Сценарий литературного вечера " Мне жизнь всё как-то коротка" ( к 200-летию М.Ю.Лермонтова)
материал по литературе (10 класс) на тему
В чём загадка короткой жизни Лермонтова? Имел ли поэт дар предвидения? Почему его произведения актуальны и в наши дни? На эти и другие вопросы мы пытались ответить в этом сценарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_lermontov.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г.Гусь -Хрустальный
Сценарий литературного вечера ,посвящённого
200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
«Мне жизнь всё как – то коротка…»
Автор : учитель русского языка
и литературы
Высоких Алла Викторовна
2014
Пояснительная записка.
2014 год в России объявлен Годом Культуры. Именно сейчас важно понять , в чём выражена сила русского слова , кто является носителем истин- ного смысла русского духа. С этой целью мы обращаемся к лучшим образ- цам классической литературы. Прекрасным совпадением наших интересов явилось празднование 200- летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова.
Яркой кометой пронеслась жизнь поэта , но оставила глубокий след в сознании читателя. В чём загадка его судьбы? Как дар предвидения сказался на его творчестве? Какие тайны его гибели ещё предстоит нам открыть? Над этими вопросами и задумались ученики 6-11 классов, обращаясь к теме этого
литературного вечера.
Цель вечера: попытаться проанализировать и понять особенности художественного мира М.Ю.Лермонтова , прикоснуться к тайнам его судьбы и осознать значение его творчества для русской культуры.
Основным методом работы является принцип объединения в группы по интересам ребят разных возрастов от 11 до 17 лет:
- Исследователи собирали материалы к сценарию;
- Чтецы учили наизусть стихотворения;
- Декораторы занимались оформлением класса;
- Музыканты работали с фонограммой;
- Особая группа составляла презентацию;
- Актёры репетировали сцены;
- Костюмеры подбирали наряды.
Предполагаемые результаты:
- побуждение к чтению, формирование устойчивого интереса к изучению русской литературы; - развитие творческих способностей ;
-сплочение коллектива;- адаптация учеников разных возрастных и психологических групп в сообществе единомышленников.
Сценарий литературного праздника.
«Мне жизнь всё как-то коротка…»
( посвящённый 200-летию М. Ю .Лермонтова)
Часть 1 . / Восточная мелодия /
Чтец1 Славное место – эта долина! Со всех сторон горы неприступные , красноватые скалы , обвешанные плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами , а там высоко- высоко золотая бахрома снегов, а внизу – река , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся из чёрного , полного мглой ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своей чешуёй…
В-1 Здесь , на Кавказе, 170 лет назад, 15 июля 1841 года , состоялась дуэль Лермонтова и Николая Мартынова .Местом дуэли было назначено подножие горы Машук недалеко от Пятигорска.
Чтец 1 День был знойный , удушливый , в воздухе чувствовалась гроза. На горизонте белая тучка росла и темнела. Подошва Машука устлана кустарниками и травой , вершина этой знаменитой горы высится над всей местностью. Далее поднимается пятиглавый Бештау, а налево от него величаво глядит седой Эльбрус , синея белизной своей снеговой вершины / музыка /
В-2 Дуэли не придавали серьёзного значения. Все были убеждены , что противники обме-
няются выстрелами , подадут друг другу руки и всё закончится весёлой пирушкой.
В-1 Кроме 4-х секундантов , Л. и М. , было ещё несколько лиц в качестве зрителей , спря- тавшихся за кустами. Доктора не было , потому что никто не хотел ехать , думая , что всё закончится миром . Экипажа на случай перевозки раненого тоже не было…/музыка, сцена дуэли : Л., М. , секунданты…/
В-2 Лермонтову было около 27 лет.
/музыка , сцена «Ангел»/ Романс « Выхожу один я на дорогу» / или чтец 2/
Часть 2 Чтец 2 Он был дитя, когда в тесовый гроб
Её , родную , с пеньем положили…
В-2 Память о матери глубоко запала в чуткую душу 3- летнего мальчика: как сквозь сон , слышался милый её голос , звуки её песни доводили его до слёз .Рядом с ним были всегда её альбом, куда он вносил свои рисунки , и её дневник.
Чтец 3 стихотв. О матери
В-1 Убитая горем Елизавета Алексеевна , бабушка Миши, приказала снести большой барский дом в Тарханах , свидетеля смерти мужа и дочери, воздвигнув на этом месте цер- ковь во имя Марии Египетской. Рядом построили небольшой дом с мезонином, где и поселились бабушка с внуком . С нежнейшего возраста он рос в атмосфере её бесконеч- ной любви .Она следила за его играми, её поражала ранняя тяга мальчика к созвучиям ре- чи. / Сцена « Первые рифмы» М : Баба , слушай : пол- стол, кошка – окошко, Солнце – оконце;
Б. : Молодец , Мишель./ мальчик рисует, пишет/
В-2 Рано уже любил мальчик часами глядеть на луну , следить за облаками, воображать в них рыцарей, волшебниц, замки, великанов, драконов. Впечатлительный , ранимы , бо- лезненный ребёнок обладал неимоверной тягой к природе и всему живописному,образном
/ раннее стихотворение/ М. будто отрывается от рисунка… на фоне
Музыки….М и Б. уходят
В-1 Только тонкий , чувствительный , музыкально одарённый человек мог создать такие замечательные стихотворения / композиция : музыка : «Горные вершины»/
В-1 Ст. «Г.В» - перевод « Ночной песни странника»немецкого поэта Гёте. « Какое ти- хое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом»-, писал Белинский.
В-2 Простые и выразительные строки тонко и поэтично рисуют пейзаж , передают настро ение тихой просветлённой печали и философии жизни.----«На севере диком» , « Утёс»
В-1 Лёгкое, воздушное настроение легкомысленной тучки становится раздумьем поэта –изгнанника . о своей судьбе- « Тучи» - музыка/
В-2 Л. – один из самых музыкально одарённых поэтов. Песни матери ,обучение игре на скрипке , занятия музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков повлияли на создание таких произведений , как « Песня про купца Калашникова» и « Казачья колыбельная песня».
В-1 « Читая всякую строку , вышедшую из-под пера Л., будто слушаешь музыкальные ак корды и в то же время следишь взором за потрясёнными струнами ,с которых сорваны они рукой невидимой,»- писал Белинский. / фрагмент из « Казачьей…»/
В-2 Многие композиторы обращались к поэзии Л., находили в его стихах близкие, волну ющие их мотивы. Мятежный, романтический дух , стремительность, взволнованность сти- хотворения « Парус» сумел прекрасно передать композитор Варламов. /романс/
Часть3. Кавказ.
В-1 В голове мальчика , юноши бродило уже многое. Он многое хотел поймать, испытать схватить ,будто торопился жить .Чуткий ко всем явлениям жизни, он черпал в них вдохновение . Таким порывом впечатлений стал для Л. Кавказ. Бабушка , желая поправить здоровье внука, несколько раз возила его на Воды.
В-2 Кавказ открыл ему свои объятья , которые заменили ему и ласки рано умершей матери, и дружбу близких, и даже далёкую родину. И первая любовь посетила его на кавк. в 10-летнем возрасте. Ребёнок-девушка с белокурыми волосами и голубыми глазами лет девяти , и синее южное небо , и хребты гор , одетые причудливыми облаками , шум воды, и пышная зелень в блеске теплых лучей, и румяный закат долго потом вспоминал мальчик- поэт .Не в силах найти подходящую рифму, пишет он дифирамб стихотворной прозой. - / Чтец 1 : Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, вы носили меня на своих одичалых хребтах : облаками меня одевали вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе...
В-1 В 1830 г. он признался : «Люблю я Кавказ»
Чтец 2 «Люблю я Кавказ» / фон- акварели/
В-1 К . стал для Л. второй родиной .
Часть 4 « Русская душа».
В-1 Но первая родина-Россия, она звала , требовала внимания, любви. Удивительным было
время учёбы в Благородном пансионе при МУ и в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге . Патриотический подъём , желание выполнить серьёзное дело охватывали студентов, среди которых известные всем И.А.Гончаров, А.И Герцен и др.
Сомнения, наполнившие душу поэта ,поставили его перед выбором : избрать военную карьеру или писать стихи , от которых он не мог отказаться. Писать и прятать ?
Может быть, попытаться совместить эти два важных для него дела?
В-2 Под влиянием романтизма, свойственного эпохе, молодой поэт обращается к твор- честву Ламартина , Пушкина, Шиллера, Байрона. В первую очередь, мрачная и призывная муза Байрона нашла отголосок в его поэзии. Но, подражая английскому поэту , он оста- вался самим собой , выбрав свой великий самобытный путь ./ Чтец : « Нет, я не Байрон..»/
В-1 « Русская душа» Л. была привязана к Москве, к МУ
/ тот же чтец : Москва, Москва, люблю тебя, как сын…/
Здесь он впервые осознал значение победы в 1812 году, проникся духом патриотизма. А стихотв. «Бородино» стало учебным пособием по истории для многих поколений русских людей. / композиция – фрагменты из ст .- 5 класс/.
В -2 Занятия Л. историей и стариной России внушили ему потребность написать поэму о русской жизни. В 1835 г. он создаёт поэму «Боярин Орша», переделывает её несколько раз. Центральным персонажем её является боярин времён Иоанна Грозного .В ней отразились жестокие нравы времени, когда запирали в комнате до конца жизни, предавая голодной смерти, закапывали заживо в землю, по-зверски пытали, убивали невинных.
В-1 Ещё 15- летним юношей Л. зачитывался русскими былинами , интересовался народными поверьями и сказаниями из сборника Кирши Данилова, впитывал дух и лад народной речи.
В-2 В творческом порыве работы над « Песней про купца К.» зимой 1836 г. он устраивает в Тарханах кулачные бои между крестьянами. Кул. бои были национальной потехой, проявлением удали молодецкой и ,часто, способом разрешения спора. Довольный виденным, поэт подарил крестьянам несколько участков леса , а сам написал удивительную поэму. В «Песни про купца К.» картина кулачного боя между Кирибеевичем и к.К за честь Алёны Дмитр. является ключевым эпизодом./ сценка, музыка/
В-1 Бой, поединок, дуэль странным роком преследовали Л. В 1837 г. роковая весть о дуэли Пушк. потрясли М.Ю. Он разразился тревожным стихотворением « На смерть поэта». Как известно, сначала Л. написал его без 16 заключит. строк, и оно было воспринято благожелательно .Сам Л. нервно больной, расстроенный, лежал дома, переживал эпопею 2,5 суток – с 27 по 29 янв. , и будто в горячке крикнул : « Если над ними нет закона и суда земного , если они палачи гения , так есть и божий суд.» Эта мысль почти дословно вошла в последний фрагмент стихотворения . / Чтец – последние 16 строк/
В-2 Ни одной строки этого стихотворения николаевский двор не простил Лермонтову. На экземпляре произведения , переданном царю, услужливой рукой было написано: « Воззвание к революции!»
В-2 Известность ст. Л «На смерть поэта» быстро разнеслась .Ни в одном из посвящений не звучало такой силы , и таланта, и любви , и негодований , ни одно из стихотворений так полно не выражало чувств всей России . В строках этого гневного вызова власти звучали и пророческие нотки собственной судьбы Л. Поэт в России был обречён на борьбу, свободу и раннюю смерть. / музыка/
В-1 Пылкость 22-летнего поэта была наказана.Он был арестован , 27 февраля 1937 г. последовало высочайшее «повеление , по коему лейб-гвардии Гусарского полка корнет Л.
переводится тем же чином в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.»
Часть 5
В-2 Опять Кавказ! Тамань. Чёрное море. Действующая армия. Горцы. Опасность. Всё это привлекало внимание поэта-офицера , обостряло чувства, воспоминания о бабушке, любимых девушках. В его воображении возникали чуть размытые лица 9-летней белокурой девочки. Двоюродной сестры Анны Столыпиной , Софьи Бахметьевой , Кати Сушко- вой , Вареньки Лопухиной. Их черты угадываются в образах героинь его произведений: кн. Лиговской, Бэлы, кн.Мери, Веры, Нины .
В-1 Друзья, сражения, странствия, поездки, возвращение в Петербург, потом – опять Кавказ. Юношеская весёлость всё чаще уступала припадкам меланхолии. В голове- множество замыслов : драма «Маскарад», р-н « Герой нашего времени», кавказские поэмы, стихи – и один и тот же сон : его труп в жаркой долине Кавказа , среди жёлтых вершин скал, труп с дымящейся в груди раной , труп одинокого , непонятого странника…
В-2 Ещё в 17 лет Л. написал: Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то…
Он спешил жить .За 4 года известности поэт стал и кумиром поколения , и предметом зависти , даже ненависти.
В-1 Людей, недостаточно знавших его, он скорее отталкивал, давая волю остроумию.
В то же время , он мог быть кроток и нежен, как ребёнок, в характере его преобладало задумчивое , грустное настроение.
Его ненавидели за резкость и остроту языка . « Тут высказалась , - говорили они ,- вся его армейская натура, показалось ослиное ушко из-за накинутой львиной шкуры.»
Предметом насмешек Л. становились многие , но в имени Николая Соломоновича Ма- ртынова мир узнал причину гибели поэта.
В-2 М. был красивый мол. офицер, блондин высокого роста. Он был всегда любезен, весел , пел под фортепьяно романсы, полон надежд на свою будущность, мечтал дослужиться до генеральского чина . Но в отставку ушёл всего лишь майором, без орденов .Из изящного молодого человека сделался каким-то дикарём с огромными бакенбардами , с огромным кинжалом . Этот кинжал на поясе Мартынова , Мартышки, как его назвал поэт , и послужил предметом насмешек , скорее шалостей Лермонтова.
Часть 6 Заключение.
В-1 / музыка/ Выстрел раздался , и Л. упал, как подкошенный, не успев схватиться за больное место. Секунданты подбежали… В правом боку дымилась рана , в левом- сочилась кровь…Неразряженный пистолет оставался в руке.
Чтец 1 Чёрная туча , медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели Вечную память новопреставленному рабу Михаилу.
В-2 Тело Л. лежало под проливным дождём. Так умирал истекающий кровью юноша-поэт.
Ему было около 27 лет.
Чтец-1 Гроза прошла .Стало совсем тихо. Полный месяц ярким сиянием осветил окрестность и вершины гор , спавших во тьме ночной . Небо и звёзды /чтец 2/Романс «Выхожу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка сценария литературного вечера по творчеству М.Ю.Лермонтова для 9-11 классов
Сценарий,посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова. Чтениие наизусть стихотворений поэта, конкурс инсценировок, викторина....
Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Михаила Лермонтова « Душа уставшая моя» (К 200-летию М.Ю.Лермонтова)
Литературно-музыкальная композиция...
Сценарий литературного вечера о жизни и творчестве К. Симонова (к 100- летию со дня рождения).
Литературный вечер для старшеклассников...
Сценарий литературного вечера, посвященного 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Материал можно использовать для уроков в 9 классе....
Сценарий литературного вечера-спектакля "Я жизнь посвятил России", посвящённого 200-летию И.С.Тургенева
Спектакль способствует приобщению учащихся к литературному наследию И.С.Тургенева, формированию интереса к жизненному и творческому пути писателя, создаёт условия для творческой самореализации школьни...
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
Сценарий литературного вечера " Я жизнь посвятил России"
Данный сценарий посвящён жизни и творчеству И.С. Тургенева....