Адаптированная программа по литературе.(9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Программа предназначена для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rp_po_literature.docx | 97.83 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень): 10 – 11 классы / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 12-е изд. – 256 с.
Изменения в программу для детей с ОВЗ внесены в соответствии с «Некоторыми изменениями в программах обучения детей с задержкой психического развития ( V-IХ) классы /ж.Дефектология № 3, 1993г.
В IX классе программа предлагает изучение монографических и обзорных тем на историко-литературной основе.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту, пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
Обзорное знакомство с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы. Там же указаны основные виды устных и письменных работ по развитию речи детей и межпредметные связи уроков литературы.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников.
Цели изучения учебного предмета
- Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32» отводит 102 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в IX классе ,из расчета 3 учебных часа в неделю, из них на развитие речи – 18 часов, на внеклассное чтение – 10 часов, классных сочинений – 3, домашних сочинений – 4.
Результаты обучения
Личностные:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Тематическое планирование по дисциплине «Литература»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, в часах | Из них | |||||
Развитие речи | Вн/чт | Сочинение | Тест | Проект | Наизусть | |||
I. | Введение | 1 | ||||||
II. | Литература Древней Руси | 2 | 1 | 1 | ||||
III. | Русская литература 18 века | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | ||
IV. | Литература 19 века | 54 | 10 | 5 | 5 | 3 | 4 | 6 |
V. | Литература 20 века | 27 | 6 | 2 | 1 | 6 | ||
VI. | Зарубежная литература | 7 | 1 | |||||
VII. | Резервные часы | 1 | ||||||
Итого | 102 | 18 | 10 | 3/4 | 4 | 4 | 12 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 ч)
Введение (1 час)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы (1+1 рр час)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (6+2 рр+2 вн/чт)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.(1час)
Михаил Васильевич Ломоносов(1 + 1РР )
Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престоле Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин(1 +1вн/чт) Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев(1+ 1 вн/чт) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин(2часа+1рр) Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы XIX века ( 42+8 рр +4 вн.чт. час).
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.(1час)
Василий Андреевич Жуковский(1+ 1р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов(4+3рр )
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин(7 +5рр+2 вн/чт )
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» – противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» – роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика – А.А. Григорьев; «почвенники» – Ф.М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов (8 +3 рр).
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (4 +2рр час).
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» – история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский( 2часа).
Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский(3 + 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов(1+1рр+ 1 вн/чт )
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.(1час)
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Литература ХХ века (18+2 вн/чт+ 6р/р).
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин (3 часа)
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Александрович Булгаков (3 часа)
Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров
Михаил Александрович Шолохов (2 час)
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын (4час).
Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам.
Александр Александрович Блок (1час)
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин(1+ 1р/р)
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России – главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский (1+ 1 р/р)
Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева (1+ 1р/р)
Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью – потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий(1час).
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова(1+ 1р/р).
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак (1час)
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский (1+1р/р)
Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков(1+1вн.чт.час).
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Зарубежная литература (5+1 вн/чт).
Античная лирика.(1час)
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери(1час).
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир(2часа).
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете (2+ 1 вн/чт )
Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» – философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» – ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии – «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | ||||
Планируемая | Фактическая | |||||||||
I. | Введение | 1 ч. | ||||||||
Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека | 1 | Лекция с элементами беседы, работа с учебником- хрестоматией | Беседа по статье учебника стр.3 Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..» Ответ на основной | |||||||
II. | Из древнерусской литературы | 1+1Р/Р | ||||||||
II.1. | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове о полку Игореве» | 1 | Лекция о культуре и литературе Древней Руси, работа по составлению плана лекции. Начало комментированного чтения «Слова…» | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия | ||||||
II.2. | Художественные особенности «Слова о полку Игореве»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова о полку Игореве». Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению наизусть. Наизусть Р/Р Сочинение (домашнее) | Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора? | |||||
III. | Русская литература XVIII века | 8+2рр | ||||||||
III.1. | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | Лекция учителя с сообщениями учащихся. | Т/л Классицизм | Составление конспекта статей «Русская литература 18 века», «Классицизм». | |||||
III.2. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения | 1 |
Работа по теории литературы | Т/л Ода | Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка. Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде? Какие строки привлекли внимание в оде и почему? | |||||
III.3. | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения | 1 | Урок развития речи Анализ оды «На день восшествия…» и др. произведений | Р/р Обучение выразительному чтению наизусть. Наизусть | Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания. Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | |||||
III.4. | Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения | 1 | Лекция. Беседа. | Вн/чт Г.Р.Державин | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». | |||||
III.5. | А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | 1 | Урок –путешествие по страницам книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» | Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | Фронтальный опрос. Ответ на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?Сообщение учащихся, краткие пересказы содержания отдельных глав особенности жанра путешествия, факты из жизни и биографии А.Н.Радищева. | |||||
III.7. | Особенности повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 | Беседа. | Практикум | Пересказ и анализ главы «Любани» | |||||
III.8. | Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей | 1 | Лекция. Беседа. Работа по теории литературы | Т/л Сентиментализм | Анализ стихотворения «Осень». Ответ на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Беседа по содержанию Запись тезисов о сентиментализме; работа над повестью «Бедная Лиза» | |||||
III.9. | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Самостоятельная работа | 1 | Беседа. | Практикум | Развёрнутый ответ на вопрос об особенностях сентиментализма, рассказ-характеристика главных Рассказ-характеристика учениками главных героев, беседа о чертах новаторства в повести | |||||
III.10. | Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений). | 1 | Урок развития речи | Р/р Сочинение Тест по произведениям русской литературы XVIII века. | Оформление письменной работы | |||||
IV. | Русская литература XIX века | 41+13 | ||||||||
IV.1. | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1 | Лекция . Беседа. Работа по теории литературы | Т/л Романтизм. Реализм | Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»? | |||||
IV.2. | Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение анализу лирического стихотворения Практикум | Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или план. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое», ответ на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта, «невыразимо» в стихах? | |||||
IV.3. | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы | 1 | Лекция Работа по теории литературы | Т/л Баллада | Чтение статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана», ответ на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?» | |||||
IV.4. | А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.С. Грибоедова | Р/р Речевая характеристика | Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе. Составление таблицы. «Портрет писателя». | |||||
IV.5. | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 | Просмотр видеофильма | Видеоматериалпрезентация | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану). | |||||
IV.6 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 1 | Просмотр и обсуждение видеофрагментов | Видеоматериал презентация | Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Ответы на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев? | |||||
IV.8. | Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума» | 1 | Семинар | Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала. | ||||||
IV.9. | Общечеловеческое звучание образов комедии. | 1 | Семинар | Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал». Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым? | |||||
IV.10. | Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение анализу эпизода Практикум | Определение художественных особенностей комедии. | |||||
IV.11. | И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 | Урок развития речи | Р/р Сочинение Конспект | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений | |||||
IV.12. | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.С.Пушкина | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями. Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина? | |||||
IV.13. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 | Анализ стихотворений | Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина», выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы? | ||||||
IV.14. | Любовь как гармония души в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» Адресаты любовной лирики поэта | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. | |||||
IV.15. | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». | 1 | Урок развития речи Практикум | Р/р Обучение анализу одного стихотворения. наизусть Практикум | Выразительное чтение стихотворений | |||||
IV.16. | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | 1 | Анализ романтических поэм | Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» | Анализ романтических поэм А.С.Пушкина. Характеристика героев, комментарий текста. | |||||
IV.17. | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества | 1 | Семинар | Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» | Анализ трагедий А.С.Пушкина. Определение мировосприятия персонажей | |||||
IV.18. | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 | Лекция Беседа Работа по теории литературы | Т/л Роман в стихах | Выразительное чтение, определение композиции. | |||||
IV.19. | Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 | Беседа Анализ | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. Анализ глав. Составление характеристик Онегина и Ленского | ||||||
IV.20. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 | Беседа Анализ | Анализ глав. Сравнительная характеристика Татьяна и Ольга | ||||||
IV.21. | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Анализ писем Татьяны и Онегина Подготовка к проекту «Пушкинский роман в зеркале критики» | |||||
IV.23. | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 | Семинар | Анализ романа | ||||||
IV.24. | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 | Защита проекта «Пушкинский роман в зеркале критики» | Р/р Сочинение конспект | Оформление работы конспект | |||||
IV.25. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | Урок контроля ЗУН | Р/Р | Оформление работы | |||||
IV.26. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии. Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» | |||||
IV.27 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…» | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. Презентация. | |||||
IV.28 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий» | 1 | Семинар | Практикум | Выразительное чтение и анализ стихотворений о Родине | |||||
IV.29 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. | 1 | Лекция Беседа Работа по теории литературы | Фронтальный опрос | Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | |||||
IV.30 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе | 2 | Беседа Анализ глав | Фронтальный опрос | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. Устное словесное рисование. | |||||
IV.31 | М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 | Беседа Анализ глав | Т/л Психологический роман | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. | |||||
IV.32 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери» | 1 | Семинар | сообщения | Анализ главы, ответы на проблемные вопросы | |||||
IV.33 | Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 | Семинар | сообщения | Анализ содержания Подготовка проекта «Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». | |||||
IV.34. | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 | Семинар | сообщения | Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дома: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. | |||||
IV.35. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития речи Защита проекта | конспект | Оформление работы | |||||
IV.36. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова Подготовка к сочинению | 1 | Урок контроля ЗУН | Оформление работы | ||||||
IV.37. | Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | 1 | Р/р Сочинение | |||||||
IV.38. | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Миргород | 1 | Лекция о жизни и творчестве Н.В.Гоголя | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.. | ||||||
IV.39. | ». «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 1 | Беседа Анализ глав | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | ||||||
IV.40. | Система образов поэмы «Мертвые души». Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 | Беседа | Характеристика персонажей Презентация. | ||||||
IV.41 | Обучение анализу эпизода. | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение анализу эпизода. Практикум | Анализ эпизода Презентация. | |||||
IV.42 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начала в поэме «Мертвые души» | 1 | Семинар | Тест по творчеству Н.В. Гоголя. | Подготовка проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» | |||||
IV.43 | Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению | 1 | Защита проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» | Р/р Сочинение | Подготовка к сочинению | |||||
IV.45. | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.Н.Островского | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. | ||||||
IV.46. | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 | Лекция Беседа Работа по теории литературы | Т/л Комедия | Ответы на проблемные вопросы | |||||
IV.47. | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Обзор содержания повести «Белые ночи» | 1 | Лекция о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского | Рассказ о писателе на основе прочитанного. | ||||||
IV.48. | Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | 1 | Беседа | Характеристика внутреннего мира героя. | ||||||
IV.49. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 | Беседа | Определение элементов сентиментализма в повести, анализ произведение, определение проблемы. | ||||||
IV.50. | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя | 1 | Лекция о жизни и творчестве Л.Н.Толстого | Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии) | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | |||||
IV.51. | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.П.Чехова | Анализ рассказов: монологические ответы. | ||||||
IV.52. | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. Тест по творчеству А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова | 1 | Семинар | Вн/чт А.П. Чехов Рассказы Тест | Определение жанровых особенностей рассказа. Подготовка проекта «Эмоциональное богатство русской поэзии.» | |||||
IV.53. | Подготовка к сочинению. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова). (По выбору учащихся) | 1 | Урок развития речи | Р/р Сочинение | Подготовка к сочинению | |||||
IV.54. | Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. | 2 | Защита проекта | Вн/чт Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Тест | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. | |||||
V. | Русская литература XX века | 21+6 | ||||||||
V.1. | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений | 1 | Лекция | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления.. | ||||||
V.2. | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 2 | Лекция о жизни и творчестве И.А.Бунина | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | ||||||
V.3. | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи» | 1 | Беседа | Художественные особенности рассказа | ||||||
V.4. | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов. Сатира на общество шариковых и швондеров | 2 | Лекция о жизни и творчестве М.А.Булгакова | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | ||||||
V.5. | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их роль в повести | 1 | Беседа | Фронтальный опрос | Раскрыть позицию автора, определить художественное своеобразие произведения | |||||
V.6. | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | 2 | Лекция о жизни и творчестве М.А.Шолохова | Анализ рассказа: монологические ответы. | ||||||
V.7. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа | 1 | Беседа Анализ | Раскрыть позицию автора, ответы на проблемные вопросы | ||||||
V.8. | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 2 | Лекция о жизни и творчестве А.И.Солженицына | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | ||||||
V.9. | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 | Беседа Анализ | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения? | ||||||
V.10. | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование). | 1 | Урок контроля ЗУН | Тест | Оформление работы | |||||
V.11. | Русская поэзия Серебряного века А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить…» Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.А.Блока | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | |||||
V.12. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | 1 | Лекция о жизни и творчестве С.А.Есенина | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.13. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…» Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||||
V.14. | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» «А вы могли бы?» «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского | 1 | Лекция о жизни и творчестве В.В.Маяковского | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть. | |||||
V.15. | Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта | 1 | Семинар | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.16. | М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежности?» Особенности поэтики Цветаевой | 1 | Лекция о жизни и творчестве М.И.Цветаевой | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ. | |||||
V.17. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 1 | Анализ стихотворений | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.18. | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 | Лекция о жизни и творчестве Н,А.Заболоцкого | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.19. | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.А.Ахматовой | Сообщение о поэтессе с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.20. | Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||||
V.21. | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака | 1 | Лекция о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.22. | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» | 1 | Лекция о жизни и творчестве А.Т.Твардовского | Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта». Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||||||
V.23. | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом…» Проблемы и интонации стихов о войне | 1 | Урок развития речи | Р/р Обучение выразительному чтению Наизусть | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||||
V.24. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков | 1 | Урок-концерт | Вн/чт | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||||
V.25. | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. | 1 | Урок-концерт Практикум | Вн/чт | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||||
V.26. | Зачетное занятие по русской лирике ХХ века | 1 | Урок контроля ЗУН | Оформление работы | ||||||
VI. | Зарубежная литература | 6+1 | ||||||||
VI.1. | Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…» «Нет, ни надейся приязнь заслужить…» Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | Лекция о жизни и творчестве Катулла | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их комментарий с отражением особенности взгляда римлян на человека и эпоху. | ||||||
VI.2. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер | 1 | Лекция о жизни и творчестве Данте Алигьери | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение и поэмы, комментарий | ||||||
VI.3. | У.Шекспир. Слов о поэте. «Гамлет». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 | Лекция о жизни и творчестве У.Шекспира | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение трагедии, комментарий | ||||||
VI.4. | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 | Семинар | сообщения | Выразительное чтение, комментарий | |||||
VI.5. | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор и чтение отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 2 | Лекция о жизни и творчестве И.-В. Гете. | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение трагедии, комментарий | ||||||
VI.6. | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | Семинар Практикум | Вн/чт | Раскрыть идейный смысл трагедии, ответы на проблемные вопросы | |||||
VII.7. | Резерв. | 1 | Список литературы для летнего чтения | |||||||
Итого: Всего – 102 часов Р/Р – 25 Сочинений -3/4 Вн/чт – 10 Наизусть – 12 Тест- 4 Проект – 4 К/р - 3 |
Тематика контрольных и самостоятельных работ
Наименование разделов | Тематика контрольных работ |
Введение | |
Литература Древней Руси | Р/Р Сочинение (домашнее) «Слово о полку Игореве» |
Русская литература 18 века | Р/р. Сочинение«Литература XVIII века в восприятии современного человека» (на примере одного-двух произведений). Тест по произведениям русской литературы XVIII века. Вн/чт А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Вн/чт Г.Р.Державин |
Литература 19 века | Тест по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Р/р Сочинение по творчеству А.С.Грибоедова Защита проекта по творчеству А.С.Грибоедова Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина Тест по творчеству А.С.Пушкина Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина Вн/чт А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери» Вн/чт А.С.Пушкин. «Цыганы» Р/р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова Защита проекта творчеству М.Ю.Лермонтова Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова Тест по творчеству Н.В. Гоголя. Р/р Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. Защита проекта «Поэма о величии России», «Мёртвые и живые души» Р/р Сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? Защита проекта «Эмоциональное богатство русской поэзии» Вн/чт на стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Вн/чт А.П. Чехов .Рассказы. Тест по творчеству А.П.Чехова Вн/чт Л.Н.Толстой (главы из трилогии) |
Литература 20 века | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX веков (тестирование). Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков Вн/чт Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков |
Зарубежная литература | Вн/чт И.В. Гете. «Фауст» |
Резервные часы |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная учебно-методическая литература
1. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / автор-составитель В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2007-2008.,ФП№1476
Дополнительная учебно-методическая литература
- Стандарт основного общего образования по литературе.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc (дата обращения: 06.08.11).
- Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения.
URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc (дата обращения: 06.08.11).
- Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2010.
- Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 9 класс: К учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Экзамен, 2005.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - М.: ВАКО, 2010.
- Коровина В.Я Литература 9 класс: Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.
- Литература: Легенды, мифы, эпос: Игровые уроки. 5-9 классы / авторы-составители Н.Е. Смирнова, Н.Н. Ципенко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
- Литература: Работа с поэтическими текстами: Практические задания. 9-11 классы / автор-составитель Е.В. Коркина; под общей редакцией М.И. Свердлова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
- Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений «Литература. 9 класс». Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Экзамен, 2006.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 9 классов / автор-составитель В.Я. Коровина. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
Основные Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4. http://www.openclass.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по литературе (6 класс)
Настоящая программа по литературе для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственного ...
Адаптированная рабочая программа по литературе 11 класс для учащихся с ОВЗ
Данная Программа составлена для лиц с ОВЗ, в частности, для обучающихся ( 11 класса).Программа разработана с учётом потенциальных возможностей обучающихся....
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
программа для обучающихся с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по литературе 6 класс
Адаптированная рабочая программа по литературе составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ (инклюзивное обучение) УМК Т.Ф. Курдюмовой...
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
Адаптированная программа по литературе 8 класс....
Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс
Адаптированная образовательная программа по литературе 6 класс...
Адаптированная рабочая программа по литературе 8 класс
Адаптированная рабочая программа по литературе для обучающихся с задержкой психического развития (8 класс). Проектирование АООП основано на необходимости исполнения закона "Об образовании" Р...