Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока и презентация по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу "Васюткино озеро" | 33.33 КБ |
Презентация к уроку | 830 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы, русского языка, природоведения, ОБЖ "Васюткиными тропами" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро», 5 класс)
Цель:
- Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
- Обобщить и систематизировать знания по теории литературы, привлечь материал природоведения и ОБЖ.
- Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
- Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Оформление урока:
- Портрет В.П. Астафьева.
- Текст рассказа "Васюткино озеро".
- Презентация.
- Дидактический раздаточный материал.
- Памятки.
- Тест. В.П.Астафьев "Васюткино озеро".
Ход урока:
Форма урока: работа в группах ( «Юннаты», «Спасатели», «Филологи»), беседа, работа с дидактическим материалом, с тестами.
I. Оргмомент.
I I. Сообщение целей урока:
продемонстрировать умения и навыки в области литературы, природоведения, русского языка, ОБЖ и на примере рассказа «Васюткино озеро» проследить путь Васютки, пройти Васюткиными тропами и сделать свои «затеси» и «зарубки».
I I I. Беседа с классом.
Ребята, на прошлом уроке вы получили задание по группам: 1 ряд – «Юннаты», 2 ряд – «Спасатели», 3 ряд – «Филологи». Каждая группа выполняла своё задание, проверять мы их будем на всём протяжении урока.
Итак, я приглашаю вас пройти по тайге вслед за Васюткой и добраться до Берега Успеха.
Встали, пошли. (Маршируем).
Первая остановка на Опушке Архивариусов.
1.Что вы отыскали в архивных "закромах" о писателе и об истории создания рассказа "Васюткино озеро"? Что обозначает имя «Василий»?
Слайды по ходу рассказа № 1, 2, 3, 4.
А теперь пробираемся на Поляну Литераторов (работа с текстом).
Встали, пошли. (На цыпочках).
1) Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичный. Что это значит?
2) Какова композиция рассказа?
(посмотрите на дидактический материал у вас на партах)
Слайд № 5. Ребята, посмотрите внимательно на план на экране. Первый и последний пункты об озере. Начинается и заканчивается повествование одним и тем же. Как называется такая особенность построения? (Кольцевая композиция).
3)Обратимся к экспозиции. Что такое экспозиция и для чего она нужна? (Чтобы подготовить читателя к восприятию материала)
4) На какой реке происходит действие рассказа? (На Енисее).
5) Обратимся к тексту на стр. учебника. Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?
6) Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем рассказ ученика.
7) А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. учебника).
8) С какой целью уходил Васютка в лес? Что является ЗАВЯЗКОЙ ?
9) С чего начинается дорога?
Всякая таёжная дорога начинается с затесей...
Словарная работа. Тут нам придут на помощь «Филологи». Что такое затеси?
Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало замовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.
10) И только ли таёжная дорога начинается с затесей?
Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.
Выходим на просеку юных «Спасателей».
Встали, пошли. (Маршируем).
11) Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр. по тексту). Какие законы тайги мы можем сформулировать?
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
7. Не терять веры в свои силы.
12) Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
Составляется и озвучивается "Памятка идущему в лес".
Памятка №1. Советы идущему в лес
- Продумай тщательно маршрут.
- Не забудь взять компас.
- Возьми спички для костра.
- Захвати с собой теплые вещи.
- Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
13) Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
Составляем и озвучиваем памятку "Если ты заблудился в лесу".
Памятка №2. Если ты заблудился.
- Не паникуй, успокойся.
- Прекрати бесполезное движение,
- Осмотри место, где находишься.
- Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
- Разожги костер, приготовь пищу.
- Подготовь из веток, травы место для ночлега.
- Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Ребята, в рассказе часто упоминаются слова мать, хлеб, краюшка, затеси, дорога. Их можно назвать ключевыми. Будут ли эти слова играть какую-то роль в дальнейшем повествовании? Вспомните фрагменты рассказа, где речь идёт о хлебе, матери, дороге, затесях. Пока Васютка не заблудился, он и не вспоминал эти слова, потому что у него было дело: он преследовал глухаря. (Слайд № 6). Но, стоп! Вот он заблудился, пока ещё сам не осознавая этого. И сразу: - Побегу, а то мамка наподдаст по загривку. Вдруг он спохватился: где же затеси?
14) Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. (Текст на стр. учебника). "Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим". Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. учебника).
Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.
Как называется приём, основанный на противопоставлении? ( антитеза)Для чего он здесь используется? (для того, чтобы передать отчаяние мальчика.)
15)Попытаемся понять Васютку. Монолог "А я заблудился". (Текст на стр. ). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
-Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»
16). Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?
Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.
Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.
17) Изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём?
Если вначале Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще «придерется к чему-нибудь», сделал это, не думая ни о чем, то теперь он задумался, да так и просидел с полчаса. Теперь он не спешит исчезнуть, а «постоял минутку, как бы прощаясь с обжитым местом», и пошел строго на север. 13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого – далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги – зависит теперь только от самого себя. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.
Давайте теперь поднимемся и посидим на «Пригорке загадок».
Встали, пошли. (Маршируем).
Васютке в тайге встречалось множество разных животных и растений. Проверим, внимательно ли вы читали рассказ. Слово «Юннатам», которые приготовили загадки об обитателях тайги.
18) Ребята, а есть ли у этого рассказа что-нибудь общее с произведениями устного народного творчества, например, со сказками? Этим вопросом занимались дома «Филологи».
(Встреча В. с белкой) Молит белочку о помощи. А когда думает, куда идти, как Иван-царевич, стоит как бы у развилки 3 дорог о выборе пути. Тёмный лес, чистое поле, дороженька – сказочные образы. И не только. А и символы нар.культуры.
Лес – символ какой-то жизненной стихии. (1-е предложение)
Дорога заставляет героя проходить проверку самого себя. Он должен решать сложные вопросы, чтобы сказать себе: «А что? И выйду! Вот пойду, пойду...»
Сказочные герои в своих странствиях не только движутся по дорогам, переходят с места на место, но и сами меняются – Совершают внутренний путь от глупости к мудрости, от трусости к храбрости. Так и В.
С чего все началось? С желания подстрелить глухаря. Забылся В., что он в тайге, хотя много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда... Помешала В.страсть, а слово СТРАСТЬ родственно страху, страшному. Родилась страшная жадность. Даже собаке уподобился, чтобы перехитрить глухаря, облик человеческий потерял. Зато сколько пришлось ему очищать себя от дурных желаний и мыслей (муха в тенетах, корень - выворотень, погасшие звездочки)
Через сколько испытаний прошёл! Дошел, добрел, оборванный, голодный, но сделавший столько открытий, не сломленный трудностями, выстоявший и преодолевший все преграды. И стал совершенно другим человеком! Первыми словами заново рожденного человека были ...Енисеюшко! славный, хороший...
Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? А тайга в этом рассказе друг или враг? Какие качества характера помогли Васютке всё преодолеть, вернуться домой?
Сделаем привал у «Родника Лесовиков»
- Обратимся к развязке. На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
- Почему озеро назвали Васюткиным?
3.«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять»
Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
4.Что помогло Васютке познать законы природы?
5. Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Ребята, вот уже виднеется желанный «Берег Успеха»
Посмотрим, знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы.
- Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
- Что свидетельствует о близости реки в тайге?
- Что предвещает вечером смену погоды?
- В чем особенность эха в лесу?
- Как сберечь в тайге припасы от грызунов?
Я предлагаю вам решить тест, он у вас на партах.
IV. Домашнее задание.
Ребята, понравился ли вам рассказ? Но вот беда, к этому рассказу очень мало иллюстраций. Слайд № 7, 8. Я предлагаю вам дома
Слайд № 9
1) нарисовать 1 иллюстрацию к любому эпизоду;
2) в тетради по литературе ответить на вопрос: «Чему вы научились у Васютки?»
V. Подведение итогов урока. Слайд № 10,11.
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Тест. В.П.Астафьев. "Васюткино озеро
1. Жанр произведения:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
б) выполняя поручение отца;
в) ради удовольствия.
4. В предложении: "Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия" - автор использует:
а) сравнение; б) антитезу; в) метафору.
5. Птица, которая "увела" Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.
7. В предложении: "Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в
них" - используется:
а) олицетворение; б) ирония; в) метафора.
8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там а) речка; б) болото; в) озеро.
10. В предложении: "Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья" - автор использует
а) антитезу; б) сравнение; в) эпитет.
11. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота;
б) его не заметили с бота;
в) он был очень рад рыбакам.
12. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.
13. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря
а) богатейшей флоре и фауне;
б) тёплой осенней погоде;
в) умениям и навыкам таёжного жителя.
14. Найдя озеро, Васютка
а) стал известным на всю страну;
б) зазнался;
в) принёс пользу стране.
15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:
а) "С тайгой надо дружить!";
б) "Тайга хлипких не любит!";
в) "В тайге одному делать нечего!".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания рассказа «Васюткино озеро» В. П. Астафьев хотел рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть...»
Композиционный план рассказа «Васюткино озеро» Экспозиция. Рассуждение об озерах и их названиях. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки. Завязка. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря. Развитие действия. Страх и отчаяние Васютки. Решительные действия по своему спасению. Просвет в пути. Кульминация. Появление бота и возвращение героя. Развязка. Васютка дома. Путь к озеру и его освоение. Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
«Глухарина проклятый…»
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Сергей Сюхин. Иллюстрация к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Домашнее задание 1.Нарисовать на альбомном листе иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из рассказа «Васюткино озеро». 2. В тетради ответить на вопрос: Чему вы научились у Васютки?
Выводы: 1. Память о традициях стала для Васютки спасательным кругом. Воспользовавшись им, он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Пусть и для нас его уроки станут ориентиром в жизни. 2. В.П.Астафьев своим творчеством старается показать, что все животные и растения проживут без человека, но человек без природы обречен на гибель.
Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава – Васюткиного озера сияние!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"
Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....
Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Внедрение в повседневную практику школы ФГОСов требует от учителей некоторой переориентации, изменения подхода к проведению уроков.Данный материал является попыткой разработки одного из уроков согласн...
Методическая разработка. Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
В данной методической разработке урока я постаралась учесть все современные требования к уроку литературы.Буду очень рада, если кому-нибудь пригодятся мои методжические разработки....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Данная методическая разрботка урока выполнена с учетом всех современных требований к уроку литературы....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Рассказ о путешествии, которое невольно совершил мальчик Васютка, заблудившийся в тайге.Вот что пишет сам писатель о судьбе рассказа:" В городе Игарке преподавал когда-то русский язык ...
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"...
Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...