Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы 6 класс
Тема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)
Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.
Задачи:
- Учить внимательному чтению произведения;
- Способствовать развитию умения определять авторские приемы характеристики героя;
- Способствовать формированию системы нравственных ориентиров учащихся.
Оборудование: текст произведения; презентация ppt«Слово о В.М. Шукшине», проектор мультимедиа, аудио запись «Фрагмент рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
Методология урока: создание коммуникативно-проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konkurs.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 6 класс
Тема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)
Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.
Задачи:
- Учить внимательному чтению произведения;
- Способствовать развитию умения определять авторские приемы характеристики героя;
- Способствовать формированию системы нравственных ориентиров учащихся.
Оборудование: текст произведения; презентация ppt «Слово о В.М. Шукшине», проектор мультимедиа, аудио запись «Фрагмент рассказа В.М. Шукшина «Срезал».
Методология урока: создание коммуникативно-проблемной ситуации.
Ход урока
- Мотивационный этап.
- Добрый день, друзья! Я благодарю, что именно мы с вами находимся здесь и сейчас. Предлагаю осветить главное. Представьте себе, что вам встретился человек, он вас заинтересовал, но вы с ним не знакомы. Что вы сделаете?
- Сегодня наш урок предлагает нам встречу с произведением замечательного художника слова Василия Макаровича Шукшина. Давайте узнаем немного о нем. Презентация
2. Вступление к тексту:
- Ну что ж, перед нами рассказ «Срезал». Ребята, вы прочли произведение. А какие вопросы вы задали бы после прочтения автору?
3. Выход на тему.
- Рассмотрим рассказ. Какое событие встревожило жителей деревни?
Глеб Капустин
- Что за герой раскрывается на фоне этого события?
(учитель на доске отмечает центр будущего кластера)
- Ребята, найдите в тексте слова, которыми автор характеризует своего героя? (выйти к доске и написать, составляется кластер)
(портрет, отношение жителей деревни)
- Зафиксируйте в тетради, но тему урока пока мы не пишем. Оставьте три строки для того, чтобы позже записать тему.
- А чего в рассказе больше: действия героя или его речи?
- Действительно, несмотря, что автор дает оценочный портрет, все же главным средством создания характера остается традиционный для Шукшина прием речевой характеристики, отражение героя в его словах.
Вот как сам автор объяснял причину использования этого приема: сл.8
3. Работа по тексту.
- Давайте пойдем вслед за автором и выберем из текста несколько фраз героя, которые, на ваш взгляд, точно раскрывают его характер.
Прочитаем вдохновенно.
4. Прослушивание аудио записи.
- А теперь послушайте фрагмент рассказа в актерском прочтении, а после этого мы ответим на главный вопрос (помните, нам с вами необходимо найти и определить главное) аудиозапись (первые 2 минуты)
5. Словарная работа.
- Почему ключевое слово для нас сегодня – срезал? Чем же срезал герой Шукшина? Почему он выделен автором среди других героев произведения?
(он отличается начитанностью, необычными, непривычными для деревни словами)
- Обратимся к его словарю: сл 9
6. Работа по образу.
- Какое настроение мы получаем от общения с Глебом Капустиным? А как чувствуют себя герои, на которых он обрушивается с обвинительной речью?
- А согласитесь ли вы с мнением о том, что этот рассказ и грустный, и смешной? Почему?
- Что является главным средством характеристики героя? – Слово. А какое отношение к слову сложилось, например в практике русского фольклора, в частности, в пословицах? Какие пословицы вы знаете о слове?
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь
- А слышали вы такое высказывание: «И счастье, и беда у человека на языке»?
7. Подведение итогов.
- Как можно соотнести эту пословицу с нашим Глебом Капустиным?
- У него все его беды на «языке»: его слово ядовито, язвительно, он жесток, вызывает интерес, но любви к нему не было, малообразован (только верхушки общеизвестных истин). Ему нужна помощь, потому что у него нет друзей, он одинок.
- Предлагаю вам два высказывания В.М. Шукшина, прочтите их и выберете одно, которое , на ваш взгляд, соответствует главной мысли рассказа «Срезал»
1. В рассказе не должно быть лжи.
2. Нам бы немножечко добрее быть...
Будьте повнимательнее друг к другу,
подобрее...
Учащимся необходимо выйти к доске и на том ватмане с высказыванием, которое оно выбрали, поставить восклицательный знак.
- А теперь вернемся к теме: если вы в заключении нашего урока согласны с тем, что герой рассказа срезал, оказался победителем в словесном «бою» с кандидатами, тогда запишите тему урока с восклицательным знаком и без частицы «ЛИ» («Срезал! (встречая героя В.М. Шукшина)»; если вы думаете, что Глебу Капустину нужна помощь друзей, что он одинок, он не победитель, тогда запишите тему со знаком вопроса и поставьте после него многоточие («Срезал ли?...).
- Я благодарю вас за работу. Но мы с вами не определились еще в одном моменте: а как вы думаете, почему Глеб Капустин такой? Вот на этот вопрос я предлагаю вам ответить на этот вопрос письменно дома.
Но давайте оценим свой путь сегодня: те ребята, которые сегодня определили, нашли то главное, что интересовало их в рассказе – прикрепите свои зеленые карточки на правом поле; те ребята, которые не определились в сегодняшнем уроке – красные карточки на левом поле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Встреча "Герои, герои! Мы вас не забудем…",
Сценарий встречи...
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа....
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».
Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
В.П. Астафьев...
Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.
В.П. Астафьев...