Конспект урока по литературе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev_bezhin_lug.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина. — 18-е издание — М. : Просвещение, 2012 год.
Цели:
1. Образовательные:
- продолжить изучать творчество И.С. Тургенева, в частности- рассказ «Бежин луг»;
- составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
- показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.
2. Развивающие:
- развитие поисковой познавательной деятельности;
- развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.
3. Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость;
- формирование интереса и любви к русской литературе.
Ход урока
I. Организационный момент
Самостоятельная постановка целей урока
II. Актуализация знаний
Обратимся к эпиграфу урока, в основе которого слова самого писателя: «“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал».
Расскажите о рассказе «Бежин луг». В какой цикл входит этот рассказ? О чем он?
III. Работа по группам
Вы познакомились с рассказом «Бежин луг». Давайте вспомним, кого встречает охотник в лесу? Как зовут мальчиков и что они делают?
(Охотник встречает пять крестьянских мальчиков, вышедших в ночное (Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун лошадей). Мальчиков зовут: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня)
Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно особенными словами. Предлагаю вам разобраться в описаниях маленьких героев. Для этого разделимся на команды. (групповая работа)
Каждая команда должна:
- заполнить таблицу с описанием персонажа;
- нарисовать на чистом листе своего героя.
Имя | Возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |
Федя | 14 | Сын богатых крестьян | "...На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские..." | стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами | "...сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство.. | "...Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы..." |
Имя | Возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |
Павел | 12 | Мальчик из очень бедной крестьянской семь | "...Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов..." | «Глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» | Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твердой решимостью. Что за славный мальчик. "...Жаль, славный был парень!.." |
Имя | Возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |
Илья | 12 | Илюша много работает на фабрике: "...Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите».. | На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку..." | "...Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. "...все так же напряженно щурился..." | "...отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица..." | Он лучше других знал сельские поверья |
Имя | Возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |
Костя | 10 | «Костя… возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором» "...Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно..." | "...Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался..." | "...сложения тщедушного..." "...А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя..." возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором |
Имя | Возраст | Семья, положение | Одежда | Выражение лица | Характер | Впечатление автора | Мое мнение о мальчике |
Ваня | 7 | "...изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову..." | "...Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза..." | Хочет отдать гостинцы сестре | "...Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу..." |
(10 минут на заполнение таблицы и рисунок. После каждая группа представляет свою работу. Остальные учащиеся могут дополнять выступающих).
IV. Обобщение информации
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
- Интересны ли дети охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.
- Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)
- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)
- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?
(С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)
V. Подведение итогов урока
Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам запомнилось?
VI. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Образы крестьянских мальчиков в рассказе Бежин луг
Презентация "Образы крестьянских мальчиков в рассказе "Бежин луг" поможет учителю построить урок по обобщению материала, по обучению характеристике литературных героев....
Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"
1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Презентация к уроку литературы в 6 классе : "Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".
Этот материал поможет развить аналитическое мышление....
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....