Рабочая программа факультативного курса по математике "Работа с одаренными детьми". 6 класс
рабочая программа по алгебре (6 класс) на тему

Корыбко Ольга Геннадьевна

Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».

На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_odarennymi_6_klass.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

Ленинского района города Саратова

 

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей ___________________________

Протокол № ___ от «____» ________ 2015  г.

___________/Л.Н.Борисова/

«Согласовано»

Зам. директора по УР _________/Т.В. Царева/

 «___»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 76»

____________/И.А.Вехова/

 Приказ № _____

от «___»____________2015 г .

Рабочая программа

Корыбко О.Г., учителя

факультатива по математике

«Работа с одаренными детьми»

для     6 а    класса

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

 от «___»______________2015 г.

2015 - 2016  учебный год

Пояснительная записка

Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми».

На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.

Факультативный курс направлен на достижение следующих целей:

  • развитие логического мышления;
  • раскрытие творческих способностей ребенка;
  • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
  • привитие интереса к предмету.

Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

  • адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено;
  • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

Цели курса:

• выявление и развитие математических способностей учащихся;

• повышение активности учащихся;

• систематизирование и углубление знаний, совершенствование умений по предложенным темам;

• развитие воображения, математического и логического мышления, памяти, внимания, интуиции детей;

• создание условий для самостоятельной творческой работы учащихся;

• воспитание интереса к математике;

• профессиональная ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Метапредметные:

  • учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
  • учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
  • учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  • демонстрировать высокий уровень надпредметных умений;
  • достигать более высоких показателей в основной учебе;
  • синтезировать знания.

Предметные:

  • повышать интерес к математике;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся на основе дифференцированных занимательных заданий;
  • обогащать математический язык школьников;
  • расширить кругозора учащихся;
  • повысить мотивацию обучения для слабоуспевающих школьников;
  • развивать коммуникативные навыки в процессе практической и игровой деятельности.

Личностные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
  • развивать пространственное воображение;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
  • воспитывать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Содержание учебного курса

При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.

Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5 классе, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

  • развитие у учащихся логических способностей;
  • формирование пространственного воображения и графической культуры;
  • привитие интереса к изучению предмета;
  • расширение и углубление знаний по предмету;
  • выявление одаренных детей;
  • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
  • адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.

Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы.  Занятие не должно длиться более 45 минут. Частота занятий – 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Учебно-тематический план (34 часа)

№  занятия

Наименование темы

 

Часы

 1

Вводное  занятие. Как люди научились считать. Из истории развития арифметики.

1

2

Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку.

1

3

Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку.

1

4

Логические  задачи.  Быстрый  счет.

1

5

Задачи  со  спичками (спички  и  квадраты)

1

6

Чередование.  Четность.  Нечетность.  Разбиение  на  пары.

1

7

Простые  и  составные  числа.  Деление  с  остатком.

1

8

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

9

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

10

Признаки  делимости.

1

11

Решето  Эратосфена.  Математические  игры.

1

12

Методы  поиска  выигрышных  ситуаций.

1

13

Решение  задач  с  помощью  графов.

1

14

Геометрическая  смесь.  Задачи  со  спичками.

1

15

Решение  олимпиадных  задач. 

1

16

Решение  олимпиадных  задач. 

1

17

Решения задач математического конкурса «Кенгуру».

1

18

Решения задач математического конкурса «Кенгуру».

1

19

Расстановки, перекладывания.

1

20

Переливания,  дележи, переправы.

1

21

Числовые  ребусы.  Числовые  головоломки.

1

22

Лист  Мебиуса.  Задачи  на  разрезание  и  склеивание  бумажных  полосок.

1

23

Решение  текстовых  задач  арифметическим  способом.

1

24

Решение  логических  задач.

1

25

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

26

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

27

Решение  логических  задач.

1

28

Решение  логических  задач.

1

29

Задачи  на  части.  Дроби.

1

30

Проценты  и  дроби.

1

31

Решение  логических  задач.

1

32

Арифметические  ребусы.

1

33

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

34

Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.

1

ИТОГО

 

34 ч

Планируемые результаты

Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года смогут научиться:

  • находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
  • оценивать логическую правильность рассуждений;
  • распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач;
  • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
  • уметь составлять занимательные задачи;
  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
  • применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля;
  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

После изучения данного курса учащиеся получат возможность научиться различать и находить:

  • различные системы счисления;
  • приёмы рациональных устных и письменных вычислений;
  • приёмы решения задач на переливание, движение и взвешивание;
  • различные системы мер;
  • приёмы решения практических задач на  перегибание, плоские разрезания, делимость.

Литература и средства обучения

  1. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
  2. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2009 г.
  3. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 2012 г.
  4. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2008 г.
  5. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 2012 г.
  6. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 2010г.
  7. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 2012 г.
  8. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2012 г.
  9. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,2010 г.
  10. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 2009 г.
  11. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Рабочая программа факультативного курса "Элементы физики" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа факультатива "Элеметы физики" содержит основные темы из курса физики средней школы, но в более сжатой и упрощенной форме. Курс предусматривает изучение элементарных сведений, доступн...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса «Русская словесность»

Рабочая программафакультативного курса по русскому языку для 9 класса«Русская словесность»   Рабочая программа составлена на основеПрограммы по русскому языку для общеобразователь...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 8 класса "Секреты русской орфографии"

Данная программа, возможно, поможет словесникам, уделяющим особое внимание повышению уровня орфогафической грамотности учащихся....

Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.

Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....

Рабочая программа факультативного курса "Язык в речевом общении" 8 класс

Создана рабочая программа к факультативному курсу Автор ЛЬвова С.И. Программа включает в себя разделы:   "Язык как средство общения", "Речевой этикет", "Речевое общение", "Роль орфоэпии в речевом...