Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой), даны основные этапы урока с вопросами и комменариями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_s_rozovoy.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

 


Модель урока

I. Стадия «Вызов».
II. Стадия «Осмысление».
III. Стадия «Размышление» (рефлексия).

Цель урока

  1. Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
  2. Привлечь внимание учащихся к нравственной проблематике (ответственность за свои поступки)
  3. Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.

Оформление урока (на доске)

  • Запись темы.
  • Портрет писателя.
  • Рисунки к теме «Конь с розовой гривой» (без предварительного знания содержания рассказа). презентация


Термины:

  • Рассказ
  • Контраст
  • между названием и проблемой
  • между поведением героев и ситуацией
  • между 2мя эпизодами
  • между описаниями душевного состояния (внутреннего) и поведением (внешнего)
  • Средства выразительности речи, фигуры речи:
  • Эпитеты.
  • Разговорная, диалектная лексика.
  • Сравнения.
  • Повторы.
  • Глаголы действия.
  • Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.

Ход урока.


1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».
2. Сообщение о писателе ( презентация).
3. Стадия «Вызов».

  • Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «конь с розовой гривой»? (спокойствие, романтичность, красота, зелёный луг, другие красивые лошади, река, солнечный день)
  • Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «Конь с розовой гривой»?
  • Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).

Письменное задание.
За 5 мин составьте небольшой рассказ названию, но
сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.

  • Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
  • Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
  • Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)

Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло с конем.

Чтение нескольких рассказов учащихся.

4. Стадия «Осмысление».

Работа с текстом.

  • Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
  • Что мы узнали?

- Оправдались ли наши предположения? (нет)
- О чем пойдет речь дальше? (о коне-прянике)
- Какое ключевое слово я вам не назвала? (пряник)

Вывод.(делают учащиеся) В рассказе пойдет речь том, как мальчик испытает счастье, когда бабушка привезет ему пряник.

Сравним название рассказа и его тему.
- Отражает ли название рассказа его тему? (нет, не вполне).

Внесем коррективы в наши предположения.

  • Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?

Дискуссия «Совместный поиск»

Чтение следующего фрагмента.

Обсуждение.

- Что совпало с нашими ожиданиями?
- Чем занимались ребята во время прогулки? Что показалось вам неожиданным, противоречивым в поведении героя во время долгой прогулки с левонтьевскими ребятами? (старается быть как все, забывает об обещании, данном бабушке, о бабушкиных словах)


Дискуссия «перекрестная».

- Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли уподобляться своему окружению, делать то, что не считаешь правильным, но на чем настаивают другие?

Задание по группам:

  • 1 гр.- доказать, что нужно вести себя как все. Не выделятся из своего окружения.
  • 2 гр. - доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение.
  • 3 гр. - сделать вывод о том, кто прав.

Обобщение учителя.

Чтение текста Обсуждение.

– Что узнали нового?
- Как развивались события?
- Как вы думаете, какой эпизод можно назвать кульминацией?

- Почему так подробно переживания мальчика, его душевные страдания?
- Какой контраст можно увидеть, сравнивая начало и конец рассказа? (счастье, радость, полнота жизни- желание сжаться, спрятаться, не жить)
- Какие ключевые слова, отражающие перемену, произошедшую с героем, встретились в тексте? (

Чтение следующего отрывка. Обсуждение.

  • Что вам кажется удивительным в словах бабушки? (мудрость, прощение.)
  • Как чувствует себя мальчик после разоблачения?  
  • Какую роль играет здесь описание коня с розовой гривой?

Чтение следующего эпизода. Обсуждение.

  • Какова развязка рассказа?
  • Как можно доказать текстом, что мальчик пережил сильный, незабываемый стыд?  

4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)

- Вспомним наши предположения. (Мы ожидали прекрасных картин природы, а узнали о психологических страданиях.)

Вывод:

Обман, ложь могут приносить нравственные страдания, не сопоставимые со страданиями физическим
(В этом заключается идея рассказа.)

5. Исследовательское «задание»:
- Где еще в тексте встречается контраст?
- Какова роль контраста в произведении?

Вывод:

Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.
Роль контраста - подчеркнуть душевные переживания героя.

- С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
(эпитеты, диалектная и просторечная лексика, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)

6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.

7. Творческое задание (по группам):

- Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств. Объясните их роль в тексте.

8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)

- запомнит ли герой полученный урок?

9. Вывод урока:

За все свои поступки рано или поздно придется отвечать. Лучше всегда говорить правду, как бы тяжело это не было.

10. Какие пословицы, поговорки можно подобрать к данному рассказу? (Шила в мешке не утаишь; сколько верёвочке не виться, а конец будет; тайное всегда становится явным)

11. Д/з . 

1. Ответить письменно на вопросы №2,3
2. Выучить определение « контраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПРКМ)".

В презентации дано описание технологии ЧПРКМ. Показаны её цели, возможности. Также дана базовая модель урока....

Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.

Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...