Урок литературы "Два гения встречаются во времени...Байрон и Пушкин"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данный урок решает проблему организауии развивающего пространства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы.
Класс 10
Тема: «Два Гения встречаются во времени… Байрон и Пушкин»
Цели:
организация развивающего пространства;
определение общей эволюции мастерства поэтов.
Формирование умений:
а. Исследовать факты жизни поэтов, помочь увидеть в поэзии Байрона и Пушкина
отражение взглядов поэтов;
б. Составлять краткие психологические комментарии к лирике поэтов.
в. Выделить в процессе урока общее в жизни, мировоззрении в творчестве поэтов.
г. В « Листке Успеха» выразить личное отношение к творчеству поэтов, оценить свою работу на уроке.
Тип урока: биллингвальный.
Методические приемы:
Работа в группах.
Работа «Пресс-центра»
Создание ситуации «Ролевая игра»
Презентация к уроку по теме.
Оборудование:
- Мультимедиа
- Портреты А.Пушкина и лорда Байрона.
- Запись на доске:
Начало 19 века
Лондон 1788 г. «Восточные поэмы» Испания – Греция – Англия 1824г.
Москва 1799г. «Южные поэмы» Кишинев-Одесса-Санкт Петербург
1837 г.
Ход урока:
Пресс- центр: А. Два гения встречаются во времени
Б. Пушкин и Байрон
А. Они спешат жить.
Б. Одно и то же время,
Одна и та же торжественная жизнь наполняет Вселенную.
А. Их именами дышало сознание нескольких поколений
Они в делах и памяти, в жизни и в истории
Б. И все, что связано-Пушкиным и Байроном- вошло и
входит в состав настоящего и будущего.
1. Галина Ивановна: « В какое время жил Байрон?
Наполеон 1 был убит под Ватерлоо, подавлена революция в Италии,
Началась Национальная война в Греции. В Англии вешают и убивают рабочих за
антигосударственные действия. Байрон проявляет большой интерес к России. Его
девизом были слова «Кто драться не может за волю свою – чужую отстаивать
может!»
Когда было Байрону 11, родился Пушкин»
Раиса Ивановна: «Мужание Пушкина проходило под знаком «грозы двенадцатого года» Он испытал в Лицее и после Лицея влияние ранней декабристской идеологии и отразил уже в ранней лирике русского гражданского вольнолюбия. Пушкин разнообразен. Мучила гения и мыслителя сеть мелких интриг, мешавших свободно дышать и творить. Сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и наслаждение природой, жажда внутренней свободы, неутихающая скорбь-обостренное желание гармонии - в этом вся жизнь Гения.
2 .Пресс- центр: Какими они были? Что объединяет их?
Перед нами презентация «Байрон и Пушкин»
( В презентации портреты . текст:
Байрон красив, огромные глаза, пухлые губы. Взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, чуть прихрамывающая походка.
Пушкин: поражает голубизна глаз на смуглом лице, подвижен, невысокого
роста, густые каштановые вьющиеся волосы»
Пресс- Центр: в творчестве Байрона и Пушкина мы встречаем слова, значение
которых необходимо понимать. Работу эту выполняют исследователи.
3..Работа исследователей:
А. Лексическое значение слов: «карбонарий», «корсар», «пират»;
Б. Лексическое значение слов: «цыганский табор», «быт цыган», « Стансы»
Комментируют: эти слова в лирике Байрона -это страстный голос поэта, выражающего протест несвободе, прославляющего свободу, мир странствий и
приключений. Это в «Восточных поэмах» - « Корсар», «Бронзовый век». (зачитывается отрывок из поэмы «Корсар»)
В творчестве же А. Пушкина - смятение, душевное одиночество, стремление к внутренней свободе – выражено в «Южных поэмах». Это «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан». (вступление к поэме «Цыганы»)
Ролевая игра:
1 сцена.Отрывок из поэмы « Корсар»
Над бурной далью темно-синих вод
Царит наш вольный беспокойный род.
Вся наша жизнь-кипение борьбы
Волненье чувств, горячей крови ток,
Знакомый все скитальцам без дорог.
Конрад знает тайну, как владеть толпой,
Под маскою скрывает облик свой.
Его сухой высокомерный вид
Внушает уваженье и страшит.
Спокойна поступь и надменный взор
В них вежливый, но ледяной отпор.
- Ну каковы дела?
- На бриге все, и шлюпка у камней!
-Ждет только Вас!
-Мой меч и плащ скорей!
-Таблички ты прочтешь
Они важны, в них указанья ценные даны.
Удвоишь стражу и отдашь приказ
Ансельмо, как вернется он, тотчас.
Пройдут три дня, и полдень золотой
Возврат наш озарит!
2 ая сцена.
Цыганы
Скажи, мой друг, ты не жалеешь
Не был бы так твой страшен приговор
О том, что бросил навсегда?
Алеко: Что ж бросил я?
Земфира: Ты разумеешь: людей отчизны, города.
Алеко: О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди, в кучах за оградой ,
Не дышат утренней прохладой,
Ни вешним запахов лугов.
Любви стыдятся, мысли гонят,
Торгуют волею своей.
Что бросил я?
Земфира: Но там огромные палаты,
Там разноцветные ковры,
Там игры, шумные пиры,
Уборы дев там так богаты!
Алеко: Что шум веселий городских?
Где нет любви, там нет веселий
Скажи мне, что такое слава?
Могильный гул, хвалебный глас.
Из рода в роды звук бегущий...
3 -я сцена.
Конрад. Гюльнара
Корсар! Ты на смерть осужден.
Но я перед пашой защитница твоя.
Тебя жалею я. Хочу чтоб жил.
Сейчас для бегства у тебя нет сил
Но что могу до сделаю, чтоб скор
Ты видишь большего нельзя сейчас,
А неудача гибельна для нас.
Готов на все! Мне чужды боль и страсть!
Не соблазняй свободою маня:
То недостойно было бы меня,
Ужель бегу врага не победив,
Из всех моих один останусь жив?
Я все снесу, и не раздастся стон.
Пусть выбит меч...он был мне верный и надежный друг.
Знай пленник, это чтоб тебе помочь, я жизнь за жизнь тебе надеюсь дать.
Прощай! Уж утро! Пусть мне будет ложь
И тяжела - но завтра не умрешь!
-
4 .Пресс-Центр.
А. Образ поэта, глубокий жизненный смысл, вера в будущее, осознание своей гражданской позиции - все это в лирике Гениев, живших в одну эпоху, в одно время.
Б. Лирическое осмысление своего времени, идеалов, жизненного пути в лирике.
Чтение стихотворений Байрона и Пушкина на английском и русском языках: «Моя душа потемки», «Стансы», « Я пережил свои желанья», «Дар напрасный, дар случайный», «На холмах Грузии», «Что в имени тебе моем?»
5 . Работа в группах. Вопросы для продумывания:
Почему звание у Байрона было « сэр лорд»?
Где Пушкин находился во время восстания декабристов?
Что ответил он на вопрос царя: « Где бы вы были 25 декабря, если бы были в Петербурге?»
Где путешествовал Байрон?
Какие жанры лирических произведений были в творчестве поэтов?
Презентация (вывод)
Вопрос: Что в жизни и в творчестве объединяло Байрона и Пушкина?
Заключение: «Листок Успеха
- Оценим свою работу в анкете.
- Сочинение-миниатюра по теме «Что тебе в имени Байрона и Пушкина?
- Уходя, подумай и дай оценку уроку –
Красный квадрат - отлично.
Белый - ничего хорошего.
Вопрос для дискуссии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шуточные уроки к вечеру встречи выпускников
В нашей школе Вечер встречи выпускников проходит необычно. После торжественной части бывшие выпускники расходятся по классам, где их ждет индивидуальная развлекательная программа. Я, например, со свои...
Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс
Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит...
Урок по теме "Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость"
Занимательные материалы по теме "Фразеологизмы"...
урок английского языка «Встреча с корреспондентами», 5 класс
Данный урок носит название «Встреча с корреспондентами журнала». Это пятый урок по теме. Ему предшествовали два больших интервью в учебнике, одно из которых учащиеся учили наизусть по ролям. Данный ур...
Конспект урока "Творческий гений Микеланджело Буонарроти"
Данный материал поможет учителям МХК при изучении творчества одного из титанов итальянского Возрождения - Микеланджело Буонарроти....
Урок по технологии " Встреча весны. Прилет птиц. Выполнение поделок в технике оригами"
Урок по технологии в 3 классе. Цель урока:Ученик научится организовывать деятельность по выполнению проекта....
урок МХК "Гений Леонардо да Винчи"
На этом уроке дети ближе познакомятся с художником Итальянского Возрождения Леонардо да Винчи....