Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему
Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_odarennymi_6_klass.docx | 46.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Ленинского района города Саратова
Рабочая программа
Корыбко О.Г., учителя
факультатива по математике
«Работа с одаренными детьми»
для 6 а класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»______________2015 г.
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».
На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Факультативный курс направлен на достижение следующих целей:
- развитие логического мышления;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- привитие интереса к предмету.
Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:
- адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
Цели курса:
• выявление и развитие математических способностей учащихся;
• повышение активности учащихся;
• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;
• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;
• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;
• воспитание интереса к математике;
• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Метапредметные:
- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
- демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- синтезировать знания.
Предметные:
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
- развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
- обогащать математический язык школьников;
- расширить кругозора учащихся;
- повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
- развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.
Личностные:
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
- развивать пространственное воображение;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Содержание учебного курса
При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Задачи факультативного курса по математике определены следующие:
- развитие у учащихся логических способностей;
- формирование пространственного воображения и графической культуры;
- привитие интереса к изучению предмета;
- расширение и углубление знаний по предмету;
- выявление одаренных детей;
- формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
- адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Учебно-тематический план (34 часа)
№ занятия | Наименование темы
| Часы |
1 | Вводное занятие. Как люди научились считать. Из истории развития арифметики. | 1 |
2 | Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | 1 |
3 | Задачи на сообразительность, внимание, смекалку. | 1 |
4 | Логические задачи. Быстрый счет. | 1 |
5 | Задачи со спичками (спички и квадраты) | 1 |
6 | Чередование. Четность. Нечетность. Разбиение на пары. | 1 |
7 | Простые и составные числа. Деление с остатком. | 1 |
8 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
9 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
10 | Признаки делимости. | 1 |
11 | Решето Эратосфена. Математические игры. | 1 |
12 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 |
13 | Решение задач с помощью графов. | 1 |
14 | Геометрическая смесь. Задачи со спичками. | 1 |
15 | Решение олимпиадных задач. | 1 |
16 | Решение олимпиадных задач. | 1 |
17 | Решения задач математического конкурса «Кенгуру». | 1 |
18 | Решения задач математического конкурса «Кенгуру». | 1 |
19 | Расстановки, перекладывания. | 1 |
20 | Переливания, дележи, переправы. | 1 |
21 | Числовые ребусы. Числовые головоломки. | 1 |
22 | Лист Мебиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. | 1 |
23 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 1 |
24 | Решение логических задач. | 1 |
25 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
26 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
27 | Решение логических задач. | 1 |
28 | Решение логических задач. | 1 |
29 | Задачи на части. Дроби. | 1 |
30 | Проценты и дроби. | 1 |
31 | Решение логических задач. | 1 |
32 | Арифметические ребусы. | 1 |
33 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
34 | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | 1 |
ИТОГО |
| 34 ч |
Планируемые результаты
Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года смогут научиться:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
- оценивать логическую правильность рассуждений;
- распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
- решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
После изучения данного курса учащиеся получат возможность научиться различать и находить:
- различные системы счисления;
- приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
- приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
- различные системы мер;
- приёмы решения практических задач на перегибание, плоские разрезания, делимость.
Литература и средства обучения
- А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
- Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2009 г.
- В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 2012 г.
- «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2008 г.
- Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012 г.
- Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 2010г.
- Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 2012 г.
- И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2012 г.
- Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,2010 г.
- С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009 г.
- Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»
Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность» Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"
Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....
Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.
Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....
рабочая программа факультативного курса "Грамматика английского языка" 5-7 классы
рабочая программа...
Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс
Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы: "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...