Урок литературы в 6 классе по ФГОС. Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.turgenev.docx737.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по ФГОС

Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир.

Серова Оксана Александровна,

учитель русского языка и литературы

Цели  урока:

образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи:  1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;  3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков; 4) развивать внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы; 5) воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к непознанному.

Оборудование урока:  презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners,  портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Обучающие структуры (Educare): Corners, Single Round Robin, Teambuilding, Mix Pair Share, билетик на выход.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг” (Учитель с несколькими учащимися разыгрывает  стихотворение И.З.Сурикова  на фоне слайдов).

Слайд 1.

Учитель: Летний вечер. 

Ученик 1: За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

Ученик 2: Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

Слайд 2.

Ученик 3: По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

У: И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

1: Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

2: Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

3: А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

Хором: И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Слайд № 3

Учитель: Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

  1. Работа в постоянных группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №5.

Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №6.

Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №6.

  1. Знакомство с темой урока  (слайд № 4)

  1. Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

 Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

     - А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

     - Что можно узнать по портрету?

     - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)

  1. Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).
  2. У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).
  3. Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)
  4. Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

   Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

                    Павлуша2

                                      Илюша2 

 

  1.  Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного мим варианта ответа).

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет  своего героя. Пройдите к нему.

    - Зачитайте  ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны, что правильно определили героя?

  -  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

   - Почему же?

А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.

  1.  Работа во вновь образовавшихся группах. Тимбилдинг.

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории, вспомните историю, которая вам больше всего понравилась. А теперь по очереди расскажите её. У каждого из вас 15 секунд. Начинает ученик № 1

Молодцы! Поблагодарите друг друга за интересный рассказ.

А теперь работаем дальше. Вам дана таблица.  (приложение № 2)

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

  1. Выступления (3 минуты).

  1. Закрепление материала (микс-пэа-шэа).

Потанцуем!  Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

            Я задаю вопрос, у вас есть 5 секунд, чтобы его обдумать.

1.Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

        «Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун» 

Отвечать начинают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

  1. Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы это знаете?

              Федя. По одёжке. 

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

         3.Сколько лет было детям?(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

 Отвечают ученики, старшие по возрасту.

Музыка.

4.Что готовили мальчики? «Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

  1. Билетик на выход (приложение № 3). Прослушивание  аудиозаписи (слайд № 5 запись 1).

Ответить письменно на вопросы:

  1. О чём говорят мальчики у костра?  Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
  2. Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голубе может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
  3. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
  4. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

   

  1. Подведём итоги урока.

     В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и  показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С др. стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

11. Прослушивание аудиозаписи (слайд № 5  запись №2).

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Д.З.  речевая характеристика героев.

  1. Оценки за урок (приложение №4):

Диагностическая карта группы № _____

№ п/п

ФИ участника группы

Оценил № 1

Оценил № 2

Оценил № 3

Оценил № 4

Оценил учитель

1

2

3

4

  1.  Оцените урок по 5-балльной системе ___________
  2. Впечатления от урока

          

  1. Пожелание учителю  _____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________

  1.  До свидания, ребята. Благодарю вас за урок. Удачного дня!

Приложение №1

    Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой.

1

У него всклоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  

2

Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки.

3

Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  

4

Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки.

5

У него всклоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  

6

Это мальчик лет десяти…Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  

                 

7


Приложение №2

№1

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

14

Богатая

недоверчивый

Отличается чувством собственного достоинства

«Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».

12

Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из холщовой рубахи да из заплатанных портов

смелый

варит картошку, ходит за водой, в рассказах о страшном  подмечает смешное

«Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился сила: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

№2

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

12

бедный

деловит и заботлив, смел, расудителен

«Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился сила: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

12

На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную чёрную свитку

впечатлительный

С чувством ужаса рассказывает только о страшном

№3

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

12

На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную чёрную свитку

впечатлительный

«Лицо … выражало какую-то тупую болезненную заботливость» Он лучше других знал все сельские легенды и поверья

10

бедный

Выехал пасти табун

боязливый

Жалостлив и боязлив

№4

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

10

бедный

Выехал пасти табун

он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов

… возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором… Странное впечатление  производили его глаза: они, казалось, хотели что-то сказать, для чего, на его языке…не было слов.

7

Выехал пасти табун

глубоко поэтичен, любит природу

«Последнего, …, я сперва не заметил: он лежал смирнёхонько, прикорнув под угловатую рогожу».

№5

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

7

Выехал пасти табун

в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

14

Богатая

Пёстрая ситцевая рубаха, новый армячок, пояс, сапоги

недоверчивый

старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

«Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы».

№6

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

12

Бедный

Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из холщовой рубахи да из заплатанных портов

Выехал пасти табун

смелый

«Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился сила: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

7

Выехал пасти табун

глубоко любит природу

в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам

№7

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

12

На нём были новые лапти и онучи, толстая верёвка стягивала его опрятную чёрную свитку

впечатлительный

пытлив, любознателен

«Лицо … выражало какую-то тупую болезненную заботливость» Он лучше других знал все сельские легенды и поверья

10

бедный

Выехал пасти табун

от природы жалостлив

… возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором… Странное впечатление  производили его глаза: они, казалось, хотели что-то сказать, для чего, на его языке…не было слов.


Приложение №3

Билетик на выход

ФИ_______________________

  1. О чём говорят мальчики у костра?  

  1. Какие поверья бытуют среди ребят?

  1. Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?

  1. Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

Приложение №4

Диагностическая карта группы № _____

№ п/п

ФИ участника группы

Оценил № 1

Оценил № 2

Оценил № 3

Оценил № 4

Оценил учитель

1

2

3

4

  1.  Оцените урок по 5-балльной системе ___________

  1. Впечатления от урока

                                                                                       

  1. Пожелание учителю  ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"

Презентация к уроку литературы  "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...

И. С. Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков.

Цели  урока: образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков...

Разработка урока литературы по теме: И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков"

Показано богатство духовного мира крестьянских мальчиков. Тургенев создал портрет и сравнительную характеристику героев....

Конспект урока в 6 «Б» классе по ФГОС "Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."

Урок  в 6 «Б» классе по ФГОС " Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."...