Программа кружка "Волшебница Поэзия"
методическая разработка по литературе на тему
Данная программа поможет учителю литературы организовать деятельность учащихся во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volshebnitsa_poeziya.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лапшинская основная общеобразовательная школа»
Программа кружка
«Волшебница Поэзия»
Автор. Кузнецова Юлия Борисовна,
учитель русского языка и литературы.
с. Лапшино
2011-2012
Пояснительная записка.
Сегодня успешная личность - это в первую очередь творческая,инициативная, мыслящая.
Обучающая программа кружка « Волшебница Поэзия» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лапшинская основная общеобразовательная школа» Вохомского района Костромской области посвящена раскрытию талантов детей в области стихосложения и дальнейшему их развитию.
Программа актуальна в настоящее время, ведь способствует творческому самовыражению учащихся, воспитывает стремление к творческому поиску, приобщает детей к миру искусства. Она помогает детям раскрыться, учит выражать свои мысли и чувства. Программа способствует развитию речи детей, что очень важно в современном мире. Она позволяет детям быть творцами, волшебниками. Также она воспитывает терпимость, коллективизм, что способствует более успешному процессу социализации личности. Дети учатся высказывать своё мнение, считаться с мнением товарищей. Дети учатся разгадывать загадки жизни, чувствовать мир природы, уважать семью, животных.
Программа кружка « Волшебница поэзия» включает в себя методические приёмы технологии развития « критического мышления», что подтверждает её новизну. Занятия проходят за круглым столом, что способствует сплочённости детей, доброжелательной атмосфере. Дети видят и слышат друг-друга, общаются, обмениваются опытом. В конце каждого занятия проводится рефлексия. Каждый ребёнок оформляет дневник «Мои творения», куда включает не только стихи собственного сочинения, но и красочно иллюстрации к ним. Дети представляют свои творения на праздниках, концертах. Создают презентации, проекты. Участвуют в различных конкурсах.
Цель программы.
Формирование у школьников знаний, умений и навыков в области стихосложения.
Задачи программы.
1.Развивать у учащихся чувственное восприятие красоты, стимулирующее потребность к творческому самовыражению.
2. Формировать знания, умения, навыки в области литературы, способствовать овладению творческим языком стихосложения.
3.Развивать творческие способности детей.
4.Развивать внимание, целеустремленность, стремление к творческому поиску.
5.Совершенствовать навыки коллективной работы, а также работы в группе, в паре.
6.Формировать духовную и эстетическую культуру, чувство любви к Родине, к природе, к матери.
7.Формировать культуру общения, терпимость и уважительное отношение к другим детям.
8. Воспитывать нравственность.
Направление программы: художественное творчество.
Творческий процесс основывается на принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знания, индивидуального подхода.
Основания для разработки программы.
1. Закон Российской федерации « Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1
2. « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», одобренная распоряжением Правительства Российской федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. №871 « О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности»
4. Приказ Министерства образования Российской федерации от 18.07.2002 г. № 2783 « Об утверждении Концепции профильного обучения»
Ожидаемые результаты реализации программы.
К концу года обучения учащиеся должны знать теорию стихосложения: понятия ритм, стопа; виды рифм; размеры стиха; виды стихов; особенности сочинения различных стихотворных текстов:акростихов, шарад, белых стихов и т.д.
- уметь использовать полученные знания в практической деятельности.
Способы проверки результатов: творческие отчёты,выставки работ, презентации сборников стихов,выступления в концертах, участия в конкурсах.
Реализация программы рассчитана на один год. Всего запланировано 34 занятия Программа включает в себя 4 этапа, последовательность которых нужно соблюдать, так как один вытекает из другого.
Формы занятий как теоретические, так и практические. Это работа с информационными источниками, а также игры, викторины, беседы, лекции,встречи, конкурсы,диспуты, дискуссии, творческие проекты, выставки.
Длительность каждого занятия-1 час в неделю.
Детям важно быть нужными и значимыми, поэтому нам нужно помогать им адаптироваться к условиям современного мира. Именно на это в первую очередь направлена данная программа.
Содержание программы.
Программа « Волшебница Поэзия» состоит из четырёх разделов: «С чего начинается волшебство?», «Что лежит в основе волшебства?», « Мы творим волшебство!», « Мы будем творить волшебство!». Все разделы взаимосвязаны.
В первый раздел программы включено вводное занятие, тема которого «Почему Поэзию называют волшебницей?». Здесь показываю детям важность поэзии в жизни человека, выясняю их отношение к данному жанру. Для этого предлагаю детям составить синквейн со словом поэзия. Вот, что у них получилось.
Поэзия
Волшебная, романтическая.
Завораживает, исцеляет, влюбляет.
Дарит хорошее настроение
Любовь.
Поэзия
Добрая, нежная
Учит, вдохновляет, направляет.
Радует и волнует душу
Улыбка
Поэзия
Красивая, вечная.
Понимает, радует, дарит.
Похожа на солнечный день
Тепло
Оцениваю поэтические способности детей, проведя с ними игру « Буриме». Конечно, для создания стихотворных текстов нужно не только уметь подбирать рифму, но и знать теоретические основы стихосложения. Этому и посвящён второй раздел программы.
Второй раздел программы « Что лежит в основе волшебства» включает в себя 10 занятий. Эти занятия посвящены теоретическому просвещению детей. Здесь главную роль играют поисковые и исследовательские методы, с помощью которых дети находят ответы на вопросы: « Что такое ритм?», « Как определить размер стиха?», « Стопа в стихотворении похожа на человеческую?», « Какие размеры стиха самые распространённые?», « Что такое рифма?», « В чём красота парной рифмы?», « Что я знаю о жизни перекрёстной рифмы?»,
« Каковы тайны кольцевой рифмы?», « Что я узнал о личной жизни холостой рифмы?»,
« Как найти одинарную рифму?». Для того, чтобы процесс обучения был результативным, провожу занятия в игровой форме. А теоретические сведения представляю в виде сказки, легенды или басни, чтобы заинтересовать детей в изучаемом материале. Большое внимание во втором разделе программы уделяю работе над стихотворениями разных поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.Т. Твардовского; а также костромских поэтов: С.Потехина, Е. Репиной, Е. Балашовой, Л. Попова, Т. Иноземцевой и др. Благодаря такой работе дети не только учатся определять разные способы рифмовки, но и узнают новые стихи великих поэтов. Также дети сами подбирают стихи с тем или иным способом рифмовки. В работе над новым материалом использую наглядность, а также ТСО.
Теоретические сведения сразу же подкрепляются практической работой детей. Они сочиняют стихи на различные актуальные и значимые для них темы: « Времена года»,
« Мы в ответе за тех, кого приручили», « Моя любимая семья», « С Новым годом!» ( Приложение 1). Изучая тему «Из жизни перекрёстной рифмы», детям предложила составить кластер со словом порок. Кластер помог детям при создании юмористических стихов, обличающих людские пороки. (Приложение 2)
Третий раздел программы называется «Мы творим волшебство!». Он включает в себя 22 занятия. Здесь дети узнают разные виды стихов: белый стих, стихотворение в прозе, монорим, алфавитный стих, акростих ( Приложение 3), телестих, месостих, стих-лабиринт,центон, тавтограмма, реверс, ропалистический стих,фигурный стих,бесконечный стих, буриме, шарада ( Приложение 4), логогриф, звуковое кольцо, гетерограмма. Здесь первый этап занятия называется « Страничка из истории», на котором рассказываю детям о появлении данного вида стихов. На втором этапе « Знатоки поэзии» мы читаем стихи по теме различных авторов, выявляем их особенности. На третьем этапе «Юные поэты» дети сочиняют разные виды стихов сами (Приложение 5 )Использую словесные, наглядные, практические, исследовательские, поисковые методы обучения.
Четвёртый раздел программы называется « Мы будем творить волшебство!», куда включено итоговое занятие. Дети представят результаты работы за год на отчётном общешкольном мероприятии.
Учебно-тематический план занятий.
№ | Тема занятия | Общее кол-во часов | В том числе теория практика | |
С чего начинается волшебство? 1 час | ||||
1 | Вводное занятие « Почему поэзию называют волшебницей?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Что лежит в основе волшебства? 10 часов. | ||||
2 | Дедушка Ритм и внучка Стопа. | 2 | 1 | 1 |
3 | Братцы - Размеры стиха. | 2 | 1 | 1 |
4 | В гостях у сестричек Рифм. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Красота смежной рифмы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Из жизни перекрёстной рифмы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Тайны кольцевой рифмы | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | О личной жизни холостой рифмы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Одинарная рифма в творчестве поэтов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мы творим волшебство! 22 часа | ||||
10 | Белый стих что белый снег- чист, красив и важен. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Мелодичное и напевное стихотворение в прозе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Монорим и его прообразы. | 2 | 0,5 | 1,5 |
13 | Загадки алфавитного стиха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Экспериментальные стихи | ||||
14 | Акростих и телестих — братья? | 2 | 0,5 | 1,5 |
15 | Магия месостиха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | По дорожкам стиха-лабиринта. | 2 | 0,5 | 1,5 |
17 | Юмористическое стихотворение- центон. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Владимир Иванович Даль - о тавтограмме. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Как прочитать реверс? | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Гомер — основоположник ропалистического стиха. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Изобретение древнегреческих поэтов -фигурный стих. | 2 | 0,5 | 1,5 |
22 | Волшебник Бесконечный стих. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | «Буриме»- популярная игра любителей стихотворного жанра. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Стихотворения- загадки-шарада и логогриф. | 2 | 0,5 | 1,5 |
25 | Звуковое кольцо - это стихотворение? | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Интересное и редкое явление в поэзии- гетерограмма | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мы будем творить волшебство! 1 час | ||||
27 | Итоговое занятие « Мы будем творить волшебство!» | 1 | 1 |
Итог. З4 часа.
№ | Тема занятия | Цель и задачи | Формы занятия |
С чего начинается волшебство? | |||
1 | Вводное занятие « Почему поэзию называют волшебницей?» | Посредством поэтических произведений различных авторов показать важность поэзии в жизни человека. Выявление отношения детей к жанру поэзии. Оценка поэтических способностей детей. | Беседа Игра |
Что лежит в основе волшебства? | |||
2 | Дедушка Ритм и внучка Стопа. | Познакомить ребят с понятиями « ритм» и « стопа», показать их важность при создании поэтического произведения. | Лекция Игра |
3 | Сотворение чудес с помощь помощников- Ритма и Стопы. | Сочинение поэтических текстов. | Практическая деятельность детей |
4 | Братцы - Размеры стиха | Познакомить ребят с размерами стиха, показать их важность в создании поэтических произведений. Определение размера стиха в произведениях разных авторов. | Беседа Игра исследовательская работа |
5 | Ямб и хорей — самые распространённые размеры стиха. | Посредством произведений различных поэтов показать, что ямб и хорей -самые распространённые размеры стиха. Сочинение стихов на тему: « Времена года». | Игра Практическая деятельность детей |
6 | В гостях у сестричек Рифм. | Дать понятие «рифма». Определение способа рифмовки в стихотворениях русских поэтов. | Исследовательская работа Игра. |
7 | Одинарная рифма в творчестве поэтов | Дать определение понятию « одинарная рифма». Посредством литературных произведений учить находить одинарную рифму. Сочинение сказок с использованием парной рифмы. | Игра Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
8 | Из жизни перекрёстной рифмы | Дать определение понятию « перекрёстная рифма». Посредством литературных произведений учить находить перекрёстную рифму. Сочинение юмористических стихов, обличающих человеческие пороки. | Игра Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
9 | Тайны кольцевой рифмы | Дать определение понятию « кольцевая рифма». Посредством литературных произведений учить находить кольцевую рифму. Сочинение стихов на тему: « Мы в ответе за тех, кого приручили. | Беседа Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
10 | О личной жизни холостой рифмы. | Выяснить особенности холостой рифмы. Посредством литературных произведений учить находить холостую рифму. Сочинение стихов на тему «Моя любимая семья» с использованием холостой рифмы. | Беседа Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
11 | Красота парной рифмы | Выяснить особенности парной рифмы. Посредством литературных произведений учить находить парную рифму. Сочинение стихов - поздравлений на тему: « С Новым годом!» | Беседа Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
Мы творим волшебство! | |||
12 | Белый стих что белый снег- чист, красив и важен. | Познакомить ребят с белым стихом и его предками. Привести примеры белых стихов различных авторов. Выделить особенности белого стиха. Сочинение белых стихов на свободную тему. | Сообщение Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
13 | Мелодичное и напевное стихотворение в прозе | Выяснить отличительные черты стихотворения в прозе. Привести примеры стихотворений в прозе различных авторов. Сочинение стихотворений в прозе на тему: «Великая сила искусства» | Беседа Практическая деятельность детей |
14 | Монорим и его прообразы. | Дать определение понятию « монорим». Познакомить ребят с работами разных авторов. Показать прообразы моноримов. | Сообщение Игра |
15 | Мы сотворяем моноримы. | Создание собственных моноримов на свободную тему. | Практическая деятельность детей |
16 | Загадки алфавитного стиха. | Дать определение понятию « алфавитный стих». Показать особенности алфавитного стиха. Привести примеры алфавитных стихов различных авторов. Создание собственных алфавитных стихов. | Игра Практическая деятельность детей |
Экспериментальные стихи | |||
17 | Акростих и телестих- братья? | Дать определения понятиям « акростих» и « телестих». Выяснить их сходства и различия. Привести примеры данных стихов различных авторов. | Беседа Игра |
18 | Мы сочиняем акростихи, посвящённые мамам, а телестихи посвящаем папам. | Сочинение акростихов и телестихов. | Практическая деятельность детей |
19 | Магия месостиха | Дать определение понятию «месостих». Выявить особенности его написания. Создание месостихов. | Игра практическая деятельность детей |
20 | По дорожкам стиха-лабиринта. | Дать определение понятию « лабиринт». Выяснить, как создаются стихи. Привести примеры стихов различных авторов. Нахождение стихов-лабиринтов среди других стихов. | Сообщение Исследовательская работа |
21 | Наши запутанные лабиринты. | Создание детьми стихов-лабиринтов. | Практическая деятельность детей |
22 | Юмористическое стихотворение- центон. | Дать определение понятию « центон». Учить находить центоны среди других видов стихов. Создание собственных центонов по стихам Костромских поэтов. | Игра Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
23 | Владимир Иванович Даль - о тавтограмме. | Дать определение понятию « тавтограмма». Выяснить особенности данного вида стихов. Учить находить тавтограммы среди других стихов. Создание тавтограмм. | Беседа Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
24 | Как прочитать реверс? | Дать определение понятию « реверс», выяснить особенности его создания. Привести примеры реверсов различных авторов. Создание собственных реверсов. | Игра практическая деятельность детей |
25 | Гомер — основоположник ропалистического стиха. | Дать определение понятию « ропалистический стих». Привести примеры ропалистических стихов различных авторов. Создание ропалистических стихов. | Сообщение Практическая деятельность детей |
26 | Изобретение древнегреческих поэтов-фигурный стих. | Дать определение понятию « фигурный стих». Привести примеры фигурных стихов. | беседа Игра |
27 | Мы создаём фигурные стихи. | Сочинение фигурных стихов. | Практическая деятельность детей |
28 | Волшебник - Бесконечный стих. | Дать определение понятию « бесконечный стих». Привести примеры бесконечных стихов. Создание бесконечных стихов. | Беседа Практическая деятельность детей |
29 | «Буриме»- популярная игра любителей стихотворного жанра. | Дать определение понятию « буриме». Выяснить особенности данного вида стихов. Учить находить буриме среди других стихов. Создание буриме. | Игра Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
30 | Стихотворения- загадки- шарада и логогриф. | Дать определения понятиям « шарада» и « логогриф.». Выяснить их сходства и различия. Привести примеры шарад и логогрифоф. | Беседа Игра |
31 | Мы сочиняем шарады и логогрифы. | Создание шарад и логогрифоф. | Практическая деятельность детей |
32 | Звуковое кольцо - это стихотворение? | Дать определение понятию « звуковое кольцо». Выявить его особенности. Привести примеры звукового кольца. Создание собственных работ. | Сообщение Исследовательская работа Практическая деятельность детей |
33 | Интересное и редкое явление в поэзии- гетерограмма | Познакомить ребят с понятием «гетерограмма». Привести примеры гетерограмм различных авторов. Создание гетерограмм. | Игра Практическая деятельность детей. |
Мы будем творить волшебство! 1 час | |||
34 | Итоговое занятие « Мы будем творить волшебство!» | Показать результаты работы за год на отчётном общешкольном мероприятии « Мы будем творить волшебство!» | Концерт Творческие проекты |
Методическое обеспечение программы.
Приёмы и методы организации учебных занятий: репродуктивный, частично - поисковый,проблемный,словесный,наглядный,практический,исследовательский,игровой,
проектный. Также использую приемы необычного начала занятия, приём создания ситуации успеха, юмор как приём развития интереса.
Техническое оснащение:компьютер,телевизор,мультимедиапроектор, принтер, ксерокс.
Методическое оснащение: сборники стихов русских поэтов, папки « Виды стихов»,
« Стихосложение- это наука».
Формы подведения итогов работы по каждому разделу.
По первому разделу программы «С чего начинается волшебство?» в качестве зачётной работы дети пишут эссе « Почему я хочу стать поэтом?». Данная работа помогает понять мотивы, которыми руководствуются дети, решившие посещать кружок.
По второму разделу « Что лежит в основе волшебства?» дети представляют презентации своих работ, выступая в поселенческой библиотеке перед жителями села.
По третьему разделу « Мы творим волшебство!» дети создают сборники стихов разных видов собственного сочинения. Проводится конкурс на лучший сборник стихов.
А на зачётном мероприятии дети не только представляют свои лучшие стихи, но и проводят мастер - класс для учителей и учащихся школы.
Список использованной литературы.
1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха.-М.:Фортуна Лимитед, 2002.
2.Коваленков А.А. Практика современного стихосложения.-М.:Молодая гвардия, 1962.
3.Онуфриев О.О.Словарь популярных рифм.- М.:Рифма, 2002.
4.Печоров Г.М. Новаторское стихосложение В. В. Маяковского: строфика, ее графика, ритмика и рифма.-Санкт-Петербург: МГУКИ, 2000 г.- 180 с.
5.Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для уч-ся.- М.: Просвещение, 1979. - 64 с.
6.Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. -М.: Просвещение, 2002.
7. Холшевников Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. 4-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Академия, 2002.
8. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.56 с.
9.Эйхенбаум Б.М. Мелодика русского лирического стиха. О поэзии. Л., 1969.
Перечень контрольных вопросов и заданий.
Контроль будет осуществляться в устной и письменной форме.
Устная форма: выступление на зачётном общешкольном мероприятии. Здесь оценивать качество знаний будет жюри, состоящее из учеников и учителей.
Письменная форма: тестирование.
Тест.
- Определите вид рифмы.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит...
М.В. Ломоносов
а) парная б) перекрёстная в) одинарная
- Определите вид рифмы.
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнёт с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной»...
а) кольцевая б) холостая в) смешанная
3.Как называется стихотворение без рифм?
а) центон б) велибр в) ропалик
4.Какой вид стихотворения в переводе с латинского означает «одежда или одеяло из лоскутков»?
а) реверс б)центон в)телестих
5.Стих, построенный на одной рифме -это
а) палиндрон б)монорим в) шарада
6. Какой стих предназначен исключительно для зрительного восприятия?
а) алфавитный б)фигурный в)звуковое кольцо
7.У какого вида стихотворения конец переходит в начало?
а) логогриф б) бесконечный стих в) холостой стих
8. Определите вид стиха.
Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал попугая — понёс продавать.
Просил полтину — получил половину.
а)нацикл б)тавтограмма в) реверс
9. Определите вид стиха.
Дано известно: жизнь — борьба,
А у борьбы — один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...
а) рифмоид б) велибр в) звуковое кольцо
- Определите вид стиха.
Азам учили,
А замучили.
Пока лечили-
Покалечили.
а) гетерограмма б)палиндрон в) логогриф
- В наше время этот вид стиха является популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Как он называется?
а)шарада б) буриме в)велибр
Критерии оценки качества: правильные ответы на все вопросы-100%, правильные ответы на 6 вопросов — 50%.
Приложение № 1
Стихи про Новый год
********************
Здравствуй,Дедушка Мороз!
Тебя все дети ждут!
-Ты конфетки-то принёс?
А подарки? Тут?
- Да. Подарки у меня.
- Ну так, деда, не томи!
Ждём подарки уж с утра!
Ты их, дедушка, дари!
В хоровод ребят зови!
Будут дети танцевать,
Песни петь и поздравлять!
***
С Новым годом!
С Новым годом, детвора!
Счастья, радости, добра!
Утром встав, под ёлку вы
Загляните быстро! И
Тогда там найдёте приз-
« Киндер» и другой сюрприз!
***
Авторы. Останина Вера и Медведкова Виктория
Год Дракона на пороге
*********************
Год дракона на пороге!
Дед Мороз уже в дороге.
Ель нарядная стоит
В хоровод встать всех манит!
Она зелёная, большая!
Раскрасавица лесная!
Дед Мороза позовём
И стихи ему прочтём!
Крикнем: « Ёлочка, гори!»
И волшебные огни
Вмиг осветят всех! Ура!
Новый год встречать пора!
Автор. Останина Вера.
**********************
Новый год пришёл! Ура!
********************
« Подарки, ёлка, хоровод!»-
Пишет Варя в Новый год.
Я хочу, чтоб Дед Мороз
Всё вот это мне привёз!
Чтобы чудо совершилось-
Вмиг всё в сказку превратилось!
Вот минута до конца!
Новый год пришёл! Ура!
****************
Будем радость мы дарить
Снова в гости к детворе
Дед Мороз спешит!
Вся бородка в « Оливье»,
И мешок зашит.
Я спросила: « Что случилось,
Милый, добрый Дед Мороз?»
Я лицо его умыла,
Причесала, накормила
И сказала: « Не до слёз!
Новый я мешок сошью,
Все подарки уложу!
И Снегурочкою верной
Я к тебе служить пойду!
Будем счастливо мы жить,
Будем радость мы дарить,
Будем петь и танцевать,
С Новым годом поздравлять!»
Авторы. Останина София и Шишова Алёна
Снегурочка-краса
****************
Ах, Снегурочка-краса,
Краса- русая коса.
Снежная, нежная,
Даришь ты надежду!
И приносишь лишь добро!
Совершаешь волшебство!
Сильно я тебя люблю!
С нетерпеньем в гости жду!
Автор. Ширяева Дарья
НЕЖНАЯ СНЕГУРОЧКА
***********************
Нежная Снегурочка,
Ты такая милая!
Добрая, красивая!
Я хочу похожей быть
Очень на тебя!
И подарки всем дарить
В Новый год всегда!
Авторы. Редькина Наталья и Редькина Екатерина
Приложение № 2.
Стихи, обличающие человеческие пороки.
Ленивый Петя.
Лежал Петя на печи!
И грыз Петя кирпичи.
Потому что всю еду
Слопал он ещё к утру.
Но не думал в тот момент,
Что есть будет на обед.
Жадность.
Жила в пруду лягушка-жадина!
И мошек съела всех одна!
Такая вот была говядина!
Лягушки разозлились и крикнули: « Война!
Тебе, лягушка-жадина, хана!»
Обжорство.
Жил-был мальчик Жора.
Он был такой обжора!
Ел на завтрак он цыплят, поросят и индюшат,
А на обед-сразу дюжину конфет!
Его зовут на ужин, а он кричит: « Я не могу!
Мой живот болит! У-у!»
Только слышен топоток:
Бежит Жора на горшок!
Приложение №3
Акростихи о маме!
Глаза твои прекрасны очень!
А губы нежные так сочны!
Любые дела твои срочны.
И могут помочь тебе дочи!
Навеки с тобою мы рядом,
А надо ль иную награду?!
Автор. Останина Вера, 5 класс
Голос твой с флейтою схожий,
Ангел-хранитель ты мой!
Любим тебя, ты всё сможешь!
И мы сможем рядом с тобой!
На свете есть много людей хороших,
А я не тебя хочу быть похожей!
Автор. Останина София, 5 класс
Голова твоя самая умная,
А глаза твои самые добрые.
Люблю я тебя больше всех!
И самая добрая мамочка
На свете красивее всех!
А я твой защитник навек!
Автор. Циркунов Александр, 5 класс
Ты такая добрая,
Ах, мамочка моя!
Ты всегда счастливая!
Ь
Я люблю тебя!
Не хочу другую маму,
А люблю одну Татьяну!
Автор. Шишов Валерий, 6 класс
Ах, какая моя мама!
Нет на свете лучше!
Нет на свете лучше Анны!
Анна-светлый лучик!
Автор. Залевский Евгений, 6 класс
И умная, и любимая!
Родная и счастливая!
Ирину-мою мамочку
Нежно любит папочка,
А я ещё нежней!
Автор. Ширяева Дарья, 6 класс
Твой голос
Ангельский!
Твой волос
Ь
Янтарный!
На тебя я с любовью смотрю:
«Ах, мамуля!»- тебе говорю
Автор. Береснев Алексей, 2 класс
Надеюсь на тебя всегда,
А ты на меня тоже!
Да! Ты прекрасна, молода!
Ещё ты много можешь!
Желаю тебе счастья,
Добра и красоты!
А для меня всего важней на свете -ТЫ
Автор. Скрябина Анна, 2 класс
Горжусь своей я мамой,
А мама мной гордится!
Любимою и главной!
И буду я молиться,
Надежду сохраняя,
А мама -веселиться! Любимая такая!
Автор. Цымлякова Полина, 4 класс.
Приложение № 4
Шарады
1.Живу я в лесу!
Я сильный и злой.
Но случилась беда-
Украл у меня
Две буквы медведь
И как начал реветь:
« Вкусно, вкусно,да,да!»
Получилась...(вода)
Автор. Скрябина Анна 2 класс
2.Первая цифра похожа на руль,
А вторая -на забор.
Отгадать совсем не сложно,
Позвони, но только не ЛОЖНО! (01)
Автор. Береснев Алексей 2 класс
Приложение № 5
Внеклассное общешкольное мероприятие.
Тема: « Маленькое Лапшино - частичка большой России»
Автор. Кузнецова Юлия Борисовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ “Лапшинская ООШ”
2012
Тема: « Маленькое Лапшино — частичка большой России»
Цель. Прививать уважение к малой и большой Родине.
Задачи.
- Выяснить, какой видели Родину поэты 19, 20 века, какой видят Родину Костромские поэты и юные поэты школы.
-Посредством стихов поэтов разных поколений выяснить, изменилось ли представление о Родине в наше время.
-Выяснить особенности написания разных видов стихов.
Форма проведения. Художественно-эстетическая деятельность.
Оборудование. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, выставка книг, выставка рисунков; презентации: « Сторонушка родимая», « Наши стихи», песня « С чего начинается Родина?» на стихи Михаила Матусовского в исполнении Марка Бернеса.
Материальное обеспечение групповой работы: бумага, краски, кисти, клей, ножницы, карандаши, ручки.
Подготовительная работа. Ученики выбирают стихи о Родине для заучивания наизусть, оформляют выставку книг, рисуют иллюстрации к пословицам о Родине, на кружке
« Волшебница Поэзия» сочиняют стихи разных видов о родине.
Ход мероприятия.
- Показ презентации « Сторонушка родимая», куда включены фотографии с изображением природы Лапшинского края. Звучит стихотворение « Сторонушка родимая»
Сторонушка родимая, сторонушка бесценная,
Здесь родилась я, выросла, живу.
Землица благодатная, землинушка нетленная,
Вновь по которой в школу я иду.
А реченька весёлая, речушенька проворная
Зовёт вновь искупаться в ней.
Какая ж ты, сторонушка родимая, покорная
Желаю только светлых тебе дней!
Я подарю, сторонушка, тебе всю – всю любовь свою,
Улыбку свою небу подарю,
А солнышку лучистому, а солнышку пречистому
Слезиночку, слезинку подарю.
Тебя, моя сторонушка, я с величайшей нежностью
Частичкою России назову!
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на нашем волшебном празднике. Вы все такие разные: весёлые, а иногда и грустные, красивые и добрые, загадочные и нежные, любимые и любящие, с карими, голубыми и зелёными глазами, блондины и брюнеты, но всех вас объединяет одно. Как вы думаете, что?
( Ответы детей)
- К. Д. Ушинский сказал: « Есть много на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина».
-Как называется наша одна огромная Родина? ( Россия)
-Давайте произнесём слово Россия хором. Какие ассоциации возникают в вашем воображении? ( родина, природа, реки, церкви, соборы, герб, флаг, деревни и сёла)
- Из чего состоит Россия? ( городов, сёл, деревень)
- Как называется частичка России, в которой родились и живёте вы? ( село Лапшино)
- Тема нашего сегодняшнего праздника « маленькое Лапшино-частичка большой России».
-Ребята, вы слышали стихотворение « Сторонушка родимая». О чём оно? ( о родине)
-Давайте произнесём слово родина хором. Какие образы возникают в вашем воображении, когда вы произносите слово родина? ( мама, солнышко, дом, тёплый хлеб)
-Какая родина? ( красивая, добрая, единственная)
-Как нужно относиться к родине? ( беречь, любить, охранять)
-Сегодня мы отправляемся в путешествие в волшебный мир поэзии, чтобы посредством стихов поэтов разных поколений выяснить, какой они видели и видят родину, и изменилось ли представление о родине в наше время.
-Вы разделились на три творческие группы.
1. Чтецы стихов поэтов 19,20 века.
2. Чтецы стихов поэтов Костромского края.
3. Юные поэты Лапшинской школы. Поприветствуем друг-друга.
- Для того, чтобы ответить на наши главные вопросы, в процессе чтения и слушания стихов вы будете творить. В распоряжении чтецов стихов поэтов 19,20 в. бумага, кисти, краски, клей, ножницы. Вы будете отвечать на вопросы, создавая художественный образ родины. Чтецы стихов поэтов Костромского края будут выписывать эпитеты, которые услышат в прочитанных стихах. А юные поэты школы заполнят таблицу:
Образ родины в стихах поэтов 19,20 в | Какой видели родину поэты Костромского края. | Образ родины в стихах юных поэтов школы. |
- Затем вы проанализируете таблицу и сделаете соответствующий вывод, который и будет ответом на наши главные вопросы.
- Итак, мы начинаем!
1 группа читает стихи Николая Рубцова « Привет, Россия» и Алексея Толстого « Родной край».
Ведётся беседа по рисункам, которые изобразили дети. Они объясняют смысл пословиц, которые подобрали к рисункам.
2 группа читает стихи Леонида Попова, Галины Поповой, Ольги Коловой, Елены Балашовой. Они рассказывают об оформленной выставке книг, куда включены сборники стихов поэтов Костромской области.
- Ребята, почему вы выбрали для чтения стихи Костромских поэтов?
-А задумывались ли вы над вопросом: « С чего всё начинается?». Утро-( с рассвета), вечер-( с заката), урок - ( со звонка). А с чего начинается родина? ( с рождения, с дома)
- Давайте послушаем песню « С чего начинается Родина?» на стихи Михаила Матусовского в исполнении Марка Бернеса и дополним наши ответы (дополняем ответы)
- А сейчас слово юным поэтам Лапшинской школы.
( Включаю презентацию, где оформлены стихи детей, названы виды стихов)
1. Буриме- это стихотворение по заданным рифмам.
Родина –вторая мать!
Её должны мы все любить
И крепко-крепко целовать!
Она же будет нас хранить!
Мы пожелаем ей добра,
Успехов, счастья, красоты.
Пусть исполняются всегда
Её заветные мечты!
2.Алфавитный стих-это стихотворение, в котором каждая строчка начинается с новой буквы.
Ах, какая родина:
Белые берёзы,
Во дворе смородина,
Георгины, розы.
Дом от холода спасёт,
Если дождик вдруг пойдёт!
3.Монорим — это стих, построенный на одной рифме.
Родины прекрасней нет!
Очень яркий её свет!
Не будет здесь ужасных бед,
А только утренний рассвет!
- Фигурный стих -это стихотворение, построенное в виде фигуры.
Родина-
Душа моя!
Милая, красивая!
Очень я люблю тебя!
Как же мне ты дорога!
Будь навеки самой нежной,
Самой первой, как подснежник!
5.Звуковое кольцо — это стихотворение, в котором последняя буква первой строчки совпадает с первой буквой второй строчки, а последняя буква последней строчки совпадает с первой буквой первой строчки.
Родина — милая, добрая, славная!
Яблони цвет устилает мой двор!
Радость на сердце- ты самая главная!
Я так люблю твой волшебный простор!
- Акростих- это стихотворение, первые буквы всех строчек которого образуют слово или фразу.
Родина прекрасная
Очень нам нужна!
Девица ты красная!
И для нас мила!
Нет другой мечты,
А одна лишь ты!
Молодцы ребята. А сейчас с помощью ваших творческих работ мы подведём итог, ответив на наши главные вопросы.
Первая группа представляет картину и отвечает на вопросы.
Вторая группа перечисляет эпитеты.
А юные поэты школы, проанализировав таблицу, делают выводы.
- Ребята, а сейчас посвятим стихотворение родине!
Родина нам всем ( нужна),
Ведь она у нас ( одна)
Будем родину ( любить)
И улыбки ей ( дарить)
Ребята, я желаю вам всем счастья, а для того, чтобы быть счастливыми, нужно горячо любить свою ( родину)-маленькое село Лапшино и большую Россию!
Спасибо. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"
В процессе работы творческой мастерской "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...
Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"
Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....
« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».
Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»
Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...
Оттепель - период расцвета поэзии в литературе. Бронзовый век. Поэзия 60-х годов.
В предложенной презентации даются краткие биографические справки, предлагаются для работы с текстом наиболее яркие стихотворения поэтов-шестидесятников: Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественског...
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...