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»  

Т. С. Э л и о т. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля

Внеклассное чтение.

97

Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе.   Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

Э. М. Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

Знать основные вехи жизни и творчества писателя.

Знать особенности языка, стиля писателя

Внеклассное чтение.

98

Э. М. Ремарк. «Три товарища» Трагедия и гуманизм повествования

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. . Своеобразие художественного стиля писателя

Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля

Внеклассное чтение.

99

Проблемы и уроки литературы XX века

Тестирование.

Контрольное тестирование за курс 11 класса.

Тестовые задания

Знать изученные произведения, сведения по теории и истории литературы. Уметь применять полученные знания при анализе и оценке художественных произведений.

Тест

100

Итоговый урок.

101-102

Резервные уроки


Раздел IV.

Учебно-методическое обеспечение

Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной,

В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной.

М. «Просвещение». 2006

Дополнительная литература

  1. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002
  2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.

 11 класс.II полугодие.- М.: ВАКО, 2006

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11 класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
  2. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008
  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:А
  4.  Чертов В.ф. Литература 11 класс (Тесты, вопросы, задания  по русской  литературе

 20 века).  М. «Просвещение», 2002  

  1. Я иду  на  урок  литературы,11 класс  М. «Первое сентября»,2002                                                                            
  2. Преподавание  литературы в 11 классе. Книга  для  учителя  М. 2001                                        
  3. .Контрольные  и  проверочные  работы  по  литературе  9-11 классов                                                
  4. Поэзия  серебряного века  М. «Дрофа», 1997                                                                                          
  5. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995

Материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. CD диски, презентации
  4. Наглядные пособия и дидактический материал

Раздел    V.

Лист внесения изменений.

Дата

Содержание изменения или дополнения

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...