Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой), даны основные этапы урока с вопросами и комменариями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon_s_rozovoy.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Модель урока
I. Стадия «Вызов».
II. Стадия «Осмысление».
III. Стадия «Размышление» (рефлексия).
Цель урока
- Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
- Привлечь внимание учащихся к нравственной проблематике (ответственность за свои поступки)
- Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.
Оформление урока (на доске)
- Запись темы.
- Портрет писателя.
- Рисунки к теме «Конь с розовой гривой» (без предварительного знания содержания рассказа). презентация
Термины:
- Рассказ
- Контраст
- между названием и проблемой
- между поведением героев и ситуацией
- между 2мя эпизодами
- между описаниями душевного состояния (внутреннего) и поведением (внешнего)
- Средства выразительности речи, фигуры речи:
- Эпитеты.
- Разговорная, диалектная лексика.
- Сравнения.
- Повторы.
- Глаголы действия.
- Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».
2. Сообщение о писателе ( презентация).
3. Стадия «Вызов».
- Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «конь с розовой гривой»? (спокойствие, романтичность, красота, зелёный луг, другие красивые лошади, река, солнечный день)
- Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «Конь с розовой гривой»?
- Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).
Письменное задание.
За 5 мин составьте небольшой рассказ названию, но сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.
- Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
- Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
- Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)
Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло с конем.
Чтение нескольких рассказов учащихся.
4. Стадия «Осмысление».
Работа с текстом.
- Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
- Что мы узнали?
- Оправдались ли наши предположения? (нет)
- О чем пойдет речь дальше? (о коне-прянике)
- Какое ключевое слово я вам не назвала? (пряник)
Вывод.(делают учащиеся) В рассказе пойдет речь том, как мальчик испытает счастье, когда бабушка привезет ему пряник.
Сравним название рассказа и его тему.
- Отражает ли название рассказа его тему? (нет, не вполне).
Внесем коррективы в наши предположения.
- Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?
Дискуссия «Совместный поиск»
Чтение следующего фрагмента.
Обсуждение.
- Что совпало с нашими ожиданиями?
- Чем занимались ребята во время прогулки? Что показалось вам неожиданным, противоречивым в поведении героя во время долгой прогулки с левонтьевскими ребятами? (старается быть как все, забывает об обещании, данном бабушке, о бабушкиных словах)
Дискуссия «перекрестная».
- Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли уподобляться своему окружению, делать то, что не считаешь правильным, но на чем настаивают другие?
Задание по группам:
- 1 гр.- доказать, что нужно вести себя как все. Не выделятся из своего окружения.
- 2 гр. - доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение.
- 3 гр. - сделать вывод о том, кто прав.
Обобщение учителя.
Чтение текста Обсуждение.
– Что узнали нового?
- Как развивались события?
- Как вы думаете, какой эпизод можно назвать кульминацией?
- Почему так подробно переживания мальчика, его душевные страдания?
- Какой контраст можно увидеть, сравнивая начало и конец рассказа? (счастье, радость, полнота жизни- желание сжаться, спрятаться, не жить)
- Какие ключевые слова, отражающие перемену, произошедшую с героем, встретились в тексте? (
Чтение следующего отрывка. Обсуждение.
- Что вам кажется удивительным в словах бабушки? (мудрость, прощение.)
- Как чувствует себя мальчик после разоблачения?
- Какую роль играет здесь описание коня с розовой гривой?
Чтение следующего эпизода. Обсуждение.
- Какова развязка рассказа?
- Как можно доказать текстом, что мальчик пережил сильный, незабываемый стыд?
4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)
- Вспомним наши предположения. (Мы ожидали прекрасных картин природы, а узнали о психологических страданиях.)
Вывод:
Обман, ложь могут приносить нравственные страдания, не сопоставимые со страданиями физическим
(В этом заключается идея рассказа.)
5. Исследовательское «задание»:
- Где еще в тексте встречается контраст?
- Какова роль контраста в произведении?
Вывод:
Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.
Роль контраста - подчеркнуть душевные переживания героя.
- С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
(эпитеты, диалектная и просторечная лексика, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)
6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.
7. Творческое задание (по группам):
- Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств. Объясните их роль в тексте.
8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)
- запомнит ли герой полученный урок?
9. Вывод урока:
За все свои поступки рано или поздно придется отвечать. Лучше всегда говорить правду, как бы тяжело это не было.
10. Какие пословицы, поговорки можно подобрать к данному рассказу? (Шила в мешке не утаишь; сколько верёвочке не виться, а конец будет; тайное всегда становится явным)
11. Д/з .
1. Ответить письменно на вопросы №2,3
2. Выучить определение « контраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Бабушкин пряник-светлая радость детства" по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...
Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».
Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...
Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".
Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся к осмыслению нравственных уроков произведения: б...
Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления
Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Технология "Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПРКМ)".
В презентации дано описание технологии ЧПРКМ. Показаны её цели, возможности. Также дана базовая модель урока....
Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.
Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...