Конспект урока по литературе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev_bezhin_lug.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/В.Я. Коровина. — 18-е издание — М. : Просвещение, 2012 год.  

Цели:

1. Образовательные:

-  продолжить изучать творчество И.С. Тургенева, в частности- рассказ «Бежин луг»;

- составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков;

- показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

2. Развивающие:

- развитие поисковой познавательной деятельности;

-  развивать навыки характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся в условиях урока.  

3. Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость;

- формирование интереса и любви к русской литературе.

Ход урока

I. Организационный момент

Самостоятельная постановка целей урока

II. Актуализация знаний

Обратимся к эпиграфу урока, в основе которого слова самого писателя: «“Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное из всего, что я написал».

Расскажите о рассказе «Бежин луг». В какой цикл входит этот рассказ? О чем он?

III. Работа по группам

Вы познакомились с рассказом «Бежин луг». Давайте вспомним, кого встречает охотник в лесу? Как зовут мальчиков и что они делают?

(Охотник встречает пять крестьянских мальчиков, вышедших в ночное (Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун лошадей). Мальчиков зовут: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня)

Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно особенными словами. Предлагаю вам разобраться в описаниях маленьких героев. Для этого разделимся на команды. (групповая работа)

Каждая команда должна:

- заполнить таблицу с описанием персонажа;

- нарисовать на чистом листе своего героя.  

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Федя

14

Сын богатых крестьян

"...На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские..."

стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами

"...сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство..

"...Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы..."

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Павел

12

Мальчик из очень бедной крестьянской семь

"...Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов..."


«Глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»

Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твердой решимостью.

Что за славный мальчик.

"...Жаль, славный был парень!.."

"...а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила..."

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Илья

12

Илюша много работает на фабрике: "...Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»..

На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку..."

"...Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. "...все так же напряженно щурился..."

"...отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица..."

Он лучше других знал сельские поверья

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Костя

10

«Костя… возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором»

"...Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно..."

"...Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался..."

"...сложения тщедушного..."

"...А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя..."

возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Мое мнение о мальчике

Ваня

7

"...изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову..."

"...Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза..."

Хочет отдать гостинцы сестре

"...Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу..."

(10 минут на заполнение таблицы и рисунок. После каждая группа представляет свою работу. Остальные учащиеся могут дополнять выступающих).

IV. Обобщение информации

В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.  И хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

    Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость.

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

     Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

     Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

     Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

-  Интересны ли дети охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящей в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов, манер.

- Что общего у этих детей? (мальчики дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать, они деревенские дети, почти все они бедны)

- В чем отличие этих мальчиков? (у них разные характеры)

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

V. Подведение итогов урока

Понравился ли вам рассказ? Что особенно вам запомнилось?

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Образы крестьянских мальчиков в рассказе Бежин луг

Презентация  "Образы крестьянских мальчиков в рассказе "Бежин луг"  поможет учителю построить урок по обобщению материала, по обучению характеристике литературных героев....

Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...