И. С. Тургенев «Бежин луг». Образы крестьянских мальчиков.
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Цели  урока:

образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков;                                                                    

 показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;                                                  

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев;                                                                                               

развитие умения анализировать  текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

 воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:    Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Образы крестьянских мальчиков.

Цели  урока:

образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков;                                                                      показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;                                                  

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев;                                                                                                развитие умения анализировать  текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

 воспитательные: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи:                                                                                                                                      закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям;                                                                      выяснить, как истории,  рассказанные  мальчиками, характеризуют их;                         развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока:  презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners,  портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

Обучающие структуры (Educare): Corners, Single Round Robin, Mix Pair Share, билетик на выход.

Тип урока: комбинированный

                                       «Читая рассказ, словно наяву любуешься

                                        мальчишками- каждый из них – характер, в каждом  

                                       неповторимая душа…»

                                                  И. Смольников « Середина столетия»

                                             

                       

                              Ход урока.

1.Организационный момент.                                                                                       Приветствие гостей, партнера по плечу, по лицу.

2.Сообщение темы и цели урока. 

Учитель читает  стихотворение И. З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

                                             И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

                                                  Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

 Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

                                                 А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите с партнёром по лицу:

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева  мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли  в ночное). 

Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.

Обсудите с партнёром по плечу:

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью)  Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4.

Сингл Раунд Робин. Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.

4.Индивидуальная работа. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока.

 Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что  это за текст? (Описание, портрет)

     - А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении).

     - Что можно узнать по портрету?

     - Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера)

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной  улыбкой. (Федя).

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл;  тело приземистое, неуклюжее.  (Павлуша).

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.  (Костя).

 

 -Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем.

                                   

 

5. Углы. Corners (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного им варианта ответа)

А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет  своего героя. Пройдите к нему.

    - Зачитайте  ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя?

  -  Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек).

   - Почему?

-А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы.

-А теперь работаем дальше. Вам дана таблица.  (приложение № 2)

Персонаж

возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в  ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

автора

Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу 7 минут.

6.Выступления (3 минуты)

7.Закрепление материала (микс-пэа-шэа).

Потанцуем!  Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга.

            Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):

1) Почему крестьянские ребятишки оказались  ночью на Бежином  лугу?

Отвечают ученики, у которых светлее глаза.

Музыка.

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?

              (Федя.  По одёжде) 

Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

  3) Сколько лет было детям? (Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10,  Ване -7.)

 Отвечают ученики, старшие по возрасту.

Музыка.

4)Что готовили мальчики? «Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

-Поблагодарим друг друга.

8 Билетик на выход (приложение № 3). Выполнение задания по кругу ( задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу и по лицу.) Обсуждение в группах.

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?

 Они  говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное  затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.  3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?  Павел. Он не боится  поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

-  Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

  1. Подведём итоги урока.

    В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении  Тургенева  это даровитые, способные дети.  Каждый из них отличается своим, особым характером. Какие они?

  (Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

  Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

   Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только  на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь  окружена лишь враждебными человеку духами.

   Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

   Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской  непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику?

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям.

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

 (С одной  стороны,  самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе,  поверья, приметы, живой  ум. С другой  стороны,  тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.)

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их  воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание.  Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

10.Оценки за урок (приложение №4):

До свидания, ребята. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Образы крестьянских мальчиков в рассказе Бежин луг

Презентация  "Образы крестьянских мальчиков в рассказе "Бежин луг"  поможет учителю построить урок по обобщению материала, по обучению характеристике литературных героев....

Урок литературы в 6 классе. «И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир»

Данный материал представляет разработку урока литературы в 6 классе по теме "И.С. Тургенев "Бежин луг". Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир"....

Разработка урока литературы по теме: И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков"

Показано богатство духовного мира крестьянских мальчиков. Тургенев создал портрет и сравнительную характеристику героев....

И.С.Тургенев «Бежин луг». «Духовный мир крестьянских детей» (6 класс)

Цели урока:образовательные: раскрыть образы крестьянских мальчиков; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;развивающие: р...

Конспект урока в 6 «Б» классе по ФГОС "Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."

Урок  в 6 «Б» классе по ФГОС " Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."...